Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)
21.11.2024
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
[23-08-04]
Скромное обаяние минидискменовАвтор и ведущий Александр Костинский Александр Костинский: Сегодня мы поговорим об одном из самых интересных устройств, работающих со сжатым звуком - это минидискмен. Минидискмен обладает целым рядом замечательных преимуществ и дополнительных свойств, и при этом остается относительно неизвестным и прозябает на периферии массового покупательского спроса. В то же самое время устройства с худшим качеством сжатого звука, такие как MP3-плееры, решительно завоевали весь мир. Мы попытаемся описать преимущества и недостатки минидискменов, а также разобраться, почему эти устройства не добились того успеха, который обещали их технические характеристики. В московской студии Радио Свобода компьютерный журналист и писатель Евгений Козловский. Евгений Козловский: Может быть, я бы чуть-чуть даже расширил вопрос: об одном из устройств, которые позволяют работать со сжатым звуком. У нас и во всем мире взрывной популярностью пользуется MP3-формат сжатого звука. Александр Костинский: И все считают, что это чуть ли не единственный распространенный формат сжатия. Евгений Козловский: Да. Минидискмен - устройство, которое работает по другому алгоритму, хотя сжимает звук примерно во столько же раз, при сопоставимости качества и объема сжатия. Здесь другой алгоритм сжатия. Он называется Atrac. Придумала его компания Sony. Александр Костинский: Вообще все эти аппараты выпускает Sony? Евгений Козловский: Да. Компания автор этого формата. Хотя выпускает минидисмены и "Panasonic", и кто-то еще, но copyright принадлежит Sony. Вообще Sony многое придумала - она придумала SuperAudio CD, она придумала формат CD вместе с Philips. Но это она тоже придумала. И я не могу сейчас сказать точно дату появления МР3 и Atrac, но я знаю точно, что когда я уже видел минидискмены в продаже в Москве, а в Европе они появились еще раньше, то про МР3 я ничего еще не слышал. Может быть, он где-то там, в лабораториях и был, но появление первого МР3-плеера Rio где-то 5-7 лет. МР3 распространился позже. Александр Костинский: Но зато как он распространился... Евгений Козловский: Безумно. А Atrac, который, на мой слух, лучше... Александр Костинский: Atrac, алгоритм сжатия звука компании Sony? Евгений Козловский: Да, алгоритм сжатия, да, налету. Atrac, который лучше МР3, не пошел. И почему он не пошел? Потому что Sony сама владелица целого ряда звукозаписывающих и кинематографических компаний, ужасно дорожит, ужасно боится нарушения авторского права... Александр Костинский: У них сдвиг на copyright... Евгений Козловский: Настолько сдвиг, что они выпускают устройство, работа которого накладывает copyright на мю собственную речь и звуки. То есть я возьму, запишу на мини-диск, свой голос, стихи а Sony запретит мне дальнейшее распространение их в цифровом виде. Александр Костинский: Нельзя переписать? На минидиске предусмотрен только аналоговый выход? Евгений Козловский: Да. Это цифровая запись. Берется звук, оцифровывается и записывается в цифре. Александр Костинский: При этом сжимается. Евгений Козловский: Сжимается. В последних минидисках можно и не сжимать, о чем мы отдельно поговорим. Сжимается и остается вещью в себе. Есть устройства, с которых можно эти файлы переносить на компьютер, но там они находятся в зашифрованном, закодированном виде. Александр Костинский: То есть можно перенести звуковые файлы с минидиска на компьютер, но их все равно редактировать нельзя. Евгений Козловский: Их нельзя редактировать. Александр Костинский: Для редактирования нужно писать аналоговый, ухудшенный сигнал? Евгений Козловский: Да, аналоговый, ухудшенный сигнал без защиты copyright оцифровывать, а потом с ним уже можно делать все что угодно. Для интервью, разговорных жанров, может быть, даже для бардовских песен при этом потери не трагические. Но у нас сейчас минидиски практически монопольное устройство для русской дорожки перевода к западным DVD-фильмам. Александр Костинский: Минидискмен - это небольшая коробочка размером с пачку сигарет. Евгений Козловский: Если из пачки сигарет сделать квадрат. Александр Костинский: Только тоньше. И туда вставляются специальные тоненькие диски, которые меньше обычной 3,5-дюймовой дискетки. Евгений Козловский: Правда, они не такие тонкие, как CD (компакт-диск), но достаточно тонкие. Все это легко помещается в кармане самой летней рубашки, не оттягивая ее. Минидискмен - записывающее устройство. На него можно сбросить с компьютера музыку или записать через микрофон речь. Евгений Козловский: Да. Правда, минидискмены бывают разных классов, разных ценовых категорий. Те, что подешевле, долларов за 150, скажем, без микрофонного входа. Евгений Козловский: Те, что чуть-чуть подороже, от 200 до 350 долларов... Александр Костинский: С микрофоном? Евгений Козловский: Да. Это уже предел. А есть еще специальные репортерские минидискмены. У них автоматическое включение по голосу, встроенный динамик для прослушивания. Но на самом деле разница между моделями невелика. Так как в основном это все служит для прослушивания музыки. Александр Костинский: Зачем их изобрела "Sony"? Наверное, для того, чтобы можно было переписывать CD на минидискмен и слушать в дороге. Евгений Козловский: Да, в отпуск взять с собой. В карман положил, они маленькие... Примерно для того же, для чего были сделаны кассетные walkman, сначала магнитофонные, потом CD-ишные. Примерно для того же сейчас сделаны МР3-плееры. Александр Костинский: Чтобы можно было слушать переносную музыку. Евгений Козловский: Да. Но они начали это делать раньше распространения МР3. Я не буду обсуждать переносные кассетники, потому что у них все же аналоговое качество. И, конечно, минидискмены захватили бы весь мир... Александр Костинский: Если бы не закрытость. Евгений Козловский: Если бы не закрытость. Почему я купил минидискмен? Потому что у меня появился домашний кинотеатр, появились первые американские, английские фильмы... Александр Костинский: Без перевода? Евгений Козловский: Без перевода. Сейчас почти все выходит с русскими дорожками, но 5 или 7 лет назад этого не было. Александр Костинский: А как это сделать? Вот купил я, допустим, какой-то западный фильм, например, "Догвиль". Как мне быть? Нет у меня там русской дорожки. Что я делаю? Евгений Козловский: Идете в "Пурпурный легион" или на сайт www.dvd100.ru . Там вы видите список фильмов. И справа у 90 процентов фильмов написано "Перевод на мини-диски. Автор перевода Зыбов. Цена 8 долларов". И, хоть 4 часа идет фильм, ни на полсекунды расхождений нет между DVD и минидискменом. Александр Костинский: Но на 4 часа должно быть несколько таких дисков, да? Евгений Козловский: Да, это два диска. Дело в том, что стандартный диск был 74 минуты. Теперь стали выпускать длительностью 80 минут. Если вы пишите моно, а переводы всегда моно, это 160 минут. Если фильм дольше 160 минут - два диска. Александр Костинский: Вы подключаете минидискмен к чему, к DVD-проигрывателю, к компьютеру? Евгений Козловский: Я его подключаю к звуковому входу в телевизор. Поскольку кинематографический звук идет через ресивер на колонки, то телевизионные каналы остаются свободными. Александр Костинский: И в телевизионный канал вставляется минидискмен? Евгений Козловский: Да. И, таким образом, я могу регулировать отдельно оригинальный звук, отдельно звук перевода. Где-то в 2001 году вышло следующее поколение минидисков, называлось Net MD, то есть - сетевые. В чем их "сетевость" заключалась? Она заключалась в том, что у них был USB interface, по которому можно было их подключить к компьютеру, переписать треки, положить их на этот диск в закодированном виде. И таким образом побеждался один из недостатков минидисков - необходимость переписывать в масштабе реального времени. И, наконец, вот только-только, я думаю, что их еще нет в продаже, появились новые дискмены Hi-MD. Александр Костинский: Буквально сейчас? Евгений Козловский: Буквально сейчас. Александр Костинский: И чем они замечательны? Евгений Козловский: Они очень похожи на предыдущие дискмены, но они читают диски Hi-MD высокой емкости. У них гигабайтные мини-диски. Александр Костинский: Уже гигабайтные? Гигабайт - это прилично. Евгений Козловский: Да. Обратите внимание, что раньше они выпускались объемом 160 мегабайт, а теперь малюсенькая дискеточка размером в гигабайт. Это много. Можно сравнить с революцией, случившейся при появлении DVD-дисков, которые в 6,5 раз больше CD. Минидиски увеличились в 5,5 раз. Александр Костинский: Срвнимо. Евгений Козловский: Сравнимо, вполне сравнимо. То есть примерно такая же революция. Но вместе с появлением проигрывателей Hi-MD, которые в остальном похожи на своих предшественников, появились и некоторые новые возможности. С одной стороны, удовольствие - поскольку в 5,5 раз большая емкость и можно писать музыку без сжатия. Александр Костинский: И можно быстро скачать по USB-интерфейсу. Евгений Козловский: Быстро? Ничего подобного. К сожалению, когда пишите без сжатия, все осталось по-прежнему. Александр Костинский: Опять писать в реальном времени? Евгений Козловский: Опять один в один. Александр Костинский: Потому что они не хотят ни в коем случае раскрывать алгоритм сжатия. Евгений Козловский: Да. А со сжатием хорошо. Вы ставите гигабайтный диск, выбираете, скажем, наименьшее сжатие и у вас получается 8 часов музыки на одном малюсеньком диске. Просто вставляете компакт-диск в привод, тут же всплывает менюшечка "скопировать, все - не все". Он тут же лезет в Интернет, находит, записывает название, фамилию автора, исполнителя, название каждого трека. Когда вы слушаете, то вы их видите. Раньше названия надо было вводить с пультика вручную по буковке - это было совершенно невыносимо. Александр Костинский: Как SMS-ки посылать. Евгений Козловский: Да. А тут он сам все находит в Интернете и записывает. Больше того, есть CD-диски с уже встроенным содержанием. Если переписывается такой диск, то новый минидискмен прямо с него берет подписи - и записывает на диск сразу все. И если вы просто хотите слушать музыку в тех условиях, где у вас нет больших хороших колонок, хорошего усилителя, то минидискмен это безумно удобно, в связи с тем, что стало возможно писать много музыки на один диск. Появилось еще и отличие от прежних моделей, заимствованное у МР3-плееров - возможность структурировать пространство, то есть создавать папки, подпапки, подкаталоги, возможность искать по всему диску. Александр Костинский: Да как в МР3-плеерах. Евгений Козловский: А еще появились возможности, которых раньше не было. Если вы отберете CD-диски, сожмете их дома в МР3 и потом запишите, скажем, на маленькую CD-болванку, то это вам будет стоить, может быть, даже чуть дешевле, чем на MD. Все другие способы, начиная с CD, и уже не говоря про всякие flash-плееры, и винчестерные плееры, все они дороже. Потому что маленький минидиск, стоит сегодня 40 рублей, то есть 1 доллар 15 центов за 80 минут музыки. Александр Костинский: Вы хотите сказать, что минидискмен можно использовать просто как устройство памяти, да? Евгений Козловский: Я как раз об этом хотел начать говорить. Раньше этого сделать либо было нельзя, либо нельзя это было сделать простым способом. Александр Костинский: А на последних моделях? Евгений Козловский: Можно. Последние минидискмены Hi-MD Windows XP, опознаются без драйверов (не знаю, как с двухтысячными или "Макинтошами"). Вы их подключаете, и видите гигабайтный диск, который стоит 7 долларов. Александр Костинский: Гигабайтный диск стоит 7 долларов? Евгений Козловский: Да. И на который вы можете писать, стирать, перезаписывать, хранить и так далее. Александр Костинский: А надежно? Евгений Козловский: Это магнитооптический принцип записи. До последнего времени для резервного хранения в банковских системах везде, в основном, использовалась магнитооптика. Я пользуюсь минидисками уже лет пять или семь, и не помню ни одного случая потери качества. Александр Костинский: У нас на радиостанции тоже пользуются для записи интервью минидискмены, но бывает, что треки пропадают при записи или перезаписи, или при попытке монтажа. На некоторых минидискменах есть собственные встроенные средства монтажа. Так вот на радио запрещают пользоваться собственными средствами монтажа минидискменов, потому что это может привести к потерям. Евгений Козловский: На большинстве минидискменах действительно есть такие инструменты. Я сам, правда, ими не пользовался, но сталкивался с тем, что при попытке вырезать маленький кусочек, что-то не получалось, метки слишком близко не могут стоять или что-то там еще. Ну, это более-менее естественно, потому что не стоит монтировать встроенными средствами DVD-рекордеров, DVD-видеокамер... Александр Костинский: Да, это, в общем, неблагодарное занятие. Евгений Козловский: Но хранить на минидисках информацию уж точно можно. А эти новые Hi-минидискмены понимают и старые диски, 40-рублевые. Александр Костинский: У них есть совместимость вниз? Евгений Козловский: Да. Мало того, что есть совместимость вниз, у них есть еще возможность старые диски отформатировать на 290 мегабайт. Александр Костинский: Берешь старый диск емкостью 160 мегабайт, и он больше становится по объему? Евгений Козловский: И он становится практически вдвое больше, как 256-мегабайтная "флешка". А сколько она стоит? Александр Костинский: Около 50 долларов где-то. Евгений Козловский: Около 50 долларов? А минидиск стоит чуть больше 1 доллара. Александр Костинский: Но "флешка" все-таки самодостаточна, ей не нужен дисковод, она меньше. Евгений Козловский: Хорошо. Но я сел и подсчитывал, что стоимость хранения на минидисках в 55 раз ниже! Причем если вы покупаете один раз минидискмен, то платите за него примерно как за аналогичный "USB drive". Но тут вы прикупаете по 1 доллару диск за диском, и не обязательно стираете, вы их накапливаете сколько нужно. Александр Костинский: Просто можно создавать архивы. Евгений Козловский: Просто можно делать архивы, переносить большие файлы, каждая дискета как гигабайтная "флешка". Александр Костинский: Это прилично. Евгений Козловский: Да, это очень прилично. 2-гигабайтный микродрайв, который к тому же не умеет писать музыку, не имеет дистанционного управления, стоит 270 долларов. Тут вы можете за 180 долларов купить приличный минидискмен и по 7 долларов за штучку гигабайтные диски к нему. Александр Костинский: Можно сказать, что последнее поколение минидискменов может быть еще и неким средством архивации. Евгений Козловский: А для кого-то это устройство может быть, в первую очередь средством архивации, переноса информации, и еще может воспроизводить музыку, когда вы поедете в отпуск. И еще. Не забывайте, это же в отличие от всех МР3-плееров и CD-плееров это же еще и магнитофон, и диктофон. Больше того, вы можете писать без сжатия. Ну и "аттраковское" сжатие - это примерно в 5 раз, для речи вполне подходит и принимается на профессионального радио. Это для тех, кто берет интервью, кто пришел на уникальный концерт и хочет дома еще раз прослушать. Запись запрещена, но он лежит в кармане рубашки, включил - и минидискмен никто никогда не заметит. Александр Костинский: Но, микрофон все равно надо поставить. Евгений Козловский: Ну, надо. Но микрофон тоже булавочный. За такое качество никто тебя и за руку хватать не будет. Запрещают писать более или менее прилично... А здесь понятно, что только для себя. То есть минидискмен это и запись интервью, это и устройство памяти (memory stick) и запись каких-то мыслей, и проигрывание песен, и память о вечеринке или концерте. Один недостаток - сама система записи на минидиск достаточно неповоротлива по сегодняшним временам. По старым временам она была идеальной. А теперь неповоротлива. У нее даже "interface" USB1.1, а не USB 2.0. Не потому, что они пожалели средств на USB 2.0, а потому, что даже USB 1.1 с запасом по сравнению с тем, что минидискмен успевает переваривать... Александр Костинский: Внутри аппарата. Евгений Козловский: Да. Я 29-мегабайтный файл писал 2 минуты, 54-мегабайтный - 4 минуты без 4 секунд. Наверное гигабайт будете писать где-то полтора часа. Александр Костинский: Это, конечно, много. Евгений Козловский: Это долго, но безумно дешево. Александр Костинский: Итак, мы рассказали об очень интересном устройстве, которое так и не стало массовым. Евгений Козловский: Совсем не массовое. Александр Костинский: MP3 и CD-плееров - море, а минидискмены видишь редко. Евгений Козловский: Не так уж редко... На Горбушке практически в каждом киоске, где продаются CD. На 100 CD-плееров, 40 MP3-плееров и две модели MD. Александр Костинский: То есть, на порядок меньше. Мы видим, что психология закрытости привела к тому, что минидискмены не стали массовыми, хотя и могли во многих позициях занять ведущие места. Евгений Козловский: Они попали в самую точку лавинообразного спроса, были впереди и из-за идеологической дурости проиграли MP3. Другие передачи месяца:
|
c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены
|