Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Гость в студии
[12-09-03]

Евгений Мезенцев

Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Ольга Писпанен: Сегодня у нас в гостях Евгений Михайлович Мезенцев, художественный руководитель детского аудиовизуального творчества "Надежда". С 6 по 12 сентября в Петербурге и городах Ленобласти прошел первый международный фестиваль детского аудиовизуального творчества "Надежда". То есть, сегодня последний день, подведение итогов, вы сказали, "пережить бы этот день", понятно, что главную интригу фестиваля вы раскрыть не можете, но скажите хотя бы, вот он удался, получилось то, что задумали?

 Евгений Мезенцев

Евгений Мезенцев: Конечно, получилось. И это приятно отметить. Но в этой бочке детского меда было несколько ложек дегтя. Не принято говорить, вот, у нас все хорошо, все замечательно, чтобы начальство не обиделось, чтобы на следующий фестиваль денег дали. Нет, я думаю, все-таки об этом дегте надо поговорить. Если позволите. немножко позже, потому что все-таки, на мой взгляд, фестиваль удался. В своем слове на открытии я говорил, что наш фестиваль - это все для детей, и так оно и есть. Это абсолютно точно. Мы проводим наши мероприятия, и в городе, и в области, потому что это совместный проект областного и городского правительства, будем так говорить, и министерства культуры. Это три кита, на которых стоит фестиваль. Они такие хиленькие, очень финансово неспособные, но все-таки их трое. Это приятно, потому что все-таки это же для ребят делается. Это делается не для меня, ленфильмовского кинематографиста, это делается для детей. Поэтому все это удалось. Мне кажется, что да. Пример: у нас было мероприятие в двух городах области, в Тосно и Луге. В Тосно было два сеанса, один для маленьких детей, им показывали диснеевский мультипликационный фильм, было 600 человек народу. Потом в зал пришли дети старшего возраста, им показывали чешскую картину художественную, было 600 человек народу. За один день мероприятия нашего фестиваля посетили 1200 ребят. Вот это - радость, которая для меня превыше всего, превыше денег, превыше всей гадости, которая творится. 1200 ребят пришли, посмотрели, и вчера мы проводили такое же мероприятие в Луге - 700 человек ребят. Но если бы вы послушали реакцию этих ребят на то, что им говорят актеры, которых мы привезли, на то, что происходит на экране... Потом в программу этого мероприятия мы включили фрагменты из их фильмов - это радость была невероятна. И еще был фрагмент, когда ребята были сняты, когда они входят в зал, входят в дом культуры, они увидели сами себя, визг, песни и аплодисменты стояли такие... Профи какие-нибудь такого сделать не могут. Потому что ребята - это освобожденные эмоции.

Ольга Писпанен: Что говорит о том, что у нас дети не избалованы совершенно вниманием к себе.

Евгений Мезенцев: Да, конечно, не избалованы. Но я хочу сказать, что мы стараемся. Впервые мы сделали такой фестиваль. Действительно, соединить крохи реанимированного детского кино, которое делается у нас в стране с фильмами, которые делают дети, мне кажется. их даже больше чем профессиональных, дорого это стоит, не в смысле денег, а по силам, по времени. Но мы преодолели этот этап. И результат, на мой взгляд, конечно замечательный. Как сейчас молодежь говорит: "Супер". Вот такое супермероприятие, суперфестиваль, и все для наших суперребят.

Ольга Писпанен: Евгений Михайлович, в рамках фестиваля у вас была открыта еще и лаборатория детского творчества, где дети сами творили, сами снимали кино и мультики, вот об этой истории фестивальной?

Евгений Мезенцев: Во-первых, это опять же ноу-хау нашего фестиваля. А в Луге на базе киностудии "Лунгафильм" под руководством Владимира Попова мы провели лабораторию компьютерной анимации. Эта творческая лаборатория. Там есть все техническое оборудование, обслуживание, и за эти 6 дней фестиваля ребята сделали мультики. Я вчера их посмотрел. Потрясающе. Это 10-12-20 секунд, такая россыпь брильянтов. Они, наверное, были сконцентрированы и в мыслях, и в задумках и во времени, они не распылялись. и вот время спрессовали, и сделали. Потрясающе.

Ольга Писпанен: А вот что за темы волнуют сейчас детей?

Евгений Мезенцев: Их волнует наша жизнь. Их волнует наша жизнь.

Ольга Писпанен: То есть. это не сказочное пространство?

Евгений Мезенцев: Нет, это реальная жизнь. Ладно, простят меня авторы, мультик: человечек идет по зеленому полю. Подходит к урне, где написано: "Для мусора", - снимает свою голову, высыпает оттуда мусор, ставит голову на место, встает солнышко золотистое, и этот человечек с улыбкой на лице в другой позе идет по этой травке, и хорошо себя чувствует. Потрясающе. Емко, четко по мысли. Выкинь мусор из головы, и жить будешь хорошо, и жизнь у нас всех будет прекрасна. Такой фильм достоин венецианских, каннских, не только наших наград, не знаю, как решит жюри, тут я ничего не могу сказать, но я бы, конечно, дал приз такому фильму.

Ольга Писпанен: Евгений Михайлович, мы поговорили о бочке меда, сейчас хотелось бы поговорить об этой самой ложке дегтя – какие проблемы выявил фестиваль?

Евгений Мезенцев: Одна проблема. Самая главная и самая чудовищная: полное безразличие людей, которые занимаются детскими проблемами, к тому, что с детьми происходит. Все мероприятия нашего фестиваля бесплатные. И что же происходит, допустим, с городским киноцентром "Родина". Городской киноцентр. На улице при входе ни одной афиши, ни одной надписи, ни одного плаката о том, что в "Родине" демонстрируются бесплатно для всех детей города фильмы фестиваля.

Ольга Писпанен: Там еще даже подарки раздавали, я знаю.

Евгений Мезенцев: Подарки. У нас есть партнеры, которые принесли в наш офис на "Ленфильме" огромное количество подарков. 3,5 тысячи авторучек, на которых написано: "Международный детский фестиваль "Надежда". Не цена этой ручки, а ребенок пришел, взял получил блокнотик и ручку, где написано: "Международный фестиваль". Потрясающий подарок сделала нам фирма "Ольга" нам и нашим детям. Но я возвращаюсь к "Родине" - ни одной афиши, ни одного плаката, хотя у нас сделан огромный баннер с эмблемой нашего фестиваля, но зато при входе написано: "Бар, ресторан Сплендид Палас". Афиша кинотеатра, детского киноцентра "Родины" - это "Запах женщины", "Аромат женщины", рядом "Блинная", где в большом ассортименте пиво, водка и так далее. И ни слова о нашем фестивале.

Ольга Писпанен: Да и по городу рекламы очень мало.

Евгений Мезенцев: Может, в этом мы виноваты. У нас был не очень большой бюджет, и мы заказали 200 афиш, которые были расклеены по городу. Конечно, для нашего города 200 штук это мало. Но ведь у нас же есть комитет по образованию в нашем городе. У нас есть комитет по делам молодежи, юношества, детства. При правительстве нашем, что же, комитет по культуре города, он что, для себя делает этот фестиваль? А эти что комитеты? То есть полное безразличие. А кинотеатры - они берут с нас, с оргкомитета фестиваля, деньги за сеанс. Мы им перечисляем эти деньги, и все, больше ничего их не волнует, деньги получены, сеанс куплен, и все. Но когда мы недоплатили детскому киноцентру "Родина" за детское мероприятие, нашего детского фестиваля, мне директриса этого кинотеатра сказала: "Я завтра отменяю просмотр". Вот это отношение этих людей. Директора кинотеатра "Дружба", второй кинотеатр, где проходит просмотр, я вообще не видел, никогда. Вот приезжают работники нашего оргкомитета, демонстрируют кино, в зале немного народу, кончается просмотр, ребятам очень нравится, ребята очень довольны, кто попал на этот просмотр, мы сворачиваем вещи, уезжаем, все... Полное безразличие вот этих... Понимаете, ну президент поздравил с открытием наш фестиваль. У него других забот, как детский фестиваль Санкт-Петербурга, наверное, нет. Но он нашел и время, и желание поздравить с открытием наш фестиваль. А все остальные люди вот такое полное...

Ольга Писпанен: И получается, что в залах было все-таки мало детей?

Евгений Мезенцев: В городе мало, на мой взгляд. Хотелось бы, конечно, больше. Вот кинотеатр "Родина" - там 450 мест, на первом просмотре, где присутствовали члены жюри, где была наш президент Ирина Роднина, председатель жюри Людмила Чурсина, там было народу достаточно много, почти полный зал... Потом это все было, так или иначе... Но я должен отметить, что помимо вот этой радости, Лужская и Тосненская наши фестивальные эпопеи, они перекрывают и по радости, и по эмоциям, и по всему вот такое отношение.

Ольга Писпанен: То есть, в Ленинградской области больше внимания уделяется детям, получается?

Евгений Мезенцев: Безусловно, и больше внимания, и людей, которые это организуют, у них есть желание это сделать. На лице директрисы кинотеатра "Родина" одно желание, не буду говорить, какое.

Ольга Писпанен: А почему у вас президентом фестиваля стала Ирина Роднина, человек, далекий от кино, больше в мире спорта зарекомендовавший себя?

Евгений Мезенцев: Во-первых, она замечательная женщина. Во-вторых, потрясающая мать. А президентом нашего фестиваля может стать любая мать нашей страны. Но Ирина Роднина, помимо того, что она спортсменка замечательная, человечек замечательный, она член президентского совета, неправильно, член президиума совета при президенте РФ по физической культуре и спорту по работе с детьми. То есть, она занимается в этом президентском совете детьми, и сам Бог велел ей быть с нами, потому что, казалось бы, Чурсина - тоже великая наша артистка, но она сыграла столько ролей, что все школьники знают ее персонажей. Поэтому мне кажется, что это наша победа и моя победа, что я уговорил Ирину Роднину стать президентом нашего фестиваля. Она, кстати, сейчас в городе и будет принимать участие в работе нашего закрытия.

Ольга Писпанен: Евгений Михайлович, как вы охарактеризуете обстановку, которая сложилась сейчас в детском творчестве, творчестве для детей – если дальше и снимаются анимационные фильмы, и даже получают "Оскара", об этом практически не знает ребенок, который хочет, например, пойти в кинотеатр, посмотреть детское кино, российское детское кино.

Евгений Мезенцев: Вот вы в новостях сказали, что Петербург готов на 80 процентов к зиме. А мы все живем в тех 20, потому что у нас всегда плохо, холодно, и так далее. И наше кино тоже живет в 20 процентов. Если только не в 20, а, наверное, в 5, или 1 процент. Кому нужен детский фильм?

Ольга Писпанен: Детям.

Евгений Мезенцев: Детям нужен, безусловно. Но "бизнесменам" он не нужен, потому что его нужно снять, это дорого стоит, его потом нужно продать, это тоже дорого стоит, и потом нужно прокатывать. Это все...

Ольга Писпанен: Ну, последствия фестиваля дают какую-то возможность прокатывать российские детские фильмы...

Евгений Мезенцев: Последствия Венецианского фестиваля дают, когда Звягинцев получил замечательный приз и честь и хвала. У нас нет 100 миллионов долларов, чтобы дать режиссеру на следующий проект детского кино. У нас бюджет в рублях, и в очень небольших. Вот когда будет, когда мы дорастем, тогда мы будем помогать этому процессу развиваться. Мне кажется, что мы должны, наш фестиваль, и думаю, что будем работать в этом направлении, заниматься не только профессиональным кино для детей, а еще вот направлением - дети, которые сами делают кино, им надо помогать побольше.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены