Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
24.11.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Культура
[15-05-05]

Формула кино

Русские актеры в Голливуде

Редактор и ведущий Мумин Шакиров

Мумин Шакиров: О современных русских актерах в Голливуде рассказано немало. В разные годы не одно поколение российских артистов пыталось покорить Америку. Достаточно вспомнить такие имена, как комик Савелий Крамаров, человек-оркестр Борис Сичкин, певец Вилли Токарев - список можно продолжить. Отдельно в этом ряду стоят всемирно известные бывшие артисты Большого театра Михаила Барышников, Рудольф Нуриев и Александр Годунов.

Но о настоящем успехе в США говорить не приходится. Не секрет, что языковый барьер пока мешает русским эмигрантам покорить консервативный Голливуд, предпочитающий преимущественно своих англоязычных артистов, нежели чужаков с иностранным акцентом. После падения "железного занавеса" Америка открылась для нового поколения российских артистов. Опыт работы в Голливуде приобрели такие известные в России актеры, как Владимир Машков, Екатерина Редникова, Александр Балуев, Ирина Апексимова и другие. Но попасть в обойму кинозвезд не так просто. Причина банальна - языковый барьер.

И все же некоторые пытаются осесть в Голливуде, как это сделал выпускник Школы-студии МХАТ киевлянин Илья Волох. В начале 90-х, после окончания мастерской Александра Калягина, он женился на американке и рванул в Лос-Анджелес попытать счастья на "фабрике грез". Сегодня за плечами у Ильи Волоха несколько десятков ролей в англоязычных картинах, но преимущественно, как это принято говорить в Голливуде, он играет "плохих парней" из Восточной Европы и России. Есть опыт работы у Ильи Волоха и со звездами первой величины. К примеру, в фильме "Самолет президента" он сыграл с Харисоном Фордом, в блокбастере "Рыба-меч" - с Джоном Траволтой, в картине режиссера Оливера Стоуна "Поворот" - с Шоном Пеном и Дженифер Лопес.

Илья Волох: Если говорить о фильмах кассовых, которые с большими бюджетами - там роли эпизодические, я не говорю по деньгам, даже если эпизодическая роль, то ты можешь идти через весь фильм. Есть тут тонкости, профсоюзы, они тебя должны брать, допустим, не весь фильм. Фильм "Рыба-меч" с Траволтой, роль называется "смотри не моргая", - я там был 16 недель, на этом фильме, все 4 месяца. Бюджет фильма за 100 миллионов, тот же самый продюсер, который был продюсером "Матрицы", Джон Силвер дела этот фильм "Рыба-меч", киностудия "Уорнер Бразерс".

"Президентский самолет" - опять же это не какая-то психологическая роль, но получить такую роль - это контракт на многие недели, это нормальные деньги. Потому что фильм был очень успешным и кассовым, он выходит потом на кассетах, и тебе с этого идут постоянно какие-то дивиденды. Там звезды, Харрисон Форд. Но это же не роль, которую я могу сыграть в театре, психологическая, образная. Фильм Оливера Стоуна "Поворот" - тоже роль не Гамлета.

Мумин Шакиров: Но есть и другое кино в Америке, где, по мнению Ильи Волоха, есть что сыграть.

Илья Волох: Телевизионный часовой сериал. Интересную роль я играл, не русского, но иностранца европейской страны. Это не был негативный персонаж, а наоборот, был положительный, он был дипломат, представитель бедной страны. Там была главная роль довольно интересная, то есть человек, который переживает за свою страну. Принц этой страны не обращает внимания на людей своих, и я с ним конфронтирую, и там есть, как говорится, что играть. Если говорить за все время, что я здесь, у меня в общей сложности свыше 60 разных наименований.

Кстати, здесь же был в 1997 году фильм, который назывался "Смертельное путешествие". Это был фильм, основанный на настоящем факте: украинские моряки уезжали из Африки, из Ганы, и обнаружили на полпути 9 моряков, спрятавшихся в трюме, - и они выкинули за борт 8 человек, убили. Для меня это была интересная роль, я играл одного из моряков, роль была на весь фильм. Потом здесь был сериал, он считался детским сериалом, но роль у меня была на весь год. Это не был русский, а это был как бы отрицательный подземный житель, который из болота выходит. У меня грим занимал 1,5 часа, у меня там рог торчал, глаза красные. Сериал назывался "Пауэр Ренджерс", борьба доброго и плохого. Это была довольно интересная работа.

Если же говорить о работах, вот, допустим, фильм, сейчас он называется как бы "Публичный дом", - это большой, полнометражный фильм, у меня вторая главная роль там. Его сделал немецкий режиссер, но это фильм без звезд - это другой бюджет, другие деньги. В прошлом году он был в Канне, и его хотят продать. Без звезд трудно продать, в принципе. Опять же я играл отрицательного персонажа из русской мафии, и там у меня есть любовный интерес к женщине, которая становится проституткой. Если говорить о работах, это одна из таких ощутимых, по моей оценке, самая интересная для меня работа именно в кино.

Мумин Шакиров: Сам Илья Волох, конечно же, будучи воспитанником мхатовской школы, мечтает сыграть куда более серьезные и глубокие роли, далекие от банальных голливудских стереотипов.

Илья Волох: По внутренним способностям, по наработкам и по опыту, и по тренингу я, в принципе, могу сыграть многое. И мне все нравится. У меня есть более любимое, вот в Уильяме Шекспире мое самое любимое - это Макбет. Если написано хорошо, если есть что играть, есть любовь, ненависть нежность, - вот это все для меня, для актера интересно сочетать. Потому что какой-то опыт есть, своя разработка внутренняя, то есть узнавание самого себя как бы уже прошло, этот процесс. Ужасно мне нравится и комедия, я могу очень хорошо делать наивного такого персонажа, как мой герой, и острый характер, и пьяного, злого, темперамент, то есть я могу взорваться. Допустим, я играл в "Трамвае "Желание" роль Стенли Ковальского - такого плана мне тоже роли нравятся, грубое в сочетании с какой-то мягкостью.

Мумин Шакиров: Романтическое "завоевание Голливуда" началось в Лос-Анджелесе у Ильи Волоха с пошлой прозы: зарабатывал он на кусок хлеба работой, какая подвернется, резал в кафе бутерброды, переворачивал в ресторане на гриле цыплят. Когда подвернулась работа на кладбище, она показалась ему творческой и даже хлебной.

Илья Волох: Ну, это шаг был довольно отчаянный, потому что не гарантировано, это же комиссионные, и ты получаешь комиссионные, когда ты продаешь людям заранее. Как говорится, искусство - убедить людей, и кладбище получает их деньги. Я продавал места. Я начал в 1993 году, устроился туда, и в 1993 году получил вот эту первую работу. Начальник мой, Дерел, американец, он меня отпускал на фильмы, очень благосклонно относился. Интересно, когда начали продавать, там у них комнатка внизу, совещания - разрабатывают тактику. Очень много поощрений.

Одно из самых неприятных называется "холодные звонки", то есть, допустим, карточки с именами, и есть родственники, которые похоронены там, тем более подчеркнуто синим карандашом, - тебе дается часть этих карточек, и ты звони. Есть причина звонить, потому что у вас есть здесь родственник, и вы, может быть, хотите купить место. Есть красным подчеркнутое - совсем близкие родственники, муж, к примеру, похоронен, а у жены, к примеру, нет места. То есть это уже повод для разговора.

Искусство продавца на кладбище. Были люди, которые там работали и зарабатывали очень приличные деньги. Они давали там поощрения: кольцо, табличку позолоченную, какой-то приз. Велся учет, сколько ты продал земли. Я в первый год выиграл поездку - продал на определенную сумму и поехал на Гавайи в конце года.

Мумин Шакиров: Успешная работа в Голливуде актером среднего звена - именно к этой категории себя причисляет Илья Волох - дает возможность крепко стоять на ногах. За годы в Калифорнии выпускник Школы-студии МХАТ приобрел недвижимость, купил несколько квартир в самых престижных районах Лос-Анджелеса и сдает их в аренду. Правда, с женой американкой ему пришлось расстаться. Поиски второй половины продолжаются. Илья Волох, ему сорок лет, широк в плечах, рост под метр девяносто, в прошлом профессиональный спортсмен, занимался греблей, и сегодня регулярно ходит в тренажерный зал.

Актер в Голливуде всегда должен быть готов к успеху, а для этого нужен постоянный тренинг, в том числе и сценический. Театральная площадка - дает возможность поддерживать форму многим не только начинающим, но и состоявшимся в Лос-Анджелесе артистам.

Илья Волох: Театров здесь полно, много. Есть такой маленький камерный театр, в котором 99 мест. В театре здесь денег нет, люди тратят свои деньги, чтобы быть на виду, приглашать людей, чтобы продвигать, если, допустим, написан оригинальный спектакль, продать его как сценарий, чтобы быть в форме. Но здесь много интересного происходит в театре. Хотя Лос-Анджелес не считается театральным городом. Нью-Йорк более театральный.

Допустим, я играл этим летом, был спектакль про французского художника Дега и американскую художницу Мэри Кассат, импрессионистов. В главной роли я был, французского Дега. Вот здесь вот, на Санта Монике, бульваре Хадсон, небольшой, но популярный театр. Сам продюсер написала, она и в главной роли, она и продюсировала. Я ходил на пробы, и я попал в этот спектакль. То, что мы сейчас делаем, это наша собственная идея с моим другом, с американцем. Мы написали сами спектакль о судьбе русского парня из села, забитого села, который приезжает в Америку. Это комедийный спектакль, он идет довольно успешно у нас. Мы хотим это куда-то толкнуть, продать как фильм.

Я постоянно стараюсь делать театр, хотя это занимает и время, и усилия, и в этом нет материального ничего. Но ты постоянно как смазанный инструмент. Михаил Чехов писал: "Почему музыканты по 5-7 часов в день занимаются, а актер думает почему-то, что он не должен эти упражнения постоянно делать?" В этом плане я совершенно согласен. Есть такое мнение здесь, что актер должен играть.

Мумин Шакиров: Чужак в американском кинематографе традиционно несет в себе проблему, и чем меньше он похож на типичного американца, тем больше с ним хлопот. Стереотипы Голливуда неисправимы. Среди российских актеров, кто много времени проводит в Калифорнии, можно смело выделить Владимира Машкова. Но в отличие от Ильи Волоха, который постоянно живет в США, Владимир Машков работает только по приглашению. Играет преимущественно "плохих парней" из России, но это его не смущает.

Владимир Машков: Я счастлив от того, что я играю людей, которые мигрировали, допустим, играю русских персонажей. Во-первых, я очень люблю играть злодеев, это самое интересно, что может быть в жизни - то, чего не сделаешь в жизни. Поэтому такое развлечение. Нет, у меня не было никогда цели, я ее себе не ставлю - притвориться кем-то или притвориться какой-то национальностью и раствориться здесь. Я русский актер, и здесь я работаю по приглашению.

Мумин Шакиров: Скажите, а вот стереотипы существуют, что американское кино эксплуатирует русских актеров, в большинстве случаев играющих бандитов, мафиози. На ваш взгляд, это будет долго продолжаться или это когда-то прекратится, поменяется конъюнктура?

Владимир Машков: Никто не знает. Если количество зрителей, мне так кажется, в американских кинотеатрах будет процентно составлять то количество, что они могут заплатить за героя своей национальности, как это происходит с мексиканской частью населения (у них есть свои герои, которые выходят на экран), опять же китайское кино, которое тоже своеобразно, занимает некую нишу в американском кинематографе, - тогда, наверное, и появятся герои.

Мумин Шакиров: Карьера Илья Волоха возможно покажется многим российским актерам привлекательной. Давать советы русским эмигрантам он не любит, но понятно, что без хорошего английского в Голливуде делать нечего. И еще важно помнить, что Америка не любит чужих проблем.

Илья Волох: Кто-то, я помню, очень хорошо сказал: профессия актера здесь требует жизнерадостности, упругости теннисного мячика и толстокожести носорога. Если есть эта комбинация, то это уже путь к успеху. Но здесь, конечно, это наложило отпечаток, я американизировался. Моя американизация - не заваливать другого, ближнего, знакомого своими проблемами, жизнерадостность (может быть, даже показная), еще большая настойчивость.

Мумин Шакиров: О своей актерской судьбе в Голливуде рассказывал выпускник Школы-студии МХАТ Илья Волох.


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены