Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
29.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Россия
[10-11-00]

Ваши письма

Ведущий Анатолий Стреляный

Владимир Николаевич, наш слушатель из Петербурга, пишет нам: "Я давно говорю окружающим: "Что вы ноете, что плохо живёте? Надо выбирать, что делать: пушки или масло?" Отвечают мне одинаково: "Нас боялись, а теперь не боятся, так что надо делать пушки, чтобы на нас никто не напал". - "А кто, - спрашиваю, - собирается на вас напасть?" Ответ дают или невразумительный, или такой: "НАТО, Америка". Радио "Свобода" должна тратить 80 процентов своего времени, чтобы вдалбливать в наши садовые головы, во что обходятся нам эти страхи и замашки, что значит то, что по уровню жизни мы на 85 месте в мире, а по сверхоружию - на первом или втором".
Да, Владимир Николаевич, вроде и знаешь, что это значит, а в очередной раз попадётся тебе сообщение, что в России на плаву больше сотни атомных подводных лодок и полтораста списанных - и глазам своим не веришь.

Пишет господин Теличенко, отставной офицер авиации, 57 лет: "Я понимаю, что все мы, строившие коммунизм, устали и что мир от нас устал. Но всё-таки много пустой и нехорошей болтовни вокруг атомохода "Курск". К такому печатному ору мы не привыкли. В этой болтовне, в этом оре мы, оставшиеся в живых, раскрываем свои пороки. Есть, конечно, виноватые, есть. Командир, вечная ему память, не мог не сознавать, что выходит в море не полностью снаряженным. Его командиры тоже не могли не сознавать этого. Но послушайте старого офицера-технаря: к таким катастрофам не готова ни одна страна. Не надо честить без разбору всех генералов и адмиралов. Как всегда, выскочил на сцену поэт: "Ни один адмирал не застрелился!". Личное оружие офицеров, в том числе и высших, хранится не дома, причём, пистолеты - отдельно от патронов. Исполнить предписанный поэтом "долг чести" можно только повесившись или сделав себе харакири кортиком. Я всю жизнь провёл в армии, был свидетелем катастроф и трагедий. Видел рыдающих генералов, присутствовал при разборках, которые учиняли министры и главкомы, - с топаньем ногами, с криками: "Убийца!" Знаю, сколько летело невинных голов. Я, наземный капитан, вырастил более десяти генералов, помню их старлеями. Я не могу ни об одном из них сказать, что он не пёкся о солдате, о матросе. Помню, замерзал наш гарнизон на Дальнем Востоке. Пошли по квартирам собирать подписи под жалобой в Москву. Дошли до квартиры генерала Акулова. Он в унтах, лётном меховом костюме четырёхсотым то письмо подписал. Потом умер за штурвалом самолёта над Курилами. Да рок это, воля Божья - смирить гордыню нашу! Что вы пристали к адмиралам? Ну, какую информацию со штормящего моря мог сразу же дать вам командующий?! Лодка затонула за секунды... Какую информацию о причине гибели линкора "Новороссийск" мог дать командующий Черноморским флотом, когда его, за мгновение до того, как линкор перевернулся у стенки, вестовой вышвырнул из постели за борт, и адмирал через весь город бежал в подшатаниках к штабу?" - так пишет отставной капитан Теличенко.

Из Литвы пишет госпожа Даренских: "Я работаю в Клайпедском торговом порту. Изо дня в день, из ночи в ночь мимо окон моей конторы проходят составы с металлом в слитках, рулонах, листах, а также целые составы с удобрениями. В голову периодически заползает леденящая душу мысль: одно вещество - металл мы с огромными энергозатратами и трудовыми подвигами выгребаем из нашей матушки-Земли, а другое вещество - удобрение с такими же огромными трудами и энергозатратами впихиваем в её многострадальное тело, по глупости своей полагая, что улучшаем её. Наше "невинное" желание иметь в своём пользовании побольше вкусных, "хороших и разных" товаров разрушает жизненное пространство вокруг нас. Это желание надо попытаться умерить. А если ничего не имел и не имеешь, то стоит порадоваться тому, что не участвовал в интенсивном загаживании Земли. Если внимательно и любя относиться к ней, она всегда накормит. Участок, который старательно обрабатывает (без удобрений) моя 75-летняя мамуля, кормят её полностью. Она даже ухитряется скопить денег к моему отпуску Елизавета Даренских".
Я бы подписался под проповедью госпожи Даренских, если бы был уверен, что хоть один человек нас послушается. Даже принудительное ограничение народного потребления удавалось до сих пор не полностью и не везде. Потребительством мир начали стращать тогда же, когда - и всеобщей грамотностью, если не раньше, да, намного раньше. Знать бы, что за сила заставляет человечество проходить мимо самых, кажется, благих призывов... Может быть, человечеству в целом всё-таки виднее, чем нам, отдельным, пусть и лучшим, его представителям? Не назвать ли эту силу здравым смыслом? Дело в том, что всякий благой, но не услышанный человечеством, призыв, на поверку оказывается не таким уж благим. Без химических удобрений жить можно, но это - голодная жизнь...

Господин Баландин из Иркутска в своём большом письме на радио "Свобода" подробно разбирает "экологические мифы", которые овладели сознанием многих современных людей. Экологические мифы - это сказки о преимуществах жизни на природе и в согласии с нею, без химии и "физии", без механики и оптики, поскольку для изготовления очков тоже нужно пожирать природу. Увлечение этими сказками пока, правда, вполне безобидно, от слов энтузиасты не переходят к делу, поскольку тоже хотят жить, а "экологически чистый" способ жизни - это не что иное, как самоубийство. "В качестве примера экологически чистого способа жизни, - пишет господин Баландин, - часто приводят американских индейцев. Действительно, почти идеальное равновесие между численностью индейцев и природной ёмкостью местности, где они проживали, поддерживалось, но как - это не особенно афишируют до сих пор. Во-первых, постоянные войны между племенами. Существовал, во-вторых, и более естественный способ ограничения населения. Чтобы мужчина мог получить право продолжить свой род, он должен был убить несколько крупных хищников или людей другого племени. Он - их, или они - его, что и происходило с не самыми сильными особями".
Господин Баландин упрекает нас за то, что мы почти не занимаемся разоблачением современных экологических бредов, не смеёмся над теми, кто токует, например, о губительном потеплении климата из-за выхлопных газов. "Во время одного среднего вулканического извержения, - пишет он, - в атмосферу Земли выбрасывается такой объём углекислоты, который сопоставим с годовым объмом автомобильных выхлопов, а поступления из таких источников загрязнения, как рифтовые системы, вообще не принимаются в расчёт". Рифтами геологи называют длинные, до тысяч километров, щели в земной коре. Упрёк господина Баландина, конечно, обоснован. Было бы совсем плохо, если бы поведение землян зависело от того, как мы их просвещаем по экологической части. К счастью, говорю, существует пока непреодолимое противоречие между верой сторонников первобытности и их собственной повседневностью. Рукотворные туки проклинаем, а хлебушек, выращенный на них, кушаем. Разрыв между словом и делом - не всегда зло, он бывает и спасительным.

Слушатель почтенных лет прислал номер одной из петербургских фашистских газет. Газета пугает адскими муками тех, кто примет "начертание зверя" - то есть, налоговый номер. Целую страницу занимает статья: "Когда Баркашов заберёт у евреев власть?" (имеется в виду власть над Россией). О Путине говорится, что ими, евреями, ему поручено сделать русскую землю дешёвым товаром. Под заголовком: "Чем занимался Ленин с Зиновьевым в шалаше в Разливе?" помещена их "любовная переписка". Слушатель пишет, что он, будучи христианином, возмущён враждебностью русских фашистов к евреям, поскольку сам Христос был евреем, но что касается "Антихриста Ленина", то хотел бы, чтобы о его похождениях узнали, с помощью радио "Свобода", те жители России, которые продолжают поклоняться "богомерзкой мумии". "Любовная переписка Ленина и Зиновьева", которому вождь мирового пролетариата потом будто бы изменил с Троцким, стоит столько же, сколько и позднейшие признания Зиновьева, что он замышлял погубить Ленина, а заодно и всё дело социалистического строительства. Но верят обычно тому, чему хотят верить. У всякой выдумки два создателя: тот, кто выпустил её в свет, и тот, кто подхватил. Выдумать можно что угодно, а вот подхватывают люди только то, что ложится им на душу, приходится ко двору. Почему в 1937 году миллионы поверили, что тот же Зиновьев и другие вожди были врагами социализма? Потому что очень уж неприглядным оказался социализм. Не получилось рая на земле. Десять лет прошло, двадцать, а жизни как не было, так и нет. Не может быть, чтобы это было просто так, рассуждал советский человек. Должны быть злодеи, которые всему виной! Большое злодейство - большие и злодеи. У Сталина не было другого выхода, как выдвинуть в злодеи своих ближайших соратников.

Из Москвы пишет господин Филин. Время от времени он единолично, на свой страх и риск, проверяет рынок "Русское золото" в Митино (это один из районов Москвы). О результатах своих проверок докладывает властям, но "воз и ныне там", как любила когда-то выражаться газета "Правда". Читаю: "Проведя очередную проверку на рынке "Русское золото" в Митино, прихожу к выводу, что там нет никаких изменений, по-прежнему там производится скупка палладий содержащих конденсаторов КМ-3, 4,5, резисторов ППЗ-43, СП-5, платиносодержащих реле РЭС-9, РЭС-22, покрытых золотом микросхем. Интересно, что везде требуют знаки военной приёмки -ромбик-звездочка. На рынке по-прежнему работают около 15 пунктов приёмки. Дни их работы - суббота или воскресенье. Из ОБЭП (Отдела по борьбе с экономическими преступлениями) на моё заявление мне пришёл ответ, что работа в этом направлении ведётся. Находясь в этом отделе по адресу: улица Циолковского,4, ждал начальника два часа. Сотрудники ползают по коридору, как сонные мухи. Помещение всё в дырках и трещинах. Разговоры о том, где и что можно купить со скидкой... Из кабинета № 28 слышится не прекращающаяся матерная брань. В длинном коридоре горят всего две лампочки. Туалет не поддаётся описанию. Задаю президенту России простой вопрос: что может сделать штат в 25 человек против рынка, где в субботу и воскресенье находится 200-300 бандитов?"
Не знаю, господин Филин, что ответит вам президент, а я бы с интересом прочитал ваши соображения о том, как можно было бы управиться без всякого штата. Уверен: человек, чья мысль пойдёт в этом направлении, обязательно додумается не только до самых простых, но и до самых практичных предложений. Из вашего письма следует, что изделия российской военной промышленности продолжают находить мирное применение. Это - отрадно.

Из Житомира пишет Шеликовский Виктор Андреевич: "Нам долго вдалбливали в головы, что угроза для нас идёт от Запада, от НАТО. Сейчас, когда нет Советского Союза, очень ярко видно, откуда эта угроза шла на самом деле. Сейчас уже никто не говорит, что Соединённые Штаты Америки хотят нас уничтожить или поработить. Все только тянут к Америке руки, только и слышно: "Дай долларов. Долларов дай!"
Это у вас на Украине, Виктор Андреевич, никто не говорит, что Америка хочет уничтожить или поработить Украину, - никто из видных политиков, общественных деятелей, никто из "властителей дум". В России же таких сколько угодно. Самые видные, правда, говорят уже не прямо, что Америка - главный враг России, а намеками, но здесь тот случай, когда намёки действуют сильнее. Это различие между Украиной и Россией почти не обсуждается, а ведь оно - разительное, огромное различие. Невозможно представить себе, чтобы даже наиболее вздорные из украинских депутатов заявили: желаем податься в Америку проверять президентские выборы, потому как не верим, что они будут честными. А российские думцы - и среди них сам Николай Иванович Рыжков - это заявили. Вот и сомневайся, был ли Советский Союз Российской империей, плоть ли от плоти её - послесоветская Россия!

