Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.11.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Интернет
[05-02-02]
Ведущий Александр Костинский

Что такое цифровой домашний кинотеатр

Евгений Козловский отвечает на вопросы Александра Костинского

Все знают, что такое кинотеатр и что такое телевизор. В кинотеатр ходят редко, несмотря на качественное изображение и в последнее время хороший звук. Телевизор обеспечивает скромное изображение, еще более скромный звук, но его смотрят почти каждый день, потому что для этого не нужно никуда идти. Телевизор это - удобно.

В последнее время все больше говорят о домашних кинотеатрах. Что это такое?

Домашний кинотеатр можно купить целиком, а можно построить на базе современного персонального компьютера. В стандартный комплект входят DVD-привод, куда вставляется DVD-диск Считанный приводом сигнал поступает на декодер, который его расшифровывает. Расшифрованные данные делятся на два потока. Один идет на монитор, телевизор или проектор, другой на усилитель звуковых колонок. Колонок может быть пять, шесть или семь. Они размещаются впереди, по бокам и даже сзади, создавая удивительно реалистический звук. Самая низкочастотная колонка, называемая сабвуфер, заставляет дрожать пол и стены.

Достиг ли домашний кинотеатр качества обычного кинотеатра? Насколько и чем DVD-диски превосходят кассеты видеомагнитофонов? - я попросил ответить главного редактора журнала «Компьютерра» Евгения Козловского.

Что такое домашний кинотеатр? Чем он отличается от хорошего телевизора?

Евгений Козловский

Хороший телевизор может быть включен в состав домашнего кинотеатра. Хороший телевизор, проекционник или плазменная панель. Они обеспечивают картинку. Домашний кинотеатр - это комплекс: картинка плюс объемный звук. Причем с моей точки зрения, объемный звук играет большую роль, чем картинка в ощущении удовольствия. Может быть потому, что к картинке мы больше привыкли, чем к объемному звуку, а может быть, звук значит очень много.

Александр Костинский

Какие еще составляющие домашнего кинотеатра? Что обеспечивает объемный звук?

Евгений Козловский

Если говорить о составе домашнего кинотеатра, то в первую очередь надо назвать не телевизор, а DVD-проигрыватель. Хотя в Америке считается, что домашний кинотеатр может быть и на базе хорошего видеомагнитофона, и на базе цифрового спутникового телевидения, реально, во всяком случае у нас, это - в первую очередь фильмы, записанные на DVD видеодисках. И поэтому первый компонент это DVD-проигрыватель. Можно и в компьютер вставить DVD - привод, компьютер использовать, как базу, но это будет недорогое бюджетное решение.

Второе: нужен декодер, который расшифровывает поток информации, записанной на диске, часть его отделяет в видеоканал, часть его разбрасывает по четырем, пяти, шести, семи аудиоканалам. Декодеры бывают встроены в сам проигрыватель DVD, бывают в так называемый рисивер. А бывают и отдельно. Почему это устройство называется рисивером? Потому, что их принято снабжать радиоприемником. В нем - шесть каналов усиления. Вернее, пять плюс один. Пять расположенных топографически довольно строго колонок и шестой - сабвуфер, который дает бас, дрожание под ногами, сотрясение во время взрыва, или, как у Спилберга в «Парке юрского периода», как идет тиранозавр. Грохот, пол, стены. Так Спилбергом было задумано, чтобы все дрожало. В принципе, если у вас большие колонки, то вы бас услышите и так, но все равно, вероятно, пол дрожать не будет. Сабвуфер собирает низкие частоты от небольших динамиков, и в некоторых местах фильмов для сабвуфера записана специальная дорожка. Она обычно бывает дискретной. Взрыв, топот, еще что-нибудь такое, по замыслу звукорежиссера.

Александр Костинский

Это как бы сверхнизкие частоты.

Евгений Козловский

Сверхнизкие частоты. Вуфер это - большой динамик в колонке (в колонке 2 или 3 динамика: маленький, средний и большой). Большой называется вуфером. Сабвуфер дает звук ниже большого. Верхняя граница сабвуфера где-то 80 Гц. Все что ниже 80 Гц поручается ему. Пять усилителей для колонок. На сабвуфер иногда подают просто неусиленный управляющий сигнал потому что он требует специального усиления. В нем очень большая энергия затрачивается на колебания больших диффузоров, и сабвуфер снабжают собственным усилителем, который называют активным сабвуфером. Басы отбирают больше половины, больше двух третей общей мощности. Мало того, что сабвуфер отбирает от колонок мощность, он еще колонкам не дает звучать в полную вольготную силу.

Александр Костинский

А другие пять колонок дают весь оставшийся спектр?

Евгений Козловский

Весь оставшийся спектр, а главное, спектр звука, расположенного вокруг вас. Потому что две колонки расположены сбоку или сзади. Уже появились некоторые диски в формате 6.1, 7.1. Сейчас задние колонки, surround, окружение звуковое обычно вешаются или по бокам зрителей, либо сзади на стене. А вот формат 7.1, который применяется больше в кинотеатрах, позволяет прослеживать панораму движения вокруг вас со спины, когда у вас два дополнительных динамика. Это можно сделать и виртуальными средствами, но не получится так эффектно. Честно говоря, я очень люблю собирать фильмы с хорошими звуковыми эффектами и пока не часто встречаю в них задние панорамы. Поэтому в общем 5.1 - это нормальное решение. То есть, два динамика справа и слева, как в обычной стереозаписи, на них подается стереофоническая музыка и они используются для панорам. Для эффекта движения. Машина проехала, человек пробежал. Средний центральный динамик в основном предназначен для разговоров актеров, если они в центре кадра, отчасти и музыка примешивается, все зависит от ситуации, от режиссера. И два задних динамика - surround. Они применяются не только, когда самолет над тобой пролетает или вертолет. У Спилберга в «Спасении рядового Райна» мы видим пулеметчика, который стреляет в атакующих, а за нашу спину отлетают гильзы и мы слышим как они звенят. Но это только первая часть. А вторая часть - это воздух, атмосфера, птицы в лесу. Дождь идет. Он идет везде. И вы попадаете в атмосферу окружения, вас этот звук обволакивает, вы в него погружаетесь. Со спины шелестят листья под дождем, где-то там лягушки квакают... И это бывает незаметно для сознания и удивительно влияет на подсознание, на ощущения. Вот почему звук важнее изображения.

Александр Костинский

Можно сказать даже так: «Звук важнее изображения»?

Евгений Козловский

В этом скачке от простого телевизора и видеомагнитофона к домашнему кинотеатру конечно в первую очередь потрясает звук.

Александр Костинский

А картинка, изображение почти такое же или гораздо лучше?

Евгений Козловский

Картинка почти такая же, как что?

Александр Костинский

Как на хорошем телевизоре.

Евгений Козловский

При хорошем телевизионном эфире мы имеем 240 строк, может быть 300. В DVD - 480 строк. Лучше, чем сегодняшнее DVD, формата еще нет. Впереди - телевидение высокой четкости, обещанные 720 строк. Это наверное будет совсем удивительно, но на сегодня DVD заметно лучше. DVD лучше эфира, лучше видеомагнитофона VHS и даже SVHS. Может быть, его можно сравнить с просмотром фильмов в профессиональной студии, профессионально снятых на Betacam или вообще на широкой пленке с изображением идущим на большой скорости.

Александр Костинский

DVD уже достигло качество кинотеатра с панорамным звуком?

Евгений Козловский

Думаю, что, если говорить о звуке, то качество кинотеатра переплюнуто. Скажу почему. Я хожу иногда в кинотеатры с долби-звуком, сына вожу, бывая за границей, захожу. Почему-то они всегда очень громкие. По-моему это давит и тяжело слушать, но главное не в этом. Главное в том, что система громкоговорителей, колонок обычного кинотеатра не может фокусироваться для всех одинаково даже в зале на 150 человек. Физически не может. Дома у меня диван на трех человек и я на него все фокусирую. В кинотеатре я фокусирую звук так, чтобы всем было более ли менее хорошо, значит, слишком хорошо никому. Так точно спозиционировать звук, как я позиционирую дома, по определению не сможет не один кинотеатр. А сами домашние колонки не хуже качеством, если у вас есть на них немного денег. Фонограммы ровно те же. Поэтому выходит, что при тех же исходниках я могу устроить это для себя гораздо эффектнее, чем в любом кинотеатре, потому что кинотеатр для одного или пяти зрителей не делается.

А что касается картинки, то тут все зависит от того, на чем вы смотрите ваше DVD в домашнем кинотеатре. Если вы возьмете последние модели плазменных панелей, которые к тому же стали так дешеветь, уже дешевле автомобиля.

Александр Костинский

Ну, это еще дорого?

Евгений Козловский

На плазменных панелях вы сможете получить качество, наверное лучшее, чем в реальном кинотеатре. Может быть чуть хуже, чем в специальном просмотровом зале студии, но, пожалуй, лучше, чем в большинстве кинотеатров. Если вы даже ограничитесь стогерцовым телевизором за две тысячи долларов с плоским экраном, вы и тут уже получите картину не хуже. Есть любители проекционников. Они бывают на электронно-лучевых трубках, бывают на жидких кристаллах, у всех есть свои плюсы и свои минусы. Хороший, дорогой проекционник, затемненная комната, хороший экран, во всяком случае, точно не хуже, чем в кинотеатре.

Александр Костинский

Проекционником вы называете проектор, который пучками формирует изображение на стене. Не проекционный телевизор, а подача изображения на внешний экран? Компьютерное изображение.

Евгений Козловский

Я называю проекционниками в данном случае именно это. Потому что еще есть проекционные телевизоры. Это особый разговор. Но это не компьютерные, это обычные электронные трубки, три кинескопа. Это скорее оптические устройства. Оптическое преобразование телевизора. Равно как и жидкокристаллические. Они тоже не столько компьютерные... Ну как вам сказать. Компьютерные это на сегодняшний день неопределенное слово. DVD - это цифровая запись, цифровой диск, звук записан в цифровой форме. Домашний кинотеатр если в этом смысле, конечно, компьютерная вещь.

Александр Костинский

Какова все-таки стоимость, во что можно оценить домашний кинотеатр? Возьмем два варианта: стационарно продаваемый домашний кинотеатр, где компьютер не нужен. Но есть другое решение, когда DVD - привод находится в компьютере, процессор выполняет часть работы и просмотр может проходить на мониторе 19-21 дюйм.

Евгений Козловский

Специально все это собирать, чтобы смотреть DVD, я имею в виду на базе компьютера, конечно, не имеет никакого смысла. В таком случае будет проигрыш в деньгах и в удовольствии. Можно говорить о том, чем дополнить уже существующий ваш компьютер, насколько это дорого. DVD-ROM cтоит дороже CD-ROM на 20-30 долларов, даже не в двое. Поэтому, если у вас нет CD-ROM, считайте - 30 долларов.

Александр Костинский

Всего вам за DVD-ROM придется отдать 50-70 долларов.

Евгений Козловский

Монитор у вас есть. Звуковая карта. Сейчас почти все звуковые карты и даже звуковые модули, встроенные в материнские платы, имеют расшифровку многоканального цифрового звука. Поэтому купить звуковую карту вам обойдется те же 50 долларов. Значит нужен шестиколоночный звук с сабвуфером. Не очень удобно ставить колонки за спиной, если это компьютер, но это уже детали. Такой приличный комплект может стоить 150 долларов, может 400 долларов, если получше.

Александр Костинский

Вкладываете еще в имеющийся компьютер...

Евгений Козловский

Да, я вкладываю еще 500 долларов и получаю компьютер, как домашний кинотеатр, хотя, конечно, монитор меньше, чем телевизор и это не так удобно, хотя, конечно, вентиляторы в компьютере шумят и раздражают, хотя, конечно, вы эти колонки стационарно вряд ли проведете, но тем ни менее, если вы в добавок игроман и для вас многоканальный звук и для игр хорош, то все вместе получается дешевле и хуже. А специальный домашний кинотеатр он правильно заточен и самые простенькие кинотеатры, то есть наборы, включающие все кроме ТВ (делают Panasonic, Sony), 600-700 долларов.

Александр Костинский

Если у меня есть телевизор, то я еще должен потратить 600-700 долларов, чтобы сделать домашний кинотеатр.

Евгений Козловский

Скромный кинотеатр нижнего уровня, но тем не менее удовольствия будет много. Недавно даже Samsung вывалил три комплекта домашних кинотеатров, включая телевизор и даже стереофонический видеомагнитофон, стойку для всего этого по цене 1000 долларов за самый маленький комплект, а самый большой с широкоэкранным плоским ТВ - две с половиной тысячи.

Александр Костинский 32 дюйма?

Евгений Козловский

Это хороший размер, хотя американцы считают, что нужно с восьмидесяти сантиметров начинать, но, по-моем, 70-72 сантиметра для широкоэкранного телевизора - нормально. Широкоэкраность - это особая тема, я ее сейчас затрону. Но за 2500 долларов можно купить домашний кинотеатр Samsung с роскошными параметрами и большим телевизором.

Александр Костинский

И свой компьютер здесь не нужно использовать. Это полностью самодостаточная система.

Евгений Козловский

Все там есть. Компьютер там заключен и не один. Но это...

Александр Костинский

Специализированный компьютер, вам не нужно загружать собственный компьютер.

Евгений Козловский

А почему широкоэкранный телевизор? Потому что за исключением коллекции старых фильмов, совсем старых до 50-х годов, за исключением специальных фильмов Кубрика, когда он применяет формат 3х4, 90 процентов фильмов, выходящих сейчас -широкоэкранные. И когда вы смотрите фильм с черными полосами вверху и внизу вы, во-первых, теряете в разрешении, во-вторых, раздражаетесь, в третьих, изображение маленькое. Поэтому телевизор должен быть широкоэкранным. Сейчас они стали появляться по сравнительно доступным ценам. Если раньше это были гробы за 5 тысяч долларов, то сейчас не очень большая Sony, правда не стогерцовая, стоит около 400 долларов. Вполне приемлемо.

Александр Костинский

Это тоже недешево, но все-таки снижается порог для тех, кто хочет иметь домашний кинотеатр. А вот такой вопрос. Я могу совсем недорого, за 2-3 доллара купить кассету и посмотреть ее с помощью видеомагнитофона. Тот же самый старый, может и немой фильм, выходит на DVD. Какой смысл переводить на DVD старые фильмы?

Евгений Козловский

Смысл потрясающий. Начнем с того, что в Америке видеокассета и DVD стоят одинаково. Больше того, видеокассеты часто стоят дороже, и понятно почему. Авторские отчисления и там и тут примерно одинаковые, но DVD вы штампуете, а каждую кассету вы должны записать. Причем желательно записать не с ускоренной скоростью, потому что теряется качество.

Александр Костинский

Вы хотите сказать, что за рубежом обыкновенная кассета VHS стандарта...

Евгений Козловский

Да, стоит 40-50 долларов, дороже, чем DVD-диск или столько же - 30 долларов. Например, я жду не дождусь когда выйдут на DVD «Паяцы» Дзеффирелли. Сейчас они есть только на кассете. Я хотел заказать, но стоимость - 42 доллара. Я подожду пока выйдет на DVD. Выйдет. Потому что сейчас выходит все. Эта роскошная кассета на очень хорошем шестиголовочном магнитофоне будет выглядеть заметно хуже, чем DVD. А те кассеты, которые за 2-3 доллара вы покупаете, я, честно говоря, смотреть просто не могу. Это примерно то же самое, если вы возьмете красивую кодаковскую, блестящую, цветную фотографию и перешлете ее по факсу. Вот такая разница.

Александр Костинский

Даже старые советские фильмы?

Евгений Козловский

С советскими фильмами дело обстоит тяжело. Я сейчас расскажу. А старые западные фильмы, да. Их так хорошо реставрируют с применением цифровых технологий, снабжают шестиканальным звуком.

Александр Костинский

Что значит снабжают шестиканальным звуком, его же нет в оригинале?

Евгений Козловский

Вот пример. Я недавно поменял «В джазе только девушки» свой двухканальный вариант на шестиканальный юбилейный выпуск сделанный в Америке. Это значит, что все разговаривают, как разговаривают, но если движется Мерелин Монро справа налево, то они панорамируют за ней. Но это еще полдела. Если стреляют, то гильзы летят туда и выстрелы идут из-за спины.

Александр Костинский

Но оригинальный звук взят из фильма, актеры говорят своими голосами?

Евгений Козловский

Звучание голосов актеров они естественно не тронули. А все что касается музыки, шумов это все переозвучивается, потому что это не очень творческая задача. Больше того. Недавно снова выпустили один из моих самых любимых фильмов «Моя прекрасная леди». В нем пели не актеры. Их озвучивали певцы. Сейчас переписали музыку и взяли других певцов. Потому что это неважно. Одри Хепберн продолжает говорить сама своим голосом, поет за нее другая певица, но значительно более качественно. Очень много они над старыми фильмами работают.

Отечественные фильмы, например «Ирония судьбы» - это все ужасного качества, непонятно с какой пленки, непонятно с какой копии это делалось. Это выцветшие рыжие тона. Недавно наши выпустили на DVD «Дерсу Узала» Куросавы. Вроде бы оскаровский фильм. Я его хотел купить и поставил в магазине на проигрыватель. Все выцвело, ничего толком не видно.

Александр Костинский

А почему, у них исходник был плохой?

Евгений Козловский

У них был исходник плохой, им лень, им неохота. И вдруг выходит фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Вероятно, Михалков сам над ним сидел. Потрясающе восстановлена картинка, сочные цвета, удивительно творчески переписана фонограмма, все движется, все звучит, все здорово. Таких фильмов раз, два и обчелся. Может быть просто - раз.

Александр Костинский

Получается, если вы хотите купить отечественный DVD-фильм его надо предварительно посмотреть.

Евгений Козловский

Мой фильм «Шизофрения» вышел на DVD. Я смотрел и плакал. Не от переживания, а от качества. Вот еще один пример. У нас «Мосфильм» выпустил полную коллекцию советского Тарковского на Видео-СD. Видео-СD - это более сжатый, менее качественный вариант.

Александр Костинский

Это MPEG4?

Евгений Козловский

Это - MPEG1. MPEG4 - отдельный разговор. Вот эти фильмы Тарковского переведены на DVD . Качество оригинала близко к качеству результата. «Андрей Рублев» мутный, кусочки по бокам обрезаны, слов разобрать невозможно. И вдруг я за 40 долларов вижу выпущенного в Америке полного «Андрея Рублева», на 45 минут длиннее, вычищенная картинка, вычищенная фонограмма. Господи, не жалко 40 долларов, потому что, то смотреть было нельзя. «Андрей Рублев», на мой взгляд, фильм из десятки лучших мировых фильмов вообще. Да, наверное стоило 38 долларов вычищение картинки, очистка фонограммы. А в большинстве своем с нашими фильмами не так. Вот «Солярис» вышел, я его не покупаю. Он у меня на Видео-СD, я думаю, что на DVD он будет таким же. «Здравствуйте, я ваша тетя» тоже вышла... У нас к сожалению к переводу на DVD относятся как к халтурной работе. Может быть уже и нет этих оригиналов? Может быть они сгинули там на Мосфильме, а может быть лень их доставать? Но факт остается фактом, все это выходит с качеством может быть лучшим, чем на двухдолларовых кассетах, но не лучше чем на Видео-СD, на которых это все изначально выпускалось.

Александр Костинский

Главный прорыв домашних кинотеатров в звуке. Картинка тоже улучшилась, но не настолько, как звук. Неужели звук имеет такое огромное значение?

Евгений Козловский

Огромное значение. Я работал в кино. Я работал с большими мастерами, со Швейцером, Мотылем. Я и от них знал, что звук стоит чуть ли не дороже картинки. Во всяком случае, они просиживали в тон-студии порой больше, чем на съемочной площадке. Я преувеличиваю, конечно. Снять кинокартинку сложнее, но значение звука очень велико. Когда смотришь фильмы Спилберга. Он любит звук, он работает с ним. Это его патент на DTS (Digital Theater Systems). Это он придумал DTS. Первый раз в истории DTS был применен в «Парке Юрского периода». Можно смотреть «Спасение рядового Райна». Ты видишь, чувствуешь, ощущаешь эту работу со звуком. Конечно, это дорогого стоит. Потому что когда ты погружаешься в этот звук, для тебя исчезают и стены и вся комната. Я думаю, что ты можешь концентрироваться на экране изображения только благодаря звуку. Без него это все равно картинка в приборе.

Александр Костинский

Вы хотите сказать, что звук делает объемной картинку? Возникает такой психологический эффект.

Евгений Козловский

Да, ты втягиваешься туда. Звук создает какой-то конус и ты не видишь за его пределами ни стен, ни книг, ни кого-то там еще.

Александр Костинский

А не убьет ли домашний кинотеатр обычный кинотеатр?

Евгений Козловский

Я думаю, что никогда никто никого не убьет, но то, что будет перетягивание в эту сторону, безусловно. Я, вообще говоря, предпочту диск походу в кинотеатр, хотя бы по деньгам. Двоим сходить в современный кинотеатр все равно, что купить диск.

Если вы придете в довольно скромный, но со вкусом, с любовью подобранный домашний кинотеатр и посмотрите несколько фильмов, то все остальное вас перестанет устраивать. Вы не станете смотреть видеокассеты, Видео-СD, MPEG4. Это слишком хорошо, чтобы можно было это забыть и переключиться назад на худшее качество. Это тот рубеж, от которого пойти назад невозможно.


Все ссылки в тексте программ ведут на страницы лиц и организаций, не связанных с радио "Свобода"; редакция не несет ответственности за содержание этих страниц.


Другие передачи месяца:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены