Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.11.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Россия
[16-06-01]

Ваши письма

Ведущий Анатолий Стреляный

Петров Иван Георгиевич из Петербурга пишет, что верит моим передачам на пять-семь процентов, "не более", но ему просит поверить на все сто. Лет семь назад он изобрёл Новую Арифметику, да никак не может убедить в этом человечество. Охотно верю, Иван Георгиевич, охотно, что вы её изобрели, жалко только, что не смог бы понять вашу новую арифметику даже если бы вы её мне прислали. Я и старую-то забыл, а в своё время она мне нравилась - не та, которую проходили в школе, а та, которую преподавали в педагогических учебных заведениях. Занятная была штука, задачки были интересные, необычные... Напишите, что входит в те пять-семь процентов, на которые вы верите моим передачам

"Недавно у нас проходила сессия парламентской ассамблеи НАТО, - пишет из Литвы господин Водо. - Всю Литву по этому поводу "поставили на уши", весь центр города перекрыли, как в Москве на олимпиаду 1980 года (я ее хорошо помню), короче, как в старые добрые времена, народ демонстрировал свое единство по вопросу о вступлении в НАТО. Плакатами на эту тему всю неприглядность и все дырки завесили. Старики в национальных костюмах пели с утра до вечера: "Возьмите нас в НАТО, дорогой Джордж Робертсон!". Эти митинги были "правильными", и поэтому санкционированными, хотя никто из стариков не мог толком сказать, что им лично даст НАТО. Одна бабка начала про то, что вот придут американцы, всех досыта накормят... Многие старики у нас с трудом дотягивают от пенсии до пенсии. Почти 15 процентов населения сидит без работы (это официально, неофициально много больше). Что до несанкционированных митингов, то о них никто словом не обмолвился. Этих ребят никто не направлял. Они посмели сказать, что государство должно заботиться о своих гражданах, если хочет, чтобы молодежь не уезжала на заработки за границу, чтобы девочки не становились блядьми в немецких и испанских борделях, чтобы, перед тем, как выделить 2 процента от ВВП на оборону (как этого требует НАТО), перед тем, как бросить на ветер (извините, на проведение сессии Парламентской ассамблеи) 2 миллиона долларов, оно бы финансировало образование и науку, расплатилось бы, наконец, с фермерами за мясо и молоко. О митинге против НАТО написала только одна газета. Приемы она использовала самые что ни на есть "гебэшные": сообщила, что в митинге принимали участие обкурившиеся наркоманы и что марихуану им бесплатно раздавали агенты российских спецслужб. Вот такие дела. Невесело. Противно. Извините, если расстроил вас этим письмом. С уважением Владимир Водо".

Я правильно вас понял, господин Водо, что за членство Литвы в НАТО выступает тёмное старичьё, а против - всё молодое, мыслящее, честное? Я правильно вас понял, что от вступления Литвы в НАТО материально пострадает большинство населения страны? То же говорили самые горячие из чешских противников НАТО, польских, венгерских - и про тёмное старичьё, и про мыслящее молодое поколение, и про то, что членство в НАТО ударит трудящихся по карману. ... К счастью, пока нет данных, что материальное положение народного большинства в этих странах ухудшилось после того, как они стали членами НАТО. Скорее - наоборот. В общем, можно сказать так: утверждение вильнюской старушки, что после вступления Литвы в НАТО американцы придут и накормят литовцев, и утверждение господина Водо, что тогда эта старушка перестанет сводить концы с концами, - они друг друга стоят, оба эти утверждения. Но старушка всё-таки чуть-чуть ближе к истине, почему литовское правительство, я думаю, и не поскупилось на приём европейских депутатов. Оно знает, что не обездолила НАТО пока никого: ни немцев, ни англичан, ни исландцев, ни шведов - никого. А почему господин Водо решил, что с Литвой будет иначе, можно понять, если учесть, что он борец, митинговый борец. Митинговой борьбы не бывает без демагогии- без передержек, натяжек, "страшилок". А настоящий митинговый борец верит своим выдумкам, он сам - первая, а нередко и почти единственная (как в сегодняшней Литве) жертва собственной демагогии.

Пишет Витя Попов, школьник из города Отрадного Самарской области: "Недавно в школе мы учили басню Крылова "Волк и ягнёнок", в которой говорится о том, что у сильного всегда бессильный виноват. Вот бывший президент США Клинтон приказал бомбить Югославию. Разрушено много больниц, домов, мостов, погибло много людей. А в чём они виноваты? Ещё раньше была операция "Буря в пустыне" против Ирака, где тоже было много жертв. Вот после этих варварских налётов США почему-то обвиняют Милошевича, называют его военным преступником. Всё с ног на голову, как в басне Крылова: уж виноват ты тем, что хочется мне кушать. А аппетиты у США как у волка, для которого не существует никаких моральных принципов. Ещё 500 лет назад американцы убивали, жгли, снимали скальпели с индийцев и почти всех их истребили. Свобода белых стала трагедией коренного населения. А гены преступности остались. Возмездие ещё наступит".

Витя не пишет, чем поживились американцы в Югославии, чем - в Ираке, для него не имеет значения, что обвинения Милошевичу предъявляет не Америка, а Югославия, что он сидит в тюрьме в своей родной стране... Дело не в том, что Витя Попов, его учителя и родители чего-то не знают, что им лгут, хотя и лгут, а они верят. Главное - что они хотят верить тому, что им лгут. Им хочется испытывать чувство враждебности к Америке, к Европе, к богатым, сильным, спокойным, уверенным в себе странам. Потребность в этом чувстве - вот главное.

"Всё дело в том, - пишет слушатель "Свободы" Иванов, - что провалилась попытка Ельцина и его демократически настроенных помощников приблизить Россию к Западу. Ныне мы всё больше превращаемся в полицейское государство. Время путинского правления недолго, за ним будет ещё больше мракобесия, шовинизма, фашизма. Посмотрите, что показывают по телевидению, что пишет пресса. Из России выращивают врага Запада... Написал вам потому, что как-то тяжело на душе, пахнет застоем - КГБ, в общем, тем, что уже проходили. Значение ваших передач возросло после расправы над НТВ. В знак протеста слушаю теперь только радио "Свобода".

В тот день, когда господин Иванов писал своё письмо, я сидел на одном садовом участке под Москвой. Хозяин рассуждал о том, какая плохая Европа, как обижает она хорошую Россию. Донимали комары. Продолжая своё рассуждение, хозяин вставляет в розетку приспособление для отпугивания насекомых. А по телевизору - реклама как раз этого приспособления. Выкрикиваются такие слова: "Европейское качество!". Европа - большая бяка, но когда надо сбыть некое приспособление, то завлекают покупателя словами не об иракском качестве, а об европейском... Российская враждебность к европейцам, американцам, к атлантистам, как часто выражаются в последнее время, будет проходить, я думаю, по мере того, как будет утверждаться европейское качество в России - европейское качество товаров, европейское качество жизни, европейские скорости, европейское время. До Москвы открытка Вити шла семь дней (он отправил её в адрес московского бюро радио "Свобода"). Семь дней из не последнего города в Самарской области... Я думаю, если бы она шла не семь дней, а хотя бы три, содержание её было бы другим. Есть тут связь, по-моему, заметная связь...

Пишет господин Назаров: "Приходя с работы, включаю телевизор и смотрю, как наши доблестные чекисты ловят "шпиёнов" и прочих врагов советской власти. Только выловили гадов 50-х годов ("Тайна двух океанов", крутилась три или четыре раза за полгода), как надо седлать и взнуздывать, и шашки вон, и скакать в 20-е - рубить и месить. После этого - вплотную заняться мерзавцами 60-ых, они особенно коварны, изощрены, у них особенно отвратительны интеллигентские физии - прибалты их играют. Современно, к месту, врага надо знать. У наших защитников лица, конечно, простые, рубленые, надёжные... В 1997 году я прочёл об учительских вакансиях на Магадане, написал туда: нельзя ли приехать с правом переписки лет на шесть. Получил приглашение, отправился в агенство, спросил, как добраться до Магадана по собственному желанию. Добрался до Орутакана, стал учить там детей английскому языку, одновременно подрабатывать в местной больнице на "скорой помощи" фельдшером. Знаний в десятом классе - ни у кого никаких. Желание их получить - только у девушек. А тут выборы в Думу, Зюганов уверяет, что народ снова придёт к власти. Ленинцы в моём классе (это были мальчишки-бездельники, которым я отвёл задние парты, чтобы не мешали девушкам) оживились, спрашивают, что тогда будет со мной, антисоветчиком. Я отвечаю, что буду доволен: приходят коммунисты к власти, а я уже на Колыме, никаких тягот этапа, больница, в которой работаю, станет лагерной, так что и без пайки не останусь. Интересовался, - продолжает Назаров, - чем они на уроках литературы занимаются. Проходят тему: "Образы коммунистов в романе Шолохова "Поднятая целина" А по обществоведению - "Ленинская теория социалистической революции". Ну, я и прочитал им лекцию о Вожде. Только четыре месяца терпело меня руководство школы, пришлось перейти в больницу на полную ставку, если её можно так назвать. Было это, Анатолий Иванович, повторяю, в посёлке Оротукан. Перед возвращением в Россию срезал там полметра колючей проволоки - там её метров 30 сохранилось с тридцатых годов. И надо же! Я детям, выросшим в Оротукане, рассказывал, ЧТО это за место. Старожилы рассказывали мне, но почему-то не детям. Пригоняют этап - 500-600 человек измождённых. Работать не могут, их сначала откормить надо. Так их всех - в штольню и вход-выход заваливают взрывом. Не так давно чистили пруд. Воду спустили, и со дна самосвалами вывозили человеческие кости. Самосвалами, Анатолий Иванович! Это мне рассказывали люди, которые о брежневском времени говорили: хорошо жили, всё было, ездили куда хотели. А тридцатые, спрашиваю, годы? "А мы тогда не жили". В 1975 году я с группой учеников сельской школы побывал в заброшенной деревне. В подвале одного дома нашёл пачечку квитанций за 1947 год. Две квитанции я запомнил. Сдано государству в порядке натурального налога 10 штук яиц и 50 граммов масла. Почему наш народ упорно не хочет знать эту свою историю? В 90-е годы гуляла по стране фразочка: "Нас бы кто-нибудь в аренду взял". Я спрашивал: "Кому мы нужны в аренду с нашим рабским отношением к труду, с нашим воровством и пьянством?" Что за странное убеждение, что те, у кого всё идёт через пень-колоду, могут быть кому-то нужны? Откуда эта наглая уверенность, что за нашу неспособность жить по-человечески кто-то должен нести ответственность - Америка, Европа? Почему нас кто-то должен сажать на горшок?" В конце своего письма фельдшер Назаров передаёт свой разговор с одним из шоферов "Скорой помощи": "Он: "Сталина надо!" Я: "Ты сегодня по личным делам на "скорой" ездил?" - "Да". -"Бензин жёг свой или казённый?" - "Казённый". Я: "Вот при Сталине ты бы за это получил восемь лет Колымы. А чтобы тебе не скучно было, я с тобой поехал бы - на пять лет за недоносительство". Свобода США завоёвана. Свобода Германии выстрадана. А у нас ни то, ни сё".

Я читал письмо господина Назарова. Многие считают, что раз при Сталине миллионы жили за колючей проволокой, раз человека могли посадить за горсть колосков с колхозного поля, то в стране был порядок, народ был законопослушным, не брал никто чужого, тем паче - казённого, не было бесхозяйственности. Но документы, да и дожившие до наших дней люди того времени, показывают, что это не так. Тащили всё, что плохо лежало, а плохо лежало всё. Могли посадить ни за что - и не посадить за самое большое воровство или расточительство.

"Одно время я заведовала лабораторией энцефалографии. Нейрофизиологи знают, что сплошные М-образные волны на энцефалограмме означают эпилептическую готовность. Это значит, что в стрессовой ситуции психика человека может сорваться - кто-то падает в приступе, кто-то становится агрессивным. Я всегда писала объективные заключения и тем самым, как выяснилось, освобождала призывников от службы в армии. Лаборатория находилась в больнице, и я не знала, что к нам на обследование присылают именно призывников. Однажды вызвал меня профессор, заведующий кафедрой неврологии и сделал выговор: "Много освобождаете. Нас всех посадят". Я отвечаю: "Мы же с вами не знаем, что ждёт этих людей в армии, какие стрессы, какие последствия это может иметь". Пришлось уйти с работы. Я вспоминаю эту свою историю, когда приходит сообщение об очередном ЧП в армии... Демократия всё же сыграла свою положительную роль - выявила истинное лицо каждого из нас и общества в целом. Что чужого нельзя брать, не знают не только дети, но и государство. Присвоили крохотные острова, захватили половину Европы, а когда заговорила совесть у некоторых наших правителей и они начали, было, отдавать не своё, на них в стране обрушилась ненависть, возникло массовое желание снова отгородиться от мира. С этой мыслью избрали Путина. Биологи знают, что клетка - это открытая система, происходит обмен веществ между внутренней и внешней средой. Если этого нет, клетка гибнет. Так и общество. Думаю, знание этого закона не помешало бы нашим политикам и всему населению".

Эта слушательница просит не называть её. Про обмен веществ, о котором она пишет, я думал, когда летел на днях из Москвы в Прагу. В бланке таможенной декларации чёрным по белому значится вопрос, имеете ли вы с собою "информационные материалы". Что считать таковыми, не сказано. Остановка движения к демократии в России - это откат назад. Так было всегда. Остановить - по силам даже одному человеку, как выяснилось в очередной раз, а откат назад совершают миллионы. По крайней мере, те тысячи, которые безропотно заполняют эту декларацию.

Со мной был номер газеты, в которой было напечатано очередное интервью Бориса Немцова. Он теперь первое лицо в Союзе правых сил, победил там Гайдара. Возмущается, что научное начальство опять требует от научных работников самодоносов - по возвращении из-за границы они должны писать, с кем встречались, что кому рассказывали, какими сведениями делились. Борис Немцов говорит, что это бросает тень на российскую демократию, вводит в заблуждение даже западных политиков - он с ними недавно встречался и был поражён их неосведомлённостью и предвзятостью. Оказывается, они считают, что в России существует цензура, что путинская Россия - не совсем свободная страна. Он им доказывал, что они ошибаются. Самодоносы - да, опять существуют, а свободы хоть отбавляй. Подразумевая этот номер газеты, я написал в таможенной декларации, что да, имею-таки с собою информационные материалы...

Пишет господин Глазунов: "Для большинства граждан России жилищно-коммунальное хозяйство - это неиссякаемый источник огорчений, страданий и унижений. Основная причина, кажется, ни у кого уже не вызывает сомнений. Настоящими хозяевами наших домов являются чиновники РЭУ и ДЕЗов. В разных странах в структуре городского жилья муниципальное составляет от 10 до 50 процентов, остальное - частные домовладения. В дореволюционной России муниципального жилья в городах было очень мало (только для неимущих), все потребности в жилье обеспечивал частный сектор, и делал это весьма эффективно. Основу его составляли "доходные дома", квартиры (или комнаты) в них сдавались по свободным ценам. Идея "доходных домов" сейчас разрабатывается в московском правительстве и даже один такой дом строится, но это опять будет муниципальный дом со всем присущим ему до боли знакомым букетом болезней. Кардинальным шагом, подлинной реформой было бы строительство в Москве (а затем и по всей России) именно ЧАСТНЫХ, а не муниципальных "доходных домов". Юридических препятствий для этого нет, нужно только принять решение об ограничении строительства муниципального жилья и развертывании строительства частных "доходных домов" . Квартиры (комнаты) в таком доме будут сдаваться по свободным ценам без права приватизации. Рост предложения, конкуренция будут снижать цены. Жизнь горожан заметно облегчится. Домовладелец, хозяин сможет навести порядок и в подъездах, и во дворе, справится с автовладельцами. Сами собой исчезнут проблемы перепланировок, вандализма, неплатежей.

Необходимо как можно быстрее остановить безумное широкомасштабное строительство муниципального, государственного жилья, ведущее к катастрофе всё жилищно-коммунальное хозяйство. Это то же самое, что в условиях курса на приватизацию, либерализацию экономики продолжать массовое строительство госпредприятий. Глазунов".

Я думаю, казённое строительство жилья будет продолжаться, господин Глазунов. Строительство госпредприятий тоже недавно стояло в повестке дня - в особом разделе государственного бюджета, на нём больше всех настаивали коммунисты, они и название дали: "Бюджет развития". Предполагалось, среди прочего, строить на государственные деньги заводы, а потом передавать их в частные руки. Гениальный способ присвоения казённого добра. От него отказались, как можно понять, только потому, что ничего не осталось бы никому, кроме распорядителей "бюджета развития" - ни учителям с врачами, ни военным. На строительстве казённого жилья наживаются чиновники, это поистине золотая курица, её зарежут только в самом крайнем случае. И ни одна курица не чувствует себя в такой безопасности, как эта. Представьте себе, что скажут о вас бедные люди, когда им объявят, что вы вместе с другими "врагами народа" хотите прекратить государственное строительство жилья.

Автор следующего письма, в отличие от обычных патриотов, имеет претензии не только к Западу, но и к Востоку... "Русский и другие народы ещё можно как-то извинить за эту очевидную глупость, - пишет он о роспуске Советского Союза. - Неблагоприятные ландшафтно-климатические условия, вековая отсталость, тлетворное влияние Запада и Востока, пьянство, обжорство и другие отвлекающие от нормального политического мышления неблагоприятные факторы способствовали разрастанию национализма и ослеплению народов СССР". Кого не может этот слушатель простить, так это украинцев, на них он возлагает самую большую ответственность. Я не понял, почему, - потому ли, что они, по его мнению, не испытывали тлетворного влияния Запада и Востока, или по другой какой-то причине. Но сейчас мне важно не это. Первый раз читаю о тлетворном влиянии не только Запада, но и Востока. Если вдуматься, так этого следовало ожидать, поиск виноватых не мог остановиться на Западе, он должен был привести и к Востоку. Теперь буду ждать письма, в котором будет сказано о тлетворном влиянии Севера и Юга.


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены