Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
25.11.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Экология
[04-10-02]

Международная ночь летучих мышей

Ведущая Марина Катыс

Марина Катыс: В эфире экологическая программа "Запретная зона". У микрофона - автор и ведущая Марина Катыс.

Международная ночь летучих мышей - один из самых необычных природоохранных праздников. Его цель - привлечение внимания людей к проблеме охраны рукокрылых, потому что многие люди испытывают неоправданный и суеверный страх перед летучими мышами.

Говорит кандидат биологических наук, научный сотрудник Зоологического музея МГУ Сергей Крускоп.

Сергей Крускоп: Это замечательное начинание, и, в общем, мы даже делаем попытки к этому начинанию присоединиться (наша рабочая группа по рукокрылым российская, при Всероссийском обществе). В принципе, подобные акции вроде Ночи летучих мышей, они базируются, конечно, на огромном количестве любителей. Источником, вообще, этой волны была Польша, где самое большое в Европе число вот именно любителей летучих мышей.

У нас пока такого нет. На данном этапе даже трудно говорить, хорошо это или плохо, потому что, строго говоря, самая главная, с моей точки зрения, природоохранная акция в адрес летучих мышей - это наименьшее их беспокойство со стороны, в первую очередь, естественно, обывателей. Потому что летучие мыши, может быть, предпочли бы, чтобы их вообще никогда не трогали, не видели. Дома только строили бы, и все.

Марина Катыс: В последнее десятилетие в Европе регистрируется сокращение численности летучих мышей. Это связано с вырубками дуплистых деревьев, потому что именно в дуплах большинство этих зверьков находит приют; с применением различных ядохимикатов, потому что летучие мыши погибают, наевшись отравленных насекомых; ну, и конечно, с беспокойством со стороны человека. Люди преследуют летучих мышей из-за элементарной неграмотности и предрассудков, считая их опасными. На самом деле, все рукокрылые, обитающие в Европе, исключительно насекомоядные животные.

Продолжает Сергей Крускоп.

Сергей Крускоп: Среди многих причин снижения численности летучих мышей, которое, кстати, в России носит далеко не такой характер, как во многих странах Европы, одним из важных моментов считают снижение числа убежищ. В некоторых местах, наверное, это справедливо, проводятся так называемые "санитарные рубки", которые, в общем, действительно лесному хозяйству необходимы. В ходе их уничтожаются дуплистые деревья. Это, в принципе, решаемо развешиванием искусственных убежищ.

Но реально, скажем, в Центральной России количество убежищ для летучих мышей все равно во много раз превосходит то количество, которое ими реально занято.

Марина Катыс: Многие виды летучих мышей в Европе уже оказались на грани вымирания. Они внесены во всевозможные "красные книги". Существует даже международное соглашение об охране рукокрылых, подписанное многими странами.

Сергей Крускоп: Изменяется численность летучих мышей, но на данном историческом этапе далеко не у всех летучих мышей эта динамика отрицательная. Достаточно много видов, которые, видимо, находятся в стабильном состоянии. Подрыва кормовой базы до сих пор не произошло.

Марина Катыс: Летучие мыши, в основном, насекомоядные, да?

Сергей Крускоп: Да, конечно. Но так ведь и насекомых они поедают сильно разных. Они в этом смысле в большинстве своем оппортунисты, то есть они едят то, что есть. Летучим мышам, строго говоря, все равно, что именно летит. Если оно по размеру им подходит, то дальше, в общем, их уже детали не интересуют. Поэтому если есть река, которая продуцирует каких-нибудь поденок, ручейников, еще чего-то, они будут этим кормиться. Кончились ручейники, а полетела там над каким-нибудь плодово-овощным хозяйством черемуховая моль, они полетели кормиться ею.

Марина Катыс: То есть летучие мыши, на самом деле, объективно полезные существа с точки зрения сельского хозяйства.

Сергей Крускоп: Да, это - несомненно, хотя бы потому, что все-таки многие, если не большинство вредителей сельского хозяйства летит, конечно, ночью. От прямого внимания птиц они ускользают.

Марина Катыс: Тогда почему у человека исторически сложилось неприязненное отношение к этим животным?

Сергей Крускоп: А человек, вообще, обладает поразительным свойством вырабатывать в себе неприязненное отношение ко всему, чего он не понимает. Тут еще надо добавить, что летучие мыши - вечные соседи человека. Их соседство началось с того момента, когда человек начал жить в пещерах. Причем, поскольку, в общем, летучим мышам и человеку нужно было примерно одно и то же (в смысле температурного, влажностного и так далее режимов), то они неизбежно селились в одних и тех же пещерах. Вот с этого момента, видимо, какой-то определенный конфликт и начался.

Для летучих мышей этот конфликт был, понятное дело, в том, что дым от костров им как сейчас не нравится, так, надо полагать, не нравился 40 000 лет назад. Для человека, надо полагать, большая колония была неприятна постоянным шумом. Зверюшки-то маленькие, но кричат они, в основном, в ультразвуковом диапазоне или на его границе, поэтому мы не можем оценить мощности этого звука. А мощность чудовищная - как у авиационной турбины. Ну, и плюс, естественно, отходы жизнедеятельности.

Марина Катыс: Но уже давно человек вышел из пещер, а неприязнь сохранилась.

Сергей Крускоп: Человек вышел из пещер, да. Я думаю, что это вот уже такая традиция какая-то вот - все ночное... Ведь человек, строго говоря, ополчался не только на летучих мышей в ходе своей истории. Человек ополчался - по очереди или вместе - почти на всех ночных животных, которых, в принципе, умел распознавать - на пауков, на жаб, на волков, на шакалов, на лис.

Марина Катыс: Сов.

Сергей Крускоп: На сов, на кошек. Всякие негативные истории были там и про ящериц, и про козодоев. Ну, козодой - уже совсем существо такое, совершенно безобидное, неспособное причинить никакого вреда, но негативное отношение - в самом его названии.

Марина Катыс: Тем не менее, все-таки до сих пор сохранилось в деревнях поверье, что летучие мыши пьют кровь.

Сергей Крускоп: С кровью история, вообще, довольно забавная. Дело в том, что, наверное, уже не первое столетие, вообще, конечно, летучие мыши в Европе ассоциируются с нечистой силой. Примечательно, что только в Европе. Или, скажем так, в Европе и, пожалуй, в Латинской Америке. (Ну, там-то как раз были причины. Там действительно есть летучие мыши, которые пьют кровь).

В Европе это носило, скорее, традиционный характер. Ну, вот такие страшные зверюшки, непонятные, почему-то летают ночью. Ну, и как все ночное, естественно, это спутники нечистой силы или, по крайней мере, ведьм. Причем, мыши от этого зачастую страдали, потому что существуют всевозможные рецепты избавления от воздействия нечистой силы, в ходе которых, например, нужно живую мышь летучую гвоздями прибить к двери или еще что-нибудь. Так что летучие мыши здесь оказывались каждый раз пострадавшей стороной.

До освоения Центральной Америки, строго говоря, в Европе никто не заговаривал о том, что летучие мыши пьют кровь. Со стороны европейских летучих мышей как бы не было никаких потуг к этому. В Латинской Америке выяснилось, что - ах, вот есть, оказывается, летучие мыши-вампиры. И, надо полагать, вот как раз в эпоху географических открытий эта весть потихонечку-потихонечку перекочевала и в Европу. Но в питии человеческой крови летучие мыши в Европе все равно не обвинялись.

Плохую службу, "черный пиар" сделал Брэм Стокер со своим графом Дракулой, который первый отождествил летучую мышь с вампиром как ожившим мертвецом. Вампир - бывший человек - способен превращаться в летучую мышь. Вот с этого момента только, и только с этого - в Европе началась традиция отождествления летучих мышей с вампирами в таком мистическом смысле.

Марина Катыс: В Шотландии существовало поверье, что когда летучая мышь взмывает в полете вверх, а затем резко снижается к земле, это означает, что настал час ведьм - время, когда она обладают властью над людьми. В Оксфордшире бытовало мнение, что если летучая мышь трижды облетит вокруг дома, это предвещает смерть, но если летучие мыши появляются ранним вечером и летают вокруг, как бы играя, это к хорошей погоде. У славян, как и у многих европейских народов, один из видов летучих мышей, нетопырь, считался животным нечистым, дьявольским. У древних китайцев, наоборот, иероглиф "фу", означающий счастье, является омонимом слова "фу", что значит "летучая мышь". Даже китайский бог врачевателей Бянь Цао изображался с крыльями летучей мыши и птичьей головой. Вообще, в китайской мифологии летучая мышь является символом счастья.

Говорит аспирант биологического факультета МГУ, специалист по рукокрылым Виталий Матвеев.

Виталий Матвеев: Летучие мыши стоят несколько особняком относительно других зверей. В целом, я имею в виду, отряд рукокрылые, по латыни "хероптера", в фауне в России, так же как и в Европе представлена только группа собственно "летучие мыши". Это животные, которые так же, как, скажем, и дельфины, и другие китообразные, используют эхолокацию при ориентировке при добыче пищи.

Они способны в очень широких пределах менять температуру собственного тела. Это не встречается у других млекопитающих вот именно в такой степени, как у летучих мышей. То есть диапазон буквально от минусовых температур в экспериментальных условиях до порядка 40 градусов. То есть разброс температур порядка 50 градусов получается, и животные при этом, зверьки, выживают.

Если говорить о летучих мышах, которые в Евразии встречаются, то это преимущественно насекомоядные виды, и именно это определяет то, почему летучие мыши так важны в экосистеме.

С точки зрения большинства людей, летучие мыши - это такие малозаметные и, может быть, даже бесполезные зверьки, которые ведут ночной образ жизни, никак практически не пересекаясь с человеком. Но их роль в экосистеме, на самом деле, огромна.

Существуют реально летучие мыши-вампиры, хотя они у нас, к счастью, не встречаются. Они обитают только в Центральной Америке, а также на юге Соединенных Штатов. Один вид из них в состоянии напасть на человека, естественно, когда тот не активен, спит. И могут питаться кровью, в том числе и человека. Хотя это, скорее, исключение. В обычной ситуации они питаются кровью домашних млекопитающих или лесных.

Существуют два вида, которые питаются исключительно кровью птиц. Но опять-таки, я повторяю, это только Америка.

Марина Катыс: В латинской Америке ежегодные потери от вреда, наносимого домашним животным нетопырями-вампирами, оценивается в 250 миллионов долларов. В ряде районов распространение этого вида рукокрылых сделало невозможным разведение домашнего скота и птицы. Однако в Европе и Азии кровососущих рукокрылых нет.

О российских летучих мышах рассказывает аспирантка Палеонтологического института Российской академии наук Валентина Росина.

Валентина Росина: Самый распространенный - бурый ушан. У него совершенно большие ушки, симпатичная мордочка. И они у нас, например, в средней полосе довольно спокойные. В руках даже ведут себя совсем неагрессивно.

Помимо них, есть еще такие более-менее широко распространенные нетопыри - лесной нетопырь, прежде всего. Достаточно распространен вид рыжая вечерница, это один из крупных наших представителей. Ночницы - мелкие виды. Ночница Брандта, водяная ночница довольно широко распространена.

Марина Катыс: Сколько съедает одна мышка за период кормления суточный?

Валентина Росина: В зависимости, во-первых, от сезона, в каком она состоянии физиологическом. Она может за ночь съесть до 1/3 своего веса. Это достаточно много.

Марина Катыс: А сколько мышка весит?

Валентина Росина: Ну, в среднем, они весят граммов 6-7. Ушан, например, весит граммов 6-6,5, до 7. Самочки побольше весят. А ночнички, они, вообще, мало весят. Нетопыри тоже.

Мы не можем говорить о том, что вот они лучше-хуже птиц. Они просто заняли свою экологическую нишу и таким образом участвуют в круговороте веществ в природе.

Марина Катыс: Были случаи, чтобы летучих мышей держали в неволе, как домашних животных?

Валентина Росина: Таких случаев достаточно много. В первую очередь, конечно, этим увлекаются хераптерологи, то есть люди, которые профессионально занимаются летучими мышами. Кожурина Евгения Ивановна, которая до сих пор дома у себя держит в качестве домашних животных этих животных. На Звенигородской станции биологической МГУ живут Панютины, которые тоже долгое время держали крыланов, разводили их, ставили над ними опыты различные, и они у них размножались, в том числе. То есть там достаточно было все это налажено и поставлено на широкую ногу.

Марина Катыс: Держать такую зверюшку дома в качестве любимого существа - это другое. Ведь это довольно сложно. Это ночное животное, которое питается летающими насекомыми. Как это все вот можно урегулировать?

Валентина Росина: В качестве домашнего животного я бы сказала так, что непрофессионалам и любителям ни в коем случае все-таки не нужно этого делать. Потому что у них очень своеобразные и режим питания, и суточный режим, прежде всего. У них очень своеобразный должен быть температурный режим, сезонный режим должен быть - они должны впадать в спячку. Влажность должна быть определенная при их содержании. И создать им необходимые условия для того, чтобы они не только просто выживали, а нормально существовали, размножались - это, конечно, не под силу любителям, и поэтому я бы, конечно, не рекомендовала держать.

Марина Катыс: А вообще летучие мыши приручаются? Они узнают хозяина, у них есть симпатии, антипатии по отношению к людям?

Валентина Росина: Вот то, что я лично видела, значит, у Евгении Ивановны, у нее живет летучая мышь, ну, не совсем летучая мышь, а крылан (это все-таки другой подотряд), выращенная буквально вот с младенчества. То есть, она выкармливала молоком. И она утверждает, что между ней и вот ее питомицей установились некие такие достаточно тесные и нежные отношения. Во-первых, безусловно, она ее узнает - по голосу узнает, а Евгения Ивановна может определить, в каком настроении ее малышка. Более того, у нее эта девочка, значит, уже повзрослела совсем, у нее уже свои детки, и ее ребенок, вот этой вот крыланихи, у нее, на самом деле, к Евгении Ивановне не так относится, как Манечка.

Ценные вот эти материалы, данные, которые Евгении Ивановне удалось получить, они, конечно, именно подтверждают, что они поддаются приручению довольно успешно.

В редких случаях, действительно, мы сталкиваемся с тем, что колонии, когда они очень крупные, а у нас в средней полосе, действительно, есть виды, которые способны создать многосотенные (даже - несколько тысячные) колонии, они, действительно, могут каким-то образом помешать человеку. Но таких случаев мало, и, как правило, в таких случаях нужно поступать просто следующим образом: звонить специалистам, связываться с ними, просить переселить колонию, потому что такие колонии, они очень ценные, и их не так много.

Марина Катыс: То есть нельзя сказать, что люди варварски относятся к летучим мышам и стараются их уничтожить любым способом?

Валентина Росина: В некоторых местах, в районах, где есть пещеры, там крупные колонии иногда варварски истребляются просто, вот, людьми, молодыми в частности. Сейчас уже сложно найти в широко посещаемых пещерах какие-либо скопления, которые бы уже не были из-за фактора беспокойства просто-напросто вынуждены мигрировать куда-то.

Марина Катыс: 21 сентября в качестве профессионального праздника летучих мышей выбрано не случайно. Это день осеннего равноденствия, время, когда осень вступает в свои права. Рукокрылые в этот период мигрируют к местам зимовок. Охрана мест зимовок летучих мышей - одна из важнейших задач. Ведь именно на зимовках они скапливаются в очень большом количестве и особенно уязвимы.

Слово аспиранту биологического факультета МГУ, специалисту по рукокрылым Виталию Матвееву.

Виталий Матвеев: На самом деле, рукокрылые не так требовательны к качеству, что ли, ландшафтов, в которых они охотятся, поскольку летучие мыши предпочитают как раз нарушенные ландшафты, более богатые насекомыми. Но они чрезвычайно уязвимы в местах дневок и тем более зимовок. Если зимующую колонию потревожить, она может покинуть убежище, и все животные гибнут. Такие случаи бывали. А гибель огромной колонии летучих мышей, достигающих численности нескольких тысяч особей, сродни экологической катастрофе в локальном масштабе. Недавно буквально это произошло в Португалии, когда от наших португальских коллег мы получили сигнал "SOS". Они обнаружили огромное количество - сотни и сотни - животных по всей стране, павших по непонятной причине.

Летучие мыши очень и очень уязвимые в этом смысле животные. В частности, одной из причин массовой смерти могут быть пестициды либо вещества, которыми обрабатывается древесина. У нас эти технологии не применяются для обработки древесины, но в Западной Европе они широко в ходу, и летучие мыши (это установлено), они чрезвычайно к ним чувствительны.

В Московской области в районе села Тучково есть зимовочное убежище, которое используется летучими мышами на зимовках. В сентябре туда начинают собираться зверьки различных видов, и это достаточно большие убежища.

Марина Катыс: Местные жители знают о существовании этих пещер. Они относятся доброжелательно к животным, которые зимуют в пещерах?

Виталий Матвеев: Эти места активно используются туристическими группами для тренировок. Туда съезжается огромное количество туристов, горных туристов и альпинистов. Они беспокоят зверьков как раз вот в это время, в самое критичное, когда они готовятся отправиться в спячку. То есть эти места никак не охраняются.

Марина Катыс: А почему нельзя хотя бы на период вот спячки животных сделать эти места закрытыми для посещения?

Виталий Матвеев: К сожалению, в России пока нет законодательной базы, которая позволяла бы это делать. Несмотря на то, что существует "Красная книга", в которой законодательно охраняются 7 видов летучих мышей России, но, в то же время, виды, которые в ней не перечислены, фактически не имеют никакого охранного статуса и не могут рассчитывать на серьезные охранные меры. Требуется законодательная база, которой могло бы стать, скажем, соглашение по охране рукокрылых в Европе.

Соглашение возникло в рамках Боннской конвенции об охране мигрирующих видов порядка 10 лет назад. Туда уже вошло достаточно много стран не только Западной Европы, но и наших бывших союзных республик. В частности, Грузия, Литва, сейчас Латвия уже практически ратифицировала соглашение, находится на пути к этому Украина. Россия пока остается от этого в стороне.

Если мы хотя бы добьемся охраны крупных пещер, населенных различными видами рукокрылых, я думаю, этого будет уже достаточно и без таких мер, как ратификация соглашения по охране рукокрылых в Европе.

Марина Катыс: Так кто же они, летучие мыши: химера - символ грез и кошмаров больного воображения или же милые зверушки с симпатичными мордочками, которых мы просто мало знаем?


Другие передачи месяца:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены