Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[31-07-03]

Только что закончился призыв в армию, но некоторые призывники уже вернулись домой

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.

Андрей Шарый: Весенний призыв на срочную службу в России закончился уже месяц назад, однако часть новобранцев возвращается домой. Это те, кого военкоматы направили в ряды вооруженных сил, несмотря на имеющиеся отсрочки по состоянию здоровья.

Лиля Пальвелева: "Одним из наших требований в течение последних 14-ти лет является отмена призыва и переход к добровольной военной службе", - говорит ответственный секретарь Союза солдатских матерей России Валентина Мельникова.

Валентина Мельникова: Система призыва она продолжает нарушать все возможные права и все возможные законы. Вновь, как и в прошлом году, и в позапрошлом только по Москве и Московской области к нам после призыва обратилось больше ста человек родителей, у которых ребята оказались в воинских частях, хотя имели право на отсрочку как студенты. Про больных я просто не говорю, там не поддается счету.

Лиля Пальвелева: И так происходит повсеместно, а не только в Москве и Московской области, утверждает сопредседатель волгоградской организации "Материнское право" Нина Пономарева.

Нина Пономарева: В последние два года мы столкнулись очень широко с тем, что молодых людей отправляют на обследование в военный госпиталь. И если у гражданина имеется заболевание, с которым он явно ограниченно годен или не годен к военной службе по документам гражданских медицинских учреждений, то в конечном итоге большинство из них оказываются с направлением в военный госпиталь в руках. И практически сто процентов военный госпиталь не подтверждает те заболевания, которые были обнаружены в гражданских медицинских учреждениях, даже при том условии, если до этого диагноз был выставлен в медицинском учреждении самого высокого уровня.

Лиля Пальвелева: Помимо всего прочего такая процедура является нарушением прав призывников, ведь они гражданские лица и направлять их в военный госпиталь для освидетельствования никто не имеет права. Это всегда вызывает раздражение офицеров. Но больных сыновей в Комитетах солдатских матерей родителям советуют забирать всеми правдами и неправдами.

Нина Пономарева: Как ни смешно сказать, иногда к нам приходят и говорят: ну как я его заберу? Говорим: как хочешь, по ситуации, как сложится ситуация. Всем рекомендуем брать гражданскую одежду – раз, а бывают даже мамы, которые идут дальше и берут с собой женскую одежду и переодевают своих мальчиков в девочек.

Лиля Пальвелева: Ну что ж, это лучше, чем погибнуть от сердечного приступа или еще каких-нибудь несовместимых с армией недугов во время первого же марш-броска. Впрочем, до трагического исход дело доходит редко, чаще события развиваются по такому сценарию:

Нина Пономарева: В результате призыва ребят, которые не годны к службе в армии, чем это в конце концов заканчивается? Тем, что, проходя военную службу и не имея возможности исполнять эти обязанности, в конце концов они оказываются в военных госпиталях и в конце концов они затем бывают комиссованы. Если течение трех месяцев человек увольняется после того, как он был призван на военную службу, то заболевание признается общим, то есть он таким был призван, таким образом признается незаконный призыв. К сожалению, практически у нас никто в этих случаях не соглашается обжаловать такой незаконный призыв в судебном порядке. Как правило, родители радуются, что ребенок вернулся домой, и все замечательно. Но чаще всего и, к сожалению, военные медики поддерживают эту тенденцию незаконного призыва по состоянию здоровья каким образом? Выставляя в свидетельстве о болезни причину заболевания как заболевание, полученное в период прохождения военной службы. В этом случае уволенный молодой человек имеет право на определенные страховые выплаты. Они очень небольшие, но, тем не менее, все это ложится обузой на налогоплательщиков, на нас с вами.

Лиля Пальвелева: Волгоградской организации "Материнское право" несколько раз удавалось обжаловать такого рода заключения. В результате незаконно призванные на службу истцы получили по 50 тысяч рублей компенсации за причиненный моральный вред. Ну, а что же происходит с теми, кто призван на законном основании? Их права также нередко нарушаются, считает Павел Арсеньев, глава представительства Фонда гражданских свобод - организация, которая уже больше года совместно с Комитетами солдатских матерей ведет программу по защите прав военнослужащих.

Павел Арсеньев: Оплачиваем услуги адвокатов для солдат, пострадавших от совершенных в отношении них преступлений, так и для солдат, обвиняемых в совершении преступлений. И вот статистика очень простая: почти тысяча солдат получила за это время адвокатов. Среди потерпевших сто процентов – это солдаты от неуставных отношений и превышения должностных полномочий. Очень мало других статей, неосторожное обращение с оружием еще что-то. И, к сожалению, почти 20% из потерпевших потерпели от незаконных действий офицеров.

Лиля Пальвелева: А вот рассказ руководителя нижегородского Комитета солдатских матерей Натальи Жуковой.

Наталья Жукова: Обращается папа – кого бы вы думали? Воспитанника высшего военного инженерного училища в Ленинграде, военно-морского училища. Там дедовщина похлеще дедовщины в обычной воинской части с извращенными изнасилованиями и так далее. И это делают офицеры, курсанты старших курсов. Они потом придут на корабли, они потом придут в воинские части. То есть то, что армия у нас сейчас деградировала, доказательств этому огромных даже и не требуется.

Лиля Пальвелева: А такую армию боеспособной назвать никак нельзя, убеждена Наталья Жукова.

Андрей Шарый: И еще одна армейская новость в продолжение темы. Уполномоченный по правам человека в России Олег Миронов подверг критике президентскую программу обеспечения жильем российских военнослужащих. По его словам, субсидии на покупку жилья, выделяемых военнослужащим по программе Государственный жилищный сертификат, абсолютно недостаточно. Миронов сообщил, что только в Министерстве обороны России не имеют жилья более 150 тысяч офицерских семей. Правозащитник обратился к президенту Владимиру Путину с предложением принять меры по обеспечению прав военнослужащих на получение жилья.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Россия"
  • Последние новости на тему "Международные отношения"
  • Специальные программы, посвященные Российским событиям


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены