Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)
21.11.2024
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
[29-08-01]
Кавказ и Центральная АзияЕвангелие по-грузинскиРедактор программы Тенгиз Гудава Программу ведет из Тбилиси Юрий Вачнадзе. Юрий Вачнадзе: В предыдущих программах уже звучали голоса Гии Канчели, Роберта Стуруа, Вахтанга Кикабидзе и других известных грузинских деятелей культуры. Сегодняшний выпуск несколько выходит за рамки политического жанра нашей передачи. Дело в том, что творческое чутье Художника очень часто намного опережает реальные события. Интуиция творца и жизненная реальность сплетаются в сложный, порой нераспутываемый клубок. Именно с этой точки зрения можно рассматривать сегодняшний выпуск под условным названием "Евангелие по-грузински". Сочиненная 40 лет назад Михаилом Квливидзе поэтическая версия библейского сюжета о предательстве Иуды послужила поводом для серьезного разговора о катаклизмах, постигших Грузию за последние 10 лет и трагической фигуре экс-президента Гамсахурдиа. Известный грузинский поэт Михаил Квливидзе читает свое знаменитое стихотворение "Монолог Иуды". Читает по-грузински и по-русски - в переводе Евгения Евтушенко: Михаил Квливидзе:
На горных склонах ветер звезды пас,
Мешал Учитель в очаге золу,
Учитель нас улыбкою согрел,
Молчали мы и горные вершины,
Швырялся ветер тучами, как пеной,
Так, неужели, ты ошибся, пастырь,
Предательство без низкого расчета
И я решил встать над собой и веком,
Скорей, скорей, ночь шла уже на убыль Юрий Вачнадзе: В истории Грузии тема предательства как правило проходит красной нитью через все катаклизмы, напряженно звучит в контрапункте постоянной борьбы за свободу, независимость и государственность небольшой страны. На протяжении веков грузинские феодалы изменяли друг другу, изменяли царю, изменяли родине, цари, в свою очередь, изменяли вере, государству, собственному народу. Чем запутаннее была в прошлом историческая ситуация, тем больше вопросов встает перед нынешними историками. Так, например, до сих пор часть грузинских ученых считает Георгия Саакадзе о которым в сталинские времена снял фильм-панегирик Михаил Чиаурели, героем-патриотом. Другая же часть - предателем родины. Возьмем и нынешнюю историю, то, что происходило буквально на наших глазах. Первый президент независимой Грузии Звиад Гамсахурдиа считал многих своих бывших единомышленников по национально-освободительному движению предателями, те отвечали ему подобными же обвинениями. Но, кажется, самое страшное предательство - предательство собственных принципов, как ни странно, может совершить народ. Проголосовав на первых независимых президентских выборах единодушно за Звиада Гамсахурдиа, он так же единодушно проголосовал за Эдуарда Шеварднадзе, пришедшего к власти в результате насильственного свержения Гамсахурдиа. Так что же такое, в самом деле, предательство? Близорукая подлость или дальновидный расчет, возможно даже с благими намерениями? Об этом в сегодняшней передаче в контексте событий последних лет в Грузии рассуждают видные деятели науки и культуры страны. Говорит теософ Гурам Гамкрелидзе: Гурам Гамкрелидзе: Тема предателей Бога и человека - вечная и актуальна всегда. В новейшей грузинской истории она приняла характер гражданской войны и раскола нации на две части. Ведь мы все хорошо помним, кого называли Иудой сторонники бывшего президента, так называемые звиадисты, писали это слово на своих транспарантах. Да, Иудой они называли нынешнего президента. А Звиада Гамсахурдиа возвели в образ Христа... Юрий Вачнадзе: Говорит настоятель Сионского кафедрального собора в Тбилиси ректор Духовной академии протопресвитер отец Георгий, в миру Гамрекели: Отец Георгий: Мерилом оценки и системы ценностей для Иуды является он сам, его сознание своей праведности. Это оказывается признак индивидуализма, самоуверенности человека, и индивидуализм здесь - выражение внутренней духовной подлости, которая всегда ведет человека к противоборству с Богом, к противостоянию. Можно сказать, если в стихе показывается что, как будто, Христос сидел и его в нужде Иуда предал, в действительности, конечно, всем известно, что и чудеса, и добрые дела Господа, и проповедь его никакой нужды в Иуде не имели, и привлекали к себе народ благодатью, светом, а свет во тьме не имеет нужды - он светит. Светит, несмотря на тьму. Иуда имел нужду во Христе. Потому он пришел к нему как ученик, но превознеся себя над своим Учителем он стал предателем своего Учителя. Что можно сказать об индивидуализме - он ведет людей к насилию, к обману, к тем качествам, которые характерны для диктаторов, которые хотят утвердить самовластие на земле, заменить собою Бога. В глазах людей они могут казаться великими по делам их роли, казалось бы, в истории человечества, но если мы хотя бы бегло вспомним историю, то от тех империй, царств и дворцов, которые они создавали, ничего не осталось. Юрий Вачнадзе: Поэт Михаил Квливидзе: Михаил Квливидзе: Все-таки Иуда повесился. Значит, он наказал себя. Но гораздо больше виноваты те, с молчаливого согласия которых все это произошло. Иуда свято, может, субъективно верил, что он спасает веру. Те люди, которые в подвалах КГБ десятками расстреливали людей - они свято верили, что они выполняют долг... Юрий Вачнадзе: Говорит бывший премьер-министр Грузии академик Тенгиз Сигуа: Тенгиз Сигуа: Что считать предательством? Предательство идеи? Предательство государства? Предательство интересов своего народа? В нашем отношении вот последнее десятилетие показало немало примеров предательства и идеи, и государственных интересов. Известно, что в конце 80-х годов во многих бывших советских республиках начались очень серьезные сдвиги в отношении национально-освободительных движений. В Грузии это движение возглавляли два лидера: Мераб Костава и Звиад Гамсахурдиа. К сожалению, в 1989-м году во время автокатастрофы скончался Мераб Костава. И можно сказать, что таким единоличным лидером национально-освободительного движения в Грузии был Звиад Гамсахурдиа. Я его довольно-таки хорошо знал. В последние годы мы сотрудничали. Я лично считаю: это человек, который действительно был предан идеям создания новой, свободной, демократической Грузии - в этом сомнения быть не может. Но, к сожалению, взяв в руки бразды правления, он осуществить эту идею не мог, допустил очень много ошибок, из тех предвыборных обещаний практически ничего не выполнялось. Юрий Вачнадзе: Говорит ведущий режиссер Петербургского БДТ и Тбилисского театра имени Марджанишвили народный артист Тимур Чхеидзе: Тимур Чхеидзе: Иуда распознается, наверное, в самой трагической ситуации, кульминационной, что ли. Именно в экстремальной ситуации... Юрий Вачнадзе: Бывший премьер-министр Грузии Тенгиз Сигуа Тенгиз Сигуа: Есть факт 1978-го года, когда ряд диссидентов в бывшем Советском Союзе были арестованы, тогда как гром среди ясного неба прозвучало выступление по центральному телевидению - в тот период знаменательной фигуры в диссидентском движении, опять-таки, господина Звиада Гамсахурдиа. Потом искали оправдания, что якобы это был договор между Костава и Гамсахурдиа, что Гамсахурдиа должен признать свои ошибки, что он неправильными методами боролся против социалистического строя... Для меня этот аргумент не является аргументом. Потому что кроме открытого предательства диссидентского движения в Советском Союзе тогда он ведь предал и средства массовой информации западных стран, указав фамилии журналистов, которые снабжали это движение западной литературой - вот это я считаю фактом предательства. Хотя потом многие старались оправдать этот шаг Звиада Гамсахурдиа, но вот это я могу назвать предательством диссидентского движения. Юрий Вачнадзе: Лидер оппозиционной парламентской партии "ХХI век" академик Вахтанг Бочоришвили: Вахтанг Бочоришвили: Звиад Гамсахурдиа был способен на что угодно, кроме измены. Очень интересно еще рассказывают Джавелидзе, который вместе с ним учился - приходит, говорит, ко мне в каком-то классе, не знаю, в седьмом или в восьмом, и говорит: "Так, организация есть, и вступи пожалуйста". "А что вы хотите"? "Мы хотим свергнуть советскую власть и дать свободу Грузии". "Я, - говорит, -прихожу домой и говорю: Боже, плохи дела, свихнулся человек"... В чем разница между нами - обычными смертными - и гениальными людьми? Когда мы стоим у реки очень широкой, и река застлана густым туманом, нам река кажется морем безграничным, и мы не видим берега, а они видят берег. И они не только берег видят, но учат нас, как дойти до этого берега. И вот, Звиад Гамсахурдиа вместе с Костава нам не только показали берег - нас доставили на тот берег, но мы, к сожалению, не смогли стабилизировать этот плацдарм, расширить плацдарм... Ни один враг не может нанести человеку столько вреда, сколько он сам себе. Это можно сказать и о нас - о нации. Никто не мог нанести нам столько вреда, как нанесли именно те, кто считали, а может и сейчас считают, хотя сейчас уже не модно считать, Звиада Гамсахурдиа изменником. Именно они являются изменниками. Это вовсе не значит, что Звиад Гамсахурдиа был отличным правителем. Он не мог быть отличным правителем, не имея совершенно опыта. Но этот опыт был бы очень быстро приобретен, если было бы хотя бы безразличное отношение к нему, а не ненависть на уровне зоологической... Гурам Гамкрелидзе: Звиад Гамсахурдиа был живым Мессией. Маски спутаны, и никто не знает, кто Иуда, а кто мученик. Не нам, людям, дано судить Богов, а Боги будут судить нас... Тимур Чхеидзе: Троекратное отречение Петра, предательство Иуды, сон, нашедший на учеников Христа в Гефсиманском саду - это всего лишь эпизоды, одной драмы, спектакля, истинный режиссер которого человечеству не известен... Ну, я о себе буду говорить. Разве я никогда не задумывался: а вдруг эта экстремальная ситуация - какая у меня гарантия, что я сам не окажусь Иудой?.. Вот я не знаю, не знаю, нужна экстремальная ситуация. Один известный деятель культуры в 1936-м или 1937-м году - его вызывают и спрашивают: "Вот вы вчера там собирались в общей кампании, ну как, о чем там шли разговоры"? Он говорит: "Ни о чем, что вы, ни о чем таком разговоры не шли, наоборот, ничего крамольного там не было". "Да, но ведь такой-то ваш друг рассказал такой-то анекдот о ком-то, о ком не следовало". "Да нет, он знаете, пошутил, да, что вы, - и начал защищать своего друга, - уверяю вас, он совершенно других взглядов, ну ради юмора он рассказал этот анекдот, уверяю вас". Хорошо - его отпустили с добром. И вот по дороге домой он понял, что предал друга, хотел спасти... Идя домой он застрелился. Юрий Вачнадзе: Академик Вахтанг Бочоришвили: Вахтанг Бочоришвили: Но вот говорят: "Звиад Гамсахурдиа изменил", - приводят тот случай, когда он вроде бы покаялся, да? Его выпустили временно, но если бы он не изменил себе - он же не сумасшедший, он не продолжал бы национально-освободительную борьбу. Что вы! Он вернулся именно для того, чтобы национально-освободительную борьбу не оставить без главаря. И это было не то, что согласовано, оговорено с Мерабом Костава. Я просто превосходно понимаю, что при всей важности Мерабовской фигуры, конечно, ведущая фигура была Звиад Гамсахурдиа. Сейчас некоторые думают, говорят - "они не договаривались, но потом, когда вышел из тюрьмы Мераб Костава, он это ложное заявление сделал, чтобы спасти авторитет". Абсолютная глупость! Абсолютная ерунда. Вот это и есть ханжество, когда человек прекрасно знает, что он врет, и другой тоже знает, что он врет, но врет все равно, чтобы провести свое грязное дело. Так что ни о каком предательстве... Другое дело - ошибки могли бы быть. Юрий Вачнадзе: Сейчас ведущие деятели правящего Шеварднадзевского "Союза граждан Грузии" наперебой заявляют о том, что уголовное дело в отношении первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдиа было в свое время прекращено, дескать, под сильным политическим давлением. Право дело, странно, что они сами на себя давили, что ли?! Ведь Гамсахурдиа обвинялся, немного немало, в измене родине, в формировании вооруженных банд и присвоении огромных денежных средств. Дело было закрыто лишь за смертью обвиняемого. Недавно парламент Грузии обратился в Генпрокуратуру с просьбой возобновить расследование. Речь в открытую идет о необходимости реабилитировать трагически погибшего первого президента. В ответ на это часть грузинских деятелей науки и культуры опубликовала в прессе открытое письмо, протестуя против подобной реабилитации. Воистину неисповедимы пути Господни... И на этом мы заканчиваем передачу. Другие передачи месяца:
|
c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены
|