"Меня зовут Валентина Ивановна Кравцова, мне 45 лет, по национальности я русскоязычная украинка, по внешности иногда похожа на еврейку, иногда - на цыганку. Имею честь преклоняться своей памятью перед вождями: К.Марксом, Ф.Энгельсом, Владимиром Ульяновым, Кобой Джугашвили. Люблю, будучи русской в сердце, русские лирические песни, несмотря на то, что их писали евреи, такие, как Исаак Иосифович Дунаевский, Никита Богословский. Вас не уважаю, много на себя берёте, недальновидные вы политики, да и эгоисты. Мы в сатанинских искушениях, выпавших на нашу долю, видим, кто есть кто, а кто есть "ху". Спросили бы меня лет 25 назад, что такое стриптиз, спид, спиритизм, сифилис, гомосексуализм, лесбиянство, куртизанство, я бы пожала плечами: Бог его святой знает! В советских школах уборщицы не выметали презервативы, и школьницы в большинстве своём до 17-18 лет были девочки. Поздравляю вас с 83-й годовщиной Великого Октября, наилучших благ, мира и здоровья всем вам желаю. Валентина Ивановна Кравцова".
Напишите мне, Валентина Ивановна, чем вы занимаетесь, какая у вас семья, в каких случаях вы похожи на еврейку, а в каких - на цыганку, на кого вам больше нравится походить.

"Уважаемая редакция! Пишет вам жена бывшего военнослужащего, подполковника запаса Дымова Юрия Васильевича. Обратиться к вам заставило меня полное нежелание или неумение наших властей разрешить данную проблему. Отслужив 20 лет в армии (отлетав все эти годы), имея 40 лет выслуги, мой муж в 1992 году демобилизовался. Квартиру в Смоленске пришлось сдать, так как иначе нельзя было прописаться в Люберцах, откуда он призывался. Без прописки не ставили в очередь на квартиру".
Слушатели уже, наверное, поняли: подполковнику запаса Дымову и его семье в Люберцах не дают квартиру. "Мы писали, - сообщает его жена, - в администрацию президента, в приёмную правительства, к нашему депутату Попову. Всё глухо. Посоветуйте, могу ли я обратиться в международный суд по правам человека с иском на Люберецкую администрацию за нарушение права на жильё всех членов моей семьи. Просьба моя - последний жест отчаяния. Я очень далека от всего этого, но очень прошу вас разъяснить, что такое статус вынужденного переселенца и может ли моя семья попросить у какой-нибудь страны социального убежища. Я, мой муж, наши дети - мы выросли в этой стране и очень её любим, но она стала нам мачехой. Вас слушает весь мир. Может, услышат президенты нормальных стран, где конституция не используется в качестве туалетной бумаги. Мы ещё довольно молоды и можем принести пользу любой стране. Дымова Елена Валерьевна".
К сожалению, нас слушает не весь мир, как многие думают, а русскоязычный мир, часть русскоязычного мира. Писем по "квартирному вопросу" из бывшего Советского Союзе мы получаем, конечно, не столько, сколько их получало советское радио, но в процентах, наверное, не меньше. Не политического убежища - убежища от бедности, от бездомности не предоставляет ни одна страна. Право на бесплатное жилище и даже право на бесплатное пропитание не относится к числу тех прав, которые считаются неотъемлемыми - такими, соблюдения которых требует Организация объединённых наций. В этом отражается состояние современного мира, достигнутая им производительность труда. Большинство населения Земли живёт пока очень скудно. Богатые страны как могут помогают бедным. Но основное средство от бедности всё-таки ещё в руках самих бедных - и бедных людей, и бедных стран. Не очень хорошо себя чувствуешь, говоря всё это - как будто ты чиновник, который "отфутболивает" жалобщика. Поэтому вряд ли уместно распространяться здесь и о главном средстве от бедности, которое есть у каждого народа (не у каждого человека, но у народа - каждого). Разве что сказать только одно слово: просвещение. Всё-таки оно. В России особенно много говорили об этом в девятнадцатом веке. В Западной Европе связь между просвещением и благосостоянием разглядели в восемнадцатом.

Студентка из Москвы, зовут её Аминат: "Недавно я была в гостях у знакомых. Окна их квартиры выходят на оживлённую улицу, и мы стали свидетелями дорожно-транспортного происшествия. Люди, к счастью, не пострадали, но машины помялись. Пассажирами одной из них оказались кавказцы. И вот мои знакомые, внешне вполне нормальные люди, мгновенно определили виноватых: "Чёрные есть чёрные". Зачем выяснять причины и обстоятельства? И так всё ясно. Лифт в главном здании МГУ. Слышу громкий разговор. Студент разглагольствует о том, как бы он поехал в Чечню, чтобы убивать чеченцев. Было сказано не "боевиков", не "террористов", а именно чеченцев - как будет отрезать им уши и носить их на верёвочке на шее. "Ты не уши, ты лучше зубы нанизывай", - со смехом советует ему товарищ. Или ещё разговор в том же храме наук. Не подумайте, что я подслушиваю чужие разговоры - просто ведутся они очень громко. Двое хорошо одетых молодых людей обсуждают баркашовское РНЕ. Один говорит: "Я, конечно, против РНЕ, но хачиков бить надо. Я тут как-то иду, а они мне навстречу, человек семь". - "И что они?" - "Да ничего. Но человек семь, представляешь?" Люди, оказывается, провинились перед ним тем, что просто шли ему навстречу по тротуару. Первое, что мне приходит в голову, когда я думаю о причинах этой дикости, - он, "говорящий ящик", который методично, изо дня в день, рисует образ кровожадного кавказца, в частности, чеченца - террориста, убийцы, работорговца. То, что человеконенавистнические идеи и образы находят понимание у пьяниц, бомжей, понятно: они обижены жизнью и стремятся кого-нибудь обвинить в своих невзгодах. Но почему это занятие привлекает и людей вполне благополучных, образованных? Почему они верят небылицам, не хотят думать самостоятельно? Скажите, почему российское общество столь легко позволяет себя обманывать? Если вы не можете сказать об этом по радио, напишите мне по адресу: Москва, улица Мещерякова, дом, корпус, квартира... Аминат, студентка, 19 лет".
Кроме обычных и, в общем, вечных причин можно, наверное, назвать одну, Аминат, - не совсем обычную. Терпимость к людям не своей крови и веры очень трудно даётся человеку. Очень трудно! Дикарское нутро сопротивляется "до последнего патрона". Чтобы терпимость вошла в человека глубоко и невозвратно, воспитывать её, внушать её нужно очень настойчиво и тонко, искренне. С младых ногтей человек должен дышать воздухом терпимости, иметь перед глазами примеры... Казёнщина и двуличие всё испортят, сделают как раз то, что вы наблюдаете вокруг себя. Этих несчастных учили, что "человек человеку - друг, товарищ и брат", но достаточно вспомнить, кто учил, чтобы не говорить - как. Россия расплачивается за казёнщину и двуличие, которыми было пропитано советское общество. Зюганов и при советской власти был Зюгановым, "батько Кондрат" - "батькой Кондратом", но тогда им приходилось помалкивать, а теперь они могут проявлять себя безнаказанно.

В заключение еще раз злоупотреблю служебным положением для саморекламы. В Москве, в издательстве "Время", вышла моя книга: "Ваши письма на "Свободу". В ней собраны выдержки из передач "Ваши письма" за последние годы.


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены