Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
26.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Гость в студии
[08-11-03]

Субботнее интервью: Дмитрий Куклачев

Марк Крутов: Гость студии Радио Свобода - артист Театра кошек Юрия Куклачева клоун Дмитрий Куклачев. В свободное от работы время, которого у него очень немного, сын знаменитого артиста собирает значки с изображением Ленина. Сейчас в его коллекции более трех тысяч экземпляров, есть даже значок с изображением шалаша, в котором скрывался вождь мировой революции. Об этой занимательной коллекции, отношении к личности Ленина и о кошках с Дмитрием Куклачевым беседовала Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Дима, вы помните при каких обстоятельствах вы приобрели первый значок с изображением Ленина?

Дмитрий Куклачев: Первый значок ко мне попал, как и к сотням, и тысячам других детей - это был октябрятский значок. Он у меня, естественно, сохранился. Он является первым в моей коллекции, действительно стоит на первом месте. Для меня Ленин был в те годы культовой личностью, кумиром. Изречение "вождь мирового пролетариата" на протяжение 70-ти лет вбивалось нам в головы. Рассказы о том, как Ильич был в ссылке, как Ленин в тюрьме писал молоком, и чернильница у него была из хлебного мякиша, для меня были какими-то теплыми. Для меня Ленин был человеком, на которого я хотел бы равняться. Я не понимал его взглядов, я просто, как и все другие дети, знал, что Ленин - это добрый Владимир Ильич, который несет на субботнике ребенка на плече и еще помогает бревно тащить остальным комиссарам, он хороший и добрый дедушка. Вот это самый определяющий момент, который подвиг меня на то, чтобы начать собирать Ленина. Есть Ленин, который продавался в магазинах, это самые разные значки, а есть Ильич, который не продавался нигде - который вручался. Знаки почета членам разных съездов, медали Ленина, орден Ленина - знаки, которые не достанешь нигде и купить их просто так нельзя.

Любовь Чижова: То есть, как сейчас говорят, эксклюзив.

Дмитрий Куклачев: Конечно, именно это и интересно.

Любовь Чижова: Дима, а какую роль в вашем увлечении сыграл ваш знаменитый отец Юрий Дмитриевич Куклачев. Как он вообще к нему относился и относится сейчас?

Дмитрий Куклачев: Папа относится к моему увлечению точно так же, как и все остальные люди, которые в этом ничего не понимают. Они, я считаю, дилетанты. Но я вам скажу другое: когда я встречаюсь с человеком, который тоже собирает значки, который тоже достает непонятно где сделанный знак, какой-то Иркутской области, где их всего было сделано сто штук. И вот он это показывает с трясущимися руками, а уже пожилой дядька, за 60, и он это мне показывает с такой гордостью - конечно, это не описать словами, это нужно видеть. Коллекционирование убивает очень много времени. Для того, чтобы двигаться и пополнять коллекцию, нужно все время за ней следить и искать новые экземпляры.

Любовь Чижова: На самом деле коллекция у вас огромная, я считаю, более трех тысяч значков, как мы выяснили. Как вы храните эти значки?

Дмитрий Куклачев: Раньше, когда мы жили все вместе, у меня была своя комната, я их, естественно, вешал на стену, они все висели на стене. Сегодня жена мне не разрешает вывешивать, потому что они пыль собирают. Они у меня хранятся в коробке. Но они проложены тканью, они в очень хорошем состоянии. Иногда я их ностальгически вынимаю, смотрю на них, протираю.

Любовь Чижова: А если представить, что жена вам все-таки разрешит развесить ваши значки, сколько же места они займут?

Дмитрий Куклачев: Считайте: 30 на 40 дощечка по 50 значков. Если сто дощечек - это у нас будет пять тысяч, то есть 18 метров в длину.

Любовь Чижова: Стену одной комнаты можно покрыть значками с изображением Ленина легко.

Дмитрий Куклачев: Да еще останется.

Любовь Чижова: Дима, а что представляет из себя ваша коллекция? Если честно, из значков с изображением Ленина я знакома с октябрятским, где он в виде ангелоподобного мальчика, и пионерским, где он на фоне пламени. В комсомольскую организацию я не вступала, не помню как выглядит этот значок.

Дмитрий Куклачев: Комсомольская организация имеет целую серию значков с Лениным. Потому что комсомол сам по себе был огромным, массовым.

Любовь Чижова: Какие еще экземпляры есть в вашей коллекции?

Дмитрий Куклачев: Пионерская организация - около 70 значков разных пионерских, начиная от цвета пламени - и синее пламя есть, и зеленое, и красное пламя. Потому что пионерская организация была не только в России, а еще в разных странах - и Чехословакия, и Польша, и у каждой был свой значок с Лениным. Потом он был без пламени, просто Ленин, и это был тоже пионерский значок. Огромное количество ВЛКСМ значков на любые сюжеты. Но в основном ленинские сюжеты - либо голова, либо полтуловища, либо он смотрит куда-то вдаль с поднятой рукой, а второй держась за свой плащ.

Любовь Чижова: А на фоне шалаша его никогда не изображали?

Дмитрий Куклачев: У меня есть значок на фоне шалаша, он такой небольшой, нарисованный. Есть значки с Лениным, где не голова, не туловище, а он в кругу людей - Ленин на броневичке.

Любовь Чижова: Какого размера должен быть значок, чтобы всю эту группу людей и броневичок туда поместить?

Дмитрий Куклачев: Где-то три на пять сантиметров. Но их очень мало. Либо он где-то с улыбкой сидит на скамейке с Крупской.

Любовь Чижова: Какие-то значки были, которые просто поразили вас?

Дмитрий Куклачев: Есть значок, где "Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить" написано на туркменском языке, и Ленин, самое интересное, изображен с туркменскими глазами, то есть такой необычный. И таких значков очень немало. Каждая республика его адаптировала под свой народ.

Любовь Чижова: Дима, а что за люди собирают значки с Лениным?

Дмитрий Куклачев: Очень разные, начиная от служащих. Я знаю одного человека - он профессор, у него тоже очень большая коллекция, он очень трепетно к ней относится.

Любовь Чижова: А что движет этими людьми?

Дмитрий Куклачев: Не знаю, видимо то же, что и мной - собирание того, чего мало. Я не собираю Ленина из-за идеалистических побуждений или из-за своих партийных взглядов. Для меня значок с изображением Ленина является частью, как пазл, - нужно собрать.

Любовь Чижова: У вас есть мечта что-то еще найти такое, чего нет в вашей коллекции?

Дмитрий Куклачев: Да, конечно. Есть пара наград с изображением Владимира Ильича, которые мне хотелось бы иметь. Буду над этим потихонечку работать - найти и приобрести орден Ленина. Самое важное, чтобы он был настоящим прежде всего. Но это будет уже апофеоз коллекции.

Любовь Чижова: А ваша коллекция представляет какую-то ценность?

Дмитрий Куклачев: Я знаю людей, я предлагаю: у меня есть такой значок - я бы хотел его поменять на этот. Он говорит: "Нет, я продаю только целиком коллекцию" и называет сумму неплохой "пятерки" "Жигули" - вот цена этой коллекции. У меня, естественно, таких денег нет, я ему отказал. Но в то же время я понял: неплохое занятие - собирание Ленина. Потому что Ильич в какой-то момент может и пригодиться. Лет через 50, мне кажется, Ленин станет антиквариатом. Я на это надеюсь, хотя об это не думаю. Потому что собирать и думать, что потом продашь - неправильно. Прежде всего собираешь для себя и не для того, чтобы хвастаться, а для того, чтобы себя ублажить.

Любовь Чижова: Дима, вы человек довольно молодой, вам 28 лет. У вас при слове "Ленин" какие возникают ассоциации - он для вас гений или злодей?

Дмитрий Куклачев: Все-таки для меня этот человек является гением, потому что он сделал очень много. Другое дело, что его именем потом делались всякие злые и плохие дела. Это тот человек, который внес огромную лепту в историю. Хотел отомстить за брата, а перевернул всю страну огромную.

Любовь Чижова: Для вас 7 ноября - это день Октябрьской социалистической революции или Октябрьский переворот?

Дмитрий Куклачев: Все-таки для меня день 7 ноября - это праздник. Потому что нас учили, что революция - это хорошо. Хотя, естественно, я видел и революцию 1991-го года, которая происходила на моих глазах. Я понимаю, что тогда в 17-м было все намного кровопролитнее. Для меня все-таки Ленин хороший. Я бы, если бы была моя воля, дал бы человеку отдохнуть - похоронил бы по-людски, чтобы спал спокойно. Все-таки жаль его, как человека жаль.

Любовь Чижова: Концлагеря придумал именно Ленин.

Дмитрий Куклачев: На самом деле это страшно. Но когда я начинал собирать, я же этого не знал. Для меня это был человек, который действительно был свет. Я к нему отношусь спокойно. Я его не осуждаю и не поднимаю до каких-то высот, и не мне это делать.

Любовь Чижова: Задам вам вопрос, может быть, несколько странный: как вы думаете, Ленин любил кошек?

Дмитрий Куклачев: Я не знаю, но если покопаться в истории, очень многие пишут, что Ленин обожал детей. А кто-то - я буквально в прошлом году читал разрушительную статью - как Ленин ненавидел детей, поэтому у него не было своих детей. На этом основании можно прийти к выводу, что Ленин кошек не любил. Потому что человек, который не любит детей, он не может любить все остальное, он не может любить животных.

Любовь Чижова: Я почему о кошках заговорила: ваш знаменитый папа Юрий Куклачев руководит Театром кошек и вы сейчас в нем работаете. Было бы просто обидно не поговорить о театре Юрия Куклачева. Вы в театре чем занимаетесь, вы кто?

Дмитрий Куклачев: В театре я прежде всего клоун, я дарю людям, детям улыбку и радость. Это мое главное занятие и главный жизненный путь.

Любовь Чижова: А как сегодня живет театр Юрия Куклачева, как поживают ваши кошки, много ли вы выступаете, много ли вы гастролируете, много ли у вас зрителей?

Дмитрий Куклачев: Зрителей у нас много, но так как театр небольшой, всего триста мест, часто невозможно вместить всех желающих. Хотя у нас стулья без подлокотников, это удобно. Даже если детей больше пришло, чем нужно - просто немножко сдвигаются, вдыхают, и помещаются практически все.

Любовь Чижова: То есть можно шестьсот детей при желании поместить?

Дмитрий Куклачев: Нет, шестьсот нет, но человек четыреста - было такое.

Любовь Чижова: Что вы показываете детям?

Дмитрий Куклачев: Мы показываем спектакль, кошачье шоу. Вот сейчас идет спектакль "Мои любимые кошки". Это рассказ о деревенском парне, который увлекся городской девушкой, уехал за ней. "Не в свои сани не садись" - гласит народная пословица, и пословица лежит в основе сюжета этого спектакля.

Любовь Чижова: А кошки там какую роль играют?

Дмитрий Куклачев: Кошки направляют главного персонажа на правильный путь. Они ему подсказывают, что увлекаться не тем человеком - неправильно. Что еще показываем? Только сегодня был спектакль, который называется "Борис-чемпион", "Олимпиада кота Бориса". Кота Бориса знают все по рекламе "Кити-кэт".

Любовь Чижова: Это ваш?

Дмитрий Куклачев: Борис - наш кот, который участвует в олимпиаде и является победителем всех соревнований. Кошки бегают вниз головой - Борис всех опережает, кошки бегают на длинные дистанции, конкур на лошадях, - тоже Борис является победителем. Баланс на зеркальном шаре - лучше всех показывает себя Борис.

Любовь Чижова: Гастролируете много?

Дмитрий Куклачев: Гастролируем много, но не часто. Потому что в основном стараемся работать для Москвы, для России. Много предложений уехать в Лас-Вегас на три-пять лет, подписать контракт там. Но я патриот, а папа тем более. Он вообще тот человек, который никогда в жизни ни на что не променяет Россию.

Любовь Чижова: Дима, у меня всегда возникал вопрос: как можно дрессировать таких своенравных, мягко говоря, животных, как кошек?

Дмитрий Куклачев: Прежде всего к кошке слово "дрессировка" не подходит. Потому что слово "дрессировка" - это подчинение животного себе. Мы подчиняемся животному. Животное выходит на сцену, и я подлаживаюсь под него. Здесь больше подходит слово "воспитание". Потому что кошку дрессировать невозможно, ей нельзя как собаке сказать "сидеть" - она села, "лежать" - она легла, "фас" - она побежала, взяла. У кошки все должно происходить на уровне игры. Кошка играет, только так и происходит воспитание.

Любовь Чижова: Интересно, а если ей надоело играть, а спектакль в полном разгаре - спектакль срывается?

Дмитрий Куклачев: У нас есть животные-дублеры, открываю такой секрет. Если кошка, допустим, отказывается, ей лень или плохое настроение - невозможно ничего сделать. Здесь уже применяются актерские навыки, я стараюсь сделать вид, что так и должно быть.

Любовь Чижова: Сколько у вас в театре кошек?

Дмитрий Куклачев: У нас в театре 120 животных, и каждую весну идет пополнение на 20-30 котят, которых мы практически всегда раздаем зрителям.

Любовь Чижова: А дома у вас сколько кошек?

Дмитрий Куклачев: А дома у меня ребенок. Дома кошек пока нет, потому что сегодня этот человечек маленький занимает практически все пространство, и за ним нужен глаз да глаз.

Любовь Чижова: Интересно, а ваш сын продолжит династию актерскую, клоунскую семьи Куклачевых? Можно ли уже сейчас сказать, будет ли он повелителем кошек, как вы?

Дмитрий Куклачев: Вы знаете, сложно. Я, как отец, понимаю гордость моего отца за меня, что я стал продолжателем его труда, его пути. Конечно, мне было бы очень приятно, если бы мой сын пошел по моим стопам. Хотя я понимаю, что это огромный труд и каторжная работа - быть клоуном, быть все время на виду очень сложно. Но в то же время это компенсируется любовью зрителей. Когда зритель находится рядом с тобой, когда ты его чувствуешь. Когда всё едет на одном поезде, и ты даже сам иногда не знаешь, куда приедет. Потому что кошка может взять и сделать что-то такое, что застанет врасплох. Нужно всегда что-то придумать, нужно быть мобилизованным, нужно все время быть в состоянии импровизации.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены