|
|
[20-04-00]
Liberty Live -
Обсуждение Чеченской войны в Женеве
Интервью руководителя чеченской делегации, главы Комитета по иностранным делам парламента Ичкерии Ахъяда Идигова.
С ним беседовал Дмитрий Волчек.
Дмитрий Волчек:
В Женеве продолжается заседание Комиссии ООН по правам человека, на котором обсуждается война в Чечне. О ходе слушаний я беседовал с руководителем чеченской делегации, главой Комитета по иностранным делам парламента Ичкерии Ахъядом Идиговым.
Ахъяд Идигов:
Обсуждение чеченского вопроса в Женеве идет очень трудно. Особенно после того, как в Чечню съездила и вернулась с докладом Верховный Комиссар ООН по правам человека Мэри Робинсон, которая высказалась о ситуации, которую она видела и наблюдала там, и она довольно откровенно сказала все о тех нарушениях, которые там происходят, о том, что происходят массовые нарушения прав человека и истязания людей, и она предложила, что необходимо принять какие-то срочные меры по этому вопросу. Выступала российская делегация, потом выступал господин Каламанов, который назначен Представителем по правам человека на территории Чечни, который высказывался не как человек, который должен защищать права человека, а выступил с политическим докладом, с обвинениями в адрес чеченского народа...
Дмитрий Волчек:
Какового рода воздействие собственно может оказать ООН на Россию? Если ПАСЕ была уполномочена принять решение об исключении России, то здесь, наверное, речь идет только о каком-то моральном воздействии, о призывах?
Ахъяд Идигов:
Если здесь будет принято решение, которое в какой-то степени будет противостоять мнению Совета Европы, то это с моральной точки зрения получится как бы компенсация для российской власти. Поэтому представитель России всех здесь уговаривает, чтобы они проголосовали в их пользу... Мы выступили здесь со своим заявлением, рассказали о своем положении, встречаемся, рассказываем о том, что происходит. В заявлении нашем говорится о том, что Аслан Масхадов призвал, в соответствии с решением Совета Европы, сесть за стол переговоров, немедленно прекратить военные действия и решать все мирным путем. Однако, этого не происходит и продолжается наращивание военного присутствия, возобновились активные боевые действия, бомбардировки и тому подобное продолжается. Это требует реакции со стороны ООН.
Что здесь скажут, как отреагируют на решение Совета Европы, как отреагируют на то что происходит в Чечне...
ЕС выдвинул здесь проект заявления, в котором он требует немедленно прекратить военные действия, сесть за стол переговоров, направить в Чечню специальную комиссию. С этим проектом полностью несогласно представительство России. Оно препятствует всячески его принятию и делает все возможное, вплоть до того, что пытается на нас оказывать какое-то давление в смысле того, что "мы незаконно здесь присутствуем" и так далее... Когда мы, здесь, со своей стороны, предлагаем вариант мирного разрешения вопроса, мы говорим, что продолжение этой ситуации только усугубит это положение, не может быть военной победы, и поэтому мы пытаемся это здесь решить политическим путем...
Дмитрий Волчек:
Господин Идигов, были ли у вас попытки каких-то контактов с российскими представителями, с российской делегацией, скажем, в кулуарах, или, может, они к вам как-то обращались?
Ахъяд Идигов:
Сегодня, кстати... и до этого много раз они инициировали разговоры, контакты. Мы объясняли им эту ситуацию, а они здесь пытаются объяснить, скажем: "Вот, почему Басаев пошел в Дагестан? Если бы он не пошел, всего бы этого не было"... Получается так, что даже если Басаев пошел туда, то в этом виноват весь остальной чеченский народ, за это его надо бомбить и убивать, и это нельзя рассматривать за столом переговоров или политическим путем?! То есть, идет открытое давление... Дело в том, что мы пытались через них как-то донести нашу позицию до руководства России, но пока что реакция с их стороны однозначная - они пытаются сделать все возможное для того, чтобы принять как можно более мягкий вариант резолюции, или, чтобы резолюции не было, а было принято заявление председателя, в проекте которого очень сильно восхваляется роль господина Путина, восхваляются действия России... Но, в конечном итоге, есть еще Организация исламских государств, есть африканская группа, есть и другие страны, с которыми мы контактировали здесь. Они имеют свою позицию, и расклад сил может быть в этом случае, конечно, не в пользу России. Я думаю, что если Россия будет здесь осуждена, то это, по большому счету, в пользу России, потому что этот принцип подхода к решению вопросов совершенно неприемлем, как для граждан России, так и для остальных.
Дмитрий Волчек:
Господин Идигов, я хотел вас спросить о перспективах судебного процесса в Европейском Суде по правам человека - я имею в виду обращение чеченской медсестры Касымовой?
Ахъяд Идигов:
Вопрос о ее обращении находится, скажем, в начальной стадии, и я думаю, что мы будем должны сделать все возможное, чтобы показать на основе этого природу вот этого преступления, которое совершается сегодня.
Дмитрий Волчек:
Когда ожидается решение в Женеве, когда будет резолюция?
Ахъяд Идигов:
Здесь решение должно было быть принято
18-го числа. 18-го его не приняли по настоянию России. Они хотят охватить все больший круг голосующих и поэтому голосование перенесено на 25-е число. Но есть и предположение, что может даже быть перенесено на 29-е.
Другие материалы за ближайшие три дня:
|
|