Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)
22.11.2024
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
[13-11-05]
Формула киноCтруктура "Московское кино"Редактор и ведущий Мумин Шакиров Эпоха, когда многие российские кинотеатры превращались в мебельные и автомобильные салоны, а зрители переключались на домашнее видео - уходит в прошлое. Большой экран возвращает свои утраченные позиции. Только в одной Москве почти круглые сутки работают около трехсот кинозалов, оборудованных системой Dolby Surround. Дистрибьюторы и владельцы сети переоборудованных кинотеатров готовы расширить свои владения, чтобы полностью взять под свой контроль прибыльный прокат. Но государств по-прежнему заинтересовано сохранить в своих руках часть столичных киноплощадок для показа некоммерческого кино. Для этой цели в 2002 году в столице была создана структура "Московское кино", унитарное предприятие, которое возглавила, выпускница ВГИКа, сценаристка Анна Пендраковская. Она сумела сохранить 26 кинотеатров в столице, 14 из которых уже находятся на балансе ее организации. В основном это небольшие кинозалы (такие, как "Баку", "Рассвет", "Рига", "Художественный"), которые, по ее мнению, нужно оставить для альтернативного кинопоказа. Анна Пендраковская: Что такое государственная сеть? Должна ли она быть в Москве и в каком виде? Должна ли она иметь свои площадки? Если в Америке на 100 тысяч зрителей приходится 12 экранов, то в Москве на 100 тысяч зрителей приходится 2 экрана. По мнению специалистов, Москве на сегодняшний день необходимо 5 экранов на 100 тысяч зрителей. По одному из прогнозов, она может "насытиться" только через 10 лет. Мумин Шакиров: Для чего нужна государственная сеть кинопоказа, когда очевидно, что частная сеть гораздо прибыльней, гораздо эффективнее? Анна Пендраковская: У коммерческой сети абсолютно конкретные цели: извлечение прибыли во всех возможных формах. Когда человек только попадает в это пространство, с него сразу начинают выкачивать деньги, потому что он должен заплатить за "пепси-колу", он должен купить вот это, купить вот то, и, соответственно, цена билета 10 долларов в этих кинотеатрах. Если идет семья, она должна потратить на свой разовый выход в кинотеатр где-то 50 долларов. С учетом средней нашей потребительской корзины для московской семьи такое, если возможно, то 1 раз в месяц. Но потребность людей в культурном досуге намного выше. Поэтому государственная сеть кинопоказа ориентирована на другое: не на извлечение сверхприбыли, а на очень широкий спектр удовольствий, чем те, которые есть в коммерческой сети. Это не значит, что в государственном кинотеатре зритель не сможет посмотреть новый коммерческий фильм, но он одновременно с этим может посмотреть и документальный фильм, и анимационный фильм, и фильм семейного репертуара, и детское кино, и авторское кино. Потому что если вы посмотрите, что идет в кинотеатрах сети, там, "Вест", "Каро", там идут российские фильмы, но это кассовые фильмы, это наши блокбастеры, которыми мы теперь гордимся. "Мейнстрим" отечественный там не идет, авторское кино там идет крайне редко и то на нескольких сеансах и очень небольшое количество времени. Мумин Шакиров: Какое качество показа в ваших государственных сетях? Анна Пендраковская: На сегодня наше качество - вчерашнего дня, потому что мы пока получили то, что получили. В результате вот этой реорганизации я приняла имущество в жутком состоянии, просто раздолбанном, в ряде случаев демонтированные залы, демонтированные кресла, то есть когда из этих 26 кинотеатров, о которых я вам говорю, сначала кинопоказ был только в одном кинотеатре "Космос". Это кинотеатр, сделанный и арендованной структурой, и мы могли какими-то сеансами там воспользоваться. На сегодня у меня работает 14 кинотеатров, то есть в каких-то кинотеатрах мне удалось худо-бедно восстановить кинопоказ, и это уже большое дело, потому что это кинотеатры шаговой доступности, вот есть такое понятие, то есть микрорайон должен каждый иметь свой кинотеатр, чтобы человек, грубо говоря, в тапочках мог туда дойти. То, что у меня там идут клубные показы, работает абонементная система и для детей, и для стариков, идут и новые фильмы, это уже большое дело. Безусловно, там нет Dolby Surround. У меня в принципе есть Dolby Surround в кинотеатре "Нева", это кинотеатр, сделанный тоже арендаторами, но кинопоказ там целиком делаем мы. Я могу этим гордиться. Мумин Шакиров: То у меня, как у зрителя, есть выбор: идти в сеть кинотеатров, оснащенных Dolby Surround или идти в ваши кинотеатры, где гораздо менее комфортно, где буфеты более простенькие... Анна Пендраковская: Или вообще их нет. Мумин Шакиров: Почему я должен выбрать ваш показ? Анна Пендраковская: Зависит еще от зрителя. Например, мне иногда поступают такие просьбы: найдите, пожалуйста, такой-то, такой-то фильм, чтобы можно было бы посмотреть в кинотеатре, где не пахнет попкорном. Тот сетевой маркетинг в обеспечении досуга, планирования того, чем должны быть наполнены кинотеатры в коммерческих сетях, стандартен. Во-первых, это далеко не все любят. Во-вторых, людям хочется разнообразия. То, что будем мы делать у себя, мы все-таки свою инфраструктуру будем делать очень индивидуальной, это о будущем. Если говорить сегодня, то у нас идут те фильмы, которые не идут в тех кинотеатрах. Иногда можете заходить с ребенком посмотреть, предположим, "Спартак и Калашников" или "Барабашку", или "Итальянец", или что-то из нового детского репертуара, или детскую анимацию, то есть анимацию, которую делают дети своими руками. Мумин Шакиров: Коммерческий успех кинотеатров, которые оборудованы системой Dolby Surround, очевиден. Как у вас с возвратом денег, окупается ли ваша система кинотеатров или все-таки вы дотируетесь государством? Анна Пендраковская: В этом плане мы коммерческая структура, мы не дотируемся государством. Но есть небольшое финансирование на поддержание фильмофонда, это гордость Москвы, это фильмофонд, сформированный с 1945 года, насчитывающий огромное количество фильмов, это 25 тысяч наименований - документальные, анимационные и художественные. Я приобретаю на эти небольшие деньги, в том числе и авторское, и детское кино. То есть я продолжаю формировать этот фильмофонд, это дает возможность делать абонементы, фестивали, это дает возможность показать людям в любом режиме в любое время все, что выпускается некоммерческое. То есть, идет целевая дотация и конкретно в этом ракурсе. Конечно, ее не хватает на то, чтобы купить все то, что хотелось бы, поэтому многие фильмы мы, естественно, берем в дистрибьюцию. Когда складывается сеть, есть площадки, то уже дистрибьюторы дают работать на процент. Насколько мы окупаемы? Ну, вы знаете, ведь мы содержим кинотеатры сами, мы выплачиваем зарплату, у нас, тем не менее, есть некоторая прибыль, и она была бы гораздо больше, но сейчас значительная часть средств уходит на реорганизацию. Понимаете, что такое реорганизация? Это впервые за десятилетия надо было оценить все это имущество, то есть произвести экспертную оценку, надо было произвести инвентаризацию, и даже борьба с теми структурами, которые наполняют кинотеатры для того, чтобы заплатить долги, чтобы расстаться с этими структурами, в ряде случаев это действительно бывают, ну, не вооруженные, но силовые, приходится принимать меры... Это все требует денег. Мумин Шакиров: Ваша сеть состоит из 25-26 кинотеатров. Скажите, эта цифра будет уменьшаться или эта цифра будет увеличиваться? Анна Пендраковская: Вы знаете, так трудно сказать окончательно, потому что сейчас еще происходит формирование, вот это разделение. Все-таки принято достаточно правильное решение сделать водораздел между кинотеатрами, где кинопоказом будем заниматься мы, и кинотеатрами, где кинопоказом будут заниматься коммерческие структуры, все-таки разделить это в две разные епархии. Поэтому этот процесс пока еще идет. Кроме того, есть неясность с некоторыми кинотеатрами и в основном муниципальными, потому что за это время произошла очень тревожная вещь: остались в самостоятельном полете муниципальные предприятия, и они, по сути дела, уже занялись отчуждением своего имущества. Если говорить о том, с чем мы боремся, они заключали и заключают, и регистрируют непостижимым образом договора аренды с совершенно неясными какими-то структурами (неясными по роду деятельности, по коммерческой составляющей) на 25, на 30 лет. То есть чудовищные договора, которые, по сути дела, означают отчуждение этого имущества, и что с ним будет дальше происходить, кто там будет показывать кино, непонятно. Естественно, мы пытаемся отстоять эти кинотеатры. В частности, кинотеатр "Волгоград" и кинотеатр "Владивосток". Просто чудовищные истории. Сейчас будут, может быть, даже заведены уголовные дела в отношении вот этих бывших, уже уволенных директоров за преднамеренное нанесение ущерба государству. И, может быть, это как-то остановит других. Очень трудно сказать, какова будет эта итоговая цифра. Ну, будем так считать, что она где-то в районе 20 кинотеатров будет колебаться. Мумин Шакиров: Вы говорили, что в ваших кинотеатрах вы не будете устанавливать новую систему звука, потому что авторское или некоммерческое кино, или старое российское или советское кино - его технически невозможно показать в залах, где установлена система Dolby Surround. Не наносите ли тем самым вы ущерб? Потому что зритель все равно хочет слушать качественный звук, смотреть качественное изображение. Вот как тут найти общий знаменатель? Анна Пендраковская: Здесь есть два пути. На сегодня мы уже говорим не об одно-зальных кинотеатрах, а подразумеваем многозальность, потому что даже наличие двух залов уже дает возможность маневра. Кроме того, есть возможность показа все-таки на плазменных экранах. Это, конечно, потребует каких-то вложений - перевод, цифрование этого старого фонда. То есть здесь есть два пути: либо по пути многозальности, либо по пути перевода этого фонда на видеокассеты и использование видеопроекции. Другие передачи месяца:
|
c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены
|