Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
5.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Гость в студии
[06-11-03]

Вадим Седачев

Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович: До выборов в Госдуму России остался ровно месяц. Как привлечь на свою сторону избирателей? Какие применить технологии? Над этим вопросом уже не первый месяц ломают голову штабы кандидатов. Для Петербурга, уставшего от только что завершившейся кампании по выборам губернатора города, это особенно актуально. Не секрет, что в последнее десятилетие выборы в России превратились в соревновании разных политтехнологий, в том числе и психотехнологий. Как же применяются психотехнологии на выборах? Об этом и многом другом мы будем говорить сегодня с нашим гостем, психотехнологом, президентом Академии имиджмейкинга и психотехнологий управления Вадимом Седачевым.

По мнению петербургских социологов, предстоящая кампания по выборам депутатов в Государственную Думу России в городе будет намного грязнее по сравнению с только что прошедшими губернаторскими выборами. Прежде, чем мы начнем обсуждать, какие же психотехнологии применяются сейчас в России во время выборов, я хочу предложить послушать репортаж нашего корреспондента Дмитрия Казнина, который попытался обобщить сложившуюся в Петербурге предвыборную ситуацию:

Дмитрий Казнин: Петербургу, уставшему от сложных и неоднозначных выборов губернатора города, уже через месяц предстоит новое испытание: выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации. В избирательных комиссиях по этому поводу небывалый ажиотаж. В некоторых округах число претендентов на депутатское кресло переваливает за 30 человек, и это при том, что у самих избирателей интерес к еще одним выборам явно невысокий. И, тем не менее, предвыборная кампания в Госдуму, по мнению социолога Романа Могилевского, будет более изощренной и грязной, даже чем недавно завершившаяся губернаторская гонка:

Роман Могилевский: Эти выборы будут больше похожи на выборы в ЗАКС, когда было очень много печатной продукции, листовок, в том числе и "черных". Они в меньшей мере будут подконтрольны каким-то группам, в большей мере будут стихийны, а любая стихия на выборах порождает множество разных черных технологий. То есть, я предполагаю, что использования черного ресурса в данных выборах будет больше, чем на выборах губернатора. И главное, что они будет немножко другими, что называется, более, как сейчас принято говорить, отвязанными.

Дмитрий Казнин: Уже сейчас, хотя предвыборная кампания еще не вступила в активную стадию, появляются примеры не столько грязных, сколько административных технологий, которым в России пока нет равных по эффективности:

Роман Могилевский: Если иметь в виду традиционные механизмы использования административного ресурса, хотя это трудно относить к окружным комиссиям, тем не менее, там же, конечно же, будет, к сожалению, традиционная для России технология, когда снимаются какие-то лидеры по мотивам трудно объяснимым. В частности, случай с Рыбаковым, когда, на мой взгляд, под очень примитивным предлогом, который недостоин даже какого-то обсуждения, его снимают. Это технология, которая используется, к сожалению, на всех выборах для селекции кандидатов, более угодных власти.

Дмитрий Казнин: Еще одна особенность этих выборов - неожиданный отказ "Единой России" участвовать в теледебатах. По мнению экспертов, это, с одной стороны - результат отсутствия в партии ярких лидеров и последовательной программы, а с другой стороны - популистский ход, мол, мы делом занимаемся, а не по телевизору болтаем. В Петербурге у "Единой России" ярких лидеров тоже нет, и вся надежда на административный ресурс, благодаря которому губернаторскую гонку недавно с таким скрипом выиграла Валентина Матвиенко.

Татьяна Валович: Вадим Викторович, вот социолог Роман Могилевский говорил о черных и грязных технологиях, которые и уже применялись, и будут применяться, и под этими технологиями, "грязными", "черными" понимают компромат, клевету, а вот психотехнологии - ведь они воздействуют на подсознание человека? Порой люди даже, наверное, не подозревают о том, что их как-то обрабатывают. Так вот, психотехнологии относятся к черным, или нет? Вадим Седачев

Вадим Седачев: К черным, я думаю, можно отнести любые, в принципе, технологии, все зависит от того, каков результат, или каковы методы, которые воспринимают люди, как черные, либо не черные, но психотехнологии, это, в первую очередь, все-таки технологии, рассчитанные на то, что человек сознательно не поймет механизмы их работы. Если вам на лобовое стекло автомобиля приклеивают листовку с портретом кандидата, здесь трудно не понять, и даже если человек понимает, что это сделали скорее противники, чем сторонники кандидата, все равно реакция будет именно та, которая нужна. Психотехнологии - это метод, который неизвестен по механизму воздействия большинству его потребителей, если мы можем так выразиться довольно цинично, но воздействие происходит, независимо от того, сознательно человек знает об этом, или нет.

Татьяна Валович: То есть, манипулирование сознанием людей происходит?

Вадим Седачев: В общем, да.

Татьяна Валович: Какой пример достаточно живой вы могли бы привести психотехнологий, которые уже использовались на выборах, скажем, в России?

Вадим Седачев: Наверное, самый яркий пример вообще того, что помнят все, по крайней мере, взрослые, люди - это акция 1996-го года: "Голосуй или проиграешь. Тогда, наверное, вы помните, что с 7-процентным рейтингом в марте Ельцин мало на что рассчитывал, по сравнению с Зюгановым, у которого было пол страны почти, но психотехнологи сделали свое дело. И эта акция, состоявшая из трех коротких слов: "Голосуй или проиграешь", включала в себя, тем не менее, 6 технологий. В трех словах! Например, она включает технологию под названием искусственная дилемма. Большинству людей, в общем-то, неприятно оказываться в ситуации так называемой дилеммы или дихатомичного мышления. Когда вам предлагают три выбора - "а", "б" и "в", то, выбирая "а", даже не угадав, вы не испытываете сильного давления ответственности, потому что все равно из "б" и "в" неизвестно, что есть искомое. Если же вам предлагают "а" и "б", то вы рискуете, выбрав "а" и не угадав, как раз уткнуться в то, что не выбранное вами и есть то, что нужно. А нам предлагали, заметьте, "голосуй или проиграешь". То есть, два выбора. Люди бессознательно уходили от того, что является худшим из них, то есть, проиграть, конечно, кто же хочет. Хотя не факт, что если вы проголосуете за кого-то, не победит другой, и не факт, что, оставшись дома и не пойдя голосовать вообще, вы не увидите победителем того, кого хотите.

Другая технология, которая сюда входит - так называемый метод метапрограммы мышления. Человеческие характеристики во многом зависят от таких полярных вещей, как так называемые метапрограммы. Например, многим людям свойственно идти к чему-то хорошему, другим свойственно уходить от чего-то плохого. Кто-то идет к богатству, кто-то уходит от бедности. Кто-то идет к здоровью, кто-то убегает от болезни. Так вот, в советском и постсоветском пространстве подавляющее большинство людей склонно уходить от. И обратите внимание, что было сделано - "голосуй или проиграешь". Нам не показали победу, нам показали поражение, от которого мы и уходили. Вот почему количество людей, пришедших в первом туре на выборы, даже превзошло ожидания самих политтехнологов, к огромной радости Кремля и лично Бориса Николаевича. Ну а во втором туре, как вы помните, была использована противоположная метапрограмма, там уже - голосуй и победишь. Уже дилеммы не было, и нам показывали на победу, что во втором туре сработало гораздо лучше, особенно учитывая, что на него пришли молодые, которых привлекали к этому.

Татьяна Валович: То есть, шли к цели, к победе.

Вадим Седачев: Если бы сделано было наоборот, эффективность была бы на порядок ниже.

Татьяна Валович: Вадим Викторович, а вот анализируя прошедшие в Петербурге недавно выборы губернатора, вот со стороны применения психотехнологий как бы вы оценили, кто из кандидатов пользовался и насколько успешно?

Вадим Седачев: Пользовались, насколько я понимаю, все, хотя качество оставляет желать лучшего. Я так понимаю, что команда Матвиенко, в большей степени не привыкшей голосовать, а привыкшей к административному ресурсу, обратите внимание, ее всегда назначали, это вообще первые выборы в ее жизни, по большому счету, видимо, они рассчитывали, что с Путиным за спиной прорвутся, и так. И, в общем, надо сказать, были на грани. А вот та же Маркова использовала феномен Жириновского достаточно активно, и некоторые технологии, наверное, известные всему городу, по крайней мере, в качестве просто примера вспомните: "Питер, прояви характер", - говорила Маркова. Что это значит? Эта фраза предполагает, что те, кто не за Маркову - это люди бесхарактерные, хотя заметьте, явно это не сказано, и в суде оспорить невозможно, то есть, людям предлагалось проявить характер. Соответственно, так как это говорилось сторонниками Марковой и ее листовками, было ясно голосование за кого означает проявление характера.

Татьяна Валович: А вот такой лозунг, "губернатор -мужская работа", - был ли он просто каким-то проявлением желания сказать, что это действительно мужская работа, или там тоже применялись психотехнологии?

Вадим Седачев: Я думаю, что здесь без совета психотехнологов, или хотя бы психологов, не обошлось. Потому что интересно, хотя здесь акцент делается на мужскую психологию, чтобы мужчина голосовал за мужчину, но любой психотехнолог может объяснить, что эта фраза рассчитана скорее на женщин, и подозреваю, что она принесла определенное количество голосов политику ее применившему.

Татьяна Валович: Вадим Викторович, немножко отвлечемся от выборов и давайте вот поговорим на тему, о которой спрашивал наш корреспондент петербуржцев, какой еде вы отдаете предпочтение, вкусной или полезной?

Вадим Седачев: Лично я? Исключительно полезной.

Татьяна Валович: А скажите пожалуйста, ведь и в рекламе, наверное, применяются психотехнологии, даже в рекламе тех же продуктов питания. Вы можете какой-то пример привести по рекламе - как используются психотехнологии?

Вадим Седачев: Да, конечно, в рекламе они используются постоянно. Пожалуй, основная, по крайней мере, имеющая отношение к телевидению технология, это так называемые ключевые субмодальности. У любой картинки, равно как и у любого звука, есть определенные характеристики. Например, если вы видите некий товар цветным, ярким и приближающимся к видеокамере, или видеокамера наезжает на этот товар, то вы будете реагировать на это сильнее, чем если бы он был черно-белым, неподвижным и тусклым. Хотя, я приведу пример, может, в большей степени не из продуктов питания, но также работает эта реклама и продуктов питания. Вот посмотрите, как рекламируют стиральный порошок. Его обычно сравнивают с так называемым "обычным". "Обычный" показывается черно-белым, стоит неподвижно и, как правило, слетает за ненадобностью со стола. В то время, как тот, который рекламируется - цветной, яркий, на первом плане, естественно, торговая марка, при этом он приближается к экрану, или камера подъезжает к нему. Таким же образом рекламируются и продукты питания.

Татьяна Валович: За здоровый образ жизни я думаю еще никто пока с помощью психотехнологий не агитирует?

Вадим Седачев: К сожалению, почти никто.

Татьяна Валович: Давайте вернемся к нашей основной теме - применению психотехнологий на выборах, у нас есть звонок от нашего слушателя, здравствуйте вы в эфире Слушательница: Я хотела задать вашему гостю вопрос: как он отнесся к такому варианту, когда нынешний губернатор забросала письмами с видами Петропавловской крепости и обещаниями хорошей жизни. Но сейчас мы уже видим, кому будет хорошо: на 35 процентов больше бюджета отдано на содержание аппарата губернатора и только 30 процентов на лекарства для горожан-льготников - 70 процентов дефицит.

Татьяна Валович: Является ли такая рассылка писем массовая какими-то технологиями, в том числе психо?

Вадим Седачев: В общем, да. Хотя в данном случае надо, наверное, видеть листовку, тогда я бы мог конкретно сказать, что использовано в ней. Но учитывая, что используются всем известные образы, в том числе Петропавловская крепость, шпиль Невский, и подобные вещи, кораблики и прочие символы, которые явно ассоциируются с Питером, то любой подобный символ, естественно, позволяет тому, кто листовку создал, или, по поводу кого она сделана, что называется, примазаться к славе.

Татьяна Валович: Насколько я знаю, Матвиенко поздравляла горожан, особенно пенсионеров, с Днем пожилого человека. Причем было очень интересно: буквально моей тете, которая только что, месяц назад, стала пенсионеркой, ей исполнилось 55 лет, пришло это письмо, и она долго смеялась, потому что вообще-то не ощущала себя пожилым человеком, никак.

Вадим Седачев: Бывало еще смешнее. Я слышал, что были случаи, когда молодым пенсионерам, которые только вышли на пенсию, приходили поздравления с тем, что они, к счастью, пережили блокаду и подобные вещи. То есть, конечно, недоделанность подобных технологий вредит, скорее всего, самому кандидату, в данном случае. Что-то там наверняка было. Но конкретно - нужно видеть листовку или услышать от слушателя лозунг. Тогда можно сказать, что там применялось.

Татьяна Валович: Вадим Викторович, а вы согласитесь с тем, что выборы теперь в России - это действительно состязание политтехнологов, психотехнологов?

Вадим Седачев: Да.

Татьяна Валович: То есть, в общем-то, людей постоянно обрабатывают, можно сказать, даже зомбируют. Тогда как от этого защититься?

Вадим Седачев: Защититься от этого, пожалуй, можно только одним способом: нужно знать какие-то из этих технологий и просто-напросто научившись этому, каждый раз вы будете видеть, что применяется именно это.

Татьяна Валович: То есть, предупрежден - значит вооружен?

Вадим Седачев: Да, в данном случае, пожалуй, никто лучше, чем Козьма Прутков, не сказал: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". В этом смысле государство будет продолжать на людей давить, и у людей единственный способ - самим научиться этому противостоять.

Татьяна Валович: У нас еще один звонок от слушателей, здравствуйте, вы в эфире: Слушатель: Скажите пожалуйста, какие психотехнологии явно запрещены при предвыборной кампании, как там 25-й кадр?

Вадим Седачев: Дело в том, что запрещенных психотехнологий не существует. 25-й кадр - это чисто техногенная технология, можно проверить практически, если есть видеозапись, применялась она во время какого-то видеоролика, или нет. Доказать наличие психотехнологий - практически невозможная задача и даже родина NLB - науки о психотехнологиях - США практически не имеют прецедентов, когда суд заканчивался доказательством того, что что-то применялось. В этом плане психотехнологии универсальны, вот почему их так любят политтехнологи и политики, и буквально требуют применять подобные вещи. Невозможно доказать, что во фразе из трех слов, "голосуй или проиграешь", применено 6 технологий.

Татьяна Валович: Но любая власть всегда хотела подчинить себе большинство, и, наверное, можно проследить на истории человечества, как всегда использовались какие то психотехнологии, скажем, КПСС тоже, наверное, применяла какие-то психотехнологии, тоже вот это все зомбирование людей определенной идеологией.

Вадим Седачев: Конечно. Вы понимаете, "Слава КПСС", иностранцы даже спрашивали, кто такой этот Слава. Или: "Партия - ум честь и совесть нашей эпохи". Или помните на стадии уже ранней демократии мы все в бюллетенях писали: "Да, да, нет, да". Кто может вспомнить, на какие вопросы мы это писали? А порядок ответов мы помним, потому что нам вбили его в голову.

Татьяна Валович: Вадим Викторович, но вы-то как раз психотехнолог, то есть вы - человек, который изобретает эти технологии, чтобы людей обработать, вы спокойно спите?

Вадим Седачев: Я сплю спокойно, именно потому, что наша академия дает возможность людям научиться, как это применять. Причем для политиков мы ведем семинары и консультируем за большие деньги, для народа - почти за копейки.

Татьяна Валович: То есть, любой желающий может прийти, прослушать семинар и противостоять обработке мозгов, которая происходит?

Вадим Седачев: Да, естественно, при наличии воли и желании. Многие люди, хотя и возмущаются применению технологий, не имеют ни воли, ни денег, чтобы приучить собственную голову на такие крючки не попадаться.

Татьяна Валович: Вадим Викторович, через месяц будут парламентские выборы, грядут и президентские. Естественно, что психотехнологии не стоят на месте, они развиваются. По сравнению с 1996-м годом, чего вы ожидаете, каких-то новых разработок?

Вадим Седачев: Наверное, не новые будут разработки, но в основном будут просто использовать внутри одних и тех же рекламных роликов и слоганов просто больше технологий. Так же, как "голосуй или проиграешь" - нужно ли придумывать что-то новое, если можно в три слова вставить шетть технологий, и они повлияют так, что Ельцин победит, при таком, в общем-то, пораженческом настроении изначально, и при такой разнице с Зюгановым. Поэтому нового будет немного, и думаю, что просто будут максимально перегружать этими технологиями фразы, так что сопротивляться сознательно людям будет очень тяжело.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены