Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[24-10-05]

Сегодня в Америке. Будут ли отданы под суд советники президента? Как предотвратить расхищение средств, выделенных на восстановление Нового Орлеана?

Юрий Жигалкин: Будут ли отданы под суд ведущие советники президента и вице-президента? Как предотвратить расхищение средств, выделенных на восстановление Нового Орлеана? Таковы темы уик-энда в рубрике «Сегодня в Америке».

На этой неделе могут быть предъявлены обвинения двум видным сотрудникам администрации президента Буша. Специальный прокурор закончил расследование дела об утечке информации о секретном агенте ЦРУ Валери Плэйм, однако прокурор не закрыл это дело.

Рассказывает Аллан Давыдов.

Аллан Давыдов: Сужается круг в расследовании загадки о том, кто все-таки первым огласил имя агента ЦРУ, супруги дипломата, критиковавшего Белый дом за манипуляцию разведданными перед иракской операцией. Сейчас расследование сосредоточилось на двух фигурах крупного калибра - это Карл Роув, ведущий политический советник президента Буша, и Льюис Либби, руководитель аппарата вице-президента Чейни. Ведущему дело специальному прокурору Патрику Фитцджеральду сегодня известно, что утечка информации произошла после того как Либби трижды встретился с журналисткой газеты "New York Times", звонил телеведущему сети NBC, а также сообщил репортеру журнала "Time", что жена дипломата Уилсона работает в ЦРУ. В свою очередь Роув сообщил следствию, что Либби, возможно дал ему информацию об агенте ЦРУ, которая фигурировала в его, Роува, разговоре с двумя журналистами.

Льюис Либби утверждает, что не знал имени Валери Плэйм до его публикации в прессе. Но все сходится на том, что Либби по меньшей мере давал себе отчет, что распространяет информацию о работе жены посла Джозефа Уилсона в ЦРУ.

Карл Роув говорит, что ни с кем не делился засекреченной информацией касательно агента ЦРУ Валери Плэйм.

Карл Роув: Я не знал, как ее зовут, и я не оглашал ее имени.

Аллан Давыдов: То же самое утверждает Льюис Либби. Однако показания обоих являются лишь частью общей картины расследования. Говорит один из экспертов бывший федеральный прокурор Дэвид Скертлер.

Дэвид Скертлер: Прокурор учитывает не только заявления Карла Роува, которые он делал, выступая четерые раза перед большим жюри, но и иные свидетельства, представленные в виде показаний других людей и документов.

Аллан Давыдов: Следствию предстоит определить, были ли действия Роува и Либби частью кампании по дискредитации мужа Плэйм. Раскрытие имени секретного агента может квалифицироваться как федеральное преступление, если это делалось умышленно.

Между тем администрация Буша продолжает держать дистанцию по отношению к делу, в котором фигурируют имена ближайших помощников президента и вице-президента. На вопрос о том, по-прежнему ли пользуется Карл Роув доверием президента, пресс-секретарь Белого дома Скотт Макклеллан ответил осторожно.

Скотт Макклеллан: Роув продолжает выполнять свои обязанности заместителя главы аппарата Белого дома и ведущего советника президента. К тому же масса задач, стоящих сегодня перед Белым домом, не позволяет ему заниматься вещами, которые отвлекают от работы.

Аллан Давыдов: Когда появились первые сведения об утечке секретов из администрации Буша, президент твердо заявил, что, кто бы ни был источником утечки, - он будет уволен. Сегодня Джорджу Бушу приходится проявлять огромную выдержку, отражая просьбы журналистов прокомментировать историю с высокопоставленными сотрудниками его администрации.

Джордж Буш: Я ничего не слышу, кроме невнятного шума, пересудов и домыслов. Но мне не до этого. Американский народ ждет от меня выполнения моих обязанностей. Вот этим я и буду заниматься.

Аллан Давыдов: Сессия Большого судебного жюри завершается 28 октября. В оставшиеся дни предстоит определить, был ли нарушен Закон от 1982 года о неразглашении имен агентов ЦРУ. Эксперты-правоведы не исключают, что прокурор Фитцджеральд может попытаться выдвинуть против Карла Роува и Льюиса Либби другие обвинения, по таким статьям как «Дача ложных показаний» и «Препятствие правосудию».

Юрий Жигалкин: Отказ специального прокурора Патрика Фитцджеральда обнародовать свои выводы и закрыть дело заставил наблюдателей сделать неожиданный вывод: ближайшим советникам президента и вице-президента могут быть предъявлены обвинения в серьезных преступлениях. Перспектива, обещающая крупные потрясения для администрации Джорджа Буша. Но в чем все-таки могут обвиняться двое высокопоставленных сотрудников администрации? Ведь для того, чтобы их отдать под суд за разоблачение имени секретного агента ЦРУ, требуется доказать злой умысел, желание нанести ущерб агенту, что очень сомнительно в данном случае.

Говорит Майкл Раду, глава Центра изучения терроризма Филадельфийского Института внешнеполитических исследований.

Майкл Раду: Насколько я понимаю, первоначальное подозрение, давшее толчок делу, о том, что некто в администрации президента раскрыл имя секретного агента, уже не считается основательным. Большинство наблюдателей считает, что видные помощники президента и вице-президента могут стать объектом обвинений в том, что они либо ввели следствие в заблуждение, либо предоставили заведомо ложную информацию. То есть, им, возможно, придется отвечать за создание препятствий в работе следствия, а не за разглашение имени агента.

Юрий Жигалкин: Продолжительность расследования и тайна, окружающая работу прокурора, заставляет некоторых наблюдателей даже предположить, что нас ожидают некие сенсационные разоблачения, что-то вроде нового Уотергейта. Как вы относитесь к таким предсказаниям?

Майкл Раду: Не думаю, масштабы этой истории гораздо меньше Уотергейта. Это частный случай утечки информации, не связанный ни с какой политической акцией. Кроме того, никто не увязывает ни президента с этим делом, ни других членов его администрации. Это дело совершенно иных, гораздо более мелких пропорций.

Юрий Жигалкин: Тем не менее, как говорят многие политологи, предъявление обвинений ближайшему помощнику президента Карлу Роуву может оказаться сокрушительным ударом по президенту Бушу, ведь Роува называют правой рукой президента.

Майкл Раду: Несомненно, последствия будут серьезными, поскольку Карл Роув считается главным политическим стратегом администрации, работающим над осуществлением основных инициатив президента. Достаточно сказать, что его называют "архитектором" двух президентских кампаний Буша. Но если даже Роуву придется уйти с официального поста, президент всегда сможет прибегнуть к его совету. И к тому же не надо забывать, что главный талант Роува - планирование и организация избирательных побед - уже не понадобится, поскольку Джордж Буш больше не будет выставлять своей кандидатуры.

Юрий Жигалкин: Это был Майкл Раду, американский политолог, сотрудник Филадельфийского Института внешнеполитических исследований.

Гигантские средства - более 100 тысяч долларов из расчета на каждого пострадавшего - будут израсходованы на восстановление штатов Луизиана и Миссисипи. Мало кто сомневается, что соблазн поживиться деньгами, которые сейчас щедро льются в пострадавшие регионы, велик. Но можно ли ограничить угрозу хищений? Федеральные власти пытаются прибегнуть к новаторским и не очень новаторским способам контроля и наказания.

Рассказывает Ян Рунов.

Ян Рунов: У штата Луизиана, больше других пострадавшего от урагана «Катрина», репутация финансово безответственного и хронически коррумпированного. На восстановление Нового Орлеана и других городов Луизианы федеральное правительство выделяет миллиарды долларов. Но есть ли гарантия, что деньги не будут разворованы? Власти штата пытаются убедить и Белый дом, и Конгресс, и жителей Луизианы, что распределение денег будет осуществляться под очень жёстким контролем.

Власти штата пригласили бухгалтерские и аудиторские фирмы, а также отдельных консультантов, которые будут тщательно проверять каждое заявление на получение компенсационных денег, а также будут проверять друг друга. То есть над каждым аудитором будет стоять другой аудитор, проверяющий первого. Губернатор штата Кэтлин Бабино Бланко пыталась убедить скептически настроенных конгрессменов, что ведение финансовых дел в штате отныне будет честным и открытым и что плохая репутация Луизианы основана на давних, устаревших фактах. Губернатор наталкивается не только на скептицизм Конгресса, но и на недовольство мэров пострадавших городов. Мэры считают, что многоступенчатое сито проверок сильно задерживает получение денег, которые срочно нужны.

Одновременно федеральная прокуратура объявила, что огромные суммы из фондов помощи пострадавшим городам могут быть разворованы и растрачены попусту. Чтобы этого не произошло, создан особый Командный центр, в который вошли представители ФБР, Налогового ведомства, секретных служб и местной полиции. «Мошенничество не останется безнаказанным», - заявил Министр Юстиции США Альберто Гонзалес. Ведь речь идёт о 200 миллиардах долларов, которые федеральное правительство намерено вложить на реконструкцию всех пострадавших районов южных штатов. Уже выдвинуты обвинения против 42 человек, среди которых - субподрядчик, работавший в системе американского Красного Креста. Он пытался украсть деньги из фонда помощи пострадавшим от урагана «Катрина». 17 человек обвинены в том, что выдавали себя за эвакуированных из района бедствия жителей, которым положено получить от государства 2 тысячи долларов. Ожидается, что таких случаев будут десятки.

Что же делать с этим? Вот ответ научного сотрудника Центра юридических исследований Фонда «Наследие» Пола Розенцвейга.

Пол Розенцвейг: Избежать мошенничества невозможно. Вопрос не в том, будут ли люди воровать, а вопрос в том, сколько своруют из 200 миллиардов долларов. Могу только надеяться, что исчезнет не более 10 процентов (то есть не более 20 миллиардов). Но чтобы совсем никто не смошенничал, не сжульничал, не нарушил закон - такого быть не может.

Ян Рунов: Вы говорите о мелких жуликах или о чиновниках в управлении городами и штатами?

Пол Розенцвейг: Даже на таком уровне невозможно избежать нарушений, обмана. Такова человеческая природа. Если вы хотите, чтобы деньги не воровали, то не давайте денег. Но в данном случае это не ответ. Деньги придётся давать на восстановление, на компенсацию. Значит, надо делать то, что мы уже делаем, то есть надо, с одной стороны, давать деньги штатам, городам и пострадавшим, а с другой - стараться отслеживать денежные потоки и наказывать попавшихся мошенников.

Ян Рунов: Это был Пол Розенцвейг, специалист по вопросам права из Фонда «Наследие».

По мнению генерального инспектора Министерства внутренней безопасности Ричарда Скиннера, проблема осложняется тем, что городские власти, через которые будут проходить сотни миллионов долларов, не в состоянии будут проследить их путь до конца. В маленьких городках по берегам реки Миссисипи практически нет строгой бухгалтерской системы. Скиннер сказал, что на контракты и гранты, связанные с последствиями урагана, уже ушло более 200 миллионов долларов, и появилось немало фактов злоупотреблений и растрат. Базирующиеся в городе Батон-Руж особые силы по борьбе с мошенничеством, связанным с ураганом "Катрина", насчитывают более 350 следователей. Скоро к ним присоединятся ещё 170.

Юрий Жигалкин: О попытках предотвратить хищения средств, выделенных на нейтрализацию последствий ураганов, рассказывал Ян Рунов.

Символом помощи жертвам урагана «Катрина» стала песня «Убежище от дождя» из нового альбома Стиви Уондера «Время любить»...


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "США"
  • Специальные программы, посвященные Америке и американской политике


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены