Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)
21.11.2024
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
[21-01-00]
Ваши письмаВедущий Анатолий СтреляныйПишет Андрей Поддубный: "Поздравляю вас с победой капитализма в Советском Союзе. Вашу рыночную экономику испытал на своей шкуре. Работал у хозяина по 12 часов без выходных, за мизерную плату. За сказанное слово был уволен без расчета. А вы говорите: свобода, права человека. Но есть Божий суд, хотя в Бога вы не верите. Бог у вас - деньги, которыми разрушаете весь мир и себя. Идеального общества не бывает, но надо стремиться к справедливости. Иисус Христос был первым коммунистом на Земле, которого предали и продали рыночной экономикой. Андрей Поддубный. Одесса". И так - уже две тысячи лет. Мало людям, что Христос был Христом - надо еще кем-то Его объявить... Пишет господин Фельдман: "Письма, что звучат в вашей передаче, касаются, главным образом, "вчера" и "сегодня". А как ваши слушатели представляют себе "завтра" России? Высказывания типа "Если бы депутатом был я", в нашей стране не приветствуются. Но я напомню, что грандиозное мероприятие двадцатого века - создание Европейского Союза началось с предложению журналиста - не политика, а журналиста Жана Море, если мне не изменяет память - создать Европейское объединение угля и стали. Он думал об условиях, при которых стала бы невозможной война в Европе. В недавнем обсуждении на волнах вашей радиостанции сходств и различий Европейского Союза с Российско-Белорусским союзом это обстоятельство не было упомянуто. А жаль. Премьер-министр Франции Мендес-Франс, рискуя карьерой, добивался вступления Франции в Общий рынок - предшественник Европейского Союза. Объединительные процессы на Западе идут неуклонно (предстоит, например, Южно-американский союз), и движущей силой этих процессов является общая выгода, а не интересы отдельных личностей". Спасибо за письмо, господин Фельдман. Как раз общей выгоды и нет среди соображений, по которым готовится российско-белорусская "свадьба". Какая страна в Европе после второй мировой войны мечтала, что объединение Европы сделает её, эту страну, хозяйкой в "общем доме"? Может быть, Франция? Нет. Германия? Боже упаси! А как смотрит Россия на объединение с Белоруссией? О чем говорят иной раз совершенно открыто? О том, что это - только начало. Начало чего? Начало нового собирания земель, восстановление великой державы, то есть великой России. "Нам не нужен Крым, нам нужна вся Украина!" - пользуюсь случаем лишний раз напомнить эти слова известного (и богатого) российского демократа, одного из руководителей Государственной думы прошлого созыва. А как смотрит на объединение Белоруссия (та её часть, которая всерьёз хочет этого)? Три цели, три мечты. Не позволить Белоруссии стать белорусской, завершить обрусение - раз. "Доить" Россию - два. Вместе с нею держать в страхе западного супостата - три. С обеих сторон помыслы, как видим, нечистые и праздные, основаны они на мифах, на сказках, на детских понятиях, страхах и надеждах. Говоря советским языком: объединение Европы - явление прогрессивное, с первого шага это было движение вперед. Объединение России и Белоруссии - явление реакционное, это попытка вернуться назад, восстановить то, что восстановлению не подлежит. Психолог из Петербурга Александр Кормушкин прислал свои соображения о Владимире Путине: "То, что вы, Анатолий Иванович, назвали его самозванцем, который сознаёт это и тяготится этим, отчасти верно, - пишет он. - О характере человека наука может достаточно точно говорить по строению его тела, по конституции. Путин по конституции - лептосоматик, по-гречески узкотелый. Этому строению тела соответствует шизотимический темперамент. Шизотимик (не путать с шизофреником) - человек необщительный, он замкнут в своем внутреннем мире, где нет места другим. "Между мной и людьми завеса из стекла", - вот характерное высказывание шизотимика. Аристократическая сдержанность Путина есть на самом деле подавляемая тревога, неуверенность, я бы даже не побоялся сказать: робость. Поэтому назвать Путина "либералом с саблезубой улыбкой" может только журналист несведущий. Путин действительно считает себя если не самозванцем, то не самым достойным на пост президента. Его крест - постоянная двойственность оценки себя. Он не случайно при назначении главой ФСБ отказался от звания генерала, заявив: "Какой же я генерал?" Главными чертами путинского типа являются: чрезмерная чувствительность и впечатлительность, высокие моральные требования к себе, сильное чувство долга и ответственности, склонность к самобичеванию. Для выработки смелости и закаливания "воли" люди этого типа занимаются силовыми видами спорта: борьбой, боксом, робость компенсируют заносчивым поведением, но в лидеры сами не лезут, видят в себе много недостатков. Пасуют в ситуациях, требующих решительности. Слабое место этих людей - они очень неравнодушны к тому, что о них думают. Их мучают негативные суждения окружающих. Если Путин будет знать, что его осуждают, что кто-то проклинает его, например, за гибель людей в Чечне, он или снимет свою кандидатуру, или уйдет в отставку после избрания президентом". Такую характеристику даёт в своем письме на "Свободу" Владимиру Путину петербургский психолог Александр Кормушкин. Людям путинского типа, отмечает он, свойственно, между прочим, презрение к внешним удобствам жизни и к роскоши, доходят, бывает, "до крайней воздержанности". Спасибо за письмо, господин Кормушкин. Я подозревал, что в советские разведчики он после университета пошёл примерно из тех побуждений, что и в силовой спорт подростком. От Насти Логиновой из деревни Родионовка Серпуховского района Московской области: "Нынче принято говорить о правах человека. Многое входит в это понятие. Думаю, что в том числе и право человека пользоваться удобствами современной цивилизации. Так вот, в нашей округе, в домах так называемого частного сектора, нет ни природного газа, ни водопровода. А ведь газопровод в Европу идёт практически у нас под ногами. А с тех пор, как объявили, что будет пущен "голубой поток" в Турцию, мы с бабушкой не находим себе места от досады. Почему это вдруг туркам наш природный газ нужнее, чем российским жителям старинных подмосковных деревень? Чем мы хуже турок или тех же чехов, венгров и поляков, которые от нас в НАТО подались и вообще? Хотя прабабушка не разрешила мне писать вам (говорит: "Не смеши!"), мне все же хотелось бы получить ваш совет. Что надо сделать, чтобы нашим большим и маленьким начальникам стало стыдно вести "голубой поток" российского природного газа в Турцию, когда собственные граждане не имеют его вовсе? Может, радио "Свобода" сумеет пристыдить российских деятелей, которые радеют за удобный быт турок и напрочь забывают о собственных людях? Прабабушка говорит, что так было и при советской власти. Может, вы нам поможете крикнуть: "Ау, правительство! Дайте природный газ во все деревенские дома россиян! Дайте нам водопровод! Не забывайте чистить сельские дороги после каждого снегопада! Хотим иметь бесперебойное энергоснабжение! Верните в деревню проводную радиотрансляцию". Настя Логинова, автор этого письма, почитает Владимира Путина. "Я думаю, - пишет она, - что ваша радиостанция пока недолюбливает Путина, нашего и.о. президента. А мне хотелось бы, чтобы изменилось у вас отношение к нему, потому что в марте я буду впервые голосовать за президента. Раньше не хватало лет. И я для себя и для всех россиян буду голосовать за Путина Владимира Владимировича! Я не считаю его "ястребом" или будущим диктатором. Я раньше жила в Серпухове, теперь живу с прабабушкой в деревне Родионовка Серпуховского района. Помогаю. Вот вы знаете обо мне почти всё. Спасибо вам за внимание, Анатолий Иванович, и простите за многословие. Молчишь, молчишь тут в глухомани. Настя". Спасибо и вам за внимание, Настя. Напишите мне еще одно письмо: чуть больше о себе, о своих бабушках и прабабушках, об односельчанах. Право пользоваться удобствами современной цивилизации у человека, конечно, есть, но оно не больше и не меньше права НЕ пользоваться ими. Оно не из тех, за соблюдением которых следят международные правозащитные организации. На деле пока что существует право СОЗДАВАТЬ для себя удобства современной цивилизации. У одних людей и народов это получается лучше, у других хуже, у кого-то совсем не получается. Одни чистят дороги после каждого снегопада, а другие - никогда не чистят. То же и с уборкой подворий, подъездов. Население одних стран само управляется с этими делами, население других - ждет, когда это сделает его правительство. Иногда хочется сказать: кому что нравится, но лучше говорить добрее: у каждого своя история, своя судьба. Хотелось бы вернуться к одному вашему высказыванию, Настя: "Чем мы хуже турок или тех же чехов, венгров и поляков, которые от нас в НАТО подались и вообще?" Напишите мне, что вы хотели сказать? Что значит: "от нас в НАТО подались?" И что значит "и вообще"? Ваша прабабушка правильно говорит: при советской власти начальство тоже не заботилось о людях. Не хватало у государства денег. Почти все деньги шли на то, чтобы мир боялся советских, чтобы никуда не подались чехи, поляки, венгры. Если ваше отношение к ним превратится в политику России, это будет такое дорогое удовольствие, что вы никогда не дождетесь газификации Родионовки. "Я чеченец, мне 48 лет, после войны, в октябре 1996 года, я из Чечни переехал в Казахстан. Я знал, что русские не оставят нас в покое. Продал всё, кроме постелей, забрал семью и махнул в город Актау, купил квартиру, устроил детей в школу, сына - в садик и вроде зажил, но душа болит, телом я здесь, а душой там, в Грозном. Какой был красивый город! Парки, фонтаны, кинотеатры, два драмтеатра, стадионы... трамваи и троллейбусы ходили, и всё это разрушили, взорвали. Я прошел всю войну с 1994 по 1996 год, семью прятал в горах, а сам с группой в семь человек по ночам обстреливал блок-посты и БТРы. Днем высматривали, ночью нападали. Я видел, как танки и БТРы давили машины с людьми, с чеченцами. Для водителей этих танков и БТРов мы не люди. Я всю жизнь чувствовал, что я нерусь, то есть, плохой, не такой, каким должен был бы уродиться, чтобы быть хорошим. Нас называли черными, черножопыми. Я не нацист, жена у меня русская, хоть и приняла ислам. Многое хочется писать, но бумага есть бумага. Из Чечни в Актау приезжает много беженцев, и многих уже отправили назад, в Чечню, прописывают на 15 дней, после этого говорят: "Уезжайте в Чечню", снимают отпечатки пальцев, фотографируют: профиль, анфас. Новости я слушаю по "Свободе" - по телевизору врут. С уважением ваш слушатель Алхазур..." Простите, Алхазур... не разобрал вашу фамилию. Да, не все, кто употребляет слова "чурки", "чучмеки", понимают, сколько вреда они уже причинили этим в первую очередь себе и сколько еще могут причинить. Я думаю о Насте Логиновой. Живет в деревне, (в глухомани, по её слову), там её дедушки и бабушки, прабабушка там - простые, добрые, видно, люди, но не ветром же ей надуло эти злые, завистливые отзывы о чехах, поляках, эту обиду на них: "Подались от нас в НАТО и вообще"! Почему они должны были оставаться с нею, у неё, в её ведении "и вообще"? Я её попросил написать мне еще одно письмо, и вас прошу написать, Алхазур. Из Чечни за последние десять лет выехало очень много чеченцев. Этот исход начался при Дудаеве, до войны. Многие выехали после войны, как вы. Вы говорите: "Уехал, потому что предвидел вторую войну". Я встречал ваших соплеменников, которые говорят: "Уехали мы из-за нашего беспорядка. У нас и при русских не было нормальной власти, и без русских она не появилась. Невозможно жить там, где десять президентов, каждый со своей армией, со своим чиновничеством, со своей внешней политикой, со своей религией". Я хочу вас переспросить: только ли из-за того, что предвидели новую войну, вы переселились в Казахстан? На каком, кстати, языке учатся там ваши дети? Вот из другого письма о Чечне: "После Хасавьюрта Чечня стала независимой на деле, федеральная власть никакого влияния там не имела. Масхадову следовало бы направить стопы на мирную жизнь. Но разве мог он уговорить вооруженных боевиков, вкусивших крови и победы, мирно трудиться? Нет, конечно. Они начали создавать "Ичкерию от моря до моря". Интересно, о чем думал Масхадов, нападая на Дагестан? Ведь не просто заняли несколько деревень, а колоннами двинулись на Махачкалу. Неужели даже на миг не задумался о последствиях?" Это пишет господин Митюрев из Владивостока. Ему надоела наша "святая простота". У нас, по его словам, всегда и во всем правы малые и несовременные народы, будь то чеченцы в России или цыгане в Чехии. Он осуждает нас за "лицемерие и трусость". Отчасти он прав. Очень уж щекотливое дело - вслух говорить о нациях. Ничто так легко не сеется, как национальная рознь. Иной раз готов прослыть последним трусом, лишь бы не чиркнуть спичкой в соломе. Я знаю, что на Дагестан напал не Масхадов, но понимаю, почему господин Митюрев пишет, что напал Масхадов. Масхадов - президент. Перед самой войной он несколько раз заявил о своей мечте, которую никак не мог донести до Ельцина: чтобы Чечня стала южной защитницей России от Запада, валом против НАТО, которое уже, мол, за Хребтом. Сейчас он посылает своих людей на Запад, ездят из страны в страну, просят помощи, рассказывают о своих страданиях... Кому рассказывают? Тому самому Западу, для устрашения которого их президент собирался приспособить Чечню и очень жалел, что Ельцин не оценил его готовности. Напишите мне, Алхазур, что вы думаете и об этом. Появилось в нашей почте очередное "Открытое письмо населению земного шара". Автор (не буду его называть) разработал "Всемирную программу по спасению и возрождению человечества". Считает, что её можно выполнить за два года "без крови, жертв, потерь" - правда, при двух условиях. Первое: должен быть проявлен "массовый энтузиазм, патриотизм и героизм", второе: к нему, автору программы, должны очень хорошо отнестись "официальные власти, прежде всего, руководители стран, губерний, населённых пунктов и средств массовой информации". Для выполнения программы нужна, как он пишет, "железная диктатура абсолютного большинства землян, способных прекратить все войны". Пока что его поддержал только преступный мир города, в котором он живёт, "братки" - видимо, проводил с ними политбеседу. Я рассказываю об этом письме не только для развлечения слушателей. Видно, как изменилась страна. Раньше автор не обещал бы бескровности преобразований. Он привычно уповает на власти, на диктатуру и, естественно, на энтузиазм. Без начальства энтузиазма быть не может. Так мыслили спасители человечества и 10 лет назад, и почти 100, и не только в России, но они не обещали бескровности. Письмо, которое начинается так: "Как вам не стыдно обвинять Примакова..." и так далее. Не скажу, что это редкость в нашей почте - письмо от слушателя, считающего, что думать не так, как он, стыдно. Завершается это письмо тоже привычными словами: "Побойтесь Бога!" Боясь Бога, мы должны больше рассказывать об успехах Китая, где, как пишет автор, "расстреливают и сажают в тюрьмы протестующих, но, видимо, не воруют". Славны бубны за горами. Хорошо, где нас нет. Если вокруг меня, в России, воруют, то я просто не в силах не думать, что в Китае не воруют. Так я создаю для себя образец должного, идеал - живой идеал, с адресом. В Советском Союзе давали очень хорошее образование - техническое, конечно. Но не было одного важного предмета. Этот предмет - человеческое существо, его умственное и душевное устройство. Этот предмет учит вас смотреть на себя со стороны, быть машиной, которая видит себя изнутри и может разобраться, почему ей так хочется считать, что именно в Китае не воруют и вообще все хорошо, поскольку власть не церемонится с недовольными. Воруют же в Китае вполне по-китайски: лихо. Недовольных расстреливают и сажают - это да, это действительности соответствует. Мазаев Николай Васильевич из Саратовской области: "Если бы сегодня был жив Маяковский, автор стихотворения "Левый марш", я думаю, его политические взгляды существенно отличались бы от тех, что у него были в 1918 году, когда он написал этот "Марш". Но так как его нет сейчас среди нас, я позволил себе за него переделать его "Левый марш" на "Правый марш".
Смело вперед, реформаторы! Кажется, эта переделка уже не будет такой действенной, какой была бы десять лет назад. Людям и народам в младших классах жизненной школы свойственно совершать повороты на 180 градусов: верил, что Бог есть - стал верить, что Бога нет. Всё равно верить... Это - главное. Шагал левой - стал шагать правой. Беда не в том, что шагать правой - такая же ошибка, как шагать левой. Правой - как раз не ошибка. Беда в том, что сознание младших классов принимает эту правоту на веру. Так было десять лет назад. Правый шаг, естественно, оказался сбивчивым. Одни тут же зашагали опять левой, другим стало всё равно, какой шагать. "От нашего агитпропа можно сойти с ума, - пишет госпожа Савельева из Москвы. - Особенно тяжело тем из шестидесятников, кто верил в демократические перемены в нашем государстве. Оказалось, что мы не очень умны, так как не понимали, в каком сообществе живём. Мы помогли взять власть необольшевикам, которые, прихватив себе собственность, продолжают своё старое дело - строительство империи. Самое страшное заключается в том, что агрессивное большинство это дело поддерживает. Рабы хотят хозяина с атомной дубинкой! Один деятель на весь мир заявил: "У нас есть опыт борьбы с террористами - например, в Западной Украине, в Прибалтике". Это когда людей высылали целыми сёлами, расстреливали только по подозрению в сочувствии "лесным братьям", убивали своих и приписывали эти преступления бандеровцам". На днях одна заметная московская газета напомнила, что советской госбезопасностью создавались целые отряды мнимых бандеровцев. Известно также, какой кровавой была междоусобица в рядах вооруженного украинского национализма. Газета советует российским властям устроить то же самое в Чечне. Там начинается партизанская война - так пусть, мол, это будет война чеченцев с чеченцами. |
c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены
|