Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)
9.10.2024
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
[18-09-05]
Формула киноТитры и надписиРедактор и ведущий Мумин Шакиров Мумин Шакиров: Титры и надписи на экране возникли одновременно с рождением кинематографа. В немом кино они появлялись на протяжении всего фильма, двигали сюжет и расшифровывали актерские реплики. Все изменилось с появлением звука. Тексты уже использовались как кинематографический прием. В остальном все осталось по-прежнему. Из начальных титров зритель узнает имена авторов картины, прежде всего актеров, режиссеров, продюсеров и других участников проекта - таковы общие правила. Но, учитывая, что за основу приняты американские стандарты, российские кинематографисты стараются следовать их традициям. Руководитель киностудии "Иллюзион", режиссер Василий Сериков придумывает и изготавливает титры, он хорошо знаком с их расстановкой. Василий Сериков: Если вы посмотрите практический любое американское кино, там очень жестко сначала идет киностудия, представляющая фильм, затем - фамилия продюсера, который вложил в это дело деньги либо нашел их. Затем идет режиссер, название фильма. Потом идут в определенном порядке автор сценария, композитор, монтажер. Последним идет режиссер, и после него начинается кино. У нас никаких таких юридических жестких регламентаций нет. Но американцам мы подражаем, то есть в первую очередь зрителя, конечно, интересуют фамилии артистов и фамилия режиссера, а остальные, честно скажем, интересуют их гораздо в меньшей степени. Поэтому неспроста здесь дважды упоминается фамилия продюсера, дважды упоминается фамилия режиссера и самыми первыми идут, конечно, артисты. Такая и дань профессии, и расчет на определенное зрительское восприятие. Мумин Шакиров: Финальные надписи, именуемые по английский "roll", в России принято их называть "барабаном", зритель обычно не читает, в этот момент он уже выходит из зала. Но для профессионалов это - не просто перечисление имен и фамилий, а юридический документ. Василий Сериков: Может прийти какой-нибудь инспектор и сказать: "Так, у вас Петя Иванова написан в "барабане". Скажите, где с ним договор, что он для вас делал?" С другой стороны, это произведение визуального искусства, поскольку это буквы, которые мы видим на экране, - значит, вступают в силу такие вещи, как шрифтовой дизайн, поэтому к "барабанам", люди относятся более тщательно. И если вы обратили внимание, в последнее время практически не появляется таких надписей, которые в советский период были распространены, типа "Над фильмом работали" - и дальше пошел полный список. Мумин Шакиров: Кино - искусство синтетическое. Фраза банальная, но как никогда актуальная. С появлением новых технологий и развитием киноиндустрии растет количество профессий в кинематографе. В процессе производства фильма выстраивается многоступенчатая иерархическая лестница. Во главе этой пирамиды стоит продюсер и его исполнительная группа. По мнению Василия Серикова, у каждого члена этой команды свои полномочия. Василий Сериков: Существует продюсер, который называется просто продюсер, больше никак. Это у нас к нему добавляют иногда такие вещи, типа "генеральный", еще что-то, но мы вообще любим эпитеты. Это главный человек, который либо вложил в фильм свои деньги, либо нашел. Дальше что делает продюсер? Он нанимает человека, который называется "executive producer". У нас переводят как исполнительный, но это не совсем точно, потому что исполнительный - это исполнительный, а executive producer - это человек, принимающие финансовые решения по производству той или иной картины. Линейный продюсер - это телевизионный термин, он обычно присутствует на сериалах. В кино это довольно редко, хотя тоже я встречал пару раз. Линейный продюсер - это продюсер, отслеживающий производство многих серий в их последовательности. Его задача состоит в том, чтобы не утратить нить, причем в его ведении даже находится контроль за сценаристами, пишущими серии, контроль за музыкой, в том числе какое-то отношение он имеет и к организационно-финансовому контролю. Вот его задача - отслеживать последовательность. У нас главное отличие в том, что продюсером называется кто угодно. Иногда директора кинокартины пишут как исполнительного продюсера. Это неверно, потому что директор - это человек, который исполняет финансовые решения, принятые executive producer. Ему сказали: "Бери деньги и трать их туда-то" - и он должен взять деньги и потратить их именно туда и никуда больше. Мумин Шакиров: Пожалуй, меньше всего путаницы возникает с режиссерами. В английском варианте это пишется как "director of film", то есть режиссер-постановщик. Он автор картины, чаще всего второй по значимости после продюсера. Почти никогда не возникает сложностей с оператором картины, в титрах его указывают, как "director of photography", только нельзя путать со словом "cameraman". Василий Сериков: Director of photography - это на самом деле американский вариант, и он передает смысл того, что у нас называется оператор-постановщик, значительно точнее, чем оператор постановщик. Поскольку если перевести дословно, то это "режиссер картинки", то есть режиссер изображения. За редким исключением он непосредственно смотрит в камеру. В его распоряжении находится целая команда, возглавляет которую cameraman либо второй оператор, который называется еще здесь по-разному - он может называться второй оператор, а может называться просто оператор. Задача cameraman гораздо уже. Это человек, смотрящий конкретно в глазок и отвечающий конкретно за свою камеру, а их может быть несколько. Есть еще такой замечательный персонаж, который вторым оператором у нас называется. Здесь по аналогии с продюсером и директором картины: оператор-постановщик принимает какие-то стратегические решения, а дальше уже вступает в силу второй оператор, который командует бригадиру осветителей, что вот этот угол мы освещаем посильнее, этот поменьше, а вот здесь еще убавить, а здесь прибавить. Мумин Шакиров: За изобразительное решение фильма вместе с оператором несет ответственность художник-постановщик. И вот тут иногда возникают сложности, считает глава компьютерной студии "Иллюзион" Василий Сериков. Василий Сериков: У американцев это называется либо "decorator", либо "art-director", либо вместе они присутствуют на картине. Просто все зависит от конкретного фильма, от художественных задач, которые стоят перед персоналом, производящим картину. У нас это называется художник-постановщик практически всегда, несмотря на то, что от фильма к фильму задачи настолько разные! Вообще художник-постановщик - это самый туманный персонаж из всех, если говорить по задачам. Потому что картины разные. Скажем, в исторических каких-то картинах или фантазийных картинах в его обязанности входит все, от создания эскизов декораций до контроля за художником по костюмам, реквизитом и так далее. Среду, в которой все происходит, создает художник-постановщик. Соответственно, если у нас кино про сегодняшний день, достаточно бытовое, то в некоторых случаях роль художника-постановщика сводится к такому минимуму, что он не очень-то имеет право и называться художником. Но это, на самом деле, ошибка продюсера, потому что, на мой взгляд, художнику всегда есть место и всегда есть над чем поработать. К сожалению, его роль очень часто сводится к поиску каких-то интерьеров, еще более минимальному вмешательству. Мумин Шакиров: Еще более запутанная ситуация в американском кино с профессией звукорежиссера. Василий Сериков: У американцев вообще нет такого понятия, как звукорежиссер. У них в силу очень узкой специализации народа, работающего в кино, есть человек, который записывает звук на площадке, человек, который записывает шумы, человек, который занимается сведением реплик, потом предварительное соединение тоже делает отдельный человек, и финальное сведение делает тоже отдельный человек. То есть там набирается около 10 отдельных людей, занимающихся звуком. У нас, мне кажется, есть большой плюс в том, что существует такое понятие, как звукорежиссер, который контролирует звук на картине целиком. Мумин Шакиров: Монтаж фильма - по английский "editing" - один из самых ключевых и интереснейших процессов в кино. До недавнего времени в России эту работу исключительно выполняли режиссеры-постановщики. В Голливуде лишь считанные единицы могут себе позволить садиться за монтажный стол, там чаще всего эту работу выполняют профессионалы, которые склеивают картинку, ни разу не побывав на съемочной площадке. В этом их преимущество, убежден Василий Сериков. Василий Сериков: Есть такой человек, как режиссер монтажа, у которого по сравнению с режиссером два преимущества. Первое - то, что он не настолько любит материал, который он монтирует. И не тянется за ним ассоциативная цепочка, потому что режиссер может включить в картину тот или иной кадр не из-за того, что он хороший и стоит на месте, а из-за того, что он помнит, как мы это снимали, как мы там мучились, как этот артист не мог, не мог и наконец смог, и "я не могу этот кадр в монтаж не включить". Второе преимущество - то, что он владеет технологией. Это, конечно, хорошо, если режиссер что-то понимает в плане технологии монтажа, но он далеко не обязан этого делать, поэтому режиссер монтажа гораздо лучше себе представляет возможности, что можно сделать. Мумин Шакиров: Конечно же, меняются традиции и в России. Монтажер - это уже отдельная профессия, хотя большинство режиссеров по-прежнему принимают активное участие в этом творческом процессе. Есть профессия, которая в российском кинематографе еще не приобрела общепризнанного статуса. Речь идет о человеке, который подбирает актеров. Если мы говорим о суперзвездах или исполнителях главных ролей, то здесь последнее слово за продюсером - так принято в Голливуде. Но второстепенные роли и эпизодники - это прерогатива специалиста, которого в титрах обозначают, как "casting director". В России это звучит куда скромнее - ассистент по актерам. Таков набор основных профессий, без которых невозможен кинематограф. Хотя на самом деле в производстве фильма принимают участие сотни человек и десятки профессий. Мы забыли упомянуть сценаристов, композиторов, каскадеров, компьютерных графиков, декораторов, гримеров и так далее. Но, как правила, имена их остаются вне поля зрения обычного зрителя. Зритель идет на кинозвезду, иногда - на режиссера, этим и ограничивается интерес к фильму, хотя и тематика играет важную роль. Многое зависит от того, как разрекламирован продукт. Кассовый успех порождает новых героев экрана. Об искусстве создания титров в кино мы расскажем в следующих программах. Другие передачи месяца:
|
c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены
|