Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
3.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Россия
[10-03-02]

Россия как цивилизация

Автор Елена Ольшанская
Ведущий Анатолий Стреляный

Женский день

Принимали участие:

Наталья ПУШКАРЕВА, доктор исторических наук, МГУ
Елена ЛЕВКИЕВСКАЯ - кандидат филологических наук, Институт славяноведения РАН
Андрей БОГДАНОВ - доктор исторических наук, институт российской истории РАН
Андрей ТРОШИН - культуролог, РГГУ
Александр КАМЕНСКИЙ - доктор исторических наук, РГГУ
Семен ЭКШТУТ - писатель, член редколлегии журнала "Родина"
Артемий ПУШКАРЕВ - историк, МГУ
Благодарность Михаилу СУББОТИНУ, США

Ведущий:

В 1910 году на 2 -й Международной конференции социалисток в Копенгагене Клара Цеткин выступила с предложением установить День солидарности женского пролетариата в борьбе за равные экономические и политические (с мужчинами) права. Праздник 8 марта по старому стилю отмечали в России 23 февраля. В 1917 году Петроградский комитет большевиков организовал в этот день многотысячную женскую демонстрацию "против голода, войны и царизма". "Втянуть в политику массы нельзя без того, чтобы не втянуть в политику женщин", - писал Ленин. "Резерв этот представляет добрую половину населения", - хозяйственно заметил Иосиф Сталин. В крестьянской стране, где для победы пролетарской революции не хватало пролетариата, "женский резерв" был включен в дело по-партийному решительно и быстро. "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет", - сказал о русской женщине 19 века Николай Некрасов. Спустя сто с лишним лет советский поэт с горечью вернулся к этой теме: "Она бы хотела иначе - носить драгоценный наряд, Но кони все скачут и скачут, а избы горят и горят".

Философы и писатели начала ХХ-го века не без горечи говорили о преобладании женственных черт в русском национальном характере. Василий Розанов в приступе национальной самокритики однажды прокричал о "вечно бабьем в русской душе". "Бабами обоего пола" называли в старину московских сплетников. Православная традиция, в отличие от католической, не знала культа прекрасной дамы - женщин в России не принято было баловать или почитать. Быть может, именно поэтому их вклад в российскую историю, по силе и значимости сопоставимый с мужским, но до сих пор не выделен, не осознан. Только сейчас специалисты начинают заполнять этот пробел.

Наталья ПУШКАРЕВА ( постоянный представитель России во Всемирной федерации исследователей, изучающих историю женщин):

Первая эпоха, о которой иногда говорят как о золотом веке, охватывает период от зарождения Киевского государства и до возникновения Русского централизованного государства на рубеже 15-го начала 16-го века. Именно в этот период древнерусские женщины, особенно из привилегированных социальных слоев, чувствовали себя весьма защищено со стороны законов. Древнерусские женщины имели право на развод, оно было прописано в церковных уставах. Древнерусские женщины имели право сами выступать в суде, особеннно если речь шла о судебном поединке между женщиной и женщиной. Зачастую им присуждалось "поле", то есть, поединок - тогда они, как мужчины, все решали кулаками.

Ведущий:

По легенде, древнерусское государство было основано варяжскими князьями Рюриком, Вещим Олегом, Игорем Старым, хотя, на деле, как считают некоторые историки, государство было создано женой Игоря, княгиней Ольгой.

Андрей Богданов:

Игоря Старого, мужа княгини Ольги, убили из-за денег, из-за дани. Он собрал дань с древлян и, возвращаясь, понял, что сейчас ему эту собранную дань придется делить на большое войско, на дружину. Тогда он взял с собой избранную дружину и отправился собрать еще дани. Древляне старую дань заплатали, но сбор новой сочли наглостью, и, кроме того, увидели, что мало людей. И проявили свое чувство в том, что привязали Игоря к двум согнутым соснам и разорвали на куски. И это побудило княгиню Ольгу установить четкие размеры дани, с чего, собственно говоря, и началось наше государственное строительство. Именно княгиня Ольга от сбора дани путем набегов перешла к упорядоченному сбору. Она ездила по стране, основывала погосты - пункты сбора дани, и устанавливала ее количество. При княгине Ольги на Руси начинают считать в деньгах.

Наталья Пушкарева:

До княгини Ольги мы можем назвать княгиню Лыбедь. Она была сестрой знаменитых братьев: Кия, Щека и Хорива, основателей Киевского государства. Именно по имени Кия названа столица Древнерусского государства Киев. Но имя Ольги потому так близко и нашей, и зарубежной науке, что, по сути дела, она была одной из первых активных женщин-дипломаток, сама правила посольство в Византию, и, конечно, для нас очень важно, что именно княгиня Ольга провела первую в истории Руси финансово-административную реформу. Ольга сделала вывод из судьбы своего мужа, она не вышла замуж за древлянского князя Мала, хотя это было в рамках морали того времени, то есть, победитель мог жениться на вдове. Она стала править сама и показала все возможности женского правления.

Ведущий:

Летопись сохранила подробности языческой мести княгини Ольги за убитого мужа. "...муж твой был аки волк..., а наши князья добри суть... Иди за князь Мал!" - предложили древляне. Ольга в ответ попросила принести к ее терему сватов (передвижение по суху в ладьях у восточных славян означало высокие почести, равно как и похоронный обряд), после чего кинула послов в яму и приказала закопать живыми. Второе посольство "мужей нарочитых" было ею сожжено, затем вдова Игоря отправилась к древлянам "сотворить трызну по мужу своему". После тризны люди Ольги напали на пьяных и "иссекоша их 5000", - сообщает летопись.

Наталья Пушкарева:

Женщины в Древней Руси имели постоянно расширявшиеся имущественные права. Поначалу, как и во всей Западной Европе, женщины практически не имели возможности наследовать недвижимость. Но прошло несколько столетий, и в феодальных республиках, как Псков и Новгород, женщины все чаще стали наследовать не только большие куски земли, но и целые княжества или города. Эта имущественная самостоятельность давала им, конечно, самостоятельность и на политической арене. Они активно принимали участие во всевозможных великокняжеских заговорах, смещали и сажали на трон своих ставленников. Знаменитая посадница Марфа Борецкая, как известно, была главой антимосковской группировки, и неслучайно Герцен назвал ее "величавой республиканкой". Дело в том, что Марфа после смерти двух мужей оказалась владелицей почти всей Новгородской территории, плюс ее собственные промысли и прикупы. И вот, обладая таким несметным земельным богатством, она сама предложила брак своему соседу, Великому князю Литовскому. Это означало, что Новгород сохранил бы республиканский строй и отложился к Великому княжеству Литовскому. Это не понравилось Ивану Третьему, он пошел войной, победил Новгород. И вот результат - Новгород был присоединен, а республика пала.

Ведущий:

Первые списки "Домостроя" относятся к 16-му веку. "Домострой" предписывал правила жизни для всех сословий. В нем было три основных раздела: "О духовном строении" - это нравственно-религиозные правила; "Наказ о мирском строении" - о взаимоотношениях членов семьи; и "О домовном строении" - как следует вести домашнее хозяйство. Как и в Западной Европе, российский хозяин имел право, это даже вменялось ему в обязанность, подвергать членов семьи телесным наказаниям. "Соимя рубашка, плеткою вежливенько побить, за руки держа". "Бей жену до детей, а детей до людей," - вторит "Домострою" одна из многочисленных на эту тему пословиц.

Александр Каменский:

Мы очень часто судим о положении женщины по "Домострою", в то время, как это, скорее всего, такая идеальная модель, которую неизвестный нам автор "Домостроя" хотел бы видеть. Как было на самом деле, мы точно не знаем. Американский историк Нэнси Коллман, замечательный специалист по русской средневековой истории, некоторое время назад исследовала судебные дела, связанные с бесчестием, и выяснила, что, оказывается, за бесчестие женщины в средневековой допетровской Руси платить штраф приходилось значительно больший и наказание нести значительно большее, чем за бесчестье мужчины. То есть, честь женская ценилась в юридическом смысле значительно выше, чем мужская.

Елена Левкиевская:

В традиционной культуре мир делится на мужской и женский, мужское и женское начало. И мужское начало - всегда сильное, чистое, оно положительной энергией наделено, а женское начало изначально нечистое и, по отношению к мужскому, всегда стоит на втором плане. И, в связи к этим, отношение к женщине было очень двойственное. Потому что женщина как биологическое существо, наделенное своими специфическими особенностями, в определенные периоды времени вообще считалась нечистой, ей запрещалось не только входить в церковь, но и выполнять определенные домашние хозяйственные работы, которые требовали сакральной чистоты. Например, во время месячных нельзя было печь хлеб, прикасаться к плодовым деревьям, сажать овощи, нельзя было прикасаться к животным, становиться крестной матерью.

Андрей Трошин:

С 17-го века - это патриархат с очень развитой культурой дискриминации женщин и откровенного женоненавистничества. Если вы почитаете памятники древнерусской письменности, изданные Кошелевым-Безбородко, то там многочисленные наставления отца сыну, где единственное животное, с которым сравнивается женщина, это ехидна. И фразы типа "лучше в доме коза, чем взрослая дочь: коза поелищу ходит, молоко принесет, а дочь ходит, только срам принесет"( позор) - это достаточно характерно.

Александр Каменский:

В конце 17-го века царевна Софья становится фактически правительницей страны. Это было, безусловно, нарушением традиций, канонов, чего угодно. И, с моей точки зрения, это было проявлением того кризиса традиционализма, который в то время охватил русское общество. В 18-м же веке мы видим целую череду женщин, сменяющихся на русском престоле, женщин разных, но опять же, у нас такое представление , связанное с советской историографией, что эти женщины все были неспособны к управлению, мягко говоря. Это сильно преувеличенное представление. Анна Ивановна, действительно, мало занималась государственными делами, но все три императрицы - и это характерно и для Анны, и для Елизаветы, и для Екатерины Второй, даже и для Екатерины Первой - все они точно знали, где та граница, когда можно своим министрам дозволить принимать решения самим, а где ни-ни, без ее подписи ничего не будет. Причем, с течением времени этот мотив усиливается. Скажем, Елизавета Петровна внутренними делами почти не занималась, особенно в последние годы жизни. Известно, что к ней на прием не могли подолгу попасть, бумаги у нее подписать и так далее. Но она, например, считала, что внешнеполитическими делами она должна сама заниматься. Потому что внешнеполитические дела - это прерогатива только монарха. Поэтому она, например, втайне от собственного канцлера, то есть, от собственного министра иностранных дел, вела переписку с французским королем. Отношения между Россией и Францией были очень напряженными, эту политику проводила Коллегия иностранных дел. Но король французский - это как бы брат, и с ним она переписывается по-сестрински. Она, правда, бывало, по три года забывала отвечать на его письма... Что касается Екатерины Второй, то она все государственные дела решала только сама, никому ничего не перепоручая, не передоверяя, она была великая труженица.

Ведущий:

В 1762-м году произошел государственный переворот в пользу Екатерины Второй. Организатором и душой переворота была ближайшая подруга будущей императрицы - княгиня Екатерина Романовна Дашкова, девица осемнадцати лет, в дальнейшем президент Российской Академии наук. Академию учредила после прихода к власти сама Екатерина, сначала для разработки русской грамматики, риторики и правил стихосложения. Став президентом, директором Академии наук, княгиня Дашкова способствовала изданию научных трудов, составлению географического атласа России, чтению общедоступных лекций по точным наукам, покровительствовала писателям и поэтам.

Александр Каменский:

Екатерина была великим политиком. Мне думается, что она была одним из величайших политиков в русской истории. И одной из ее особенностей было то, что она была необыкновенно способным организатором. Она сплотила вокруг себя очень большое число людей - это Румянцев, это Потемкин, это Суворов, это Ушаков, это целая плеяда наших величайших русских полководцев. Я не говорю уже о том, что если мы с вами станем перечислять поэтов, живописцев екатерининского времени, опять целый ряд таких блестящих имен. И она умела видеть часто значительно лучше, чем даже эти ее сотрудники. Потому что и в этих людях, которых она подбирала, она, будучи тонким психологом, часто видела те качества, о которых они сами не подозревали. Известно, что когда началась русско-турецкая война 1768-74-х годов и был послан русский флот в Средиземное море - потом это закончилось блестящей победой над турецким флотом, то Алексей Орлов писал ей поначалу невероятно панические письма. Когда он увидел этот флот, который приплыл после длительного путешествия в Средиземное море, он пришел в полный ужас, ему казалось, что вообще эти корабли и плавать-то не могут, не то, что сражаться. И Екатерина очень спокойно ему отвечала, что ничего страшного в этом нет, "что уже то, что они добрались до Средиземного моря и приобрели такой опыт, и это уже хорошо, и слава Богу". Она умела успокаивать. Когда Румянцев ей писал об одном из поражений, которое понесли наши войска, она ему отвечала в письме, что "всякий раз после ваших побед я вас поздравляла, а теперь сочувствую. "Ну что же делать, - так она пишет, - где вода была, там снова будет"...

Елена Левкиевская:

Существовали две параллельные культуры в России. Это культура крестьянская, с ее отношением к женщине как к существу, безусловно, второсортному и подчиняющемуся мужчине, которое должно находиться в покорности - "жена да убоится мужа своего" - почитайте "Домострой", там об этом говорится очень ясно. И другая культура, которая является европейской прививкой на русском древе, где отношение к женщине, в общем, тоже весьма двойственное. Потому что, конечно, с одной стороны, кодифицируется и декларируется внешнее почитание женщины, культ прекрасной дамы, поклонение перед женщиной, мадригалы. С другой стороны, ее выдают замуж, ее вывозят на бал, ей поклоняются, но сама-то она только является объектом поклонения. Так что типологически и в той, и в другой культуре женщина обладает достаточно пассивным статусом. И в этом они сходны, несмотря на то, что внешне разница достигает совершенно противоположных полюсов.

Ведущий:

"Ночь светла; в небесном поле
Ходит Веспер золотой.
Старый дож плывет в гондоле
С догарессой молодой" -

этот пушкинский отрывок породил чуть ли не десяток вариантов продолжения, сочиненых после смерти поэта разными авторами. До сих пор филологи точно не знают, когда и зачем были написаны эти строки. Вот одно из предположений. В "Венецианской песне" современника Пушкина, поэта Козлова, под той же ночной Венерой (Веспером) плывет гондола. Романс на слова Козлова пела молодая женщина, гостья в селе Тригорском, Анна Петровна Керн, про которою все знали, что она несчастна - ее в юности против воли выдали замуж за старика. Это и было пушкинское "Чудное мгновенье". Анна Петровна оказалась талантлива и умна, на много лет она стала другом поэта. Сохранились шутки, которые Пушкин иногда писал к ней в альбом, например, такая:

"Мне изюм
Нейдет на ум,
Цукерброд
Не лезет в рот,
Пастила нехороша
Без тебя, моя душа".

Пушкин, как известно, искал в дамах не ума, а иных качеств, но дружбу ценил. "Гений чистой красоты" и "Цукерброд" по смыслу не противоречат друг другу. Но если первое стихотворение польстило бы любой, то второе предполагает у знакомого адресата чувство юмора и внутреннюю свободу.

Наталья Пушкарева:

Именно мужчины первыми поставили вопрос о равноправии женщин. Не так как во Франции, не так как в Англии, где сами женщины выступили поборницами своих прав. А у нас у истоков женского вопроса стоит литературный критик Михайлов, выдающийся западник, профессор западной истории Тимофей Николаевич Грановский, хирург Пирогов, физиолог Сеченов и так далее. То есть, мужчины первыми поставили вопрос о правах женщин. И они не могли не поставить этот вопрос, потому что в те времена, в 50-е годы, быть сторонником демократизации, либерализации и не быть сторонником решения женского вопроса было просто невозможно. Еще до создания Чернышевским знаменитого произведения, были уже созданы первые женские коммуны. В известной степени, они должны были быть ему, наверное, знакомы, потому что идея создания подобного рода организаций и объединений, конечно, была у всех на устах.

Ведущий:

Роман Чернышевского "Что делать?" заразил молодых россиянок модой на фиктивные браки. Спасти девушку из-под родительской опеки (паспорт и право на свободное проживание могла получить только замужняя женщина) - такой благородный порыв соединил многие прогрессивно мыслившие молодые пары, но помешал им жить нормальной супружеской жизнью. Просто любить друг друга, иметь семью было стыдно, выглядело изменой идеалу. Самым знаменитым, прогремевшим на весь мир фиктивным браком той эпохи было замужество Софьи Ковалевской, знаменитого математика. Спустя полвека граф Сергей Дмитриевич Шереметьев писал мемуары, со свежим изумлением вспоминая нравы своих современников и современниц, людей 60-х годов.

Семен Экштут:

Разрешили поездки за границу при Александре Втором. Пошлина на заграничный паспорт была существенно понижена. Позволить себе поездку за границу смогли очень многие. Отправиться в Европу на курорт было дешевле, чем жить в это время в Петербурге, где жизнь была баснословно дорога. И в мемуарах Шереметьева появилось слово, которое меня умилило своей простотой и какой-то даже мужской незащищенностью. Он говорит: " ну эта французская горизонталка!" Лев Николаевич Толстой назвал свой роман "Анна Каренина" современным романом. Они описывал события, которые происходили вокруг, это начало и середина 1870-х годов. И впервые описывается грехопадение дамы из высшего общества. Представить такой роман, написанный в 40-х годах или в 30-х, невозможно, произошла либерализация. Те или иные явления стало можно осмысливать на страницах художественных произведений. Это очень важный сдвиг. После того, как он происходит, все это уже кажется вполне естественным. Подумаешь, пишется роман о супружеской измене.

Наталья Пушкарева:

К 70-м - 80-м годам 19-го века вместе с переходом нашего общественного движения на какую-то иную ступень, речь идет о народничестве и в том числе о возникновении анархистского движения в народничестве, а затем и о тенденции создания террористических организаций, женщины в полной мере участвовали во всем этом. Наш русский феминизм имеет очень своеобразное лицо участниц всевозможных террористических группировок. Таких черт, на самом деле, можно найти достаточно много. Например, асексуальность первых русских феминисток. Они не хотели нравиться мужчинам, противопоставляли одежду, прическу, образ жизни, многие курили, носили очки и так далее.

Ведущий:

С начала 20-го века молодежь из деревень хлынула в город. Промышленный бунт повлек за собой быстрый рост городского населения на окраинах. Фабричные рабочие, бывшие крестьяне, жили в переполненных общежитиях, это совпадало с привычками деревенского быта, когда вся семья спала в одном помещении. Деревня имела свои собственные представления о целомудрии и грехе.

Елена Левкиевская:

Целомудрие молодой, по очень архаичным представлениям, прямым образом отражалось на плодородии и благополучии всего хозяйства в целом, всей семьи. Потому что целокупность молодой, ее нетронутость, ее цельность должны были определять и цельность, целокопнусть всего хозяйства. Это значит, что должен хорошо вестись скот, он должен быть плодородным, здоровым, должен быть хороший урожай. И вот благополучие, правильность всего порядка развития жизни в семье во-многом определялось правильным поведением молодой женщины. Еще в 20-30-е годы 20-го века было важно подтверждение целомудрия невесты, то есть, после первой брачной ночи обязательно сваха или старший сват шли смотреть признаки целомудрия молодой. В некоторых частях Полесья, мне удалось это записать от старших бабушек, сохранялись такие древние элементы, как право первой брачной ночи, когда молодая проводила брачную ночь не со своим мужем, а со сватом или с кем-то из старших родственников жениха. Одновременно он должен был как бы гарантировать ее целомудрие. Бабушки, мои информантки, которые об этом рассказывали, с осуждением относились к "разгульным нравам нынешней молодежи", к тому, что "сейчас целомудрия не блюдут и никто в первую брачную ночь не проверяет невесту на ее честность".

Артемий Пушкарев:

Те, кто делали революцию, были не утонченные дворянские мальчики и девочки, это были обычные ребята из рабочих и крестьянских семей, где вся сексуальная жизнь происходила на их глазах. Ведь в одном бараке могло находиться, скажем, десять семей - естественно, ни о какой сексуальной интимности речь идти не могла. Поэтому их воспитание происходило на основе личного примера их родителей. Эти простые, я бы сказал, даже вульгаризированно-упрощенные нравы они стали выказывать, когда пришли к власти после революции. Все ухаживания, флирт, все то, что мы понимаем под романтикой любви, считалось мещанством. И очень часто девушек, которые отказывались от таких экстремальных отношений, считали мещанками и даже отчасти презирали. Об этом говорят интересные письма, которые были опубликованы в некоторых брошюрах 20-х годов, и в одном из них девушка рассказывает, что на протяжении примерно пяти лет, с тех пор, как она начала вести активную общественную работу, большинство мужчин-начальников, которые находились рядом с ней, принуждали ее к сексуальным отношениям. При этом они основывали свою позицию на концепции нового быта, они говорили, что если ты отказываешься, значит ты мещанка, значит ты не коммунистка, значит ты не комсомолка. В итогде она погрузилась в пучину разврата, она пишет, что в каждой командировке, куда бы она ни приезжала, она находила любовников, у нее была масса мужей, с некоторыми из которых она не жила дольше одного дня. И вот она осознала, что произошло, она выходит из партии, как она пишет, "чтобы заниматься работой с пионерами ( в них она видит светлое будущее) и чтобы очиститься от скверны".

Ведущий:

С начала гражданской войны в Красной Армии началась эпидемия венерических заболеваний. Сифилитиков изолировали в специальные воинские команды, где был свой партактив, регулярно проводивший чистки "вредных и болезненных наростов", которые у красноармейцев с их настоящей болезнью не связывались. Сохранились инструкции, составленные медиками для таких команд: "В столовой, в отличие от полевых частей, должен быть умывальник и мытье рук должно быть обязательным условием получения пищи". "Содержащиеся в команде больные должны периодически (не реже одного раза в 10 дней) мыться в бане и соблюдать чистоту и опрятность". "Больные ни в коем случае не должны ложиться в постель с сапогах и другой обуви..."; "Никоим образом не допустимо также плевать на пол, так как это способствует развитию болезни". После окончания войны венерических больных стало еще больше, ведь "на гражданке" принудительного лечения не было, а многие мужчины и женщины не видели в этих заболеваниях ничего стыдного или опасного.

Артемий Пушкарев:

Возможно, это было бы подавлено, как это произошло позже, в 30-е годы, но целый ряд советских партийных функционеров, прежде всего, Александра Михайловна Колонтай и ее сторонники, стали высказывать очень интересные идеи о либерализации сексуального, вписывая эти идеи в общую концепцию так называемого "нового быта". Колонтай предлагала изменить отношение общества к любви и превратить "Эроса крылатого", как она говорила, в "бескрылого Эроса". Любовь, по ее мнению, должна была разделиться на две основные категории. Основная из них - это любовь-товарищество, это любовь-уважение к человеку, с которым вы строите новое общество. А другая - это любовь для удовлетворения страсти, для удовлетворения какого-то телесного влечения. В принципе, основной целью этого телесного влечения должно было стать воспроизводство будущих строителей коммунизма.

Ведущий:

В 20-е годы советская власть срочно озаботилась отменой старых обрядов и введением новых - крещение детей заменили "октябрением"( родители получали Красную люльку, а к пеленкам младенца прикалывали комсомольский значок - его символически "принимали в комсомол"). На собраниях в рабочих клубах утверждали новые "святцы" - "революционные имена". Первым строителям социализма нравились красивые, звучные, модные в то время слова, смысл которых они не всегда понимали. Вот, например, несколько новых имен для девочек: Крармия (Красная Армия), Бухарина, Диктатура, Террора, Федерация , и даже Оюшминальда (Отто Юльевич Шмидт на льдине) с вариантом Лагшмивара (Лагерь Шмидта в Арктике).

Елена Левкиевская:

У нас как-то принято преуменьшать масштабы и размеры православного сопротивления, потому что считалось, что люди достаточно пассивно воспринимали террор против церкви, развал церкви. На самом деле, это сопротивление просто не носило таких привычных форм вооруженного восстания, оно принимало другие молчаливые, может быть, невидимые внешне формы, но оно продолжалось всегда. В сельской местности существовали формы крещения детей без священника. Это было очень сильно распространено, мне об этом рассказывали очень многие женщины в русских селах. Ведь когда были закрыты практически все сельские церкви и сельских священников не стало, то была выработана своеобразная суррогатная форма крещения, когда крестили бабки, которые в нормальной жизни были знахарками. Но эти бабки сохраняли иконы, знали некоторые молитвы, конечно, это были в основном полуграмотные люди, которые, естественно, не знали никаких канонических форм крещения, вернее, слабо их себе представляли. И, естественно, они не обладали никаким официальным саном для того, чтобы проводить крещение. Но, тем не менее, в народе считалось, что лучше окрестить хоть как-то, чем вообще никак. И поэтому приходила бабка, наливала в таз воды, ставила его на шесток у печки, делала крестик из газетной бумаги, читала над ребенком известные ей молитвы, погружала его в воду, подражая священнику, и ребенок считался таким образом окрещенным.

Наталья Пушкарева:

Феминистские организации были запрещены, а они были запрещены большевиками вместе со всеми буржуазными организациями, потому что феминизм иначе как с прилагательным "буржуазный " большевиками не употреблялся. Был создан, благодаря средствам массовой информации, желательный образ женщины революционного настоящего и будущего. Давайте взглянем на плакаты 20-х годов. На этих плакатах мы видим женщину, у которой признаки сексуальности - волосы, особенно вьющиеся волосы - убраны под косынку. Мы видим, что вперед выставляются определенные формы, которые должны свидетельствовать о том, что женщина - это прежде всего машина, которая будет рожать новых строителей социалистического завтра. В то время, как вместе с появлением НЭПа и позже, в 30-е годы, потихоньку, очень медленно стал появляться второй тип - это тип, который, можно назвать артистическим. Это длинные шейки, украшенные бусами, туфельки с перепонками - так носили модные женщины в 20-е годы. Это формы хрупкости некоторой. Короче, это образ артисток. Вот артисткам молва и идеология позволяла быть такими.

Ведущий:

Сталинская эпоха поставила отношения мужчин и женщин под партийный и общественный контроль. Если раньше разнополые товарищи могли легко, как нигде в мире, заключать и расторгать браки, то советская семья в конце 30-х годов уже по строгости не знала себе равных тоже в мире. Член партии не мог расстаться с женой, не объяснив коллегам причин развода. Зал обычно требовал постельных подробностей. Нередко за попытку изменить свою жизнь приходилось платить партбилетом, то есть, карьерой.

Наталья Пушкарева:

Многие побывали во время войны за рубежом и увидели, как живут те люди, которые не строят социализм. И поэтому образы аскетически отрекающихся от ценностей повседневной жизни людей стали уходить в тень. Вместо них появился интерес, как говорится, к простым радостям повседневной жизни. Именно в конце 50-х годов появились холодильники, появились Дома быта, пылесосы, чего не было раньше, и как на чудо смотрели западные фильмы, где видели удивительных домашних помощников. Вот вместе с освобождением какой-то части домашней жизни, когда женщина могла потратить время для себя, появляется и интерес к журналам, особенно западным, в которых можно было увидеть интересную модель платья или какую-то вязаную вещь. Наши женщины того времени -все рукодельницы, они могли повторить буквально все, что они видели случайно, может быть, на экране во время какого-нибудь кинофестиваля или прочесть в в журнале "Иностранная литература", когда речь шла о какой-то литературной героине. Уже в 70-е годы, мы знаем, это была эпоха повального дефицита, подорожаний бесконечных и прочее, женщины все чаще стали стремиться потратить имеющиеся у них сбережения не просто на семью в целом, но и на себя лично, на косметолога (появляются косметические салоны с 60-е годов), на массажисток, на педикюрщиц и так далее. То есть, они стали с большим интересом относиться к своему телу, занимаясь еще тогда не шейпингом и аэробикой, которые появились в перестроечное время, равно как тогда же пришли и эти слова, но хотя бы гимнастикой, многие стали плавать в бассейне. Не для того, чтобы чувствовать единение со страной - все в бассейн, и я в бассейн - а потому что появилось желание заботиться о себе, о своем теле.

Ведущий:

В конце 80-х годов стало модно венчаться в храме. Многие приняли крещение и крестили детей. Одновременно расцвел оккультизм, женщины пошли по гадалкам. Деньги обесценивались, магазины пустели. А вскоре нужда погнала людей, в основном из маленьких городов, на село, где мужчины учились обрабатывать землю, а женщины - вести непривычное для них хозяйство, лечить и воспитывать детей так, как это раньше делали их бабушки и прабабушки.

Елена Левкиевская:

Система заговоров детских болезней, эти заговоры до сих пор знает в любом селе каждая женщина, имеющая детей. Нашептывание на воду, на три уголька, когда бросаются три горячих уголька в воду, и если они зашипят, значит, ребенка сглазили и надо его этой водой обмыть и прочитать три раза "Отче наш" или какую-то другую молитву. Такие знания передаются женщинами при общении в родильных домах, тетрадочки заговоров переписывают или передаются по наследству. Потому что, естественно, медицинское обслуживание в деревне оставляет желать лучшего, а в последние годы оно практически не существует. Очень хорошо сохраняются обряды, связанные с уходом за скотом, не за колхозным, а за личным. Он осуществляется по тем же канонам, которые существовали и до революции и раньше. Умение принять отел, правильно подоить корову, чтобы ее не сглазили ведьмы и не отняли молока, то есть, первый раз ее доят через обручальное кольцо или через выдолбленную скорлупу от первого яйца, которое снесла молодая курица. Правильно по весне выгнать корову в общее стадо, чтобы она была потом здорова все лето, чтобы ее не задрал волк, чтобы она не отбилась от стада и не заблудилась в лесу. Вот масса таких вещей продолжает сохраняться, и при этом молодое поколение хозяев воспринимает от старших приемы. Некоторые бывшие городские женщины специально этому учатся. Я разговаривала с ними, они, заведя собственное хозяйство, ходят по старым бабкам и выспрашивают, узнают у них всю эту систему магической традиционной безопасности и применяют ее в своем хозяйстве.

Наталья Пушкарева:

Русских женщин мы привыкли воспринимать как образцы удивительного нравственного совершенства. Мы знаем многих героинь европейской литературы, которые нам нравятся. Мы сопоставляем их с жизнью своей, и нам кажется, что здесь многое верно схвачено выдающимися западными литераторами. Но нет в мировой литературе образов, подобных Наташе Ростовой, Татьяне Лариной, Елене Инсаровой. Это все образы высочайшего нравственного совершенства, это "гении чистой красоты". Насколько подобные "гении" отражают действительно национальный идеал? Не создан ли этот национальный идеал мужчинами, которые, в первую очередь, задумывались о том, чтобы создать некий образ, который был бы приемлем, прежде всего, для них, обслуживал бы их эстетические, визуальные и иные интересы? Поэтому неслучайно западные исследовательницы, в том числе знаменитая Барбара Хелт, которая не один год занималась изучением русской литературы и женских образов в русской литературе, назвала наших русских женщин, литературных героинь (здесь и Сонечка Мармеладова, и многие другие), она назвала их образами "ужасного совершенства". Ужасного, потому что они как бы постоянно уводили женщин от осознания собственных идеалов, осознания собственной значимости, самоценности. По сути дела, все эти женщины постоянно обслуживали воспитанный православием так называемый идеал "доброй жены", верной, честной, надежной, готовой жертвовать собой постоянно, не думать о себе, а думать о чем-то высоком, быть подругой, единомышленницей и так далее, мужу. Образы мужчин в русской литературе значительно многозначнее, они разнообразнее. А образы женщин, при всей их, казалось бы, несхожести, схожи в одном - это образы ужасного совершенства, которые создали, конечно же, мужчины.

Ведущий:

В СССР был Комитет советских женщин, он существовал для борьбы за мир во всем мире, вел переписку с заграницей, выезжал на всевозможные конференции. Это было, по существу, одно из подразделений КГБ. Но многие советские женщины принимали вывеску за чистую монету, писали туда жалобы, просили помощи в своих тяжбах с властью, что-то предлагали для улучшения общей женской доли. Эти письма пересылались на места. Вот одно из тысяч таких женских писем, оно адресовано первой в мире женщине-космонавту Валентине Терешковой, после полета она стала председателем Комитета советских женщин: "Милая женщина наша, защитница мира, женщин и детей, дорогой наш человек! От горя и беды я послала вам 11.Х.79 письмо, а вот нам прислали из горисполкома свое решение судить, выселять... Мы не прописаны в этой квартире Крупская 9 кв 6 наша бабушка умерла и мы остались в этой квартире... у нас с мужем маленький ребенок грудной... мы за бабушкой ухаживали больной и похоронили за свой счет..." Были ли мужчины и женщины в СССР так же равны в официально дарованных им правах, как в своем абсолютном бесправии вступать о чем-либо в спор с государством? Женское движение на Западе в это время, уже добившись равных с мужчинами прав на труд, на зарплату, на руководящие должности, требовало от общества внутренних изменений, ломки сознания - женщины отвергали мужскую галантность, не хотели больше быть "слабым полом". Сегодня это движение вновь пришло в Россию. О том, что представляет собой нынешний русский феминизм, мы расскажем в следующей передаче.


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены