Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[19-10-05]

Сегодня в Америке. Ускользающая популярность президента Буша. Конец "холодной войны" принес относительное спокойствие миру. Дизайн против эволюции

Юрий Жигалкин: Ускользающая популярность президента Буша. Конец "холодной войны" принес относительное спокойствие миру, утверждает ООН. Дизайн против эволюции на судебном процессе в Пенсильвании. Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке».

Через десять с половиной месяцев после начала второго президентского срока популярность президента Буша падает до небывалого уровня. Согласно результатам опроса, проведенного газетой "USA Today", телекомпанией CNN и институтом Гэллапа, лишь 39 процентов американцев одобряют деятельность Джорджа Буша. Как говорят наблюдатели, это не катастрофический, - некоторые предшественники Джорджа Буша на этом этапе стяжали еще меньшую популярность - но очень тревожный для президента момент. В начале года он вступал во второй президентский срок сильным лидером, обещавшим крупные реформы социального и медицинского страхования. Сейчас же он выглядит жертвой крайне неблагоприятных обстоятельств, выбивших из-под его ног почву. О реформах разговора не идет, президент защищается от атак справа и слева, его ближайший советник, правая рука президента, может стать объектом уголовного преследования.

Насколько серьезны для политического будущего президента и Республиканской партии эти проблемы? Я задал этот вопрос известному американскому политологу сотруднику Вашингтонского Института Катона Джону Сэмплсу.

Джон Сэмплс: Обычно популярность президента определяет состояние экономики. Сегодня на экономику большинству американцев жаловаться не приходится, в нормальных, так сказать, обстоятельствах рейтинги Джорджа Буша должны быть выше. Но есть один чрезвычайно важный фактор, стабильно нагнетающий негативные ощущения, - это иракские проблемы. В обществе нарастают сомнения относительно того, стоил ли такой результат жертв и затрат, понесенных Соединенными Штатами. Но если референдум и последующие выборы приведут к стабилизации ситуации в Ираке и Пентагон сможет начать вывод американских войск из страны, скажем, через год, то президент, я думаю, вернет популярность.

Юрий Жигалкин: Тем не менее, впервые за последние годы демократы приободрились, они почувствовали слабину республиканцев. Лидеры демократов даже говорят о своих надеждах отобрать у республиканцев большинство в обеих палатах Конгресса на выборах, которые состоятся через год. Вы считаете, что демократам есть что противопоставить Джорджу Бушу и его партии?

Джон Сэмплс: До выборов остается год, и большинство американцев испытывает негативные эмоции по поводу деятельности Конгресса. Примерно так же электорат оценивал деятельность законодательной власти в 1994 году, когда демократы потеряли большинство в обеих палатах Конгресса. Когда партия задерживается у власти, как республиканцы, за которыми уже в течение почти пяти лет и Белый дом, и большинство в Конгрессе, избиратель испытывает усталость, а сама партия, как правило, становится жертвой различных скандальных историй, связанных с коррупцией. Демократы наверняка попытаются разоблачить республиканцев как испорченную властью партию, воспользовавшись делом Тома Дилэя. Но если часть проблем рассосется до выборов, то у демократов вряд ли будут шансы на победу, поскольку они не предлагают никаких крепких альтернатив стратегии Буша ни в том, что касается внутренней политики, ни в том, что касается Ирака.

Юрий Жигалкин: Рекордно низкие рейтинги президента Буша комментировал Джон Сэмплс, сотрудник Вашингтонского Института Катона.

Ощущение того, что с окончанием "холодной войны", падением Советского Союза в мире начался разлад и шатание ошибочно, утверждают специалисты ООН. Со времени окончания Холодной войны количество международных военных конфликтов в мире сократилось на 40 процентов. Основная заслуга принадлежит ООН, которая, наконец, смогла более эффективно проводить миротворческие и превентивные операции в разных странах. Таковы выводы только что опубликованного доклада ООН.

Слово - Яну Рунову.

Ян Рунов: В докладе вырисовывается довольно неожиданная картина войны и мира в XXI веке: значительное сокращение гибели солдат на поле боя, случаев геноцида, нарушений прав человека. Единственная форма политического насилия, масштабы которой возрастают, - это международный терроризм. Хотя войн стало меньше, 60 военных конфликтов продолжаются, прежде всего в Ираке и в суданской провинции Дарфур.

И всё же есть основания для оптимизма. Как утверждает руководитель проведённого исследования профессор Университета Британской Колумбии Эндрю Мак, с окончанием "холодной войны" исчезла напряжённость между капиталистическим и коммунистическим лагерем, исчезла угроза войны между США и СССР, и ООН оказалась более свободной в своих действиях, что и проявилось в активном миротворчестве начала 90-х годов.

Почему же в мировой печати столь часто встречается мнение, будто окончание "холодной войны" и развал Советского Союза открыли ящик Пандоры для новых мировых конфликтов? Профессор Мак ответил.

Эндрю Мак: Это верный вопрос, потому что оба мнения справедливы. Действительно, прекращение "холодной войны" породило целую серию новых конфликтов, вызванных развалом СССР. Большинство из этих конфликтов не были длительными и стали затихать к 1992 году. Главное достижение состоит в том, что с окончанием "холодной войны" ООН смогла играть ту роль, которую ей было предназначено играть изначально.

Почему далеко не все заметили положительных изменений? Тому есть три причины. Первая: средства массовой информации имеют тенденцию сообщать о начале войны, а не об её окончании. Вторая: отсутствие официальной статистики о формах политических насилий, той статистики, которая снабжала бы объективной информацией печать, радио и телевидение. Поэтому мы сами собрали статистику силами нашего небольшого исследовательского института. И третья причина: неправительственные организации, особенно правозащитные, как правило, привлекают внимание общественности к трудностям и проблемам, связанным с политическими видами насилия, а не к успехам. Что ж, такова специфика их работы. Если вы соедините все три причины вместе, то поймёте, почему большинство верит, что положение в мире становится хуже, а не лучше.

Ян Рунов: Так считает профессор Эндрю Мак, директор Центра безопасности в Институте глобальных проблем при университете Британской Колумбии в Ванкувере, Канада.

По данным исследований, проведённых под руководством профессора Мака, не только военные конфликты сократились на 40 процентов после 1992 года, но на 80 процентов сократились бои с потерями в живой силе, превышающими тысячу человек. Меньшему кровопролитию способствовало новейшее сверхточное оружие, благодаря которому окончились скорой победой война по освобождению Кувейта, войны в Косово и в Афганистане. Нынешний конфликт в Ираке - исключение.

Исследование и доклад финансировали правительства пяти государств: Канады, Швеции, Норвегии, Швейцарии и Великобритании.

Юрий Жигалкин: Во вторник американские сенаторы подавляющим числом голосов выразили готовность пойти на личные жертвы ради борьбы с дефицитом государственного бюджета. Впервые за семь лет сенаторы решили не поднимать в будущем году своих собственных зарплат, которые ежегодно корректируются с учетом инфляции, как и жалованье всех государственных служащих. Сенаторы, естественно, одни из самых высокооплачиваемых госработников, они получают 165 тысяч 200 долларов в год. Отказ законодателей от почти 2-процентной годовой надбавки, то есть от 3 тысяч 100 долларов на человека, сэкономит государству чуть больше 2 миллионов долларов. Авторы этой инициативы заявляют, что они таким образом хотели разделить бремя тягот со страной, помогающей жертвам ураганов «Катрина» и «Рита». Скептики из числа сенаторов говорят, что столь ничтожные жертвы не что иное, как лицемерный рекламный шаг, позволяющий сенаторам выставить себя в выигрышном свете перед избирателями.

Вакцина может спасти в будущем от ожирения сотни миллионов людей, предполагают американские ученые. Как выясняется, различные вирусы, патогены могут играть более важную роль в нездоровой прибавке веса, чем привычка к вредной еде или сидячий образ жизни. Ученые обнаружили по крайней мере десять вирусов, которые вызывают в подопытных животных классические признаки ожирения: рост веса тела, увеличение печени и падение уровня холестерина в крови. Еще один фактор, способствующий ожирению, - генетическая предрасположенность. Организм людей, перенесших голод, и их потомства приберегает, так сказать, на будущее большое количество жира, чем ему требуется для функционирования. Пока американские исследователи не предлагают однозначного рецепта для борьбы с ожирением, но, по их словам, в течение десяти лет могут быть разработаны вакцины от ожирения, которые будут прививаться младенцам вместе с прививками от полиомиелита и кори.

В городе Дувре, в Пенсильвании, проходит судебный процесс, выглядящий со стороны абсурдной иллюстрацией давно разрешенной проблемы. Родители нескольких школьников судят местное управление образования за то, что оно требует от учителей биологии перед изучением теории эволюции сообщать ученикам о существовании теории разумного дизайна, что, по их мнению, является незаконной пропагандой религии в школе. Однако, как утверждает эксперт ответчиков профессор-биохимик Майкл Бехе, идее разумного дизайна не был чужд даже один из открывателей ДНК Фрэнсис Крик, заметивший однажды, что биологи должны постоянно напоминать себе о том, что открывается их глазам во время опытов, является результатом эволюции, а не осознанного дизайна. Этот парадоксальный процесс я обсудил с культурологом Александром Генисом.

Александр, естественно, что этот суд в Пенсильвании сравнивают со знаменитым «обезьяньим процессом», который проходил в Теннеси 80 лет назад. В чем, как вы считаете, сходство и в чем отличие этих двух событий?

Александр Генис: То, что сегодня происходит в суде пенсильванского городка Дувр, - не копия, а зеркальное отражение пресловутого процесса. Тогда, в 1925 году, учителя биологии Джона Скоупса обвиняли в том, что он преподавал детям теорию Дарвина. Теперь родители обвиняют школу в том, что она пытается усомниться в ней. Но содержание обоих процессов, конечно, остается тем же: опять идет суд над эволюцией.

Юрий Жигалкин: И это не может не интриговать. Почему 80 лет спустя Америка опять поднимает, казалось бы, давно решенный в пользу Дарвина вопрос?

Александр Генис: Принято считать, что виной тому бурный подъем религиозной жизни в Америке, рост влияния христианского фундаментализма, который никогда не мог ужиться с теорией эволюции. Однако, это - только часть ответа. Другая, и, на мой взгляд, более важная, заключается в том, что на этот раз атаку на Дарвина возглавила не церковь, а сама наука, ее, скажем так, еретическое крыло.

Мы живем в богатую открытиями эпоху, ведущими к смене парадигмы, установленной еще во времена Дарвина, в позитивистском XIX веке. Вот почему ряд ученых - скажем осторожно, их незначительное меньшинство, - выдвинул теорию «разумного дизайна». Идея ее, впрочем, отнюдь не нова: если есть часы, то есть и часовщик. Жизнь - слишком сложная штука, чтобы обойтись без автора. Как бы мы его не называли.

Майкл Бехе, собственно, и поднял эту волну. Все началось с его книги 1996 года «Черный ящик Дарвина». В ней он утверждает, что теория эволюции не может объяснить возникновения ДНК или, скажем, иммунной системы. С тех пор он оказался в осаде научного мира, мучеником которого он себя считает. Однако никакой суд не может разрешить этот ученый спор. Цель пенсильванского процесса в другом: понять, можем ли мы впустить гипотезу Творца в нашу научную картину мира? И это значит, что в суде Дувра решается грандиозная проблема.

Дело в том, что наука - по самой своей природе - способна только отвечать на вопросы. Ставить их - прерогатива всей культуры. Вот этим она, культура, - в лице пенсильванского судьи Джон Джонса Третьего - сейчас и занимается.

Юрий Жигалкин: После десятилетнего молчания выпустил свой диск Стиви Уондер, выдающийся певец, музыкант, мелодист, чья 40-летняя карьера породила неисчислимое количество хитов и такое же число подражателей. «О чем шумим?» - Стиви Уондер...


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "США"
  • Специальные программы, посвященные Америке и американской политике


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены