Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
23.11.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[24-05-00]

Памяти Олега Ефремова

"Не знаю, как относится к артистам Господь Бог, но верю, что для Олега Ефремова он сделает исключение."

Марина Тимашева:

24 мая на 73-м году жизни скончался выдающийся российский актер и режиссер Олег Ефремов.

Олег Ефремов репетировал до последнего дня. Он ставил во МХАТе Сирано де Бержерака, как и герой этой пьесы в последние годы Олег Ефремов не играл сам. Он "писал письма", то есть ставил спектакли, которые приносили зрительскую любовь другим - другим актерам. Как и Сирано, он был благороден и не хотел показывать смертельные раны той болезни, которая страшно его мучила. Последней его ролью был Борис Годунов. Он грандиозно говорил: "Тяжела ты шапка Мономаха".

Ноша руководителя МХАТ была тяжела. Олег Ефремов нес свой крест покорно и не демонстративно. Олег Ефремов в 1949-м году закончил школу-студию МХАТ и стал артистом детского театра. Первой его ролью был "Иванушка" в "Коньке-Горбунке". Розовскими "Вечно живыми в поисках радости" в 1956-м году открылся театр "Современник", во главе которого встал Олег Ефремов. "Современник" олицетворял собой дух и душу 60-х. В 1970-м году Олег Ефремов возглавил Московский Художественный Театр. При нем в этот театр пришли лучшие московские и ленинградские режиссеры - Лев Додин, Анатолий Эфрос, Кама Гинкас, Роман Виктюк. При нем в "Соло для часов с боем" сыграли или спели свою лебединую песнь великие мхатовские "старики". С этого спектакля началось восхождение Анатолия Васильева к вершинам Театрального Олимпа.

Как бы не судили будущие историки об Олеге Ефремове, как о "Царе Борисе" или "Самозванце" - роль Самозванца он, кстати, сыграл еще в Центральном Детском Театре, Олег Ефремов сделал все, что от него зависело, а публике он дорог не как руководитель театра, и даже не как режиссер, а как выдающийся артист. Довольно вспомнить его роли в "Берегись автомобиля", "Три тополя на Плющихе", "Гори-гори моя звезда". В последней картине он сыграл роль бессловесного художника-самородка, и не произнеся ни единого слова сумел рассказать судьбу.

В Олеге Ефремове-артисте сочетались удивительная простонародность и высшая интеллигентность, непокорная угрюмость и исключительное мужское обаяние, воля и застенчивость...иными словами, демократизм, берущий начало в подлинной внутренней культуре. В каком-то смысле Олег Ефремов всегда играл самого себя, и от того он остается одним из самых естественных и искренних российских артистов. В самой странной его внешности таились усталость и скепсис. От того ли, что провел юность в "коммуналке" - пусть даже арбатской, от того ли, что отец был бухгалтером в воркутинских лагерях или от того, что закончил школу-студию и не удостоен был чести стать артистом Художественного театра, а может, просто он знал, сколько предстоит впереди...

Олег Ефремов был немодный, строгий человек. Несколько лет назад мы были вместе на фестивале во Пскове и нас повезли в монастырь. Олег Ефремов обратился к нашему гиду со странным вопросом: можно ли рассчитывать быть похороненным на монастырском кладбище - оно и впрямь было красивое. Собеседник ответил вежливо: "Вы знаете, конечно, как церковь относится к артистам, но для вас, Олег Николаевич, может быть сделано исключение". Не знаю, как относится к артистам Господь Бог, но верю, что для Олега Ефремова он сделает исключение.


Другие материалы за ближайшие дни:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены