Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
18.10.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[05-06-03]

Приговор по делу о дедовщине в Президентском полку

Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Марьяна Торочешникова и Леонид Никитинский, и адвокат Вадим Прохоров.

Андрей Шарый: В среду в Московском гарнизонном военном суде был оглашен приговор сержанту элитного кремлевского полка Владимиру Шуменко, который дедовщиной довел молодого солдата до попытки самоубийства. Над темой работала Марьяна Торочешникова:

Марьяна Торочешникова: В прошлом младший сержант Президентского полка 22-летний Владимир Шуменко отправится отбывать наказание в дисциплинарную часть, где пробудет два года. Такой приговор вынес судья Московского гарнизонного военного суда Игорь Семин. Суд в течение двух дней рассматривал уголовное дело о неуставных взаимоотношениях в элитной воинской части под номером 1005. За ходом процесса следил Леонид Никитинский:

Леонид Никитинский: Из Кремлевского полка в дисциплинарный. Так можно охарактеризовать этот приговор. О сути дела подробно сообщали российские средства массовой информации. Сержант части 1005 Владимир Шуменко заставлял рядового Александра Фокина перед отбоем подтягиваться на перекладине. Как пояснил Шуменко суду, он хотел развить силу у Фокина и с этой целью воспитывал его. Поскольку Фокин не мог выполнить норматив, сержант бил его ремнем по ягодицам и всячески насмехался над ним. По словам подсудимого, это все составляло часть неписаных традиций в военчасти 1005.

Это уголовное дело выглядело бы в суде рутиной, если бы не специфика воинской части 1005. Место ее дислокации - находится в Кремле, и военнослужащие носят погоны с буквами "ПП" - Президентский полк. Никто никогда не узнал бы о дедовщине в Президентском полку, если бы затравленный рядовой Фокин не попытался бы вскрыть себе вены ровно в ночь на православное Рождество 7 января и не был бы обнаружен за этим занятием в одном из туалетов прямо на территории Кремля. Из показаний подсудимого, потерпевшего и свидетелей можно было сделать вывод, что президентские офицеры были осведомлены о нравах своих старослужащих. Однако, прямых показаний суду об этом так никто и не дал.

Шуменко приговорен по статье 286-1 часть 3-я УК - "превышение служебных полномочий с применением насилия и причинением тяжких последствий". После попытки суицида Фокин долго лечился в госпитале и психбольнице имени Ганнушкина. На этом основании суд вынес также решение взыскать с бывшего сержанта в пользу потерпевшего 10 тысяч рублей компенсации морального вреда. Командиры президентского полка не получили частного определения в свой адрес, которого можно было ожидать. Очевидно, судья Семин не счел доказанным существование здесь дедовщины, как системы.

Марьяна Торочешникова: Интересы потерпевшего Александра Фокина в суде представлял адвокат Вадим Прохоров. Вот как он прокомментировал вынесенный гарнизонным судом приговор:

Вадим Прохоров: Приговор, который вынесен судьей Семиным в Московском гарнизонном суде, представляется мне вполне обоснованным - он основывается на конкретных обстоятельствах дела, и в целом справедливым, особенно с учетом того обстоятельства, что потерпевший сам просил суд о применении к подсудимому минимально возможной санкции и таким образом проявил к нему снисхождение.

Марьяна Торочешникова: Насколько сложно было вам доказывать причинно-следственную связь между попыткой самоубийства и дедовщиной?

Вадим Прохоров: Достаточно сложно, поскольку отцы командиры, в частности, командир взвода, проходя по делу в качестве свидетелей, пытались объяснить, что парень, видимо, не вполне разобрался в своих ощущениях, и то, что его пороли ремнем перед строем солдат старослужащие за то, что он не мог подтянуться 15 раз, а подтянулся только 9 или 10, это нечто вроде того, как заботливый родитель наказывает своих детей. Ясно что аналогия абсолютно неуместна, тем более, что имели место и ряд других, более вопиющих случаев, в том числе в отношении нашего потерпевшего.

Марьяна Торочешникова: Говоря о "вопиющих случаях", Вадим Прохоров подразумевал дела, взятые на контроль общественным фондом "Нет дедовщине". Его главная задача – оказание квалифицированной юридической помощи пострадавшим от неуставных отношений. Это детище СПС и Комитета солдатских матерей, появившиеся на свет в феврале 2003-го года. Говорит инициатор создания фонда "Нет дедовщине" лидер СПС Борис Немцов:

Борис Немцов: Под нашим контролем находятся десятки других дел, и в Москве, и на Урале, и в Поволжье, мы считаем, что только наказания за издевательства могут хотя бы ограничить людей от произвола и беззакония для ребят, которые служат в армии. Хотя для нас очевидно, что серьезное и фундаментальное решение проблем дедовщины возможно только, если в России будет контрактная, профессиональная армия. Здесь дело за верховным главнокомандующим, поскольку, в конце концов, он определяет концепцию формирования вооруженных сил, и законодателями, но, к сожалению, не в первую, а во вторую очередь. У нас лобовой конфликт с военной бюрократией, военная бюрократия у нас саботирует военную реформу, предлагает сохранить призыв, сохранить дедовщину. Глубинные причины их саботажа в том, что они не представляют себе, как управлять армией без дедовщины, а судьба 20 тысяч искалеченных ежегодно их мало волнует, так что они будут биться до последней капли крови, потому что понимают, что глубокая серьезная реформа - это потеря их теплых кресел и генеральских званий.

Марьяна Торочешникова: Тем не менее, существует надежда, что при переводе армии на контрактную основу с дедовщиной будет покончено?

Борис Немцов: Очевиден опыт других стран - Великобритании, Франции. Конечно, бывают неуставные отношения и в контрактной армии, но они - скорее исключение, а не правило. А дедовщина сейчас - это не просто правило, а технология рабского воспитания людей, в которой привыкли жить командиры и генералитет.

Марьяна Торочешникова: Таково мнение Бориса Немцова. И все же за дедовщину сегодня судят, если, конечно, факт будет официально зарегистрирован. Главный военный прокурор России Александр Свинков утверждает, что в прошлом году в 80 процентах воинских коллективов не было установлено ни одного случая неуставных отношений. Комитеты солдатских матерей эти доводы опровергают. По их данным, только в 2002-м году от неуставных отношений погибли 1200 российских солдат.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Россия"
  • Последние новости на тему "Международные отношения"
  • Специальные программы, посвященные Российским событиям


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены