Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)
21.11.2024
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
[06-02-03]
Кавказские хроникиГреки на КавказеВедущий Олег Кусов История большинства народов Северного Кавказа хорошо изучена, но, несмотря на это, многие факты еще вызывают споры и дискуссии в научных кругах. На взгляд кавказоведов, история этого края сильно переплелась с мифологией. Например, это наглядно показывают многочисленные легенды о Прометее. В горах Грузии, Армении, Осетии, Балкарии экскурсоводы часто показывают приезжим горы, к которым Прометей якобы был прикован цепями. Но греки, проживающие на Черноморском побережье, считают, что к истине близка их гипотеза. По их мнению, сюжет с Прометеем разворачивался в горах Западного Кавказа. При этом они подчеркивают, что Прометей был первым греком, появившемся на Кавказе. Это значит, что он и проложил сюда дорогу своим соотечественникам. Вблизи Сочи на Орлиных скалах высится трехметровая фигура Прометея из камня. Геннадий Шляхов: Ее установили в горах для привлечения туристов. Орлиные скалы, со слов местных экскурсоводов, именно то самое место, где был прикован к скале герой древнегреческого мифа Прометей. Прометей, вопреки воле Зевса, похитил с Олимпа огонь и дал его людям, научил их земледелию, ремеслам, чтению и письму. Приковали за это Прометея цепями к вершине скалы, кругом никакой растительности, море шумит и грохочет, ударяясь о подножья скал, далеко за скалами виднеются вершины кавказских гор. Жгут тело палящие лучи солнца, проносятся над ним бури. Каждый день громадный орел прилетает на скалу, терзает грудь Прометея острыми когтями, рвет своим клювом печень титана. Легенда о Прометее - конек сочинских экскурсоводов. Как же, не в Греции, а здесь - на Черноморском побережье Кавказа стоически переносил муки герой Эллады. Понтийские греки, живущие в Сочи, имеют на этот счет свою точку зрения. Говорит Павел Влондис. Павел Влондис: В Греции гор под названием Олимп существует 14. Но у нас на территории Сочи тоже существует несколько мест, к которым предположительно мог быть прикован легендарный Прометей. Конечно, в первую очередь мы будем ориентироваться на Русские водопады, Орлиные скалы. Потому что они так и называются Орлиные скалы, там именно по легенде орел прилетал и выклевывал Прометею печень. Потом Геракл застрелил этого орла. Георгий Анастасиади: Я был в Грузии на многих экскурсионных объектах, грузины говорят - та скала, где был прикован Прометей, наши краснополянские говорят о том, что он прикован был в Ахцу. Фантазия у нас богатая, это преподносят совершенно серьезно. Но мифы мифами, а чем больше таких мест, тем больше желающих посетить эти места. Геннадий Шляхов: Как давно появились греки на Черноморском побережье Кавказа, доподлинно неизвестно, серьезных археологических раскопок на территории современного Сочи не проводилось. Правда, семь лет назад недалеко от поселка Красная поляна в горах был найден клад. Местный копатель 23-летний Андрей Чамкин всю жизнь одержимый поисками сокровищ, набрел на древнее культовое захоронение. Найденные предметы античной культуры предлагал состоятельным людям. Мечта разбогатеть стала осуществляться. Слухи о кладе стали распространяться по Сочи. Сотрудники федеральной службы безопасности провели с Чамкиным беседу. Найденные предметы пришлось вернуть государству. После этого у себя дома Андрей Чамкин застрелился из охотничьего ружья. Специалисты государственного Эрмитажа провели экспертизу найденных предметов. Вот цитата из экспертного заключения, его сделала реставратор высшей категории государственного Эрмитажа Ольга Семенова: "Клад представляет собой уникальный комплекс памятников античного мира. Выполненные из серебра чаши-фиалы, фрагменты речки сосудов, круглые декоративные пластины филар. Тематика рельефов, изящество художественного решения, прекрасное качество исполнения, высокий уровень владения ювелирной техникой, присущие данным предметам, позволяют атрибутировать их как произведения ведущих художественных центров Древней Греции, выполненных в 5-4 веках до нашей эры. Несомненная художественная ценность данных предметов позволяет отнести их в разряд немногих редких находок, имеющихся в музеях России в единичных экземпляров". Семь лет пролежали предметы античного искусства в сочинском художественном музее в обычной картонной коробке, не было средств на реставрацию. Деньги появились в это году, посольство Греции в России выделило 50 тысяч долларов на реставрацию, с условием - античный клад будет показан на специальной выставке в Афинах в этом году, в августе, во время проведения летних Олимпийских игр. Греки основали поселок Красная поляна в 1878 году, чуть позже расселились в селе Лесном. Первым делом строили дома и храмы. Лучшие каменщики, лучшие строители - это в крови у греков, а еще - лучшие архитекторы. Сегодня греческая община Сочи гордится Федором Афуксиниди, он спроектировал более 20 храмов. Федор Афуксиниди: Мой первый проект был храм в Красной поляне, мне доверили, и спустя 12 лет в этом храме была первая служба на Пасху. Геннадий Шляхов: Вместе с храмами, большинство из которых были разрушены в советские времена, строились школы, учителей приглашали из Греции. До сих пор добрыми словами вспоминают в греческой общине Сочи Якова Влондиса. Георгий Анастасиади: В греческих школах шло преподавание на греческом языке, и до революции присылались учителя. Дед нашего Павла Георгиевича Влондиса он прибыл сюда на Черноморское побережье. Из Греции он привез огромное количество книг, привозил методическую литературу и преподавал здесь. Больше того, он был руководителем греческих учителей. Геннадий Шляхов: Продолжает внук Якова Павел Влондис. Павел Влондис: Греки поселились несколько десятков семей на Красной поляне, это было в конце 19 века, то по счастливому стечению событий мой дед Яков Влондис был направлен сюда для того, чтобы помочь беженцам, которые бежали от преследования Османской империи, помочь им не только вспомнить свои культурные корни, но и образоваться, в первую очередь. Геннадий Шляхов: Школу закрыли в 37. Исход греков из Красной поляны на историческую родину начался еще в эпоху коллективизации, в 30-е тех, кто не успел уехать, насильно в товарных составах отправляли в Среднюю Азию. Георгия Семирджиди: Мой папа родился здесь в городе Сочи в 1918 году, но он ни разу не сказал слово "папа", потому что в Сочи его отца убили в 18-м году. Мой муж в 37 году тоже родился в Сочи и тоже ни разу не сказал слово "папа", потому что в 37 году него взяли и расстреляли. Геннадий Шляхов: Во время хрущевской оттепели потянулись греки назад домой в Сочи, но курорт был режимным городом, путь домой репрессированным заказан. Они не требовали вернуть им дома и имущество, дайте им возможность жить и умереть там, где родились, просили они. Нет - отвечала советская власть, их лишили права иметь свою родину. В 1990 году сочинские греки объединились, создали национально-культурный центр, назвали "Единство". Шутят греки: вот насколько прозорливы мы оказались, опередили с названием Грызлова и всех единороссов. Греческий идеал мужской красоты - это атлет с мускулистым торсом и крепкими ногами. Идеал женской красоты - полная противоположность, женские лица не допускают асимметрии. Именно греки ввели понятие "классическая красота", и этот канон до сих пор считается безукоризненным. Георгия Семирджини: Вообще-то гречанки нежные, любящие, домохозяйки, порядочные, не перечат мужьям. Гречанка должна выйти замуж за грека. Когда мне стало 18 лет, отец сказал мне: "Тебе 18 лет, ты должна выйти замуж за грека обязательно". Родители воспитывают дочерей в ужасной строгости, парням дозволено все. Георгий Анастасиади: Много лет назад слышал интервью Утесова, и он говорит: "Дорогие товарищи, евреев много живет и в Советском Союзе и везде, а все обращаются к юмору Одессы. Так вот, чтобы вы знали, юмор у нас одесситов - от греков". И все эти Костя, Соня, все эти персонажи были греки, рыбаки, потому что город Одесса основали греки. А в Красной поляне есть разные шутки. Сидят три патриарха, а им было лет под 70. Сидят они в чайной, пьют "апопениндо", то есть по 50 грамм, потому что считалось кощунственным пить большими дозами. Но дело в том, что одна из жен этих трех сидящих очень обеспокоена тем, что бычок не пришел из леса. Она ходит кругами вокруг чайной, но не позволяет ее гордость, ее воспитание придти и мужчин оторвать от столь занятного дела. Она заходит в чайную и смотрит совсем не на них, а смотрит в другую сторону. И говорит: "Костя, ты не знаешь, где наш бычок?". Он поднимает бокальчик свой и говорит: "Наталия, а ты дала бычку три рубля?". Она вспыхнула, гнев ее поборол патриархальные обычаи, и кричит как дома, когда они наедине: "Анасемаси (то есть "будь проклят"), зачем быку три рубля?". "А тогда зачем ты его ищешь в чайной?". Геннадий Шляхов: Сегодня в Сочи живет около пяти тысяч греков, они строят дома, занимаются сельским хозяйством, очень любят греческую музыку и танцы. Часто собираются вместе, достают бутылочку греческого коньяка "Метакса", варят мягкий и очень вкусный кофе, вспоминают родных и близких, и долго разговаривают о жизни. Олег Кусов: Абхазские ученые пытаются доказать, что некоторые современные города на территории республики были фактически основаны греками. Алексей Ващенко: В конце 7-8 века до нашей эры у черноморских берегов все чаще стали появляться древнегреческие корабли, что привело к тому, что к первой половине 6 века до нашей эры к основному побережью Абхазии стали появляться греки. И именно греки заложили эти города очень известные, как нынешние Очамчира, Диаскурия, Себасотполис, который из-за ошибки картографов при Екатерине название было дано современному Севастополю, а Сабастополис, который был в Абхазии, переименован в Сухум на турецкий лад. Сухум по-турецки означает "сухой город", потому что там выпадает немного осадков. Диаскурия, которая была заложена на территории бывшей Сухумской бухты, она из-за действий моря разрушена и ушла вся в Сухумскую бухту. Поэтому этот город практически не сохранился, сохранились его некоторые остатки. Кавказ и Греция связаны давно, вспомните, например, легенду о Золотом руне. Именно все эти события происходили на территории Кавказа, когда греки приехали в Колхиду за золотым руном. Греки также заложили и Пицунду. И благодаря этому греческому и византийскому влиянию на территорию Кавказа пошло христианство. Многие сподвижники Христа, как, например, Симон Канонид, они также прибыли на Кавказ, и Симон Канонид похоронены на территории Новоафонского монастыря. Когда шла кавказская война, эти события, которые происходили в Турции в период Первой мировой войны, это также привело к тому, что число греков увеличилось на территории Грузии и Северного Кавказа. В мире еще появилось выражение как "понтийские греки" - это причерноморские греки. Олег Кусов: Судьба не раз испытывала греков, проживающих на территории Абхазии, в 20-м веке. При Сталине их депортировали, в годы грузино-абхазского противостояния они оказались в центре вооруженных событий. Но прародина не бросила абхазских греков в беде. Алексей Ващенко: На территории Абхазии часть греков жила в верхней части Кодорского ущелья. Но во времена сталинской депортации их оттуда убрали, часть выселили в Грецию, часть выселили в Казахстан. Часть греков вернулась обратно, некоторые из них до сих пор продолжают жить в Казахстане. В период грузино-абхазской войны случилась детективная история. Военный атташе из посольства Греции в Москве, его помощник, они под конец войны прибыли в Тбилиси, оттуда спецрейсом вылетели в Абхазию. Хотя это было очень опасно, но они настояли. Затем они прибыли в Сухуми и собрали греческую общину, сфотографировали всех греков, которые находились в Абхазии перед штурмом Сухуми. В Сухумскую бухту вошли греческие корабли и греки, когда они поднимались на корабль, им вручали паспорт с этими фотографиями, которые были сделаны за несколько дней до этого. Их тут же признавали гражданами Греции, и этот корабль эвакуировали в Грецию. То есть греческое правительство сделало все, чтобы спасти своих. Олег Кусов: У потомков понтийских греков трепетное отношение к истории своего народа, что, впрочем, неудивительно - подобное отношение к истории присуще всем народам, проживающим на Кавказе. Чеченцы, несмотря на множество испытаний в 19 и 20 веках, тоже пытаются сохранить свою историю. Но, оказывается, эти попытки не всегда нравились тем, кто пытался силой взять под свой контроль этот народ. Из Грозного вернулась наш корреспондент Наталья Нестеренко. Она подготовила материал о катастрофическом состоянии памятников материальной культуры в горах Чечни. Наталья Нестеренко: Боевые действия в Чечне не щадили не только людей, они нанесли сокрушительные удары по историческому прошлому чеченского народа. В ходе двух военных кампаний уничтожены многие памятники культуры и истории. Без них народу трудно считать себя полноценным. В горах и на равнине республики находилось множество объектов материальной культуры вайнахов. Ученые засвидетельствовали в 70-80 годах свыше тысячи башенных строений, сторожевых, боевых, жилых. Чечню тогда называли страной башен и вышек. Богатым на памятники вайнахской истории принято было считать Аргунское ущелье. Две боевые башни стояли у въезда и более сотни башен было раскинуто по всему периметру до границы с Грузией. По мнению исследователей, многим историческим башням около десяти веков. Это был уникальный и своеобразный музей под открытым небом. Рассказывает директор аргунского историко-архитектурного и природного заповедника Саид Саратов. Саид Саратов: Боевые, жилые, полу жилые башни, полу боевые башни, дозорные башни. Едешь по ущелью, стоит здесь башня, значит где-то для просмотра башня должна быть. Очень большие комплексы, жилые башни и затем склепы. Ближе к границе там мертвый город, там целый комплекс склеповых построений. Есть у нас еще пещеры. Скала, например, и туда несколько этажей лестниц делают, поднимаются туда, забираются туда, для защиты - это прекрасное условие. В начале этого года обнаружили крупную пещеру. Мы поставили охранника. Там есть останки человеческие. Может быть действительно, это даст нам большой материал для истории. Наши памятники по сути дела не изучены. В Ингушетии начали изучать. Наталья Нестеренко: Директор аргунского государственного историко-архитектурного и природного заповедника Саид Саратов убежден, что состояние средневековых башенных построек в Чечне внушает опасение. За всю историю чеченские башни подвергались уничтожению в течение многих сотен лет. Еще во времена Чингисхана писали о войне с людьми, живущих в каменных башнях, и о разрушениях этих строений. Во времена депортации разрушение памятников культуры чеченского народа входило в ранг запланированной кампании. Тогда войска НКВД взрывали кровли, жгли перекрытия, грабили склеповые памятники. Советская власть таким образом хотела отобрать у чеченцев их историю. Народ без истории - это сырой материал, пригодный для заправки любой идеологической начинкой. Видимо поэтому после возвращения чеченцев на родину вопрос о необходимости реставрации даже не рассматривали, и только после создания аргунского заповедника в 88 году приступили к восстановлению исторических памятников. Саид Саратов: Мы успели четыре башни реставрировать. И в программе у нас было заложено, программа была составлена, утверждена Москвой, республикой со времени создания этого заповедника. То есть в 2005 году мы должны были 18 башен восстановить. Наталья Нестеренко: Не пощадила древние памятники архитектуры и первая чеченская война. Ракетно-бомбовыми ударами полностью разрушены четыре боевые и жилые башни в селении Шарой, в других селениях. Война, начавшаяся в 99 году, стала для аргунского заповедника поистине роковой. По словам исследователей, вот уже скоро как пять лет зона заповедника подвергается обстрелам. Нередко военные разрушают башни без особых на то причин. Случаев осквернения святынь в чеченских городах довольно много. Саид Саратов напоминает, что такие действия называются не иначе, как вандализм. Саид Саратов: По рассказам очевидцев, там есть огромный ущерб. Есть Ушкаройская башня, об этом уже почти весь мир знает, потому что во все инстанции я тревогу забил об этом, и в Москве знают, это прямо настолько узкое место и в пойме реки уникальный шельф архитектуры и строения, место уникальное. В 2001 году колонна ехала и из хулиганских побуждений, только так, пьяные, остановились и из зенитной установки обстреляли эту башню. Образовались огромные трещины, проемы образовались, человек спокойно может проходить, расшатали. Обстрелы были и раньше, но, видимо, эти обстрелы не взяли. Потом они взяли, видимо, и зенитной установкой. Таких случаев много. Шатойская башня, например, реставрированная башня, верхняя макушка обстреляна, пробита. В 95 году был дислоцирован там воздушно-десантный полк, они верхнюю макушку снесли. Ясно, что солдаты, видимо, не представляют значимость этих памятников. Наталья Нестеренко: Сегодня памятники архитектуры Чечни нуждаются в срочном описании. Провести комплексное обследование состояния башен для чеченских специалистов не представляется возможным - по воле российских военных специалисты не могут попасть в эти места. Саид Саратов: На сегодняшний день я уже точно могу утвердить, шесть башен уже полностью уничтожены. Это то, что я видел, вижу. Есть башни, которые мы не знаем. Для нас есть зоны закрытые, например, веденское направление закрыто для нас. Там есть две котловины, где находятся очень богатые памятники, комплексы там есть. И в Шарое мы уже бывали, знаем, представление имеем, в каком состоянии памятники. Дальше от Итумкале мы не имеем, нас не пускают, мы ждем разрешения. Есть на это закон действующий Российской Федерации, по этому закону эти башни должны восстановить военные, если не могут, военные тоже должны нанимать своих специалистов, там должен архитектор, реставратор. Наталья Нестеренко: Сейчас в Чечне нет точных сведений о сохранившихся памятниках-башнях. От регулярных обстрелов и бомбежек происходит смещение и обвал грунта в горах, каменные постройки постепенно рушатся. Надежда лишь на чудо. Может быть, власти осознают, что памятники истории республики - это не только прошлое. Другие передачи месяца:
|
c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены
|