Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.11.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Интернет
[01-04-03]

Музыкальное радио и современные технологии

Автор: Александр Костинский

Беседа Александра Костинского с Михаилом Козыревым

Александр Костинский В последнее время общим местом стало утверждение, что Интернет, цифровые технологии меняют лицо привычных средств массовой информации - радио и телевидения. Особенно много говорится об интерактивности, об обратной связи, о вовлечении слушателя и зрителя. Появляются станции, где репертуар формируется голосованием слушателей. Сейчас практически каждая радиостанция и телеканал завели сайты во Всемирной паутине, где обязательно есть форум, указана электронная почта и так далее. То есть, слушатели и зрители могут практически мгновенно высказывать свое мнение об эфире. Но так ли это важно в действительности? Насколько эти инструменты востребованы теми, кто определяет эфирную политику СМИ?

Сегодня об этом мы будем говорить с генеральным продюсером музыкальных радиостанций "Наше радио" и радио ULTRA Михаилом Козыревым. "Наше радио" транслирует русский рок и поп-рок, а также композиции, которые они определяют понятием - "не попса".

Мой первый вопрос Михаилу Козыреву. Что может дать Интернет современному радио?

Михаил Козырев В первую очередь это моментальный канал общения с аудиторией. Это прекрасная вещь, когда ты можешь получить реакцию на то, что происходит, без посредников, быстро, -фактически в тот момент, когда идет эфир. Я говорю в данном случае о контакте со слушателями через форумы, через Интернет-чаты и так далее.

Александр Костинский Вы это отслеживаете во время прямого эфира?

Михаил Козырев Да, стараемся. Существуют программы, в структуру которых прямо завязан Интернет, например, хит-парады, которые выстраиваются по Интернет-голосованию. Другой аспект. Интернет удобный, эффективный ресурс для поиска и обмена информацией.

Александр Костинский При подготовке передач?

Михаил Козырев Да. Если раньше ты говорил журналисту: "Да, кстати, уточни этот факт". Человек лез в картотеку или архив, то сейчас инстинктивно, рефлекторно люди лезут в Интернет. И там в Сети, они демонстрируют удивительный профессионализм и мастерство моментально находить любые факты. Интернет - еще и музыкальный ресурс. Часто мы можем моментально, не обращаясь в звукозаписывающие компании, не бегая в магазины, доставать музыку, скачивать ее прямо из Интернета, потому что большинство выпускаемых сегодня песен выкладываются там.

Александр Костинский Но не очень высокого качества.

Михаил Козырев И очень высокого тоже. Порой нужны отрывки, а не полностью песни. Интернет сейчас также играет немаловажную роль в представлении слушателей об образе станции, потому что визуализация станции для многих людей происходит теперь не за счет наружной рекламы, на которую нужно тратить гигантские деньги, чтобы провести сколько-нибудь существенную компанию по городу, не за счет телевизионных роликов, которые могут стоить невероятное количество денег, а за счет сайта, и именно там, постоянно заходя туда, слушатели встречают логотип, имена, цвета, которые нужно ассоциировать с эфиром. Так происходит еще большее усиление образа станции у слушателей. Сайт станции становится для них естественной необходимостью, ресурсом, к которому они обращаются не только для того, чтобы, узнать новости эфира, но и просто информационным ресурсом. Например, сайт www.nashe.ru - это один из самых посещаемых порталов среди любителей этой музыки, потому что у нас там выложена картотека всех артистов, которые звучат в эфире, и она постоянно пополняется.

При этом все это надо рассматривать через призму того, что знакома с Интернетом только небольшая часть аудитории. Как только ты начинаешь только на них ориентироваться, тут же тебя подстерегает западня и дело - швах. Нельзя на них ориентироваться, нельзя на это сильно реагировать. Нужно все время помнить, что мы не Интернет-бизнес, который вдруг решил FM-вещать, а мы -- FM- бизнес, который решил еще быть отображенным в Интернете. Именно так все и отстраивается.

Александр Костинский Интерактив. Необязательно в Интернете. Насколько он важен? Отчетливо видно, как интерактив распространяется на радио, телевидении с помощью телефона или Интернета - неважно. Интернет лишь один из каналов интерактивного взаимодействия.

Михаил Козырев Интерактив - это не какой-то отдельный процесс, отдельный прием, которого раньше не было, а теперь он появился. Ничего подобного, он был всегда. Что такое интерактив?

Александр Костинский Обратная связь.

Михаил Козырев Да, обратная связь. Она всегда была, только в начале почтальоны доставляли письма на лошадях, потом на поездах, потом телефон и телеграф, а сейчас можно отправить письмо благодаря компьютеру по Сети. Просто возрастает скорость каналов связи, а интерактив был всегда. Неужели вы думаете, что Герцену, выпускающему свой журнал, было бы неинтересно воспользоваться Интернетом, чтобы узнать, что о нем думает прогрессивная часть России? Он счастлив был бы. Неужели вы думаете, что декабристы не хотели бы выйти в прямой эфир, чтобы донести до людей свои взгляды? Может быть, интерактивная связь спасла бы жизнь благородным людям. Просто не было таких каналов. Интерактив был всегда, но возрастает скорость жизни, скорость каналов связи, и Интернет занимает все большее место. Сказать опять таки, что это - самоцель? Нет. Сказать, что мы (как медийщики) всегда его правильно используем? Тоже нет. Недавно смотрел прямую трансляцию церемонии "Оскара" по каналу ОРТ и видел Диму Диброва, которому пришлось барахтаться там до 8 часов утра. Нужны были там телефонные звонки? Да на фиг они не были нужны! Был ли там хоть один интересный телефонный звонок? Ни одного! Что было бы лучше, послушать очередную взволнованную студентку, которая провела всю ночь у экрана телевизора (Вы знаете, я так болела за этот фильм, а он как раз не получил Оскара, а тот получил, я не искусствовед по образованию, я бухгалтер, но я всегда смотрю Оскар) или вместо этого Дима Дибров подготовил бы историческую справку о том, кто такой Мартин Скорсезе и почему для него было так важно получить Оскар и какие его фильмы прошли мимо академии?. Порой за интерактивом скрывается элементарная халява, лень или неумение профессионально отработать ту или иную вещь. Не стоит им злоупотреблять. Я постоянно требую, чтобы все телефонные звонки, которые существуют в программах по заявкам у нас были записаны, отмонтированы, ужаты, чтобы халявы в эфире не было. Большая часть наших слушателей уверена, что все звонки идут в прямом эфире. На самом деле они смонтированы и никаких эксцессов не будет. Конечно, когда идет разговорная программа, особенно острая и сталкиваются мнения, то там очень важно, чтобы был прямой эфир. Но опять таки, я вижу при этом гораздо больше злоупотреблений, когда содержание приносится в жертву интерактивной форме.

Александр Костинский Согласен. Я даже думаю, что декабристы с удовольствием пользовались бы не только электронной почтой, но и ICQ, ведь так еще быстрее. С другой стороны нельзя не видеть, что обратная связь это - вовлечение, это когда люди участвуют в передаче. Лучше планировать для себя, чем быть объектом чьих-то планов, управлять, а не быть управляемыми. Вы рассказали про девочку-бухгалтера, которая смотрела всю ночь Оскар. Пусть она говорит абсолютно бессодержательно, но все другие, которые смотрели передачу, отождествляли себя с нею, они тоже переживали. Поэтому здесь есть фактор сообщества, комьюнити. В XIX веке этого не было. Был пророк, вещатель он изрекал, и были читатели. Это могли быть любители Толстого, были "антоновки" у Чехова и так далее. Все-таки, создание сообщества ближе не к модели оратор-слушатель, а к модели научного сообщества, когда это некая сеть.

Михаил Козырев Я думаю, что этот элемент, конечно, есть, но его ни в коем случае нельзя преувеличивать. Потому что в XIX веке человек раскрывал свой любимый журнал и видел там подборку писем. В одном журнале он читал - граф Смоленский и князь Трубецкой, а в другом - помещик Ноздрев из Тверской губернии. Он ассоциировал себя с определенными людьми и понимал - вот это мой контингент читает, это принято вот здесь. Да, я возмущен этой статьей, я могу написать сюда письмо. А вот это не мой журнал. Сейчас тот же самый процесс происходит только гораздо быстрее. Да, очень важно, что эту девушку-бухгалтера, а не искусствоведа - выпустили в эфир ОРТ. Вопрос. А не выпустили ли бы ее, меньше людей смотрело бы эту программу или больше? Черт его знает? Я готов поставить серьезные деньги на то, что это никак не повлияло. Более того, если бы был на этом месте был интересный сюжет, то смотрело бы передачу больше зрителей.

Александр Костинский Я не девушку защищал, а метод.

Михаил Козырев Методом можно пользоваться, но нельзя ориентироваться на звонки слушателей. Вот у нас ведущие разговаривают друг с другом и часто повторяют одну и ту же фразу. Один говорит: "Представляешь, у меня дозвонился тут один..." Следует обсуждение и вывод: "Ты же понимаешь, нормальные люди на радио не звонят!" Нужно все время помнить. Ты имеешь дело с малой активной кромкой, но все равно малой группой. Да, тем, что ты каждую программу по заявкам выдаешь в эфир какое-то количество школьников, какое-то количество студентов (девочек, мальчиков), ты у каждого из сотен тысяч других порождаешь ощущение, что и они могут так же, но при этом ты не должен забывать, что есть еще слушатели 35-40 лет, любители Константина Никольского и группы "Машина времени", которые тоже любят "Наше радио", и слыша все время этих школьников, у них возникает ощущение: "Черт возьми, может быть, это вообще не для нас?" А мне меньше всего хотелось бы, чтобы сложилось такое впечатление. Потому что школьники от нас вряд ли уйдут, а этих слушателей мы можем потерять. Поэтому перебарщивать с этим тоже нельзя. А выводить в эфир, искусственно искать этих мужчин 35-40 лет, которые любят "Машину времени" и Никольского очень сложно, они не звонят на радио, они не заказывают песни. Поэтому, говоря из кресла руководителя СМИ, считаю, что ни в коем случае не стоит злоупотреблять этим и сильно преувеличивать этот прием.

Александр Костинский Скажите, насколько сейчас просто раскручивать "звезд"? Существуют легенды: мол продюсер Х увидел мальчика Y или девочек Z1, Z2, взял этих девочек, поставил перед микрофоном, они ему прочитали перед микрофоном стишок и все. В нашей прошлой передаче о компьютерной музыке я сам прочел в микрофон стишок, а аранжировщик взял и сделал из него песню. Это песня не рассчитана на премию Грэмми, скорее всего она его не возьмет, но с другой стороны это было сделано за 40 минут. Я вас уверяю, что эта "композиция" в эфире некоторых молодежных станций не вызвала бы у слушателей ощущения, что люди "налажали". Она бы воспринималась, как "прикол". В какой степени сейчас успех зависит от личности исполнителя, а в какой от технических средств?

Можно ли раскрутить любого человека?

Михаил Козырев В данном случае все время стараюсь отталкиваться от слов Абрахама Линкольна: "Можно обмануть одного человека много раз, можно обмануть большую массу людей один раз, но никому еще не удавалось обмануть большую массу людей много раз подряд". Стартовать так можно и так стартовать проще. Можно выпустить песню, другую, третью. Даже пластинку можно сделать, какой-то "чёс" по городам, собрать деньги. Но проверку временем все равно проходят только истинные таланты. Да, сейчас на входе широко распахнутая дверь, большие ворота, но в конце, на выходе отверстие точно такого же калибра, каким оно было раньше. К этому отверстию подходит только калибр истинного большого таланта. Я не вижу в технике ничего плохого и противиться этому все равно невозможно, невозможно стоять на пути у прогресса.

Клонирование. Сколько бы мы не хныкали, что это плохо, наука развивается таким образом. Это неизбежность. Точно так же и в музыке. В нашей стране этот процесс носит очень прогрессивный характер потому, что мы были слишком долго изолированы от нормальной музыкальной культуры и передовых музыкальных технологий. А человечество ушло вперед семимильными шагами.

Александр Костинский Так было всегда?

Михаил Козырев Ну почему всегда?

Александр Костинский Была народная культура и андерграунд.

Михаил Козырев И абсолютно точно была в XIX, начале XX века симфоническая музыка. Наши музыканты пользовались теми же инструментами, что и на Западе. Было время. Но нагнать то, что сейчас произошло, конечно, крайне сложно. Очень важно понимать, что там есть почва. Почему такое огромное количество групп в Англии, Америке может безбедно существовать, интересно экспериментируя в области музыки? Там колоссальный подготовленный плодородный слой, сотни групп, которые внесли свой вклад, может быть не стали супергруппами, но несколько хороших песен и пластинок сделали. У нас же долгое время вся музыкальная культура состояла из нескольких столпов, идолов, которых все время крутили по телевизору, как на острове Пасхи стоят каменные изваяния, а вокруг них - пустыня. Сейчас постепенно с помощью в первую очередь радиостанций и музыкальных каналов наносится плодородный слой.

Александр Костинский Вы говорите о поп-культуре на острове Пасхи? Если взять авторскую песню или тот же рок, то там ландшафт более разнообразный.

Михаил Козырев Тем ни менее, больших имен было очень мало. Сейчас даже Борису Гребенщикову или Шевчуку, или Шехрину, или Бутусову приходится несладко, потому что приходится соревноваться за пространство в восприятии слушателя с десятками других групп, и калибр песни должен быть беспрецедентным, чтобы песня запала в душу слушателю. Это притом, что у каждого из них есть колоссальный кредит доверия. Взять любую, самую плохую песню, из тех, которые звучат по радио в жанре поп-рок или рок, и дать ее перепеть славе Бутусову, и она сразу же получит высший рейтинг, потому что это Слава Бутусов, который будет петь с такой интонацией, что все сразу песню полюбят. У них есть огромный кредит доверия. Тем не менее, этот кредит доверия не вечен. Он быстро исчерпаем. Если идет одна, вторая, третья, четвертая лажа, то все - исчезнет кредит доверия, как исчез он у многих супермузыкантов, которые в прошлом могли любую песню выбросить в эфир и она становилась хитом. А всем остальным, молодежи уж точно, приходится отчаянно биться, опять таки, потому что настолько выросла конкуренция, борьба становится тяжелее.

Александр Костинский Это же хорошо.

Михаил Козырев Отлично. Я только за.

Александр Костинский Помните, как писал Давид Самойлов: "Спасибо тем, кто нам мешал".

Михаил Козырев Да, совершенно верно. Я вообще считаю, что конкуренция - самый эффективный двигатель прогресса, цивилизации, искусства. Только риторический вопрос: "Повышает ли этот толстый или тонкий плодородный слой вероятность появления Земфиры?" Не знаю. Смею думать что - да, скорее всего. Уж очень музыка сейчас завязана на технологии и процесс производства. Это все-таки не кино.

Александр Костинский Слава богу, не кино.

Михаил Козырев Да. Повышает ли существование гигантской киноструктуры, как в голливудских киностудиях, вероятность появления шедевров типа "Криминального чтива", "Бойцовского клуба" или "Биг Лебовски"? Я уверен, что повышает, потому что кино -исключительно техноемкое производство с огромными деньгами. Конечно, можно пытаться пробиться с помощью ручной кинокамеры, но это все истории, которые заканчиваются там, где начались. Как правило, обречены на провал непризнанные гении, которые снимают фильмы в подвалах на черно-белую пленку, считая, что их вытянет сама гениальная мысль.

Александр Костинский Это что считать победой. Если вы экспериментатор, то вы, может быть, и не рассчитываете на то, что ваш фильм широко пойдет, вы можете развивать какой-нибудь метод. Это тоже не страшно. Если победа - мировой прокат, то я согласен.

Михаил Козырев Подобная полемика возникает и у нас. Я часто спрашиваю музыкантов об одном и том же. Сейчас мы о чем говорим? Если о музыке и желании просто создавать музыку, то я здесь вообще не нужен. Я же не оцениваю музыку вообще. Я с удовольствием как-нибудь приду в гости, посижу на кухне, выпью и послушаю песни под гитару.

Александр Костинский Вы усилитель?

Михаил Козырев Причем здесь я? Как только речь идет о том, что как-то не очень хочется петь для пятерых на кухне, а хочется для пяти тысяч на стадионе.

Александр Костинский Или на пятьсот тысяч по радио.

Михаил Козырев Вот тут приходишь ко мне, и тогда надо думать не только о том, хорошо ли само произведение.

Александр Костинский Думать о том, кто на том конце эфира.

Михаил Козырев Совершенно верно. И что с музыкой нужно сделать, чтобы тому, который на том конце, она понравилась. Поэтому я все время повторяю музыкантам, что уже сам по себе принципиальный шаг, когда вы приходите на радио. Это значит, что не надо рассказывать мне "телег", что я просто хочу писать музыку в свое удовольствие. Это можно делать, не приходя на радио.

Александр Костинский Моя любимая метафора - монахи и миссионеры. Вы - главарь группы миссионеров.

Михаил Козырев Нет.

Александр Костинский Хорошо не группы, ордена.

Михаил Козырев Мрачноватые аналогии.

Александр Костинский Вы говорите монахам музыкантам: делайте в своем монастыре все что хотите - оскопляйтесь, висите вниз головой, бейте по 250 поклонов, это ваше дело, вы общаетесь с Богом. А когда вы пришли ко мне идти к аборигенам, то берите погремушки, зеркальца без этого нельзя. Если вы хотите идти без этого - не со мной.

Михаил Козырев Да.

Александр Костинский Тут возникает другой вопрос, может быть, более важный, что мы им несем огненную воду, или, скажем, веру в Христа. Известный автор текстов рок-песен Илья Кормильцев (вместе с О. Суровой) в одном из своих исследований рок-культуры предложил несколько стадий развития русского рока. Субкультура - начальный этап, потом контр-культура - предреволюционный, революционный этап 1986-1991 года, этап олицетворенный Виктором Цоем. А какой следующий этап - массовая культура?

Михаил Козырев Я не устаю повторять, что "Наше радио" - не станция русского рока, хотя русский рок - большая составляющая нашего эфира. Конечно, сегодня это массовая культура. Вообще, любое альтернативное, провокационное явление, которое имело резонанс, достаточно быстро становится элементом массовой культуры. Я в этом не вижу ничего плохого. Когда массовая культура плоха сама по себе, когда ее стандарт низок, вот тогда это плохо. Когда есть шанс эту планку поднять, облагородить массовую культуру путем вливания туда истинных ценностей, то почему бы это не сделать? Я считаю, что радиостанция "Наше радио" с субкультурой, с определенной миссией и она эту миссию, хотим мы того или нет, уже выполнила и продолжает выполнять. Сколько это будет продолжаться не знаю, одному Богу ведомо, но, тем не менее, это для меня всегда было интересно. Я абсолютно искренен, когда говорю, что я сюда пришел не зарабатывать деньги.

Александр Костинский Не только зарабатывать деньги?

Михаил Козырев Нет, именно не зарабатывать деньги. Это никогда не было моим побудительным мотивом. При этом я вслед за Леонардом Коэном могу сказать: "Я всегда хотел, чтобы мне за работу платили, но никогда не хотел работать ради денег". Вот в чем разница. Я считаю, что человек достоин зарабатывать деньги, но я категорически против того, чтобы это ставилось во главу угла и фигурировала фраза - "любой ценой".

Александр Костинский Говорил генеральный продюсер радиостанций "Наше радио" и ULTRA Михаил Козырев.

В следующей передаче мы продолжим с ним беседу. Речь пойдет о массовой культуре, поп-музыке, русском роке, рэпе и стоит ли радиостанциям на своих Интернет-ресурсах помещать исследовательские и критические материалы о музыке.


Все ссылки в тексте программ ведут на страницы лиц и организаций, не связанных с радио "Свобода"; редакция не несет ответственности за содержание этих страниц.


Другие передачи месяца:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены