Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.11.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Россия
[21-04-02]

Корреспондентский час

В этом выпуске:

- В ленинском шалаше в Разливе до сих пор можно укрыться от дождя;
- Парк Дружбы народов в Ульяновске - как зеркало распада СССР;
- Почему ленинский субботник в Башкирии превратился в месячник;
- Беседы о прошлом и будущем России в усадьбе "Горки";
- Будет ли переименована площадь Ленина в Омске;
- Саяногорск: куда пропало сибирское зерно;
- Саратов: зачем фермерам своя газета;
- Ухта: надоело жить в трущобах;
- Благовещенск: китайским туристам запретили торговать;
- Воронеж: спортивная секция или спортивная секта;
- Казань: "Букинист" вернулся;
- Обнинск: мир не без добрых людей.

В эфире Санкт-Петербург, Александр Дядин: Сегодня вокруг воспетого когда-то советским идеологами мемориального комплекса - относительно тихо и спокойно. Хотя директор музея Ленина "Разлив" Александр Царегородцев рассказывает, что "забвением здесь и не пахнет". Только за последние пару лет музей посещали японцы, финны, итальянцы, австралийцы, новозеландцы, часто бывают гости из Китая, Северной Кореи, последнее время все чаще приезжают "новые вьетнамцы" на хороших автомобилях и с дорогой фото- и видеотехникой. Да и у российских граждан музей по-прежнему пользуется популярностью. Приезжают военные из расположенного неподалеку санатория, посещают музей отдыхающие из многочисленных пансионатов, баз отдыха. Хотя организованных экскурсий от школ, например, стало меньше. Но в мае ежегодно юных ленинцев, пускай и немногочисленных, по-прежнему принимают в пионеры. У иных людей, рассказывает директор музея Александр Царегородцев, отношение к этому священному в прошлые годы месту сегодня приобретает весьма причудливые формы.

"Тут одна бабушка пришла, она встала перед портретом Ленина и крестилась, и говорит: "Владимир Ильич, хоть перед смертью с тобой повидалась". Чувствую, что для кого-то это - икона".

Основная проблема для музея сегодня - естественно, финансирование. Как признается Александр Царегородцев, не хватает денег не только для поддержания мемориального комплекса в приличном состоянии, но и на содержание нормального штата специалистов.

"Заставить людей за 800 рублей работать - таких энтузиастов сейчас просто не найти. Раньше музей держался на помощи пенсионеров, потом вышел закон, что какая-то сумма из пенсии высчитывается, пенсионеры все разбежались. Сейчас отменили, но уже кто умер, а кто привык сидеть дома, смотреть телевизор".

Но больше всего проблем у музея, пожалуй, из-за его нечеткого сегодняшнего положения. Окончательно не определен статус, что, естественно, сказывается на вопросах финансирования, а также на взаимоотношениях с местными властями.

"Приезжал к нам представитель, прошелся по аллее, и говорит: а зачем шалашу столько земли? Сами поймите, что там городская канализация, телефон, электричество, водопроводная ветка - все присутствует для коттеджного строительства".

И, тем не менее, музей работает. Посетители нередко спрашивают, можно ли приобрести какой-нибудь сувенир на память. Но значки, скульптурные миниатюры, выпускавшиеся ранее миллионными тиражами, сегодня никто не производит.

"У меня один научный сотрудник фактически занимается тем, что скупает значки, ходит по развалам, по магазинам антикварным. Если не единственный экземпляр, то я, конечно, дарю делегациям".

Бывают здесь и самодеятельные посетители, но ведут себя относительно спокойно. Приедут на иномарках, шашлыки пожарят, музыку послушают, искупаются в Разливе. Все же лучше, чем лет десять назад, когда некоторые новоявленные псевдо-революционеры пытались сжечь шалаш, били стекла в здании музея. В шалаше порой останавливаются рыбаки, а осенью находят в нем приют для отдыха грибники, но и они ведут себя вполне корректно, даже пустые бутылки к утру выставляют наружу, а не оставляют в ленинском шалаше. Встреченная неподалеку от музея Анна Исаевна Маркина призналась, что гордится своей причастностью к этому месту.

"Много машин приезжало, с "мигалками", с милицией, тут иной раз и сам не рад, что в таком месте живешь. Но красиво было, на домах флаги, интересно было, празднично".

У молодых людей отношение не столь однозначное. Вот что говорит Наталья Баранова:

"Не знаю, мне, в общем-то, безразлична его судьба. Единственное - старшее поколение еще живо, и им ленинские места, конечно, дороги. Совсем забывать нельзя, конечно, небольшое количество памятников, может быть, надо оставить, но сократить их нужно, это уж точно".

Так что Ленина в Разливе помнят.

В эфире Ульяновск, Сергей Гогин: Идеология - плохой фундамент для дружбы народов. Такая мысль приходит в голову, когда видишь, в каком удручающем состоянии сегодня находится мемориальный парк Дружбы народов в Ульяновске. Парк, разбитый к 100-летию со дня рождения Ленина на волжском косогоре, сейчас представляет собой неухоженный лес, единственное назначение которого - быть пристанищем бомжей. Инициатива создания парка Дружбы народов принадлежала министру культуры брежневской эпохи Екатерине Фурцевой. Парк должен был символизировать нерушимую дружбу братских народов Советского Союза. Каждая из 15-ти республик имела в парке свой участок, соответствующий ее национальным художественным традициям. Участки были оформлены оригинальными скульптурами, засажены уникальными породами деревьев и кустарников. Узбекские коммунисты, например, вложили в свой участок астрономическую по тем временам сумму - почти миллион рублей. Венчало парковую композицию огромное слово "Ленин", составленное из особым образом высаженных и подстриженных кустов жимолости. Эти буквы были четко видны из проплывающих по Волге теплоходов. Парк Дружбы народов был подарком городу от всех союзных республик. Подарок оказался дорогой и требовал больших вложений. До начала 90-х годов союзные республики сами ухаживали за своими участками, возили торф и посадочный материал, меняли камни и плитку. Никто не мог предположить, что в 92-м году "союз нерушимый республик свободных" распадется. С распадом Союза начал гибнуть и его парковый символ в Ульяновске. До перестройки здесь работали 70 работников горзеленхоза, 36 милиционеров постоянно его охраняли, было два круглосуточных поста милиции. Сегодня городской бюджет не может содержать и охранять огромную, 36 гектаров, территорию парка. Последние три года бюджет не предусматривал ни рубля вложений в "дружбу народов". Парк пришел в запустение. В отсутствии охраны активизировались вандалы. Больше всего от них пострадали парковые скульптуры из цветных металлов. Белорусский зубр лишился обоих рогов - их спилили. Азербайджанский юноша, который держал бубен, остался без бубна и без обеих рук. Воры вывозили целые скульптуры, чтобы продать их как лом цветных металлов. Некоторые композиции удалось уберечь, только демонтировав их; они хранятся на складе. В последний раз парк частично привели в порядок осенью прошлого года, когда Ульяновск был объявлен культурной столицей Поволжья. Тогда же возникла идея - может быть, 15 регионов Приволжского федерального округа возьмут на себя шефство над 15-ю участками парка? Пока идея развития не получила. По словам главного инженера муниципального предприятия "Горзеленхоз" Сергея Нагаткина, парк Дружбы народов уже потерян, и его нельзя больше считать парком. Даже гигантские буквы "Ленин", образованные кустарниками, теряют форму. Единственный способ возродить парк, говорит Нагаткин, открыть его для малого бизнеса и сделать центром отдыха и развлечений.

В эфире Омск, Татьяна Кондратовская: По карте Омска можно изучать историю Советского Союза, но возвращение на нее старых названий улиц и районов пока остается под вопросом. Кроме обязательных для каждого города улиц Ленина, Маркса, Кирова или Орджоникидзе, в Омске есть улицы Ульянова и Блюхера, "22-го апреля" и "10 лет Октября" и даже совершенно непроизносимая "Осавиахимовская" и Карла Либкнехта. Много лет возвращению старинных названий улиц мешают то политика, то экономика. По словам председателя общества коренных омичей Владимира Селюка, вычеркивание названий населенных пунктов и улиц сопровождалось нещадным переписыванием истории. В ее советской трактовке до Октябрьской революции в Омске не было ничего достойного, а настоящая жизнь началась только при коммунистах.

"Мне дороже имя матери, пусть она даже Акулина была или Авдотья, чем какое-нибудь новое, омичу было бы понятно и близко имя "Тобольская" вместо "Орджоникидзе" или улица "Каинская", город Каинск - это Куйбышев, теперь его уже нет, а это история - Ишимские, Итукалинские, которые связывали город".

Когда-то Омск из казачьей крепости превратился в город из нескольких слобод и форштадтов, имевших собственные центры притяжения. Разрушая историческую память, советские руководители города почти не затронули этот его каркас, органичную систему застройки. Только в последние 30 лет властям удалось разрушить эти центры, ликвидировать гармонию города и создать жителям массу проблем, от транспортных до энергетических.

"В Омске плотность населения не увеличилась по сравнению с 20-м годом, 530 квадратных километров Омск занимает - размазан, как блин. В центре очень много улиц исчезли, или перегородились киосками, или застроены. Потому у нас в городе из трехсот асфальтированных улиц всего тысяча улиц, а работает порядка двадцати улиц".

Отношение омичей к переименованиям разделилось. Коммунисты видят в покушении на революционные названия политическую провокацию и требуют все оставить, как есть. Большинство омичей считают переименование улиц восстановлением справедливости и уверены, что имеют право знать настоящую историю своего города.

"Стремление у нас порой - то церкви сносить.... Вот хорошо делают: есть улица - внизу старое название".

"Я против переименования улиц как таковых, но за возвращение исторических названий, однозначно. Не мы их называли, не нам их и менять было".

Городские власти не торопятся принимать радикальные решения и ограничиваются переносом памятников с места на место. Поэтому популярная в городе песня "Омские улицы" звучит порой как грустное пророчество.

В эфире Уфа, Артур Асафьев: День рождения Ленина башкирские власти отмечают своеобразно. Весь апрель в республике превращен в так называемый "экологический месячник". И вот, с начала апреля почти каждый рабочий день и в каждые выходные тысячи людей вынуждены выходить на уборку улиц и дворов от накопившегося за зиму мусора. Только в Орджоникидзевском районе Уфы в минувшие выходные на уборке территории работала 21 тысяча человек. Не меньшее количество людей отрывалось от работы и от домашних дел и в других районах столицы Башкирии. За каждым предприятием, независимо от его формы собственности, в обязательном порядке закреплена определенная территория. Трудовой коллектив обязан привести ее в порядок - либо в рабочее, либо в свободное от работы время. К "уклонистам" применяются разные карательные меры, в том числе - штрафы. За первую половину апреля различные контролирующие органы в Уфе успели оштрафовать 43 предприятия на общую сумму в 56 тысяч рублей. Жителей домов направить на субботники и воскресники, как правило, значительно труднее, чем работников предприятий, поэтому в кампанию за чистоту активно включилась республиканская официальная печать. В лучших традициях прежних времен башкирская пресса хвалит наиболее активных, бранит отстающих, обещает различные блага энтузиастам, увещевает и подстегивает. Но даже официальные средства массовой информации не могут скрыть неприятные для властей факты. Печать то и дело вынуждена публиковать письма так называемых "несознательных граждан". В этих письмах люди задают простые, казалось бы, вопросы. Например, почему врачи районных поликлиник должны бросать своих пациентов, и без того выстаивающих многочасовые очереди? Почему в школах и вузах почти каждый день должен срываться учебный процесс? Почему работники предприятий половину трудовой недели должны проводить на улице с метлами и лопатами? Не отвечая на эти вопросы прямо, пресса и власти вынуждены приводить факты, обнажающие хронические проблемы жилищно-коммунального хозяйства республики. В Уфе и других городах давно уже не хватает дворников. Например, в столице Башкирии жилищные управления укомплектованы дворниками лишь наполовину. Средства, направляемые в жилищно-коммунальные хозяйства, проваливаются - словно в черную дыру. Когда недавно Уфимский городской совет в очередной раз повысил тарифы на жилищно-коммунальные услуги, это решение прошло минимальным числом голосов. Значительное число депутатов отказалось голосовать за повышение тарифов, заявляя о полной непрозрачности денежных потоков в уфимском жилищно-коммунальном хозяйстве. После этого в конце марта общественные организации пикетировали уфимскую мэрию, требуя от нее отчитаться в расходовании средств, направленных в жилищно-коммунальную сферу. Пикетчики обвиняли городские и районные администрации в том, что деньги, направленные на жилищно-коммунальное хозяйство, используются на рост управленческого аппарата жилищных трестов, на проведение различных помпезных мероприятий и на финансирование угодных руководству республики политических организаций. К исходу второй декады апреля в городах и поселках Башкирии, по официальным данным, успели убрать не более трети намеченной к очистке территории. Журналисты местного приложения газеты "Аргументы и факты" грустно отмечают, что для борьбы с грязью лучше, чем образ Ленина с бревном на плече, мы, видимо, так ничего и не придумаем.

В эфире Горки Ленинские, Вера Володина: На Интернет-странице государственного исторического заповедника "Горки Ленинские" написано, что "удовольствие от посещения заповедника испытывают и любители прошлого России, и ценители искусства, и поклонники русской природы". В канун дня рождения Ленина я побывала в Горках и подтверждаю: это - правда. Показалось, что особенно довольны любители природы: в прекрасном парке - мало людей и много птиц. Но главная экскурсия по-прежнему - по главной усадьбе, которая с 18-го по 24-й год проживал Владимир Ульянов. Выяснив, впервые ли мои собеседники приехали в Горки, прошу их поделиться своими мыслями о российской истории прошлого века.

"Я больше стараюсь настоящим жить. История сложнее, прошлое открывается с разных точек зрения. О Ленине, думаю, что это был великий человек, великое дело сделал, но туда ли это все? Есть хорошее, есть плохое во всем. И в 17-м есть хорошие моменты, потом плохие моменты, что и сейчас тоже самое есть и хорошее, и плохое".

"Ленин, конечно, гениальный человек и таковым и останется. Его интеллект совершенно не сопоставим с интеллектом тех людей, которые у власти сегодня. С другой стороны, надо, конечно, понимать: то, что он создал, было верно и вдохновляло людей тогда, и тупо переносить на сегодняшний день тупость и ограниченность, опять же. Я уже много лет прожил, первый раз здесь, наверное; это тоже зря, можно было раньше сюда съездить".

"Белый и красный террор, при Ленине еще, это связано с классовой борьбой, с противостоянием. Чтобы таких вещей не было, чтобы общество было сплоченным".

И вот еще два мнения, на этот раз - организаторов походов выходного дня, именно таким образом добираются до Горок многие туристические группы.

"На мой взгляд, это временное явление - обратная смена. Могут быть революционные потрясения - может быть, в ближайшее время, но могут быть. Постепенно, мне кажется, не получится. Сейчас же по телевидению показывали, например, в Воронеже выступления, в Москве мебельную фабрику пытались захватить. Поэтому тогда точка кипения будет подниматься, когда ее поднимают те, кому плохо живется, не от хорошей жизни они предпринимают. Я считаю, могут быть и революционные потрясения. Жертвы неизбежны".

"Лично мне было очень хорошо. Я была комсомолкой, я была впереди, мне нравилось вести за собой, у меня получалось. Потом я перешла к этому строю, я себя не чувствую плохо, мне тоже отлично. За мной идет молодежь, я везде с ними хожу, сама себя образовываю всю жизнь. И я не могу жаловаться ни на тот строй, ни на этот. Объективно сказать, конечно, есть недостатки и при социализме, и при том строе, который сейчас, их очень много, и трудностей, наверное, много. Но опять же, если человек позитивно воспринимает жизнь, и как она у него складывается в личном плане, я считаю, если ты человек счастливый по жизни своей семейной, - то он всегда найдет чему порадоваться. И так человек и должен жить, в этом он и есть человек. Я хочу, чтобы мы взяли из любого строя самое лучшее, оно ведь было, и до революции было много хорошего, красивого. Мы сейчас все это изучаем, мы видим, какая была архитектура, какие были усадьбы, это же красотища. Чтобы мы это ценили, чтобы мы это восстанавливали. Социализм - разве не было бесплатного образования? Разве не было каких-то идей прекрасных, которые заставляли человека думать и жить духовной жизнью? А сейчас, может быть, в чем-то мы упали, низко упали в основной своей массе. Но я занимаюсь молодежью, посещаю Третьяковку, консерваторию, что хотите. И такого количества детей, которые сейчас стремятся к образованию, я еще не видела никогда. Это меня саму убедило. Потому что у меня часто спрашивали, что же теперь будет с нашей молодежью? А я вижу, что стремление к знаниям, к какой-то духовности - сохранилось".

И - мнение человека, который на вопрос, что вы думаете, сказал многозначительно, но весело: я всегда думаю.

"Все, что происходило в начале века, что происходит сейчас, еще требует своего философского осмысления. Мы сейчас еще не можем сказать, не та ретроспектива. Если мы затрудняемся сказать, что было в 13-м веке на Руси, был ли набег татар или это был симбиоз с татарами, то сказать на несколько назад - наверняка тем более не можем. Близкое прошлое сложнее, потому что его больше пытаются завуалировать. Больше людей, которые не заинтересованы в его раскрытии. Что касается здесь, того человека, о котором вы спрашиваете, Владимира Ильича Ленина, то, судя по экскурсоводам, они, видимо, сами еще пытаются осмыслить место этого человека в истории России вообще. Какое это было место в истории России, оно уже было, это же наша история, мы же не можем переделать, как бы мы ни хотели".

Так в Горках Ленинских люди размышляют о прошлом, настоящем и будущем и слушают скворцов, которые пели здесь и до, и после 17-го года, поют и сегодня.

В эфире Саяногорск, Ирина Емельянова: Сотрудники агрохимической лаборатории города Абакана провели химический анализ зерна, которое более ста лет пролежало в фондах музея имени Николая Михайловича Мартьянова. Это урожай 1889-го года, сорта "чирка" и "банатка" деревни Колмаково Минусинского уезда. Результаты эксперимента показали, что семена сохранили все ценные минеральные вещества. К примеру, в процентном соотношении оказалось: влаги 9%, сырого протеина 14, стекловидности 87. Вот что говорит по этому поводу руководитель лаборатории республики Хакасия Лидия Сараева:

"Мы впервые проводили подобные анализы и были приятно удивлены, что образцы, пролежавшие 113 лет, сохранили свою питательную ценность, минеральный состав на уровне современной продукции".

Главный вывод, который сделали сотрудники лаборатории, заключается в том, что отношение к земле, к тому, что она рожает, у крестьян в 19-м веке было совсем другое. Развитию земледелия в Енисейской губернии способствовало и то, что в Сибири земля крестьянам зачастую свободно поступала в бессрочное наследственное пользование, площадей было предостаточно. Самая дешевая мука была в Минусинском уезде - 16 копеек за один пуд. Тем не менее, паровые мельницы строились почти на каждой малой речушке, и большая часть зажиточных крестьян занималась именно заготовкой хлеба. Недаром Владимир Ленин в период ссылки в Шушенском в 1899-м году, работая над книгой "Развитие капитализма в России", изучает земледельческий вопрос и общается с зажиточными крестьянами Симоном Ермолаевым, Петром Заряновым и Эрнстом Урбаном, в амбарах последнего хранилось до восьми тонн зерна.

Cейчас усадьбы крестьян входят в состав музея-заповедника имени Владимира Ленина в Шушенском, а земледелие в современной Енисейской губернии оставляет желать лучшего. Продажа зерна в другие регионы невозможна по той лишь причине, что урожай хлеба в 2001-м году едва достиг и половины того, что был почти двести лет назад. По мнению ученых, результат анализов столетнего зерна - лишний повод обратиться к земледельческому опыту и задуматься над сегодняшним положением сельского хозяйства в Сибири.

В эфире Саратов, Ольга Бакуткина: Саратовские фермеры создали свою газету "Крестьянский двор". Крестьяне издавна считаются людьми прижимистыми, деньги на ветер не бросают, а выпуск газеты удовольствие дорогое, да и прибыли от нее никакой, выйти бы со временем на самоокупаемость. Так для чего же фермерам газета? По словам ее редактора Светланы Луки, главная задача - рассказать о реальной жизни села, которое опирается сегодня на частный сектор. За 12 лет существования фермерских хозяйств в Саратовской области объем обрабатываемой ими земли увеличился в 340 раз. В прошлом году фермеры вырастили третью часть областного урожая зерна, две третьи всей сельскохозяйственной продукции сегодня производятся фермерскими и личными подсобными хозяйствами. При этом сельчанин в глазах обывателя - это вечно пьяный, невежественный мужик. "А вы знаете, что 90% саратовских фермеров имеют высшее образование? - спрашивает Светлана Лука. - Они через Интернет следят за мировыми ценами на зерно. Телегинская пшеница в прошлом году была продана за границу". Вячеслав Телегин - руководитель двух крупнейших фермерских объединений - ассоциации "Возрождение" и "Кооператор Поволжья", ставших учредителями газеты. Свое представление о задачах экономических и политических он формулирует так: "Вы хлеб каждый день едите, а я его каждый день произвожу. Если его хватает - это экономика, если не хватает - политика. Сегодня вопрос купли-продажи земли - политический, а должен отражать экономику. К сожалению, фермерам приходится заниматься политикой, потому что государственная линия поведения по отношению к частному сектору не определена или принимаются решения, которые ущемляют наши интересы". В 91-м году в Краснокутском районе образовалось 12 первых фермерских хозяйств, среди них "Живица" Вячеслава Телегина. Тогда экономика и политика сельского хозяйства сводились к одной задаче - просто выжить. Переданная Телегину земля через год была отобрана в судебном порядке. Пришлось начинать, как он говорит, в чистом поле. До ближайшего села - семь километров. Соорудили полевой стан, провели электричество, построили дрейзерную дорогу, а заодно сделали плотины в небольшой балке и расчистили пруды. Просто так, себе и людям - для души. "Когда с комбайна слезешь, и одни только зубы - белые, хочется где-то и окунуться. А летом что лучше, чем пруд придумаешь?" - рассуждает Телегин.

Сегодня "Живица" - это производство зерновых, плюс замкнутый цикл, включающий мельницу, пекарню и магазин с торговыми точками по продаже хлеба, дающий ежедневный наличный оборот с произведенной продукции. Конечно, добившиеся успеха ценой невероятных усилий кому-то со стороны могут показаться просто удачливыми, но чего стоило лето 98-го года, когда дефолт совпал с засухой. Проснулся утром - твой долг перед кредиторами вырос в четыре раза, а урожай спалило солнце. Были периоды отчаяния и проблемы со здоровьем, и слова вслед: если не уберешься отсюда, мы с вилами на тебя колхоз поднимем. Но Телегин остался и выжил, а еще решил создать газету, чтобы помочь другим людям жить, а не выживать на селе.

Недалеко от фермерского хозяйства "Живица" - заповедная краснокутская поляна тюльпанов. Скоро они зацветут, и степь подарит людям столько тепла и красоты, что хватит их на все оставшиеся в году дни. Телегин считает, что "красный кут" переводится как "красивый уголок", а еще, что человек, родившийся и выросший в степи, остается ей верен всю жизнь.

В эфире Сыктывкар, Николай Зюзев:

Жители поселка Дежнево в республике Коми не хотят в нем больше жить. Поселок в буквальном смысле этого слова уходит под землю. Говорит депутат Ухтинского муниципального совета Александр Красовицкий:

"Дома построены в 60-70-е года, они уже проваливаются, потому что не было дренажа, подвалы залиты водой. Во многих квартирах на первых этажах даже нет основания, загнили полы, вонища. Надо нагибаться, чтобы пройти в дом. Так строители, наверное, досрочно сдавали, прибыль получали, а теперь расхлебывают. Ужасная ситуация".

Сами жители проваливаться сквозь землю не хотят, они говорят, пусть лучше провалится со стыда их депутат Татьяна Филиппова. С ее-то влиянием (она возглавляет Ухтинский городской муниципальный совет) помочь поселку можно было бы; во всяком случае люди в Дежнево в этом уверены. Поэтому они собрали двести подписей - это почти все взрослое население поселка - и отправили их в Городской совет, требуя отзыва депутата. Главный аргумент - за годы депутатства Филипповой в поселке стало только хуже. В будущем учебном году закрывается школа, это последнее, что здесь оставалось закрыть. Говорит Александр Красовицкий:

"Автобус ходит крайне редко - некого возить, не выгодно. Кто пешком, кто на такси, кто на "попутке", как угодно. В больницу надо ходить, а медпункта нет; давление надо померить, таблетки и прочее. Раньше от завода медпункт работал, обслуживал поселок, сейчас этого нет. Детям чем заниматься - ни клуба нет, ни спортивного. Естественно, возле домов полно шприцов, валяются у подъездов".

Чем не трущобы, если наркотики - последнее, что остается здесь детям. Поселок находится в промышленной зоне, он со всех сторон окружен предприятиями с вредными выбросами. Среди них - Ухтинский нефтеперегонный завод, один из крупнейших в стране. Экспертизы показывают, что экологическая обстановка в поселке неблагоприятная. Еще в конце 90-х было принято решение о переселении местных жителей, но муниципальный совет, которым руководит Татьяна Филиппова, ничего для этого не сделал. Сама она ссылается на обширную переписку по этому вопросу и полученные отказы. Люди же говорят, что надо было не переписываться, а, что называется, бить в набат. Кроме того, в городе хорошо известно, с каким азартом Татьяна Филиппова уже в течение года ведет борьбу с ухтинским мэром Александром Марцинковским. Между ними было уже более 20-ти судебных разбирательств, и она проиграла их, но от своего не отступается. Жители Дежнева хотели бы, чтобы эту же страсть она проявила, отстаивая их интересы. Теперь же их терпение лопнуло, и в намерении отозвать депутата они непреклонны. Дежнево - не единственный промышленный поселок в Коми, где жить, по сути, уже нельзя. Они есть при каждом городе, построенные наспех, порой даже без фундамента. Живет в них преимущественно рабочий люд с низкими доходами. Им новые квартиры не по карману. Государственная помощь в приобретении жилья крайне мала и станет еще меньше. В этом году сумма субсидий на строительство и приобретение жилья уменьшена по сравнению с прошлым годом почти втрое.

В эфире Благовещенск, Антон Лузгин: Китайские коммерсанты создают на благовещенском рынке новые рабочие места для российских граждан, точнее, вынуждены создавать, поскольку других способов легальной торговли для них пока не существует. Согласно постановлению губернатора Приамурья Леонида Короткова "Об упорядочении торговой деятельности иностранными гражданами", каждый приезжий с противоположного берега Амура должен иметь на руках трудовой договор. Туристическая коммерческая виза не является больше документом, который бы давал право на торговлю. Цель постановления - прекратить бесконтрольный, по мнению областных властей, завоз иностранной рабочей силы. По новому закону, ответственность за пребывание иностранца на территории Приамурья несет работодатель. При этом совершенно неважно, где он находится, в России или за ее пределами. Торговать по новым правилам китайцы не против, проблема - в том, что постановление губернатора существует без механизма его выполнения. Нет согласования с федеральной миграционной службой, не определено, где и как получить необходимые документы, зато четко дано предписание сотрудникам УВД Амурской области пресекать незаконную торговлю. Три недели назад центральный рынок Благовещенска наполовину опустел, полторы тысячи китайских продавцов оказались не у дел. Вскоре их места заняли российские граждане, которых иностранцы попросту наняли на работу. Желающих, как говорят, постоять на рынке за три тысячи рублей в месяц нашлось предостаточно. Цены на китайский ширпотреб мгновенно увеличились как минимум на 30% и это притом, что, нанимая русских продавцов, граждане Китайской народной республики платят в пять раз меньше налогов. За место китайский коммерсант платил ежедневно 110 рублей, русский - 26. Теперь ежедневно бюджет Благовещенска не досчитывается около трехсот тысяч рублей, всего платежи китайцев, торговавших на рынке, составляли 20% городской казны.

"Выполняя постановление губернатора, мы можем разрушить отлаженную систему, - говорит начальник международного отдела администрации Благовещенска Татьяна Мосензова. - Китайские торговцы должны получить статус иностранной рабочей силы, в этом случае вся ответственность за пребывание на нашей территории ложится на работодателя".

"Один из договоров, - говорит Татьяна Мосензова, - предполагает, что работодатель находится на китайской стороне, в этом случае контроль со стороны российских властей становится невозможным, по качеству товара и правилам его хранению не поедешь на ту сторону Амура предъявлять претензии".

"Как коммерсанты-китайцы зависели полностью от нашего законодательства, как иностранные рабочие они будут подчиняться своему работодателю", - считает начальник международного отдела администрации Благовещенска.

Амурская область - не единственный регион Дальнего Востока, где пытались упорядочить торговую деятельность иностранцев. В Хабаровском крае аналогичное постановление было отменено, когда работавшая в крае комиссия при президенте проверяла соответствие регионального законодательства федеральному. А федеральный закон об иностранных гражданах как раз не запрещает туристам из-за рубежа торговать в России.

В эфире Воронеж, Марина Корчагина: На протяжении четырех лет в Воронеже существует самая настоящая секта боевиков. Тревогу забили только сейчас, после того, как на имя председателя совета по взаимодействию с религиозными концессиями Воронежской области поступило заявление от девушек, занимавшихся в федерации восточных единоборств "Бутокарю". 9-го апреля 98-го года была учреждена воронежская городская организация спортивно-культурный центр "Бусидо", в декабре того же года экспертная группа областного спорткомитета провела оценку уровня квалификации инструкторов центра "Бусидо". Заключение: ни один из аттестуемых не имел право заниматься тренерско-преподавательской деятельностью. Однако даже после такого заключения школа "Бусидо" продолжала работу. В сентябре 99-го года поступил еще один сигнал, теперь уже на имя начальника управления внутренних дел. После этого руководители "Бусидо" решили сменить вывеску, был выбран новый президент, скорректирован устав и изменено название - "Бутокарю" вместо "Бусидо", суть же осталась прежней. Идеология "Бутокарю" - это компиляция идей из кодекса чести самураев "Бусидо", разбавленное понятиями из дзен-буддизма. То есть - учредители школы сочиняли дилетантское мистико-оккультное мировоззрение, которым пичкают своих учеников. "Школа "Бутокарю" по своей сути является тоталитарной структурой", - считает кандидат философских наук преподаватель сектоведения воронежской духовной семинарии Юлия Ушакова, проанализировав программу школы "Бутокарю". На собраниях школы "Бутокарю" наставники учат детей наводить порчу, разрабатывают планы физической расправы с врагами "Бусидо" и "Бутокарю" и их имущества. Регулярно организовываются отряды добровольцев на строительство дома для руководителя секции, это считается делом особой чести, существует также практика спецвылазок, на которой подростков угощают вином, обучают разговорам с духами, разъясняют кодекс чести солдата "Бутокарю", а девочкам предлагают "обменяться энергией", проще говоря, вступить в сексуальные отношения с руководителями организации. За отказ - угрозы физической расправы, избиения. По словам очевидцев, лучшие воины "Бусидо" изучают искусство уличного боя не только в спортивных залах, но и в реальных условиях, используя в качестве спаринг-партнеров случайных прохожих на улице.

"Общество, где ребенка учат рабскому подчинению, готовности к смерти по первому требованию учителя, забивают голову черной магией, заставляют отказать от внешнего мира, а в наказание за провинность или неподчинение бьют до потери сознания, иначе как сектой не назовешь," - говорится в готовящемся письме руководителей спортивных организаций федерации школ и клубов в Воронеже. Непонятна позиция руководителей школ и других образовательных учреждений, предоставляющих спортивные залы людям, всячески скрывающим свою истинную деятельность. А судя по рассказам детей, покинувших "Бусидо"-"Бутокарю", подвергнувшимся за это всяческим издевательствам и преследованиям, взрослым было бы от чего ужаснуться. Несмотря на многократные обращения и письменные заявления, органы правопорядка не принимают решительных мер против руководителей и тренеров "Бутокарю"- "Бусидо", ссылаясь на нехватку времени, информации и свидетелей. Недавно принято решение о создании специальной комиссии при спорткомитете администрации Воронежской области для исследования и принятия решения относительно сомнительных организаций и их наставников. В управление образования обладминистрации поставлен вопрос об отзыве лицензии на дополнительную образовательную деятельность "Бутокарю". Вопрос будет решать суд. Пока же руководители учебных заведений, где проводят свои занятия "Бутокарю", предупреждены, что деятельность этой организации незаконна. Секции "Бутокарю" действует примерно в 20-ти воронежских школах, а в планах руководителя организации "Бутокарю" открыть секции во всех районах Воронежа, привлечь в свои ряды как можно большее число детей.

В эфире Казань, Ольга Юхновская: После перерыва в десять лет в Казани снова открылся книжный магазин "Букинист", он расположен в помещении Государственного музея Татарстана. Руководство музея, потеснившись, выделило площадь для салона "Букинист" из следующих соображений: в каждом уважающем себя столичном городе есть музей книги, пусть и в Казани появится нечто похожее. Идея возрождения "Букиниста" принадлежит Сергею Кузнецову, 40-летнему преподавателю истории. Он говорит:

"Наше приоритетное направление - дать книгам новую жизнь, а людям возможность пополнить домашние библиотеки без особых затрат".

Можно сказать, что работники "Букиниста" оказывают гуманитарную поддержку казанским книгочеям. Сергей Кузнецов рассказал, что в "Букинисте" приобретают книги у населения в любом состоянии и сразу же на месте расплачиваются, а на комиссию выставляют только художественные альбомы и раритетные дорогие издания. Изрядно пожившие книги здесь отдают в хорошие руки бесплатно, а вообще литературу в казанском "Букинисте" можно купить даже за один рубль.

Какие именно издания берут у населения? Охотно - детективы, художественную литературу, словари, энциклопедии, книги диссидентов, вышедших из подполья, собрания сочинений. На двери "Букиниста" объявление: "Учебники и политическую литературу не принимаем", то есть обладатели трудов Ленина, Сталина, Брежнева, Горбачева и даже Лебедя с Путиным просят не беспокоиться. А еще здесь не берут литературу советского периода, ею никто из посетителей салона не интересуется. В день "Букинист" посещает более ста человек, это очень много для такого небольшого салона. О ценах: томик из собрания Салтыкова-Щедрина 1907-го года, самое большее, на что можете рассчитывать - рублей 60. Сейчас в "Букинисте" формируется собственный фонд, от казанских коллекционеров поступают конкретные заказы. Например, Государственный музей Татарстана надеется приобрести "Краткую историю Казани", написанную Карлом Фуксом в начале 18-го века. Есть и частные заказы на книги религиозные и даже на кулинарные. Но основная масса посетителей казанского "Букиниста" - это люди небогатые - интеллигенция, пенсионеры и студенты. Они с радостью забирают бесплатные книги без обложек, предпочитая историческую и справочную литературу. "На ура" идут детективы и брошюры о традициях казанской бани.

В эфире Обнинск, Алексей Собачкин: Два месяца назад я на волнах Радио Свобода рассказал историю сироты Даши Денисовой. Над 20-летней девушкой нависла угроза стать бездомной. По закону ей положена ссуда на покупку жилья, но воспользоваться ею Даша сможет, если уедет в глухой район Калужской области, туда, где ее нашли брошенным двухлетним ребенком, а ехать в забытый Богом край она не хочет - там у нее никого нет. В Обнинске же она воспитывалась в интернате, сейчас учится в медицинском училище, живет в общежитии. А когда она училище окончит, то должна будет из общежития уйти. В Обнинске для нее все родное, и почему она должна уезжать отсюда - непонятно. Даша обратилась за помощью к мэру Обнинска, но получила от ворот поворот. Эта история прозвучала в эфире и попала на страницы местной газеты, после чего ситуация стала меняться. Мир оказался не без добрых людей, Даше стали предлагать помощь как жители Обнинска, так и других городов. Ее стали звать к себе жить, обещали прописать, помочь с устройством на работу. Читаю письмо Марии Максимовны из Московской области:

"Даша, я услышала твой голосок на Радио Свобода и решила тебе помочь. У меня есть две внучки, а если ты захочешь, будешь третья внучка моя. Меня возмутило отношение к тебе нашей власти, я сама многое от нее терпела, поэтому хорошо тебя понимаю. Если у меня понравится, то я тебя пропишу и помогу с работой".

Вот еще одно письмо, его написал 80-летний Богдан Маркович с Украины:

"Знай, Даша, в любой ситуации я у тебя есть, и прежде всего - не отчаивайся. Ну что пожелаешь, если в мире столько плохого. Приезжай ко мне жить".

А в одном из анонимных писем Даше было вложено сто рублей. Говорит Даша Денисова:

"Я очень рада тому, что оказалось, что я не одна. Люди предлагают свою помощь, даже обещают поселить у себя. Я не ожидала такой реакции, спасибо всем, кто откликнулся на мою беду".

Несмотря на заманчивость многих предложений, Даша решила остаться в Обнинске, тем более что городские власти все-таки стали принимать в ее судьбе участие. Во-первых, за нею закрепили общежитие медучилища, а, во-вторых, мэр Обнинска написал письмо губернатору Калужской области Анатолию Артамонову с просьбой выделить ей ссуду на покупку жилья. Теперь все зависит от воли губернатора. Думаю, у губернатора нет никаких видимых причин отказать сироте в покупке жилья именно в Обнинске, тем более что девушка будет работать в больнице, а там медсестер не хватает.


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены