|
|
[09-06-00]
Liberty Live -
"Владимир Путин повторяет ошибки российской администрации XIX века..."
Введение прямого президентского правления в Чечне комментирует Андрей Бабицкий. Программу ведет Андрей Шарый. В ней также участвуют корреспондент Радио Свобода в Москве Арслан Саидов, корреспондент Радио Свобода на Северном Кавказе Хасин Радуев и корреспондент Радио Свобода в Москве Елена Фанайлова, которая беседовала с американским бизнесменом-благотворителем Джорджем Соросом.
Андрей Шарый:
В Чечне введено прямое президентское правление. Как заявил секретарь Совета Безопасности России Сергей Иванов, именно это предусматривает подписанный Владимиром Путиным Указ о временных органах власти в Чеченской Республике. Рассказывает Арслан Саидов:
Арслан Саидов:
Глава государства своим указом упраздняет представительство правительства в Чечне, возглавляемое Николаем Кошманом. Вместо представительства должна быть образована временная администрация. По словам Секретаря Совета Безопасности России Сергея Иванова выборы в Чечне проводиться не будут. Главу республики назначит президент. Руководитель Чечни будет подотчетен не только Владимиру Путину, но и полпреду президента на Северном Кавказе Виктору Казанцеву. Поскольку Конституция России не предусматривает такого механизма управления регионами, президент направил в Думу проект Закона об организации временной системы исполнительной власти в Чечне, а до его принятия будет действовать аналогичный законопроекту президентский указ. В администрации президента депутаты рассчитывают, что новый закон примут до начала летней сессии.
Идею введения в Чечне прямого президентского правления уже поддержал лидер думской фракции СПС Борис Немцов. Одобрение высказал и представитель верхней палаты парламента - Сергей Собянин. Кто возглавит власть в Чечне - неизвестно, но назначение может произойти в ближайшие две недели. Бывший полпред президента Николай Кошман пока продолжает до формирования новых органов власти в Чечне исполнять свои обязанности.
Андрей Шарый:
О том, как восприняло решение президента нынешнее руководство Чечни, рассказывает корреспондент Радио Свобода на Северном Кавказе Хасин Радуев:
Хасин Радуев:
Указ президента Путина об образовании администрации в Чечне, как заявил секретарь Совета Безопасности России Иванов, подразумевает в введение в республике прямого президентского правления. Кремль окончательно дал понять, что политических переговоров с чеченскими представителями, в том числе и с президентом Масхадовым, не будет. Москва приступает к созданию новых структур власти в Чечне строго и непосредственно подчиненных федеральному центру. Этот процесс начат в условиях, когда в самой республике продолжается вялотекущий военный конфликт, который фактически имеет характер партизанской войны.
Аслан Масхадов и его окружение в курсе того, что президент Путин подписал сегодня свой указ и положение о временной власти в Чечне, хотя, как заявил министр информации Ичкерии Ахмед Закаев, они пока не располагают полным текстом подписанных документов. Между тем, Аслан Масхадов, со слов того же Закаева, заявил, что указ Путина к Чеченской Республике Ичкерия никакого отношения не имеет. По мнению чеченского президента, Кремль находится в политическом тупике и не представляет, каким образом из него выйти и закончить войну, которую он так безрассудно начал. Другой чеченский политик - Мовлади Удугов, называет попытки создать пророссийские органы власти в Чечне бесперспективным занятием. По его мнению в республике есть законно избранные органы власти, с которыми рано или поздно российским политикам придется сесть за стол переговоров.
Если ситуация в Чечне в ближайший период кардинальным образом не изменится, то в течение 2-3, как говорят в Кремле, лет чеченцам придется иметь дело с человеком, назначенным президентом Путиным. Кто им будет - пока неизвестно. Называются имена Малика Сайдуллаева, муфтия Кадырова, Адама Дениева и даже Руслана Хасбулатова. Это, если выбор российского президента падет на чеченца, если же это будет не чеченец, то новому генерал-губернатору Чечни придется иметь дело не только с воюющими полевыми командирами, роль которых в развитии ситуации в Чечне рано списывать, но и с обиженными претендентами на "чеченский престол", за каждым из которых тоже стоят его люди, тоже, кстати, вооруженные.
Андрей Шарый:
Ситуацию комментирует Андрей Бабицкий:
Андрей Бабицкий:
Я считаю, что достаточно точно выразился Хасин Раудев, что Кремль продемонстрировал свое намерение исключить из вариантов решения чеченской проблемы политическое урегулирование и мирные переговоры. По всей вероятности, это так. Собственно, к этому и шло, поэтому вряд ли кого удивил исход
трех-четырех месячных размышлений Кремля относительно того, что делать в Чечне. Отказ от любой формы плебисцита - я думаю, что это не совсем точное решение. Оно вряд ли даст Кремлю возможность эффективно управлять Чечней, по крайней мере, это консервирует на длительное время ситуацию партизанской войны, поскольку все-таки выборы и переговоры могли бы в значительной степени ослабить позиции чеченского сопротивления, речь бы шла о волеизъявлении значительной части населения.
А сейчас Путин подвергает ошибки российской администрации в XIX веке - внешнее управление еще никогда не давало хороших результатов, как и администрирование с помощью насилия. Я не думаю, что это решение можно рассматривать как перспективное, и мне все-таки представляется, что в данном случае можно будет говорить о том, что центр ответственности за все происходящее переходит непосредственно в Кремль, и, как я уже говорил, родители тех ребят, которые будут погибать в Чечне, сегодня, по крайней мере, будут знать, кто непосредственно ответственен за смерть их детей.
Андрей Шарый:
Андрей, поступила информация о том, что Владимир Путин предложил Николаю Кошману возглавить администрацию Чечни, но тот, несмотря на уговоры президента, отказался. Как вы думаете, чем могло бы быть вызвано такое решение Кошмана?
Андрей Бабицкий:
Мне сложно сказать, я думаю, что очень многие российские чиновники, которые сегодня работают в Чечне, понимают, что садиться на престол генерал-губернатора Чечни, не имея перспектив на будущее, значит, постоянно оказываться в положении проигравшего, чиновника, которому будут предъявляться из Москвы нескончаемые претензии. Поэтому мне кажется, что любой здравомыслящий, хотя бы отчасти представляющий себе перспективы развития ситуации человек должен отказаться от этого кресла. Может быть, этим и вызван отказ Кошмана, тем более, что он и раньше говорил, что если ему будет предложено это кресло, он откажется.
Андрей Шарый:
Сегодня с заявлением по поводу ситуации на Северном Кавказе и способов, которыми российские власти пытаются урегулировать ситуацию в Чечне выступил известный западный благотворитель Джордж Сорос, который руководил целой сетью благотворительных фондов, которые действуют в России. "В России до сих пор существует опасность возвращения к авторитарному типу государства", - заявил Сорос. Рассказывает Елена Фанайлова:
Елена Фанайлова:
"Существует огромное количество нарушений прав человека на Северном Кавказе. Вне рамок международного права находятся обе стороны вооруженного конфликта", - считает Сорос.
Джордж Сорос:
Насилие одной стороны бесконечно порождает насилие другой. Образуются замкнутые круги ада, в который погружается вся Чечня.
Елена Фанайлова:
Фонд Сороса осуществляет в Чечне гуманитарные программы вне зависимости от позиции российского правительства.
Джордж Сорос:
Это - поддержка госпиталей, деятельность неправительственных организаций на территории Чечни, правовая помощь жителям, обеспечение работы школ в лагерях переселенцев. Работа фонда - малая часть того, что должно было бы делать российское правительство. Одна из задач фонда - делать все, чтобы население России знало о чеченских проблемах.
Елена Фанайлова:
По мнению Джорджа Сороса, политика России на Северном Кавказе - элемент новой концепции российского авторитаризма.
Джордж Сорос:
Преобладающая идея государственности в России осталась от советских времен. Существует опасность возвращения к старому типу государства. Тенденция не до конца оформлена, но признаки ее налицо, и это беспокоит.
Елена Фанайлова:
Реформы государственной власти в России Сорос комментирует так:
Джордж Сорос:
Чтобы избежать опасности возврата авторитаризма в России необходимо укреплять местные органы управления и регионального самоуправления. А предложение президента России убирать неугодных ему губернаторов опасно, против этой попытки будет происходить борьба.
Елена Фанайлова:
Тревожным симптомом возращения к авторитарному правлению в России американский финансист назвал попытки подавления свободы информации:
Джордж Сорос:
Я говорю не только о свободе печати - эти случаи всем известны. Но у нас вызывает озабоченность контроль над Интернетом. Нам известно множество случаев, когда в провинции службы ФСБ требовали прямого контроля при подключении Интернета. Более того, людям запрещали рассказывать об этом, поскольку информация, якобы, относилась к категории государственной тайны.
Елена Фанайлова:
Джордж Сорос уверен: государство может укреплять свою власть с единственной целью: обеспечивать права и свободы своих граждан.
Другие материалы за ближайшие три дня:
|
|