Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[11-11-03]

Гибель российского школьника во время военных сборов

Программу ведет Андрей Шарый. Корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева беседовала с заместителем председателя Государственной думы России Ириной Хакамадой, адвокатом Константином Лопушанским и матерью погибшего школьника Людмилой Батчановой.

Андрей Шарый: В Ханты-Мансийском автономном округе родители школьника Саши Батчанова, погибшего во время проведения военных сборов, добиваются наказания виновных в смерти сына. Государственная дума России приняла в первом чтении внесенные Комитетом по обороне поправки к законам об образовании и воинской обязанности и военной службе, которые восстанавливают в школах обязательную начальную военную подготовку. Эти поправки не поддержали лишь партии "СПС" и "Яблоко". В законопроекте указано, что в рамках этого предмета в 10-м классе школьники будут проходить военные сборы, правда, как отмечает представитель президента в Государственной думе Александр Котенков, в окончательном тексте положения о сборах, вероятнее всего, не будет. Родители погибшего на таких сборах 11-классника Александра Батчанова хотят защитить и других детей от инцидентов, подобных тому, что произошел с их сыном. Они настаивают на том, что физическая нагрузка во время проведения военно-спортивных мероприятий должна соответствовать возрастным особенностям подростков. Над темой работала корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева:

Лиля Пальвелева: 16-летний Александр Батчанов из поселка Пионерский Ханты-Мансийского автономного округа хилым ребенком не был, заверяет его мать Людмила Батчанова:

Людмила Батчанова: Мы с мужем были уверены, что с сыном ничего не случится. Он занимался спортом, был здоров, в больницу обращался только когда загриппует.

Лиля Пальвелева: Но даже для такого, в общем-то, подготовленного юноши, нагрузки, с которыми ему пришлось столкнуться 5 сентября во время военных сборов, оказались непосильными. 10 и 11-классников заставили бежать по трудной грунтовой дороге 12 километров. Судя по показаниям детей, участвовавших в марш-броске, от опекавших их военных разило перегаром, со школьниками обращались жестоко, их избивали, заставляли петь в противогазах, стреляли в них холостыми патронами. За полтора-два километра до конца дистанции Саше Батчанову стало плохо. "Мы хотели помочь, но подполковник Завадский не разрешил и заставил его бежать дальше, ему даже не разрешили снять противогаз", - свидетельствуют дети. О том, что случилось дальше, рассказывает адвокат Константин Лопушанский:

Константин Лопушанский: У него началась рвота, в результате чего остатки пищи закрыли дыхательные пути, попали в легкие, что подтверждает акт вскрытия и судебно-медицинской экспертизы, а в дальнейшем в результате этого наступила смерть.

Лиля Пальвелева: Мальчика, скорее всего, можно было спасти, если бы грамотную медицинскую помощь оказали вовремя. Но врача, как это предусматривает закон, на сборах не было, говорит Константин Лопушанский. Была только фельдшер, поведение которой нельзя назвать профессиональным:

Константин Лопушанский: В нарушение нормативных актов, фельдшер вместо того, чтобы оказать помощь, осмотреть дыхательные пути, освободить рот, начала трясти Сашу и кричать: "Вставай, вставай". Кроме этого никаких реальных мер для предотвращения смерти Александра Батчанова медработник не предприняла.

Лиля Пальвелева: В больницу Александра Батчанова привезли уже мертвым, дело постарались замять и представить его как несчастный случай. Смириться с этим родители погибшего Владимир и Людмила Батчановы не могли:

Людмила Батчанова: Если мы ничего не предпримем - так и будут погибать мальчишки. Сами себя они защитить не могут. А взрослые, наши руководители, стоят в стороне. Это не их дети, это не их ребенок. Мы знаем, нам нашего сына не вернуть, но мы обязаны, мы чувствуем, что мы должны защитить других детей, чтобы не было этого, чтобы каждая мать, каждый отец могли спать спокойно и дождаться своего ребенка. Не так как мы.

Лиля Пальвелева: Расследование по факту гибели ханты-мансийского школьника возобновилось стараниями заместителя председателя Государственной думы Ирины Хакамады. Ей слово:

Ирина Хакамада: Органы власти, включая и органы окружной прокуратуры, приложили все усилия, чтобы это дело не вышло наружу: не было зафиксировано состава преступления, никто из следователей не собрал свидетельские показания, и так далее. Медицинское освидетельствование ставило своей целью прежде всего доказать неожиданную остановку сердца, никак не связанную с боевыми учениями. Родители фактически были вынуждены сами инициировать расследование, в то время как по закону это должны были делать следователи.

Лиля Пальвелева: По мнению Ирины Хакамада виновные в ханты-мансийской трагедии должны понести наказание прежде всего потому, что по их халатности погиб человек, но не только поэтому. Несмотря на случившееся, военные сборы для школьников в России проводить продолжают.

Ирина Хакамада: Министерство обороны месяц назад провело в Государственной думе поправку в закон об образовании. Если раньше НВП и военные сборы согласно закону об образовании были факультативными, то есть дети привлекались к этому только с согласия родителей, то теперь, согласно внесенной комитетом по обороне поправке, они являются обязательными. Поправка прошла в Государственной думе, и это означает, что нищие учителя не могут получить деньги, зато создаются рабочие места для людей, привыкших готовить на военных сборах солдат и ориентирующихся на армейские нормативы. 10 километров пробега в противогазах, ночью, через 40 минут после ужина - так готовят спецназ. Причем тут 11-классники? Одни спортсмены выдерживают, другие - нет. Кто не выдержал - захлебывается рвотой в противогазе... При этом машина с медицинским работником едет вместе с передовой группой, на отстающих не обращает внимания и уезжает. Поэтому когда мальчишке становится плохо, и машину вызывают обратно, она возвращается только через 7 минут. При остановке сердца эти семь минут - решающие. Это что за военная подготовка?! Мы к чему детей готовим? Это амбиции военных, которые хотят таким образом продемонстрировать патриотическое воспитание молодежи. Какое это испытание?! На глазах у детей на пустом месте погиб мальчик. На пустом месте!

Лиля Пальвелева: Если верить заявлениям российского руководства о том, что не за горами время, когда вся армия страны будет переведена на контрактную основу, совершенно непонятно, зачем в школу вернули обязательную военную подготовку, да еще с марш-бросками в противогазах.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Россия"
  • Последние новости на тему "Международные отношения"
  • Специальные программы, посвященные Российским событиям


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены