Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Террор
[16-03-04]

Испания: как правительство Хосе Луиса Родригеса Сапатеро ответит на вызов террористов?

Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Аурора Гальего и Ян Рунов – он беседовал с вице-президентом Института "Кейто" Тедом Карпентером, и доктор исторических наук Светлана Пожарская, главный научный специалист Института всеобщей истории.

Андрей Шарый: В Испании лидер победившей на выборах Социалистической партии Хосе Луис Родригес Сапатеро пообещал вывести испанские войска из Ирака к 30 июня.

Хосе Луис Родригес Сапатеро: Я уже неоднократно говорил, что война в Ираке является подлинной катастрофой, так же, как и продолжающаяся оккупация этой страны. Это не принесло ничего, кроме дополнительного насилия и ненависти, и из случившегося необходимо извлечь урок.

Андрей Шарый: На выборах в воскресенье социалисты победили Народную партию, находившуюся у власти последние 8 лет. На исход выборов, как считают обозреватели, повлияли недавние теракты в Мадриде и позиция правительства Хосе Марии Аснара, который поддерживал военную операцию в Ираке. Откроет тему корреспондент Радио Свобода в Мадриде Аурора Гальего:

Аурора Гальего: 12 февраля в интервью пятой программе испанского телевидения тогда еще кандидат от оппозиции Хосе Луис Родригес Сапатеро заявил, что если он победит на выборах, то сохранит войска в Ираке до 30 июня этого года, но если к этому времени операция не будет взята под руководство ООН, испанские военные вернутся в Испанию. На пресс-конференции после победы на парламентских выборах Хосе Луис Родригес Сапатеро заявил, что он с самого начала считал войну в Ираке ошибкой, что он и продолжает так считать, но что дата вывода испанских войск из Ирака будет объявлена только после того, как он официально приступит к исполнению своих обязанностей. Сапатеро также сказал, что он получил поздравления с победой на выборах от президента США Джорджа Буша и что он намерен поддерживать дружеские отношения с Америкой независимо от разногласий, которые, как он сказал, являются ценным компонентом демократии, позволяющим поддерживать диалог.

В своем подавляющем большинстве комментаторы европейских средств массовой информации согласны с тем, что террористический акт 11 марта, от которого на сегодняшний день погибло 200 человек, оказался главным элементом в итогах выборов. Находясь в состоянии глубокого потрясения после взрывов в Мадриде, молодые избиратели, в Испании обычно политически малоактивные, высказали массово свое эмоциональное отношение и растерянность, проголосовав против правительства. На итоги выборов также повлияли голоса пожилых людей, помнящих трагедию гражданской войны. Многие из них приехали голосовать на инвалидных колясках. Это настолько нетипично, что при отсутствии пандусов в большинстве избирательных центров им пришлось голосовать на улице.

Испанская полиция пришла к выводу, что, вероятно, виновником взрывов, которые унесли жизни 200 человек, является радикальная группа, та же самая, которая совершила нападения в Касабланке, в Марокко, 16 марта 2003-го года. Одним из объектов покушения был Дом Испании. Следователи считают основной версию, по которой выявлена связь одного из арестованных марокканцев Хамаля Зугама с некоторыми из террористов, арестованных в Касабланке. Более того, они полагают, что Зугам - один из активных участников террористической акции 11 марта. Теракты в Касабланке совершили 13 смертников. В результате погибли 43 человека. Анализируя теракт в Мадриде, некоторые эксперты считают, что террористы изменили свою обычную тактику и проводят акции без смертников. Если это так, то достаточно трех человек, чтобы взорвать целый поезд.

Андрей Шарый: Прокомментировать ситуацию в Испании я попросил доктора исторических наук Светлану Пожарскую, главного научного специалиста Института всеобщей истории:

Светлана Пожарская: По всем опросам, накануне этих трагических событий Народная партия опережала Социалистическую партию на 2-3 процента, которые, как вы знаете, и в обычных условиях преодолеть не так уж сложно. Эта трагедия, конечно, очень подорвала авторитет Народной партии. Они поставили как свою главную задачу борьбу с террором. На это было мобилизовано очень большое количество сил и средств, и оказалось, что их работа не только не привела ни к какому позитивному сдвигу, но и даже обернулась такой страшной трагедией.

Андрей Шарый: Отчасти, хотя это прозвучит, наверное, цинично, но можно сказать, что трагедия упрочила позиции Социалистической партии?

Светлана Пожарская: Это совершенно правильно. Социалистическая партия, в этом отношении немножечко это неприятно для нее, тогда еще не были известны результаты, я говорила, что, возможно, это будет на пользу Народной партии, но Социалистическая партия не очень корректно воспользовалась этой страшной трагедией для своей победы.

Андрей Шарый: Тем не менее, основной груз ответственности за дальнейшее развитие ситуации за обеспечение безопасности испанских граждан ложится теперь на Социалистическую партию. По вашему мнению, есть ли у нее отличные от Народной партии способы борьбы с терроризмом? Ведь теперь эти задачи предстоит решать новому руководству страны.

Светлана Пожарская: Больших отличий нет. Потому что, как известно, когда социалисты были у власти, это было до 1996-го года, они даже пытались бороться с баскским терроризмом, не с арабским, а с баскским, даже неконституционными методами. Тогдашний министр внутренних дел даже создал такие внеконституционные подразделения, которые многие называли эскадронами смерти. Так что, я думаю, силовые приемы будут обязательно присутствовать. Но, возможно, будут кое-какие и более политические методы. Например, в свое время была запрещена баскская партия "Батасуна" - за ее связь с ЭТА. Возможно, будут какие-то послабления, потому что эта партия, хотя и связана с "ЭТА", но не одобряет террор.

Андрей Шарый: Скажите, профессор, следите ли вы за динамикой общественного мнения в Испании?

Светлана Пожарская: Общественное мнение сейчас склоняется больше в пользу арабского следа. И основной упрек со стороны оппозиционных политических партий и общественного мнения в адрес Народной партии и правительства Аснара - тот, что они не сконцентрировали свое внимание на тех известиях об арабском следе, которые они имели. Поэтому их и называли лжецами. И это слово - "лжец" - прошло по очень многим демонстрациям. Если вы хотите спросить меня, то я не думаю, что здесь только арабский след или только след "ЭТА". Не думаю, что "ЭТА" была способна предвидеть такие результаты. Все-таки баски - они испанцы, 200 убитых зачеркнут очень многие позиции, которые "ЭТА" еще имеет в Стране Басков. С другой стороны, арабские террористы не могли бы располагать сведениями об инфраструктуре Испании. Поэтому здесь, возможно, были какие-то совместные действия.

Андрей Шарый: Чем вы объясняете столь высокую явку избирателей в испанских автономиях на выборы, я имею в виду прежде всего ту же Страну басков и Каталонию. В общем, это две провинции, претендующие на более высокую степень автономии.

Светлана Пожарская: Потому что партия Аснара в тех пределах, которые допускала Конституция, допускали автономные статусы, она все-таки поджимала права, предусмотренные автономными статусами, что в Каталонии, что в Стране Басков. Уже выборы в Каталонии, которые прошли несколькими неделями раньше, дали тоже перевес социалистам и дали перевес левым республиканцам, которые вообще отрицают монархию. Это в основном из-за того, что у правительства Аснара была тенденция поджимать автономии, конечно, в тех пределах, которые допускает Конституция, но Конституция в этом отношении такая широкая, там можно очень многое допустить, и в смысле расширения автономии, и в смысле сжатия.

Андрей Шарый: Чем вы объясните такой феномен - проявление испанского национального характера, или просто свидетельство высокой зрелости гражданского общества в стране - миллионы людей вышли на траурные мероприятия, демонстрации против угрозы терроризма. На фоне российской апатии, а проблемы, как выясняется, перед странами стоят кое в чем похожие, это выглядит просто замечательным фактом.

Светлана Пожарская: Я очень высоко всегда оценивала степень гражданской зрелости испанцев, которую не смогли сломить даже жесткие условия франкизма. А уже после того, как франкизм ушел с исторической арены, этот потенциал, который был заложен еще в XIX веке, проявляется вот так. А у нас ведь не было по-настоящему никогда гражданского общества, и сейчас мы только делаем первые шаги. Нам в этом отношении до испанцев еще очень далеко, а для испанцев это совершенно нормально: угроза для нации, для страны, неизвестно еще, что за этим последует, и чтобы не последовало такой трагедии, они и вышли.

Андрей Шарый: Какова американская реакция на поражение дружественного Вашингтону правительства консервативной Народной партии и на возможный выход Испании из международной коалиции в Ираке? Об этом с американским экспертом беседует наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов:

Ян Рунов: Вот что ответил вице-президент Института "Кейто" в Вашингтоне Тед Карпентер:

Тед Карпентер: Конечно же, США не в восторге от этого, но мы понимали, что вывод испанских войск из Ирака неизбежен в случае прихода к власти социалистов. Свою предвыборную борьбу с правящей партией они строили на антивоенной платформе и обещали, что 1300 испанских солдат вернутся из Ирака домой. Лидер социалистов и будущий новый премьер-министр Испании говорил, что поддержка Мадридом Вашингтона в иракской войне была ошибкой. Тревожно не то, что 1300 испанских солдат уйдут из Ирака, а то, что впервые действия террористов повлияли на исход выборов и привели к падению проамериканского правительства. До взрывов в Мадриде по опросам общественного мнения Народная партия должна была остаться у власти. Такая резкая смена настроения избирателей под воздействием терактов и поражение правящей партии в Испании заставляет нервничать правительства в других странах – союзниках США по антииракской коалиции. Думается, есть основания для беспокойства у премьер-министра Австралии Ховарда, возможно, у премьер-министра Японии Коидзуми. Трудно сказать, пересмотрят ли правительства этих двух стран свое военное участие в международной коалиции в Ираке, но теперь это не исключено.

Ян Рунов: Нет ли опасности, что исход выборов в Испании, падение правительства и возможный последующий вывод испанских солдат из Ирака будут истолкованы как победа террористов?

Тед Карпентер: Я думаю, здесь надо делать различие. Мне кажется, что Испания будет все более сильным и энергичным партнером по борьбе с "Аль-Каидой", особенно после того, как народ Испании подвергся непосредственному нападению террористов из этой или связанной с ней организации. Но борьба против "Аль-Каиды" и поддержка американской политики в Ираке - совершенно разные вещи. Я полагаю, что новое испанское правительство не будет поддерживать американскую политику в Ираке, но останется надежным партнером в кампании по борьбе с "Аль-Каидой".

Ян Рунов: И все же, не окажется ли столь сильный политический резонанс терактов в Испании стимулом для новых терактов по всему миру?

Тед Карпентер: Это одна из главных опасностей. Кровавая баня, устроенная террористами в столице одного из основных государств-союзников США, я уверен, вызовет очень серьезную озабоченность в таких странах, как Австралия, Япония, и особенно Великобритания. Подобные теракты могут быть проведены и у них. Это вполне вероятно.

Ян Рунов: Таково мнение Теда Карпентера, американского эксперта по международным проблемам, вице-президента вашингтонского института "Кейто". До того, как Хосе Сапатеро заявил, что выведет испанских солдат из Ирака, если миротворческие силы не перейдут под контроль ООН, Госсекретарь Колин Пауэлл сказал в интервью телекомпании "Фокс Ньюс", что перед ООН открываются возможности для более активной роли в Ираке. Это заявление расценивается как успокаивающий жест в сторону стран - союзников по коалиции. В то же время бывший советник американских президентов Дэвид Герген назвал результат выборов в Испании и заявление будущего премьера-социалиста не способствующими объединению Запада в борьбе с терроризмом. Дэвид Герген дал понять, что для США потеря такого стойкого союзника как бывший премьер-министр Испании Аснар - большая неудача.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Террор"


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены