Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
20.9.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Культура

Вся власть ребятам

Автор программы Марина Ефимова
Ведущий Иван Толстой

Диктор:

17-ти летняя Клара Вагнер из городка Королгейблс, штат Флорида, провела вечер, распивая с приятелями текилу. А потом села за руль своего мощного «Ауди-А4», которым сбила свою соученицу - 16-ти летнюю Хэлен Уитти. Хэлен погибла, а Клара попала под суд. Налетевшие в город журналисты описали Клару как типичный экземпляр для рекламного плаката «Избалованные подростки 21-го века». Кларина соученица Ариана сказала: «Из-за этой идиотки я лишилась «БМВ» к своему 16-ти летию». Естественное недовольство девушки, которая носит на руке часы фирмы «Картье» за 2 000 долларов. «Родители взбунтовались, - заявила Ариана, - и сказали, что я получу машину только после окончания школы и после того, как 2 месяца проработаю на какой-нибудь богоугодной волонтерской работе». Суд над Кларой назначен на осень. И, в связи с этим, ее родители попросили судью разрешить Кларе провести лето там, где она всегда его проводит, - в Париже.

Марина Ефимова:

Важнее всего в этой истории, опубликованной в журнале «Тайм», что городков, по которым подростки разьезжают в дорогих машинах и носят часы фирмы «Картье», в Америке тысячи. В Нью-Йорке журналисты уже несколько раз описывали бармицвы, на которых играет самая дорогая и знаменитая музыкальная группа Энсинк. В хьюстонской газете был описан день рождения, на который собралась компания из семилетних девочек - все в норковых манто, как и их матери. В городке Мортенгров, штат Иллинойс, по пятницам учительница стоит у дверей школы и одаривает конфетами и светящимися раскидаями всех, кто в течение недели не получил дисциплинарных взысканий. Вот, что говорит об этом Джон Омер, священник епископальной церкви городка Лизбург, штат Вирджиния.

Джон Омер:

Я думаю, что это поколение воспитывалось совершенно уникально для Амерки. Никогда в истории такое количество детей не росло в условиях роскоши.

Марина Ефимова:

Недавно мой сосед признался мне, что услышал, как его маленькая дочка сказала своей однокласснице: «Я к тебе в гости не пойду: у вас в доме даже нет второй ванны». Это обилие богатых детей, которые, к тому же, гордятся своим богатством и не стесняются им хвастаться, создает давление, и часто непосильное, и на всех остальных. В статье «Власть детей», опубликованной в «Тайме», авторы пишут:

Диктор:

Джордж Валадос, продавец горячих сосисок, считает делом чести создать для своих детей, а их у него трое, условия, как говорится, не хуже, чем у других. В их двухкомнатной квартирке в предместье Чикаго установлено 2 компьютера, 4 телевизора, 3 установки для видеоигр и 2 видеомагнитофона. Для того, чтобы отправить детей в дорогой летний лагерь, Валадос отдал все накопления до последнего цента и, даже, против своих правил устроил дворовую распродажу вместо того, чтобы по обычаю даром раздать ненужные вещи новым эмигрантам.

Марина Ефимова:

При этом ведь родители нынешних подростков это, так называемые, бэби буммерс - шестидесятники, которые начали свою сознательную жизнь с бунта против буржуазности. Почему именно их поколение создало в стране атмосферу поклонения Мамоне? Отец Омер?

Джон Омер:

Надо сказать, что бэби буммерс, шестидсятники, родители нынешних подростков, и сами росли в условиях послевоенного расцвета экономики. И это подсознательно заложило в их головы некий экономический стандарт, которого они при всех своих бунтах неукоснительно придерживались. Все их истерики 60-х и 70-х годов, провозглашавшие свободу от взрослых, свободу от условностей, никогда не доходили до стремления к свободе от вещей и денег. И в результате именно их поколение создало в стране культ карьеры и материального успеха. Посмотрите на героев Америки последних десятилетий. Дональд Трамп. За что? За талант в личном накоплении денег. Билл Гейтс. Но не потому, что он создал новое техническое чудо, а именно потому, что сумел заработать на нем миллиарды доллров.

Марина Ефимова:

Священник Джон Омер организовал движение священников и родителей, которое он в шутку назвал «андеграунд кристиан резистанс», то есть «подпольное христианское сопротивление».

Джон Омер:

В Америке миллиарды и миллиарды долларов тратятся на то, чтобы убедить нас, что счастье находится от нас на расстоянии одной покупки. Даже взрослым трудно сопротивляться этому искусному соблазну. А о детях и говорить нечего. Они еще не знают, что полноту и счастье жизни можно найти, не тратя ни доллара, ни цента.

Марина Ефимова:

Что появилось раньше - курица или яйцо? Детский консьюмеризм определил появление детской рекламы, или наоборот - реклама соблазнила детей, как крысолов из Гамельна.

- Посмотри-ка, я не вырос?
- Нет.
- О, значит мне надо съесть еще немного Кикса!

Дальше показывается коробка с новой разновидностью кукурузных хлопьев, и голос диктора говорит, как он способствует росту. Поев Кикса, ты сразу подростешь на пару сантиметров.

Любой вид еды, каждая игрушка, видеоигра, каждая футболка и шорты - все несет на себе рекламу. Все телешоу пронизаны рекламами. Рассказывает Эрик Браун, директор центра «Новая америанская мечта» - общественной организации, созданной недавно для борьбы с детским консьюмеризмом.

Эрик Браун:

Рекламные агенства тратят в год 300 миллиардов долларов на детскую рекламу - в 6 раз больше, чем в 90-х годах. Только по телевидению идет в год от 20 до 40 тысяч реклам. Это настоящий взрыв рекламной индустрии, рассчитанной на детей. Они проводят сложнейшие исследования. Например: какие нужно создать детские рекламы на товары для взрослых, чтобы дети заставляли взрослых покупать эти товары. Скажем, недавно автомобильная фирма заплатила кинопродюсеру, и он вставил в новый мультфильм мини автобус Мэскот, на котором пускается в приключение главный герой. Персонаж стал попуярным, и теперь дети пристают к родителям и уговаривают покупать мини автобус этой марки. То есть, речь идет уже не об игрушках или жевательной резинке, а о товарах большой индустрии. Большинство родителей, около 87 процентов, считают, что такая тотальная, безудержная реклама приносит вред их детям. Родителям все труднее становится влиять на детей, все труднее победить уверенные и мастерски оформленные мессаджи: чем больше у тебя модных вещей, игрушек, техники, тем популярнее ты будешь в школе. И вообще то, что ты имеешь, важнее, чем то, что ты собой представляешь.

Марина Ефимова:

Опросы центра «Новая американская мечта» показали, что большинсто детей в Америке предпочитает не семейные поездки за город, а поход за покупками в торговый центр. Впрочем, что валить на детей? Один мой знакомый инженер, рассказал мне, что любимое субботнее развлечение его жены - ездить в торговый мол на шоппинг за покупками. И каждую субботу он ее туда сопровождает. На время летних каникул толпы детей в торговых молах редеют, но все же свято место пусто не бывает. В одном из нью-йоркских торговых центров побывал наш корреспондент Владимир Морозов.

Владимир Морозов:

Это довольно приличный район. Тут живут обеспеченные люди, есть и богатые, но нет нуворишей. На улицах самый минимум «Мерседесов» и нет золотой молодежи. В торговом центре трудно отыскать человека, откровенно сорящего деньгами. И все-таки:

Голос:

- Я покупаю подарки внучке на день рождения, перед началом учебного года, на праздники. Покупаю обычно джинсы и рубашки. Выходит где-то 200-300 долларов за раз. Нет, это недорого для ребенка. Я не миллионер, а бухгалтер, но внучке 13 лет, она очень интересуется своей внешностью, ей хочется иметь красивую одежду.

При этом разговоре присутствовала еще одна семья. Молодая мама с сыном, которая потом с осуждением сказала мне:

- Да, многие люди портят детей. Все хотят, чтобы они жили лучше нас. У моих родителей было 8 ребятишек, там не забалуешь. А у меня один сын. Так бы все ему и накупила!

Ее сын Джо, увешанный игрушками стоит рядом. Скажи Джо, а на сколько ты можешь разгуляться в магазине?

- На 30 долларов, не больше. Мама меня предупредила.

Мама работает санитаркой в больнице, отец - шофер грузовика. А вот ребенок, которого уже трудно назвать ребенком. Джоан скоро 17. Какое значение в ее жизни имеет одежда? Нет ли в ее классе конкуренции, кто лучше одет?

- Я хожу в католическую школу. Там строгие правила. Мы носим форму. Вот на машины правил нет, и многие девчонки приезжают на новых «Джипах», некоторые на двухместных корветах с откидным верхом. Одна девочка ездит на Ягуаре. Конечно, мы завидуем.
- А тебе хотелось бы иметь собственную машину?
- Да, конечно. Этой осенью бабушка обещала отдать мне свою. Буду ездить в школу на старом «Форд Эскорте». Ему уже лет шесть.

Марина Ефимова:

Гарвардский психолог Ден Киндлан написал книгу о нынешних проблемах детского воспитания под названием «Хорошо ли, когда хорошего слишком много?» Но он имел в виду не только одержимость нынешнего поколения родителей успехом, карьерой и материальными благами.

Ден Киндлан:

Я думаю, что это не столько одержимость деньгами, сколько одержимость детьми. Во-первых, мы хотим вырастить детей, которые были бы совершенством. Во-вторых, сделать их жизнь идеальной. Без боли, без обид и разочарований.

Марина Ефимова:

В журнале «Тайм» опубликован рассказ в фоторгафиях о том, как семья чикагских интеллектуалов обращается со своим 4-х летним сыном Луисом. Они не требуют, не дают указаний, не устанавливают правил, они только обсуждают, убеждают, разъясняют. Вот два коленопреклоненных родителя ведут часовые переговоры с ребенком о принятии ванны на ночь.

Диктор:

У 4-х летнего Луиса всегда найдутся контраргументы на все аргументы родителей.

- Завтра в садике дети заметят, что от тебя плохо пахнет!
- Вы не знаете, как пахнет от Бобби Смита!
- Учительница сделает тебе замечание!
- Учительница не должна нас обижать. Она должна быть «найс»!

Все кончается торговлей: за ванну дополнительные 15 минут у телевизора или слезами. Мать говорит журналистам: «Мы бы хотели, чтобы он принимал ванну каждый вечер, но иногда это мироприятие не стоит такой борьбы. И мы сдаемся».

Марина Ефимова:

Доктор Киндлан, не кажется вам, что сейчас в Америке, родители часто дают детям больше свободы, чем те могут осилить. Часто выражают априорное возражение к их мнениям, которых еще нет?

Ден Киндлан:

Я думаю, что вот это настоящая проблема. Родители часто путают детей и сбивают их с толку. Они хотят добиться счастья для своих детей, а добиваются лишь сиюминутного удовлетворения, после которого у детей наступает реакция, похожая на тяжелое эмоциональное похмелье. Дети инстинктивно чувствуют, что нуждаются в контроле и управлении, как лодки в море. Собственная власть над родителями, и вообще, над взрослыми их пугает.

Марина Ефимова:

Доктор Уайд Хорн - детский психолог и советник президента Буша - сказал, что поколение бэби-буммерс хочет вырастить совершенных детей не из чувства долга перед ними и перед грядущими поколениями, а только ради того, чтобы было чем хвастаться.

Ден Киндлан:

Я думаю, это слишком пессимистичный вывод, но доля правды в этом есть. Среди нынешних родителей это постоянная тема разговоров. Мои дети в лучшей школе, в лучшем колледже. У моих детей лучшие отметки. Мы - самое чадоцентристское поколение Америки за долгие годы.

Марина Ефимова:

Литератор Альбер Хант напечатал в газете «Уолл-стрит Джорнал» статью, под названием «Подростковая аллергия к родителям».

Диктор:

Когда я собрался вести моего 14-летнего сына в аэропорт, откуда он с группой ровесников отправлялся в Коста-Рику, я получил от него твердые указания: не делать прощальных снимков, не заговаривать с чужими детьми, вообще, по возможности, ничего не говорить. И, боже упаси, пошутить! Он объяснил мне, что я его позорю, даже когда меня нет. Он сгорает от стыда при одной мысли о том, как он сгорает от стыда, если бы я был. В машине я предолжил ему во время каникул прочесть «Сказку о двух городах» Диккенса. Он процедил сквозь зубы, что Диккенс и Коста-Рика несовместимы по определению. Это был пик беседы, которой он меня удостоил. 11-ти летний сын приятеля сказал, что он не пойдет с ним в ресторан, потому что его отец жует слишком громко. Приятель обещал глотать еду не жуя. Моя сестра Джуди говоит: «Считайте, что у вас все еще впереди. Когда до 14-ти лет дорастут ваши дочери - это пострашнее. Но я ей не верю. Ее дочь тоже отправлялась в Коста-Рику, и в аэропорту Джуди сошли с рук не только киносъемка, но даже несколько слезинок, которые она уронила при прощании. Нет, вся моя надежда на то, что правду говорил Марк Твен. «Когда мне было 14 лет, - писал он, - мой отец казался мне таким невежестенным, что я с трудом переносил его присутствие. Но когда мне исполнилось 20, я был поражен, как многому старик научился за это время».

Марина Ефимова:

Да, у американских родителей жизнь не сахар. Но, хотя бы достигают они своей цели?

Ден Киндлан:

Сделать детей совершенством? Мой опыт показывает, что нет. Чем больше они попустительствуют, чем больше они тратят на детей денег, тем чаще они приводят их к нам с нервными срывами, с депрессией, с анорексией, с приступами мизантропии, необьяснимой тоски. Да и просто эгоистичных и избалованных до того, что родители не могут с ними справиться. Этот подход совершенно не срабатывает.

Марина Ефимова:

«Технология тоже ослабляет родительскую власть», - пишет в журнале «Тайм» Нэнси Гиббс. Дети, овладевшие видеоиграми, манипулируют виртуальной реальностью, приобретают контроль над этой реальностью, от которого потом трудно отказаться. Ведь младшего брата не выключишь нажатием кнопки.

Ден Киндлан:

Главные претензии родителей к видеоиграм, помимо элементов насилия в них, заключаются в том, что это игры пассивные, не творческие, и в них предлагаются только готовые варианты. Пойти туда, или сюда, сделать то, или это. Скука и без того болезнь детства. Но нынешним детям скучно все. Их трудно заинтересовать и возбудить в них энтузиазм без пестрого, шумного, суперактивного стимулятора. И это очень нездорово.

Марина Ефимова:

И дело не только в этом. В книге «У нас только что случилось будущее» социолог Майкл Льюис пишет: «Если 14-ти летний подросток может манипулировать биржей, а 19-ти летний угрожать всей музыкальной индустрии США, значит, происходит огромный сдвиг в балансе сил и власти». В связи с этим неожиданно злободневной стала старинная песенка:

Если ты собрался в лес, будь осторожен,
Не ходи один, а лучше, совсем не ходи,
Сегодня медвежата Тэдди Беарс устраивают в лесу пикник.

Опрос телекомпании CNN показал: 80% американских родителей считают, что они непозволительно избаловали детей. Из оставшихся 20 % один учавствует сегодня в нашей передаче. Это Стивен Калберсон, президент общества «Youth Service America» - «Молодежь служит Америке». Это волонтерская служба, на добровольных началах.

Стивен Калберсон:

Журналистам нужна драма и трагедия. Это характерная черта американской культуры вообще. Как-то, в Вашингтоне, я водил российского коллегу по зданию Конгресса, и вот в коридоре на одной из дверей табличка: «Сенатский комитет по проблемам насилия среди молодежи». Гость спросил у меня, есть ли у нас комитет по проблемам молодежи, добровольно выполняющей полезную работу? Конечно, нет. Вместо того, чтобы поощрять и популяризировать лучшие примеры, и проводить превентивные меры, мы занимаемся проблемами, которые уже стали проблемами. Посмотрите статью о детях в последнем номере журнала «Тайм». О ком там речь-то идет? О детях, вроде той девочки, которая в 16 лет разъезжает на шикарной машине. Но таких очень немного, это исключение. А написано так, как будто это норма. Вы можете услышать разные истории, всякое бывает. Но вот дети, которых я ежедневно вижу перед глазами. Они сажают деревья, работают в домах для престарелых, помогают инвалидам на дому, ходят для них в магазин, читают им книги, убирают пляжи, обучают других детей компьютерному делу. Да всего не перечислишь. И такого рода программы есть в 83% американских средних школ. И детям эта идея нравится. Им нравится быть полезными, чувствовать, что они могут что-то предложить другим людям. И мы, взрослые, должны предоставлять им возможность это сделать.

Марина Ефимова:

Этот путь волонтерства, добровольной работы на других, кажется спасительным и психологу из Гарварда, профессору Дэну Киндлану.

Вот, что он рассказывает о проведенных им исследованиях:

Ден Киндлан:

Оказалось, что той группе детей, у которых не было никаких отклонений от нормы, было свойственно 5 общих факторов: - их семьи обедали все вместе - в их спальнях не было личных телефонов - их родители не были разведены - у этих детей были постоянные обязанности, как в доме, так и в своем городе: работа в больнице, школе для недоразвитых детей или в доме для престарелых.

Я думаю, это очень важный жизненный опыт.

Марина Ефимова:

Правда, не стоит забывать, что иногда такого рода работа является свободным выбором не детей, а родителей. Это часть сделки ради получения ко дню рождения «БМВ» или чего-нибудь в этом роде. Я спросила доктора Киндлана, не включает ли он в необходимые компоненты здорового воспитания чтение классической мировой литературы. Доктор очень удивился:

Ден Киндлан:

Вы думаете, классическая литература помогает? Шекспир, Платон? Не знаю. С тех пор написано столько книг. Честно сказать, я не включал литературу в мое исследование.

Марина Ефимова:

Так, или иначе, вооружившись литературой или религией, психоанализом или инстинктом, поколение бэби буммерс начало свой второй бунт. На этот раз родительский. Авторы статьи «Власть детей» пишут:

Диктор:

Спад экономики дал родителям повод сделать то, что они давно мечтали сделать: сказать нет кроссовкам за 140 долларов, трехсотдолларовым консолям для видеоигр и школьным ланчам за 20 долларов. Опрос газеты «Уоллстрит Джорнал» показал, что за послдние месяцы стоимость покупок, сделанных детьми в возрасте от 8 до 18 лет сократилась втрое, а их карманные деньги на треть. Газета назвала это явление «кид рессешн» - детская рецессия.

Марина Ефимова:

Восстание зреет. Но война обещет быть долгой. За каждую улицу, за каждый дом. Ведь против родителей стоят с развивающимися знаменами армии Голливуда, Медисон авеню, корпорации Нинтендо. И если родители сдадутся, если обессиленные отступят назад, они оставят своих детей на съедение индустрии массовых развлечений, которой не знакомо милосердие.


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены