Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)
9.11.2024
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
[30-11-01]
Ваши письмаВедущий Анатолий СтреляныйИз Белоруссии нет-нет да и придёт письмо, в котором рассказывается, как белорусский народ вместе со своим президентом даёт отпор империализму, показывает кузькину мать заправилам НАТО. Эти слушатели гордятся, что Россия за ними, как за каменной стеной. Не заметили ещё, чтО она делает в последнее время через их головы: как ручкается с Америкой, как просится в НАТО. Не буду оглашать их писем, не назову имён - чтобы не бить лежачих. Конечно, вождь не оставит их в недоумении, даст разъяснения, мы, скажет, наконец образумили, обезвредили этих натовцев, но осадок на душе останется, я думаю, у многих, - горькое чувство, что и этот обманул, использовал тебя в личных целях. Явится ощущение пустоты: до сих пор жили, чтобы защитить славянство, спасти Россию, а теперь для чего? Только для дома, для семьи - как живёт буржуазия? Недели две (или уже три) назад я сказал, что объявленный Путиным Год Украины в России - это год мести Украине, мести за то, что десять лет назад отложилась, никак не могут пережить обиды. Слушатели спрашивают, отдаю ли я себе отчёт в хлёсткости этих слов. Виноват, если прозвучало хлёстко, но думал я, ей-Богу, только о том, как точнее выразить суть дела. Кому принадлежит замысел? Кто главные действующие лица? Как на подбор: великодержавники и к тому же политические провокаторы. Одного этого достаточно, чтобы заподозрить неладное. Но главное не это. Когда сближались и объединялись страны Западной Европы, не было (и не просматривается) угрозы, что Германия может офранцузиться, или что могут онемечить Францию, или что все сделаются англоязычными. А угроза обрусения Украины никуда не делась - никуда не делась просто потому, что русскость сильнее украинства. А тут ещё Год Украины в России, который начинается почему-то с того, что в Киеве высаживается целый десант москвичей, которые принимаются "рулить" украинской политической жизнью и на этом наживаются. Объятия этих двух сестёр, этих двух культур - такого рода, что одна сестра волей-неволей удушает другую. Волей-неволей, даже без участия кремлёвских "политтехнологов". Какая - какую, объяснять не надо... Не скоро ещё, наверное, среди заметных людей русской культуры найдётся человек, который скажет: "Друзья! Если мы любим Украину, если мы хотим, чтобы она оставалась Украиной, давайте забудем о ней хотя бы лет на тридцать! Как и о Белоруссии..." Великодушия русским не занимать, да и в этом случае им (лучшим из них, культурнейшим) не хватает, по-моему, не великодушия, а обыкновенного понимания. Обычно я не беру в свою передачу писем из той страницы Интернета, где наши слушатели ругаются друг с другом, но это было послано и туда, и мне. Там оно помещено полностью, здесь я его малость сокращу. Автор безымянный. "Когда я слушаю Вагнера, я чувствую себя немцем. Слушая Чайковского или Римского, ещё сильнее ощущаю себя русским. Когда я слушаю джаз, я становлюсь человеком мира, чувственным и беспринципным. Наверное, поэтому на вашем радио есть "49 минут джаза", но не услышишь ничего Настоящего и Возвышенного - того, что обязательно имеет под собой национальную основу. Вам ведь не нужны немцы, русские, Германия, Россия. У вас другая задача. Вам нужен сплошной чёрный квадрат профанатора Малевича". Словно догадавшись, что я прерву чтение его письма как раз в этом месте (и для чего прерву), дальше он пишет о русском фашизме: "Где вы его видели? На экранах российского телевидения, где лишь еврейские лица? В среде российского правительства, где евреев ещё больше? Думаю, дело здесь в ином. Вы понимате, что таким образом создались предпосылки для возникновения национально-освободительного движения русских, которое заранее вы пытаетесь ошельмовать и окрестить фашизмом. Имейте в виду, приходится уже сейчас слышать крайне агрессивные высказывания от людей, которые совсем недавно ещё буквально ворковали, как голуби". Я не хочу говорить, что это, как видим, пишет настоящий русский фашист. Далеко не все видят, далеко не все, он сам не видит, сам не знает, что он настоящий русский фашист, хотя человек не безграмотный, то, что называется, с запросами... Фашист всегда за всё Настоящее, Возвышенное, с тем, разумеется, непременным условием, что указывать обществу, что такое Настоящее, Возвышенное, должен он. Обычный человек скажет так: мне джаз не нравится. И всё. Фашист скажет: мне джаз не нравится, потому что это растленная, не наша, противная русскому духу (Гитлер говорил: немецкому) музыка, её надо запретить, а джазистов примерно наказать. Из всего, что фашист говорит, вытекают меры. Без прицела на меры он не говорит, он не понимает, как можно говорить, не подразумевая мер, и меры - только запретительные, палаческие. Фашист по своей природе - сплошное силовое ведомство. В нём преобладает животное. Родину он любит той любовью, которую Владимир Соловьёв называл звериной. Фашист мало, неумело пользуется рассудком. Обычный человек может себе представить, чтО будет с Россией, что останется от России, если там начнётся охота на евреев, на кавказцев и прочих "инородцев" или "инославных". У этого же на уме - Запад, то, какой ущерб Западу причинит "национально-освободительное движение русских". "Имейте, - пишет, - в виду", то есть, трепещи, "чёрный квадрат"! Не может прикинуть своей выгоды. Вот почему за болезнь под названием "фашизм" все подхватившие её народы платят кровью и унижением. Это - за безрассудство, за то, что не умеют думать, соображать, чтО для них хорошо, а что плохо. Письмо из Пензы: "У меня к вам просьба объяснить, чтобы я понял, или другие объяснят, услышав моё письмо. Почему столько труда вложили в расследование шпиона Поупа и отпустили? Зачем был этот мартышкин труд? Комиссия помилования неправильно и безрассудительно поступила. Когда Поуп шпионил, он знал о своём раке, и хоть бы хны, шпионил, а как в тюрьме, так сразу: рак, рак. Да все умирают - с раком и без него... Почему так оплачивают жён потонувших моряков в "Курске"? Гибнут и шахтёры, и омоновцы, и солдаты, и в других крушениях люди, - им оказывают приличную помощь и всё. А этих грязнуль (посмотрите, как они загадили подъезд дома, где живут), сделали миллионершами. За что? Такая профессия военного человека - он её выбирал. И печали не было на их лицах. По телевизору было видно подведённые краской веки глаз. Человеку в горе не до этой пошлятины. Пусть бы им помогали попы, которые скопом молились о спасении, а Бог не принял ихней молитвы... Почему в России так много институтов, школ и всяких спецучебных школ? Преуспевающие ученики после созревания и в одарённости покидают Родину и не присылают US-долларов ни учреждениям, ни тренерам, ни учителям, ни государству, а только сами себя не обходят и жлобничают. Не надо их учить. Ни к чему это. Не в коня корм. Написал это письмо Виктор Данилович Инсаров". Любовь к насилию ("силовое мышление", как говорят социологи), зависть, недоброжелательство, внимание к "векам глаз" - подведены или не подведены... Обожает порядок в большом и малом, думает только об отечестве, о государственном интересе, которому должна быть с потрохами отдана такая малость, как отдельный человек. "Изм" угадывается всё тот же. Письмо из Молдавии, пишет господин Розов: "Вы иногда говорите: православный фашизм. Теперь и я вам могу рассказать, что это такое. Я испытал шок, когда случайно прослушал передачу московского радио вечером 12 ноября. Составила и вела передачу певица Жанна (такая-то - называется фамилия), её собеседником был иеромонах Анатолий (такой-то - тоже называется фамилия). Такого нельзя было услышать даже в доперестроечные времена. Вкратце изложу вам основные положения. Первое. В мире существуют силы, задавшиеся целью очистить Россию, Украину и Белоруссию от русских, украинцев и белорусов. Каждому предложат сто тысяч долларов за выезд, а получат эти деньги от распродажи богатств этих стран. Второе. С Россией борются американо-еврейские силы, это её главные враги. Третье. Единственная надежда русских - это православная церковь. Она одна защищает свой народ от американцев и евреев. Через неделю, - продолжает господин Розов, - я решил послушать следующий выпуск этой передачи. Да, всё то же. США - страна сатанизма, без благословения сатанистов там нельзя избраться в конгресс. Американские сатанисты, масоны и сионисты внедряют в Россию наркоманию, проституцию и всё такое. Им помогает такая антирусскаяая сила, как российские средства массовой информации. России предстоит тяжёлая война с сатанистами. Россия победит и покончит с теми, кто столько лет издевался над нею. Слушаешь и не веришь, что на дворе двадцать первое столетие. Уважаемый Анатолий Иванович, мы, живущие в СНГ люди, привыкли достаточно серьёзно относиться к средствам массовой информации. Когда человек говорит: "Я это слышал по радио" (или по телевидению), то он считает это важным доводом. Мне кажется, ваша радиостанция не должна закрывать глаза на это страшное явление". Куда уж страшнее, господин Розов. Шок, потрясение - именно так описывают своё состояние все, кто впервые прослушает или прочитает что-то в этом духе. Далеко не все следят за российской печатью, за книжным рынком, за думскими прениями, за тем, что говорится с амвонов, не все знают, что в стране существует целый мир - именно мир! - мир православного и просто фашизма, и открывают его случайно, словно свалившись с Луны. Путин в своё время дал этому миру понять, что тот, если сказать совсем мягко, имеет право на существование. Принимал в Кремле виднейших фашистов, не перекрывает денежный поток, впадающий в фашизм (в православный - особенно). По данным социолога Татьяны Кутковец, уже десять процентов русских выступают против смешанных браков. До Путина было меньше. Малейший намёк со стороны власти, что и она того же мнения, - и будет пятьдесят... "Пишет вам работающий пенсионер, не имеющий возможности раз в неделю после бани вдоволь напиться пива (3 литра) Иван Григорьевич, - фамилию не называет. - Мне нравится ваша передача разнообразием мнений в письмах. Но не нравится ваша субъективность. Слишком прочно и незыблемо вы стоите на платформе антикоммунизма и антисоветизма, полагая, что зарплата Чубайса в тысячу раз может превышать мою пенсию. Плевать я хотел на такую "справедливость" капитализма. Никогда в России не будет наведён порядок, потому что с приходом демократии до нуля девальвировано понятие неотвратимости наказания. Как будет капитан милиции бороться с наркоманией, если он имеет свою долю в этом бизнесе, причём, видит, что это абсолютно безопасно. Поэтому, пока не будут наказаны Ельцин, Бурбулис, Шахрай, Попов, Шумейко, Черномырдин, Чубайс, Кох, Немцов, Бойко, Мостовой, Уринсон, Ерин, Степашин, Грачёв, Аяцков, Хакамада, Доренко, Сванидзе, Киселёв, Лацис, Новодворская, Захаров, Басиашвили, Ахеджакова, начинать борьбу с коррупцией бесполезно". Попадаются письма, в которых списки длиннее этого. Вкус к составлению таких списков даётся, как цвет волос. Любили составлять списки врагов французские революционеры - сначала одни, бывало, занесут в списки других и казнят их, потом третьи занесут в свои списки первых и тоже - на гильотину их... Нравилось составлять списки Ленину, тщательно просматривал и поданные другими, с карандашиком, делал пометки. Большое внимание работе над списками "врагов народа" уделял Сталин и его соратники. Маракует, говорят, по ночам над списками своих врагов Александр Лукашенко. Бывший машинист паровозов и тепловозов, "беспартийный коммунист по убеждению" (его слова) Константин Степанович Дука пишет: "Хотел бы высказать свою точку зрения на демократию. Чьи интересы она выражает? Кто-то сказал: не имея миллиона в кармане, нечего и думать о демократии. Я с этим вполне согласен, а не согласен с тем, что благосостояние народа зависит от неё. На мой взгляд, благосостояние народа зависит от степени его воспитания и заложенной в него психологии, а сие в разных народах существенно разнится. Украсть - для одних позор и бесчестье, для других - доблесть. Беда, когда демократия внедряется для тех, кто воровство считает нормальным явлением повседневной жизни: обмер, обвес, недовложение, сбыт негодной продукции, махинации с документами и так далее. В российском, белорусском, украинском народе сии качества в крови, и демократия для них вредна до тех пор, пока сей негатив из них не будет выдворен. Так что кое-кто, может, и напрасно торопится проклясть Путина". Вот те на, Константин Степанович! Демократия, по-вашему, - обман трудового народа, удовольствие для миллионеров, но народу она вредна не поэтому, а потому, что он до неё ещё не дорос: вороват, плутоват, вот перевоспитается, тогда и демократию ему можно будет дать. Зачем же, если она - средство угнетения этого самого народа? По-моему, дело в том, что Константин Степанович пишет о двух демократиях, думая, что пишет об одной. Первая - та, о которой ему когда-то говорили, что она есть насос, посредством которого богачи высасывают последние соки из бедняков. А вторая - та, что существует в жизни (там, где существует). Он знает, что это всё-таки хорошо, правильно, когда закон один для всех, когда люди сами управляют своими делами, когда всё решается большинством голосов, но учитываются и права меньшинства. "Всюду деньги, деньги и ещё раз деньги, - продолжает господин Дука. - Глядя на фильмы демократической Америки, впадаешь в восторг: ах, сколько подлости, обмана, убийств и вообще насилия, и всё ради денег! Сельский труженик, который кормит весь мир, вдруг оказывается в долгах, а прилипшие к сельхозпродукции всевозможные посредники, переработчики, менеджеры и тому подобные жируют в роскоши. Это справедливые рыночные отношения, так усиленно пропагандируемые вами? На слуху только предприниматели, брокеры, менеджеры и тому подобные. И полное (почти) умолчание о строителях, шахтёрах, сталеварах, дворниках, ассенизаторах, сельскохозяйственных работниках и даже об учёных, изобретателях - в общем, о не предприимчивых людях. Я в коммунизме не разочаровался, как и мой отец, хотя он был когда-то репрессирован, и мы из-за этого кое-что потеряли. Читаю в Деяниях: "У многих верующих было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее". Из всего этого следует, что и Господь носил идеи коммунизма, а не рынка. Может, и Господа как коммуниста предать анафеме? Бытует уверенность, что рынок - двигатель прогресса. У меня другое мнение. Двигателем прогресса является человеческое любопытство, а рынок его ускоряет". Так говорит и наука, Константин Степанович. Любопытство и личная материальная заинтересованность, то есть, свободная торговля или, опять же по-научному, рынок. Признавая это, вы изменяете своему коммунизму, о чём жалеть, по-моему, не стоит. После этого можно сколько угодно проклинать деньги - они не пострадают. Пока люди проклинают деньги, всё идёт путём. Деньги для того и существуют, чтобы их проклинать, - кто же этого не знает! Худо, когда пытаются отменить их или вводят "справедливые" цены. Справедливых цен не бывает. Цены бывают или свободные, от Бога, или несвободные, от власти. Ведь что значит установить цену приказом, а не торгом? Это значит у одних отнять, другим прибавить. У кого отнял, тот сокращает производство, кому прибавил, тот расслабляется, перестаёт думать о снижении издержек. На деле в конечном счёте получается так: у одних отнять, и никому не отдать, а просто распылить, профукать. И как раз там, где отнимают и профукивают, там-то и славят землекопов, сталеваров, да ассенизаторов с дворниками. Письмо из моих родных мест, из Сумской области, пишет госпожа Петренко из Шостки: "Жаль, что многие не понимают, почему мы плохо живём. Как будто мы когда-то жили хорошо и вдруг стали жить плохо. Да не вдруг, милые люди, не вдруг, а постепенно! Во времена существования нашего прежнего государства мы скатывались всё ниже и ниже, пока не свалились в пропасть. Мир поднимался всё выше, а мы - наоборот. Так кого же винить? Демократов? Кучму? Мы, то есть, я с мужем и люди, которые думают так же, никого не виним, кроме себя: мы чего-то недопонимали, где-то не сориентировались. Время сейчас трудное, но если ты сам конкретно чего-то стоишь, что-то умеешь, то не пропадёшь. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы наш Президент повернулся лицом и к людям, не только к государству. Для государства он делает очень много, а для его граждан - нет. Мы это понимаем, но другого президента пока не хотим. Многое в жизни меняется, и не только к плохому. Например, город Ахтырка в нашей области впервые за годы её существования стал красивее, чище, просто не узнать. Жаль, что вы этого не можете увидеть и оценить". Почему же, госпожа Петренко (спасибо вам за письмо, долгонько оно у меня лежало) - недавно был в Ахтырке, увидел и оценил, раза четыре за две недели пришлось туда съездить - на базар и в хозмаги. Продавцы в хозмагах без дела не сидят - это, пожалуй, главное впечатление. Строится народ и обустраивается. Взяточников только среди милиционеров и всяких пожарных столько же, как и везде. Я догадываюсь, чтО вы имеете в виду, говоря, что Кучма очень много делает для государства и мало - для граждан, но хотелось бы, чтобы вы развили свою мысль. Не новость для меня и ваши слова, что другого президента вы всё равно пока не хотите. А вот для человека, который читает только российскую печать (всех, кстати, направлений), а из украинских - газету "Сильски висти", это, конечно, новость. "Сильски висти", кому интересно, - это что-то вроде украинского подобия "Советской России", крупнейшая из украинских газет, обличает "антинародный режим" и никак не нарадуется, что Кучма неуклюже пытался её прикрыть. Просто поразительно: читают её чуть ли не в каждой хате, но Кучму хотят менять далеко не в каждой! Пропаганда может сделать всё, кроме того, чего она не может сделать никогда... "Все лучшие люди всех времён и народов, - пишет мне из Петербурга молодой философ "левых", по его словам, взглядов, - душевно страдали от царящей в мире несправедливости, от того, что люди делятся на богатых и бедных, от того, что одни пресыщаются, а другие лишены самого необходимо. Лучшие умы бились и продолжают биться над тем, как покончить с этой несправедливостью, а вы с насмешкой, с раздражением, с досадой относитесь к самому разговору об этом". Кто же спорит - действительно лучшие умы начинали и долго вели этот разговор. Но не все лучшие умы, не все, к счастью. Оставалось немало лучших умов, которые позволяли себе думать и о другом: о способах обучения грамоте, выведения пород и сортов, строительства домов, мостов и дорог. Изобретали машины и приспособления, материалы и вещества вроде тех же химических удобрений. Вот эти-то лучшие умы и кормили, и кормят человечество, их трудами и заботами, их любознательностью, как правильно сказал старый железнодорожник Дука Константин Степанович, их стремлением к достатку оно и живо, их предприимчивостью, умением расставить людей по работам, а перед тем придумать эти работы - то, что называется наладить производство... |
c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены
|