Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Гость в студии
[26-10-03]

Субботнее интервью.Том Уотт

Гость субботнего эфира Радио Свобода - известный английский спортивный комментатор и писатель Том Уотт. Недавно в Англии вышла книга выдающегося футболиста, капитана сборной Англии Дэвида Бэкхема, под названием "My Side" ("С моей стороны"). Книга эта сразу стала бестселлером. Соавтором знаменитого футболиста выступил Том Уотт - автор трех книг о футболе, ведущий спортивных программ радио "Би-би-си". С Томом Уоттом беседует корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.

Наталья Голицына: Как случилось, что вы стали соавтором Дэвида Бэкхема?

Том Уотт: Я немного знал Дэвида, встречался с ним пару раз. Кроме того, я очень давний друг его агента Тони Стивенса. Тони и предложил Дэвиду мою кандидатуру. Около года тому назад я посетил лондонский дом Дэвида и Виктории Бэкхемов и обсудил с ними этот проект. Так все и началось.

Наталья Голицына: Как же вы писали эту книгу вдвоем?

Том Уотт: Что мы делали… Вначале я писал, используя собственную память или выуживая информацию из газет. Затем я разговаривал с людьми, оставившими след в жизни Дэвида, игравшими какую-то роль в его жизни. Это его отец и мать, Виктория и ее родители, партнеры из "Манчестер юнайтед" - такие, как Гарри Невилл, друзья, такие, как Терри Берн или Дейв Гарднер. Мне хотелось получить общую картину событий в жизни Дэвида, если хотите, ее хронологическую канву. Когда я общался с Дэвидом, меня интересовали эмоциональные детали, его реакция на события, как он чувствовал себя в разного рода ситуациях. Я концентрировал внимание на моментах, о которых только он мог мне рассказать. Технически это происходило таким образом. Я записывал все рассказы на магнитофон, затем распечатывал записи и, встречаясь с Дэвидом, просил прокомментировать собранный материал, проверить факты. Так мы добивались окончательного варианта книги.

Наталья Голицына: В результате этой работы, что нового, неизвестного о Дэвиде Бэкхеме читатель узнает из вашей с ним книги?

Том Уотт: В каком-то смысле все в ней ново, потому что Дэвид впервые сам рассказал о, казалось бы, хорошо известных вещах - своей футбольной карьере и личной жизни. Жизнь его в основном прошла на виду у публики, телекамеры следили за ним с очень раннего возраста. Возможно, что изложенные в книге факты и не новы. Что в ней нового, так это реакция самого Дэвида на события своей жизни, его взгляд на нередко искаженные прессой эпизоды его футбольной карьеры. Причем такие эпизоды книги, как матч сборной Англии против Аргентины во Франции в 1998-м году или женитьба на девушке его мечты Виктории, или рождение сыновей, или его знаменитое пенальти в матче с Аргентиной на последнем первенстве мира – все это, как будто, известные многим вещи. Однако никто не знает, что все это значит для самого Дэвида Бэкхема, как он сам воспринимает эти события своей жизни. Так что все это абсолютно ново.

Наталья Голицына: Обсуждали ли вы с Дэвидом его будущее - не сможет же играть в футбол до конца жизни...

Том Уотт: Часто люди пишут свои воспоминая в относительно молодом возрасте, и нам это нравится. Дэвиду только 28 лет, и, возможно, он слишком молод, чтобы рассказывать о себе. Однако, в его жизни произошло так много событий, что их с избытком хватило на книгу. Думаю, что для него было бы опасно говорить о своем будущем. Лишь за прошедший год с ним произошло столько событий, изменивших его жизнь, что загадывать о будущем было бы смешно. Он вырос в одном клубе, еще мальчиком начал играть за "Манчестер юнайтед". 15 его замечательных лет прошли в этом клубе под опекой Алекса Фергюсона. Это были невероятно успешные и счастливые годы. Сейчас все это изменилось. Он перешел в мадридский "Реал"; а это новый город, новая страна, новый образ жизни, новый язык, новая культура – все изменилось. Все, о чем Дэвид сейчас думает, на чем он сейчас зациклен, - как добиться успеха в новых условиях. Он подписал новый контракт на четыре года, и это та перспектива, дальше которой он не загадывает. Конечно, у него возникали какие-то мысли о далеком будущем. Возможно, он захочет пожить в Америке. Я знаю, что в прошлом ему приходило в голову поработать в детской футбольной школе. Однако говорить сейчас о его планах на будущее – значит, переоценивать их. У него нет сейчас планов за пределами ближайших четырех лет.

Наталья Голицына: Как Дэвид отнесся к своему переходу в "Реал"?

Том Уотт: Думаю, какое-то время он подозревал, что трансфер в "Реал Мадрид" неизбежен. Кризисным моментом в его жизни стало известие – Дэвид был тогда в Америке - что "Манчестер юнайтед" решил его продать "Барселоне". Дэвид ничего не знал о соглашении с "Барселоной". Он знал, что "Манчестер юнайтед" ведет переговоры с другими клубами. Даже его агент Тони Стивенс получил разрешение клуба вести такие переговоры. То, что Дэвид узнал о согласии "Манчестер юнайтед" его продать лишь из клубного пресс-релиза, стало для него потрясением. Стало ясно: для Дэвида в "Манчестере" все кончено. Однако, когда стало известно, что им заинтересовался "Реал" - самый успешный футбольный клуб ХХ столетия, а возможно, клуб с блестящей историей и великими традициями, в котором играют выдающиеся футболисты, - то разочарование сменилось у Дэвида восторгом перед новыми перспективами. На второй план ушли и тревоги по поводу переезда с молодой семьей в новую страну в ситуации, когда его старший сын ходит в школу, а Виктория привязана к родителям и друзьям. Возможность играть за этот футбольный клуб оказалась столь захватывающей, что Дэвида очень быстро увлекла эта перспектива.

Наталья Голицына: Вам не кажется, что в продаже выдающегося футболиста против его воли есть что-то противоестественное?

Том Уотт: Не вижу в этом ничего необычного. Ведь речь идет о профессиональном футболе. Такое случается постоянно. Конечно, иногда игроков вынуждают перейти в другой клуб, и они крайне неохотно на это идут. Однако мы часто забываем, что в подавляющем большинстве случаев это делается по инициативе клуба, это клуб решает, где и с кем играть футболисту. Нельзя сказать, что у Дэвида не было выбора. Он мог выбирать, было известно, что и другие клубы, кроме "Барселоны" и "Реала", заинтересовалось им. Была у него и другая возможность, правда, не слишком реальная: он мог подписать новый контракт с "Манчестер юнайтед". Но, видимо, настал момент, когда для Бэкхема и для клуба лучше всего было расстаться. Клуб был обеспокоен тем, что, по контракту, Дэвид может играть еще два года. И если бы он захотел после этого уйти, 25 миллионов фунтов, которые клуб получил от его продажи "Реалу", были бы потеряны. Когда такие вещи происходят, все сводится к чисто деловым решениям.

Наталья Голицына: Повлиял ли конфликт Дэвида Бекхэма с тренером Алексом Фергюсоном на решение "Манчестер юнайтед" продать своего знаменитого правозащитника? Известно, что недовольство сэра Алекса Бэкхемом дошло до того, что он запустил в него бутсой?

Том Уотт: С точки зрения будущих перспектив Дэвида, это самая главная причина. Если говорить о футболе, то отношения Дэвида с главным тренером "Манчестер юнайтед", возможно, были для него самым важным в жизни. Он и сейчас очень тепло отзывается о Фергюсоне. Ведь на протяжении 15 лет Дэвид ежедневно общался с ним. Однако в их отношениях возникли проблемы. Эти отношения изменились. Возможно, главного тренера не устраивало, в кого превратился Дэвид, не устраивали его образ жизни, и то, что приоритетом для него сейчас стал не футбол, а семья. Что же касается Дэвида, то он, видимо, почувствовал себя взрослым, ощутил потребность в уважении и других отношениях с тренером, который воспитывал его с детства. Разрыв произошел на этой почве. И в силу того, что в прошлом эти отношения были очень важны для Дэвида, этот разрыв оказался очень болезненным. Ведь по существу речь идет о семейном конфликте. Одно из главных достоинств сэра Алекса как тренера – его способность создать у футболистов ощущение, что клуб – это единая семья. При этом в клубе возникают такие же отношения взаимной преданности и сплоченности, такой же неподдельный интерес к жизни каждого футболиста, как в семье. То, что случилось, можно назвать семейным разрывом, такие вещи, увы, случаются. И в книге Дэвид говорит об этом, ему кажется, что люди должны об этом знать. Но при этом важно понимать, что, оглядываясь, Дэвид испытывает к "Манчестер юнайтед" лишь теплые чувства и благодарность, а благодарность к Фергюсону. Разрыв между Дэвидом и сэром Алексом стал главной причиной того, что Дэвид покинул "Манчестер юнайтед" и перешел в "Реал".

Наталья Голицына: Как бы вы оценили Алекса Фергюсона как человека и тренера?

Том Уотт: Когда я писал книгу и говорил с Дэвидом о времени, проведенном им на стадионе "Олд Траффолд" и его отношениях с Алексом Фергюсоном, мне удалось понять, каким образом сэру Алексу удалось превратить "Манчестер юнайтед" в самый преуспевающий клуб британского футбола. У каждого есть свое представление о главном тренере "Манчестер юнайтед" и чаще всего это стереотип, упрощающий образ. Разговаривая с Дэвидом о его опыте 15-летней работы и общения с сэром Алексом, я составил более сбалансированное и достоверное представление об этом человеке. Мне даже иногда кажется, что я понял его подлинную сущность, понял, что делает его выдающимся тренером. Кроме умения создать в клубе семейную атмосферу общей доверительности, он добился лояльности всех футболистов и клубного персонала. Фергюсон неизменно поддерживал своих игроков в трудную минуту, всегда защищал их. У него редкая способность объединять людей. Он знает в клубе каждого молодого футболиста, знает их родителей, знает их семьи, которые всегда приглашает в клуб. Думаю, что самыми интересными страницами книги, наряду с откровениями Дэвида, стали описания отношений сэра Алекса с игроками и персоналом клуба.

Наталья Голицына: Чем вы объясняете невероятную популярность Дэвида Бэкхема по сравнению с другими звездами мирового футбола?

Том Уотт: Причина - сочетание многих факторов: карьера в "Манчестер юнайтед" - клубе, который возродил английский футбол и оживил Премьер-лигу. Игроки "Манчестера" - одни из самых узнаваемых в мире, у них есть болельщики во многих странах. Дэвид был частью всего этого, причем самой важной частью. Сыграла свою роль и его женитьба на поп-звезде. Когда Дэвид встретился с Викторией, она была участницей "Spice Girls" - едва ли не самой популярной поп-группы в мире. Немалую роль сыграла и вовлеченность Дэвида в крупные международные рекламные проекты. Его лицо стало узнаваемым во многих странах, причем даже там, где футбол не пользуется особой популярностью. Ну и, конечно, нельзя забывать, что он - капитан сборной Англии.

Наталья Голицына: В чем, на ваш взгляд, главные достоиства Дэвида Бекхэма- футболиста?

Том Уотт: Больше всего впечатляет в его игре даже не техническое мастерство, а эмоциональная вовлеченность в игру, то, что каждую минуту на поле он проводит с чувством невероятной ответственности. Конечно, он замечательный атлет и покрывает во время игры намного большее расстояние, чем кто-либо из других участников матча. Он много работает на поле, полностью выкладываясь. Впрочем, это всем бросается в глаза. Есть футболисты, обладающие особым умением делать на поле что-то одно, - будь это точность паса или феноменальный дриблинг. В игре Дэвида выделяются прежде всего огромная работоспособность и ответственность. Причем все, что он делает на поле, он делает во имя коллективной игры. Это можно сказать о нем и как о человеке, не только как о футболисте. Тот факт, что на первое место в жизни Дэвид ставит семью, семейные ценности, во многом объясняет его преданность команде и клубу, в котором он играет. Поэтому многие болельщики идентифицируют себя с ним. Мы чувствуем с ним какую-то особую связь – и как с личностью, и как с футболистом.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены