Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.11.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Кавказ
[13-04-03]

Кавказские хроники

Карачаевцы и балкарцы. Духовное единение, вопреки административным границам

Ведущий Олег Кусов

Олег Кусов: Многие современные кавказские конфликты, как считают наблюдатели, стали прямым следствием советской административной политики. Границы этнических образований довольно часто нарезались произвольно, без учета интересов проживающих здесь народов. Например, в 20-х годах прошлого века между Россией и Грузией разделили небольшую Осетию, расширив ее территорию за счет районов соседних республик. В итоге советская власть заложила мины во взаимоотношения осетин с соседними ингушами и грузинками.

Мина взорвалась в 90-х годах в Пригородном районе и в Южной Осетии. Такие крупные по численности этносы как лезгины, ногайцы, кумыки автономию и вовсе не получили, но споры о том, кто и с каких пор живет на их землях, не утихают и по сей день.

Наиболее запутанная ситуация оказалась с карачаево-балкарским народом, который издревле живет у подножья Эльбруса. Этот народ административно объединили с кабардинцами и черкесами, так на карте появились Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Неудивительно, что в различные годы советского периода истории карачаевцы и балкарцы пытались поднять вопрос об объединении в одну республику. Примечательно, что тон в этой кампании задавали не политики, а представители интеллигенции, они выражали опасения, что разделенные границами карачаевцы и балкарцы потеряют свою самобытность, на каком-то этапе окончательно распадутся на два самостоятельных народа. Между тем, у карачаево-балкарского этноса нелегкий исторический путь выживания. В 19-м веке горский народ чуть было и вовсе не исчез с лица земли в результате затяжной Кавказской войны. По мнению нальчикского этнографа Махти Джуртубаева, карачаевские и балкарские князья вовремя приняли решение выйти из войны.

Махти Джуртубаев: По данным Генерального штаба русской армии, балкарцев и карачаевцев в 1835 году было не более 30 тысяч. В Кавказской войне они приняли участие, участвовали в нескольких сражениях против войск генерала Глазина, против войск генерала Булгакова. Когда пришли войска генерала Эммануэля, было сражение. Но карачаи сделали правильный вывод, карачаево-балкарские князья пришли к выводу, что можно совершенно исчезнуть с лица земли, если продолжать сопротивление. И в 1827-м году делегация балкарских и дигорских князей отправилась в Ставрополь, подала прошение о принятии в подданство России, оговорив некоторые условия, например, сто лет не брать в армию, оставить традиционный уклад жизни. Приблизительно через год, в ноябре 1828-го года, такое прошение подали карачаевцы. Они понимали, что, в конце концов, когда-то придется относиться к какой-то большой общности.

Олег Кусов: Карачаевцы и балкарцы, это потомки некогда могущественных скифов и алан, считают некоторые нальчикские историки. Если им удастся доказать эту гипотезу, можно будет говорить о своеобразной революции в истории Кавказа, поскольку потомками скифов и алан, по мнению многих ученых, принято считать осетин.

Махти Джуртубаев: Балкарцы и карачаевцы - это потомки половцев, кипчаков, которые из-за монгольских погромов ушли в горы и смешались с аланами. Официальная академическая наука аланов считает ираноязычными; балкаров и карачаевцев - тюркоязычными. Но когда исследованием своей истории стали заниматься балкарцы и карачаевцы, выяснилась совсем другая картина. Выяснилось, что балкарцы и карачаевцы сохранили очень много из того, что в письменных источниках говорится о геродотовых скифах и аланах. В настоящее время большинство карачаево-балкарских ученых стоит на той точке зрения, что балкарцы и карачаевцы являются прямыми потомками скифов и алан.

Ареал их распространения был уже тогда довольно широкий, примерно, от Дуная до Северного Кавказа, определяется он по скифским курганам. Они идут от Дуная до Северного Кавказа на восток к Волге. Территория была довольно обширная. В ходе различных исторических процессов переселения, вы знаете, что большая часть алан, например, ушла во время гуннского завоевания Европы, ушла в Европу вместе с гуннами. Основная часть алан оказалась на территории Галлии, нынешняя Франция, оттуда они попали в Испанию, сейчас в Испании существует провинция Каталания, но в русской литературе обычно называется Каталония, но в самом названии уже присутствует название страны Алан. Оттуда они еще вместе с вандалами перебрались в Африку и на территории Туниса около ста лет жили организованно в совместном государстве, пока их не разгромили византийские войска. Что касается каких-то следов, то один из моих коллег, он занимался каталонским языком, топонимикой, он на сегодняшний день обнаружил около двухсот карачаевских слов, хотя их гораздо больше. На территории Каталонии есть несколько местностей с названием Карачай. Следов, того, что они тюркоязычные, было очень много. В том числе даже простейший факт, если соседи, окружающие нас народы, только нас называют аланами или асами, если мы сами при обращении друг к другу называем себя алан и так далее, таких фактов несколько сот.

Олег Кусов: Ислам карачаевцы и балкарцы приняли в 19-м веке, но еще до этого были знакомы с языческими верованиями и христианством. Так считает этнограф и поэт Магомед Мокаев.

Магомед Мокаев: Один из известнейших революционеров, очень образованнейший человек, который английский язык знал, как свой балкарский, русский язык тоже, - Магомед Имеев, он был полпредом Кавказа. Его отец - мусульманский священник, он пришел в Верхнюю Балкарию и сказал: "Вот сейчас срубим дерево, священное дерево, которому поклонялись. Будете отныне молиться аллаху, мы мусульмане". Дерево срубили. Но до этого мы были христианами, у нас своя часовня высоко в горах, центральная церковь у нас в Грузии, туда тоже приходили, и у нас апостолы высоко почитаются. У балкарцев Иисус Христос ценится ничуть не меньше, чем пророк Магомед, его считаем первым пророком Иисуса Христа. Балкарцы не являются ни суннитами, ни шиитами, у них что-то от тех и других свое. Языческие божества присутствуют, христианские тоже.

Олег Кусов: В 19-м веке между балкарскими и карачаевскими обществами существовали прочные связи, несмотря на отсутствие в горах дорог. Разделенными эти народы почувствовали себя лишь в 20-х годах прошлого века, когда пришедшие к власти в России большевики сперва образовали Балкарский национальный округ, а позже Карачаевскую автономную область. Затем на карте появились Кабардино-Балкарская автономная область и Карачаево-Черкесская республика в составе Ставропольского края. Из чего исходила советская власть, нарезая автономные территории в шахматном порядке, судить довольно сложно. Но и в те времена, как создается впечатление, аргументы власти на этот счет даже не прозвучали.

Махти Джуртубаев: Цель объединения с карачаевцами у балкар была всегда. Потому что, естественно, любой народ, разорванный на две части, он всегда будет стремиться к объединению, если он живой народ еще. Жить в одном государстве, быть его частью, быть разорванным пополам, это, если прямо говорить, противоестественно. Трудности определенные, конечно, будут, отсутствие коммуникаций, в политическом плане, в административном плане, трудности, конечно, будут, если это состоится. Но это должно состояться рано или поздно, если все будет идти нормальным, естественным, но законным путем, на основе конституции. Народ очень трезвый, знает, что когда происходит столкновение двух народов, в результате всегда оба остаются в проигрыше.

Олег Кусов: Однако на эту проблему среди представителей карачаево-балкарской интеллигенции есть и другой взгляд. Говорит народный поэт Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии Магомед Мокаев.

Магомед Мокаев: Тяга к объединению в определенной части нашего народа, среди балкарцев и карачаевцев есть. Но это практически невозможно делать, потому что мы совсем на разных землях живем. Из ущелий есть тропы, по которым они переваливали туда и возвращались, имели связи. Основная связь между карачаевцами и балкарцами была через сопки из Балкарии в Карачай. Учебники по языку и литература у нас одни и те же. Административное объединение, так не получится. Они с теми народам, с которыми они живут, гораздо легко, потому что они уже знают, даже не разговаривая, какие у них мысли. Кабардинцы и балкарцы веками живут, необязательно, чтобы кабардинец говорил какие-то слова, я уже знаю, что они думают. Немцы хитрый очень народ, обычно в наших фильмах их показывают какими-то дураками. Ничего подобного, дурак не доберется до Москвы. Когда они оккупировали, они очень хитро вели себя, они не бесчинствовали, они раздавали кораны, они уступали дорогу нашим женщинам. Потому что им было сказано: "Если вы там будете вести как в России, даже маленький мальчик, который может поднять камень, вам не простить". Они тут же, по прибытию сюда, пытались создать горскую республику, объединив балкарцев с карачаевцами, с центром в Кисловодске. Уже на заседание, естественно, под эгидой немецких офицеров, главой этого нового государства, новой республики Карачаево-Балкарской, был назначен карачаевец, потому что их больше было в два раза, его заместитель - балкарец Эфендиев, образованный парень, княжеского происхождения. На следующий день приходит на работу и видит: не Карачаево-Балкарская республика, а Карачаевская. В чем дело? Слишком длинное название, - сказал карачаевец. Какая разница, карачаевец или балкар, балкарцы пусть тоже будут карачаевцами. Вот вам ответ.

Олег Кусов: Карачаевцы и балкарцы относятся к горным этносам, в отличие от осетин, ингушей, чеченцев они до последнего времени не стремились к переселению в массовом порядке на равнину.

Магомед Мокаев: У русских эмблемой поэзии является береза, у испанцев - гитара, у казахов - домбра, у балкарцев - камень. Балкарцы говорят, что наша душа из камня. И вы нигде не увидите, чтобы балкарец как-то неуважительно оттолкнул камень, упавший на дорогу; бережно берет и тихо ставит на обочину. У других народов история их на толстых анналах, научных трудах известнейших людей древнейших времен. Наша история в наших песнях, каждый шаг. Кто-то может прочитать книгу, а песня слышится, не забывается. Карачаевцы выходцы отсюда, отсюда уехали туда, часть все-таки осталась здесь. Те фамилии, например, Батчаевы, Джазаевы, множество этой фамилии, мы люди той земли, где живем. Самоназвание балкарцев - горец. Горец - это мужчина. Балкарцы - страна скотоводов. При царе Тохтамыше, который был двоюродным братом Тимура Хромого, балкарцы были верноподданными царя Тохтамыша.

Олег Кусов: Именно в этих горах появился уникальный кисло-молочный напиток айран, напоминающий кефир. Его рецепт попал в Россию в результате романтичной истории, в которую оказались замешаны столичный капиталист Бландов, балкарский князь и молодая русская исследовательница.

Магомед Мокаев: Имел свои заводы молокозаводчик Бландов. Так как из России лечиться приезжали к этим водам, там, естественно, балкарцы и карачаевцы. Айран - квашеное молоко. Он послал сюда в Пятигорск делегацию из шести человек. Среди них была девушка, которая окончила только институт, она прибыла сюда, чтобы достать кефир. Отсюда она взяла, как приготовить. Она поехала в Карачай и встретилась с князем Байчеровым. Он предложил, чтобы она вышла замуж, она отказалась. Он все-таки умыкнул ее, но в течение трех дней он очень вежливо обходился, упрашивал, чтобы она именно стала ее законной женой. Она отказала. Он ее отпустил. Те же люди, которые ее привезли к нему, они ее как раз и возвращали. Он ей все равно дал рецепт и закваску, с чем это делается. В Пятигорске еще неделю пробыли, каждое утро она просыпалась от топота коня, но ни разу не видела, кто на этом рысаке. Она каждый раз утром на подоконнике видела новые цветы рододендроны, князь посылал.

Олег Кусов: Айраном летом в горах удаляют жажду, но зимой это незаменимый напиток. Горцы заботились о том, чтобы их пища оставалась простой, но сытной. К тому же она еще и вкусна. Если говорить о непременном застольном блюде Балкарии и Карачае хичине, его называют еще запеканкой. Часто обед горца состоял из хичина и айрана, после которого можно пасти отару или косить сено несколько часов, не вспоминая о еде.

Наш корреспондент Юрий Багров посетил в Нальчике так называемый балкарский квартал, здесь расположены несколько кафе с этнической кухней балкарцев. В этом одноэтажном квартале можно провести время гораздо интереснее, чем в любом столичном дорогом ресторане. На выбор - национальные блюда, о которых вам подробно расскажут работники заведения. Рецепт хичина нашему корреспонденту достался гораздо легче, чем рецепт айрана русской экспедиции начала прошлого века, им поделилась повар Маргарита.

Маргарита: Настоящий хичин бывает с сыром и с картошкой. Или просто с сыром. Варится картошка, пропускаем через мясорубку картошку, сыр. Сыр идет хороший, осетинский, можно брынзу. Это все пропускается вместе, пробуется на соль. Тесто пресное, шарики делаем из теста. Обычно считаются хорошими тонкие хичины, чтобы раскатанные. На раскаленной плите жарятся. Потом мажется масло сливочное. Подавать можно со сметаной, а напиток туда идет айран. Готовится из цельного молока, питательный и вкусный. Кислый напиток, кислое молоко, по своим вкусовым качествам и по ценности превосходит кефир намного.

Олег Кусов: Сегодня балкарцы и карачаевцы даже в городских условиях не изменяют своей традиционной кухне, она ведь помогла выжить их предкам в нелегких горных условиях и, конечно же, в годы депортации в середине прошлого века. По мнению Магомеда Мокаева, приверженность к горным условиям жизни в середине 40-х годов 20-го века сыграла с карачаевцами и балкарцами злую шутку.

Магомед Мокаев: Энкавэдешники состряпали множество ложных документов, потому что, оказывается, нас веками спасала наша природа, наши горы. В окружение разных народов, не близких к нашему языку, чтобы сохранить свой язык, нам давали возможность горы, и карачаевцам, и нам. Горы - это защита, но горы нам оказались бедой после войны тем, что все: и украинские, и русские, другие национальности, и балкарские, естественно, так называемые бандиты (на равнине не скроешься) нашли приют в наших горах. И из-за десятка бандитов выселили весь народ, тот народ, который на камне умудрялся выращивать хлеб. В ущельях земля размером два шага, и они, привязав себя к скалам, косили на откосах. Такой народ, который цепляется за жизнь, не надо было высылать. Балкарцев в процентном отношении на фронте было больше, чем других больших народов. Сидеть дома при женщинах - это позор, когда все горит.

Олег Кусов: В марте 1944-го года карачаевцы и балкарцы были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан, реабилитированы они были только в 1957-м году. В начале 90-х годов лидеры общественных движений Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии попытались поднять вопрос об образовании Балкаро-Карачаевской автономии, но власти подавили инициативу интеллигенции. Разговоры о карачаево-балкарском единстве стали восприниматься как проявления сепаратизма. Пресекаются даже предложения о создании национально-культурной автономии. Власти и сегодня не желают разделять сепаратизм и стремление народов к духовному единению. Затянутые в 20-х годах прошлого века узлы межнациональных противоречий на Кавказе по-прежнему остаются не распутанными.


Другие передачи месяца:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены