Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.11.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Наука
[27-05-01]

"По следам Эскулапа"

Ведущий Евгений Муслин

Передачу ведет из Нью-Йорка Евгений Муслин. Темы передачи: потенциальные опасности при клонировании человека, научная проверка методов и средств альтернативной медицины, а также последние медицинские новости.

Евгений Муслин:

В течение нескольких последних лет проблема клонирования млекопитающих стала одной из самых актуальных в мировой биологии. Однако, реальные итоги применения этой новейшей биотехнологической методики до сих пор касались только некоторых видов животных - овец, мышей, обезьян... Но вот совсем недавно объявлено о проекте трех ученых начать в ближайшем будущем систематическое, можно сказать - серийное клонирование человека как реальную медико-биологическую процедуру, подобно искусственному оплодотворению. Мы попросили Даниила Голубева рассказать об этом проекте, и о том, как он был встречен учеными.

Даниил Голубев:

Прежде всего, необходимо отметить, что указанная инициатива - не первая в своем роде. Три года тому назад в Чикаго физик Ричард Сид объявил о планах клонирования собственной жены. Никаких дополнительных сведений по этому поводу с тех пор не последовало. Теперь со своим планом выступило "трио" специалистов: эксперт клинического института акушерства и гинекологии в Риме Северино Антинори, сотрудник отдела репродуктивной физиологии Института андрологии в городе Лексингтон (штат Кентукки, США) Панос Завос и американо-израильский биотехнолог Ави Бен-Абрахам. По словам членов этой группы, высказанных на специальном рабочем совещании в Римском институте акушерства и гинекологии, они имеют неограниченное финансирование и собираются проводить свои исследования в одной из средиземноморских стран, поскольку "в морально-этическом плане они более комфортно себя чувствуют в атмосфере иудаизма или ислама"...

Евгений Муслин:

А в чем состоит их медико-биологическая программа?

Даниил Голубев:

Ее отчетливо сформулировал Северино Антинори, известный специалист в области искусственного оплодотворения, поскольку в 1994-м году он осуществил успешную имплантацию (вживление) оплодотворенной яйцеклетки в матку 62-х-летней женщины. Доктор Антинори заявил, что их группа ставит своей задачей помощь бездетным парам, у которых невозможность иметь детей связана с тем, что мужчина не продуцирует сперму. "Клонирование - сказал Антинори - является последней попыткой преодолеть мужскую стерильность". Об актуальности программы, как он отметил, свидетельствует тот факт, что в списке ожидающих своей очереди на клонирование значатся уже 600 пар.

Евгений Муслин:

Что известно о предполагаемой технике самой процедуры такого клонирования?

Даниил Голубев:

Судя по объяснениям авторов проекта, они собираются следовать ставшей уже классической методике клонирования, впервые примененной доктором Яном Вилмутом и его коллегами в Рослинском институте в Эдинбурге (Шотландия) для выведения первого клонированного млекопитающего - легендарной овечки Долли. Применительно к целям работы трех членов "средиземноморской" команды дело будет выглядеть примерно следующим образом: от женщины из бездетной пары в соответствии с обычной методикой искусственного оплодотворения будут получены яйцеклетки, которые затем и будут "денуклеированы", то есть, лишены ядерного содержимого; из соматических клеток мужа, неспособного продуцировать полноценную сперму, будет выделена дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК), которую введут в денуклеированные яйцеклетки и индуцируют процесс их интеграции с помощью электрического разряда. Затем "оплодотворенные" таким необычным образом яйцеклетки после лабораторного контроля в пробирке с целью выявить, развился ли полноценный эмбрион, будут имплантированы в матку той же самой женщины для вынашивания плода и последующих родов ребенка.

Евгений Муслин:

Известно, что эта процедура уже опробована на ряде видов млекопитающих, но как это будет выглядеть на людях? Что думают о реальности такого плана другие специалисты?

Даниил Голубев:

Многие из них настроены весьма скептически. Доктор Рудольф Дженикс - сотрудник Института биомедицинских исследований Уайтхедд в Кембридже (штат Массачусетс) считает саму постановку вопроса в той плоскости, как это делают члены средиземноморского трио совершенно недопустимой. "Они хотят уподобить человека морской свинке, и это не выдерживает никакой критики, - утверждает он. - И дело не только в этических нормах, а в самой технике клонирования".

И Дженикс, и ряд других специалистов обращают внимание на то, что реальной способностью к имплантации в матку обладает далеко не каждая яйцеклетка, кажущаяся в пробирке полноценно оплодотворенной с помощью соматической ДНК. При работе с животными для повышенной вероятности имплантации всегда используются несколько оплодотворенных яйцеклеток, которые подсаживаются в матки нескольких "суррогатных матерей" в надежде получить хотя бы одну полноценно беременную особь. С другой стороны, далеко не каждый имплантированный эмбрион развивается нормально. Многие из них "замирают", то есть, останавливаются в своем развитии из-за ненормальностей в анатомии почек, недоразвитии сосудистого русла или иммунной системы. Доктор Вилмут - "творец" знаменитой Долли - вспоминает, что среди полученных им в результате клонирования животных был барашек, родившийся слишком рано и, несмотря на внешне нормальный вид, обладавший совершенно ненормальным развитием мышц и сосудистого русла легких, что обусловливало так называемую гипервентиляцию и привело его к гибели.

Как можно разрешать такие и подобные им проблемы применительно к одной бездетной паре? Наконец, и это особенно тревожно - эмбрион, полученный в результате клонирования, нередко бывает слишком большим по своим размерам. И это создает реальную угрозу для здоровья, и даже жизни матери, которая может оказаться не в состоянии выносить такой плод. Таковы лишь некоторые из возражений оппонентов нового плана клонирования человека.

Евгений Муслин:

Что же на это отвечают авторы? Замечания столь серьезны, что от них нельзя просто отмахнуться...

Даниил Голубев:

А они и не отмахиваются. Члены "трио" полагают, что усовершенствование методики культивирования клонов в пробирке до их имплантации в матку позволит им избежать отклонений от нормального развития эмбрионов в последующем. Кроме того, они полагают, что тщательный микроскопический анализ оплодотворенных яйцеклеток даст им возможность "отбраковать" неполноценные индивидуумы и использовать для имплантации только абсолютно нормальные яйцеклетки, которые не будут нести в себе ни признаков собственных уродств, ни опасности для матери.

Евгений Муслин:

Ну и убеждают они этими рассуждениями своих оппонентов?

Даниил Голубев:

Ни в коей степени. Доктор Дженикс уверен, что все контрольные исследования с пробирочными культурами клонов могут касаться только хромосомного набора, а на фактическую "судьбу" эмбриона могут влиять и так называемые эпигеномные, то есть внехромосомные факторы, которые заранее выявить и учесть невозможно. Если обычная, совершенно нормальная беременность чревата возникновением внутриутробных уродств плода и таит в себе не такую уж редкую угрозу здоровью и жизни матери, то техника получения "клонового" потомства многократно усиливает эти опасности.

Евгений Муслин:

Какой же общий вывод можно сделать по всей этой проблеме?

Даниил Голубев:

А пока никакого. Члены "средиземноморского трио" нисколько не были обескуражены возражениями и замечаниями оппонентов. Доктор Антинори заявил, что группа встретится в октябре в Монте Карло и начнет работу по клонированию в соответствии со своим планом в течение ближайших двух лет. "Джин выпущен из бутылки!" - добавил его коллега Панос Завос. Но... думается, что дело обстоит не совсем так. Не говоря уже о чисто технологических трудностях и проблеме безвредности всей процедуры клонирования неясными остаются и многие чисто биологические вопросы. Вот только некоторые из них, прозвучавшие на пресс-конференции в Риме, и на которые не были даны однозначные и исчерпывающие ответы: "Если бездетная пара решится прибегнуть к помощи "средиземноморского трио", то, что она в итоге получит - общего ребенка или биологическую копию одного из родителей? Каков будет реальный биологический возраст тканей "новорожденного клона" - как у "обычного" ребенка, то есть, 9 месяцев с момента зачатия, или - как у "донора ДНК" то есть 30 или... сколько-то еще лет"?

При оценке реальности такого рода проектов нельзя не учитывать также общественного мнения о допустимости клонирования людей на основании комплекса этических и религиозных представлений. По данным опроса, 1000 взрослых людей проведенного Американским естественно-историческим музеем, 92 процента опрошенных не приемлют методику клонирования людей в принципе, а 86 процентов - не считают ее допустимой даже для воспроизведения домашних животных. Есть только одна категория людей, безоговорочно поддерживающих саму идею клонирования и готовых немедленно к ней прибегнуть - это родители, потерявшие маленьких детей и страстно желающие любой ценой "вернуть их к жизни". Получение биологического клона (копии) умершего ребенка на основе его ДНК представляется им абсолютно приемлемой и желанной процедурой. Но... суммируя все изложенное, думается, что до практического клонирования людей дело в скором времени не дойдет. Иными словами, "джину клонирования" видимо еще придется посидеть в бутылке".

Лилия Шукаева:

Многие американцы убеждены, что так называемая альтернативная медицина может принести им избавление от болезней, с которыми пока не могут справиться врачи, вооруженные лишь строго научной методами традиционной медицины. И вот, под давлением общественного мнения, американский Конгресс выделил около 90 миллионов долларов на выяснение эффективности и проверку таких популярных, но нетрадиционных терапевтических методов, как иглоукалывание, применение пищевых добавок, гомеопатия и тому подобное.

Для выполнения этой задачи при Национальном институте здоровья, расположенном в Бетезде под Вашингтоном, был организован Национальный центр альтернативной медицины. Директором этого центра уже в течение 18 месяцев является 54-летний врач-вирусолог доктор Стивен Страус. Согласно данным доктора Дэвида Айзенберга из Гарвадского университета, специально изучавшего этот вопрос, к разнообразным методам альтернативной медицины сегодня прибегают более 40 процентов американцев. Какие из этих методов действительно помогают больным, а какие нет - вот предмет изучения доктора Страуса и его сотрудников. Надо сказать, что сам доктор Страус получил традиционную медицинскую подготовку и имеет научные степени Массачусетского технологического института MIT и медицинского факультета Колумбийского университета. Как исследователь он изучал энцефалиты, занимался СПИДом, синдромом хронической усталости и различными формами герпесных инфекций. Несколько лет он также возглавлял лабораторию клинических исследований в Национальном институте аллергии и инфекционных болезней.

И вот теперь, будучи директором Центра альтернативной медицины, доктор Страус дал интервью корреспонденту газеты "Нью-Йорк Таймс". Прежде всего, корреспондент поинтересовался тем, почему доктор Страус, всегда работавший в традиционной медицине и занимавший в ней неплохое положение, согласился заняться непривычной для него и мало популярной среди солидных медиков медицинской альтернативой.

"Видите, ли, - ответил доктор Страус, - я думаю, что единственный способ прояснить спорные вопросы альтернативной медицины - это поручить рассмотреть их квалифицированной научной группе, обеспеченной достаточным финансированием. Несомненный факт заключается в том, что американцы весьма часто прибегают к альтернативному лечению и тратят на него миллиарды долларов. Значит, либо их обманывают, либо в этом лечении есть какой-то смысл, и я считаю, что медицинская наука в состоянии дать на это четкий ответ. Доктор Страус также сказал, что многие научные сотрудники Национального института здоровья полностью отрицают какую-либо пользу от Центра альтернативной медицины. Они считают ее полным абсурдом. Ну а многие сторонники альтернативной медицины убеждены, что единственная цель организации Центра - снабдить правительство данными, позволяющими полностью закрыть это направление. Увы, людей, уверенных в том, что альтернативная медицина совершенно неэффективна или в лучшем случае - гораздо менее эффективна, чем традиционная, действительно много. И все же, - сказал далее доктор Страус, - перед тем как прийти работать в Центр альтернативной медицины, я разговаривал со многими ведущими медиками, с директорами специализированных медицинских институтов и спрашивал их, не презирают ли и они альтернативную медицину вообще, как это часто кажется широкой публике. Оказалось, что вовсе нет. Они не только готовы с нами сотрудничать, но впервые предлагают даже проводить совместные исследования".

"А как вы собираетесь потратить 90 миллионов долларов выделенные американским Конгрессом на альтернативн3ую медицины, каковы ваши приоритеты?" На этот вопрос корреспондента доктор Страус ответил, что исследования, естественно, начнутся с наиболее важных медицинских проблем. "Так, например, проверка чудодейственного метода избавления от заусенцев, конечно, менее важна, чем испытание альтернативного способа лечения болезни Альцгеймера или рака поджелудочной железы. Ну а второй критерий - вероятность успеха. Невозможно подряд проверять тысячи разных трав и экзотических идей со всего света, так что мы сосредоточим усилия на методах лечения уже подготовленных прокламируемыми результатами к серьезной проверке. В конце концов, медицина - это не только наука, но и искусство. И мы многого еще не знаем. И это незнание не может служить оправданием нежеланию что либо узнать. Моим предшественником на посту директора Центра альтернативной медицины был доктор Джо Джейкобс, но тогда это был совсем другой центр. Его бюджет был в 45 раз меньше и составлял всего 2 миллиона долларов, - заявил доктор Страус. Если говорить конкретно, - продолжал он - мы, в первую очередь, собираемся заняться проверкой эффективности иглоукалывания как метода обезболивания и проверкой эффективности настоек из дерева гинкго билоба как средства для предотвращения некоторых видов слабоумия. Немаловажный аргумент в пользу такой очевидности заключается в том, что больные уже давно пытаются использовать эти методы. Так что нам не придется терять много времени на предварительные испытания на животных, чтобы убедиться в их безопасности. Сейчас мы уже ведем клинические испытания настоек гинкго билоба на 3 тысячах больных с первыми симптомами ослабления умственных способностей. Часть из них пьет эти настойки, а другие получают плацебо не зная того,. Это исследование мы проводим совместно с Институтом старения, Институтом неврологии и Кардиологическим институтом. Данные об этом методе, опубликованные ранее, весьма обнадеживающие. Если и наши результаты будут положительными, значит, мы получим эффективный метод предотвращения слабоумия, если нет, то получим самые обширные данные по раннему развитию слабоумия среди относительно здорового стареющего контингента населения. Так что в обоих случаях мы выиграем" - сказал доктор Страус.

"Ну а сами вы, доктор Страус, лечились когда-нибудь альтернативными средствами", - спросил его в заключение интервью корреспондент "Нью-Йорк Таймс". "Нет, никогда, -ответил доктор Страус. - Я не беспрекословный сторонник альтернативной медицины. Я сторонник науки и научно проверенных методов лечения. Если альтернативные методы выдержат научную проверку я буду рад их использовать".

Медицинские новости.

Евгений Муслин:

Федеральное управление по гражданской авиации США предписало всем авиационным компаниям снабдить свои самолеты медицинской аппаратурой, позволяющей оказывать пассажирам немедленную помощь при сердечных приступах. В течение трех лет во всех авиалайнерах, и на внутриамериканских, и на международных линиях, должны появиться дефибрилляторы, а стюардессы должны научиться ими пользоваться, чтобы восстановить разладившийся сердечный ритм.

"Наличие дефибриллятора - это вопрос жизни и смерти при внезапной остановке сердца, - говорит представитель Американской кардиологической ассоциации Ричард Гамбург. - Если вы в это время в полете, и около вас не окажется дефибриллятора и обученного персонала, то остановка сердца станет для вас смертным приговором".

Автоматические наружные дефибрилляторы представляют собой примерно двухкилограммовые аппараты величиной с переносный радиоприемник. Они восстанавливают сердечный ритм при желудочковой фибрилляции мощным электрическим импульсом. От такой фибрилляции, по данным Американской кардиологической ассоциации, ежегодно гибнет более 200 тысяч человек. Шансы больного сохранить жизнь при остановке сердца падают на 10 процентов с каждой минутой без медицинской помощи.

Женщины просыпаются после наркоза быстрее мужчин, но оправляются от него медленнее, как показало исследование, опубликованное в Британском медицинском журнале. В этом исследовании, которое проводилось в австралийской больнице и в котором принимали участие 463 хирургических пациента, было обнаружено, что полное восстановление сил у женщин в среднем занимало на 25 процентов больше времени, чем у мужчин. Кроме того, анестезия гораздо чаще вызывала у женщин рвоту, головокружения и головные боли. По мнению исследователей, причиной таких различий могут быть половые гормоны, изменяющие функционирование тех самых мозговых клеток, на которые воздействуют анестезирующие вещества.

Пьянство гораздо сильнее отражается на здоровье женщин по той причине, что их желудок по-другому переваривает алкоголь. Из-за этого и такие внутренние органы как сердце, печень и мозг, у женщин-алкоголиков поражаются сильнее, чем у мужчин. Исследования например показали, что минимальное количество алкоголя, вызывающее цирроз печени у женщин, вдвое - втрое меньше количества, приводящего к тем же последствиям у мужчин. Дело в том, что у женщин не только в среднем вес меньше, но и жира больше, а жир не воспринимает алкоголь. Энзимы, находящиеся в желудке и разлагающие алкоголь у женщин менее активны, чем у мужчин, поэтому у них больший процент алкоголя попадает в кровь. Таковы результаты специального исследования, проводившегося в Медицинском центре для ветеранов в Нью-Йорке.


Другие передачи месяца:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены