Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
8.9.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Гость в студии
[02-08-02]

Руслан Линьков

Ведущая петербургского часа Радио Свобода Татьяна Валович: Сегодня у нас в гостях председатель петербургского регионального отделения партии "Демократическая Россия" Руслан Линьков. Руслан, скажите, пожалуйста, вчера вы проводили митинг против пыток и взяточничества в прокуратуре, как он прошел? Потому что при попытке провести аналогичное мероприятие в марте этого года городская администрация сделала все, чтобы воспрепятствовать этому.

Руслан Линьков: Он прошел тихо и спокойно, я имею в виду, со стороны наших оппонентов не было предпринято никаких провокаций, не было никаких действий по воспрепятствованию проведения митинга. Я полагаю, что просто-напросто, городские власти, городская прокуратура и милиция, которые препятствовали ранее проведению нашей акции, были научены и получили серьезный урок в ходе судебных разбирательств. Поскольку у нас было четыре судебных процесса после запрещенного в марте, 14-го марта мы планировали провести этот митинг там же у стен городской прокуратуры, после запрещенного митинга и после того, как в отношении нас были составлены протоколы якобы имевшего место административного правонарушения, после этого мы выиграли четыре судебных процесса в городе Санкт-Петербурге, два в районных судах и два в городском суде.

Татьяна Валович: Как вы считаете, почему прокуратура в течение всего разбирательства, она, по-моему, четырежды, как вы сказали, пыталась воспрепятствовать законности принятия решения суда, как вы оцениваете поведение?

Руслан Линьков: Вероятно, прокурорам просто не хотелось публичного обсуждения тех проблем, которые накопились сейчас в правоприменительной системе города Санкт-Петербурга и, в частности, в самой прокуратуре. Если говорить о конкретных проблемах, которые там существуют, давайте посмотрим ситуацию, складывающуюся с реализацией судебно-правовой реформы в городе Санкт-Петербурге после вступления в силу нового УПК первого июля текущего года. Если смотреть по Москве, например, то количество задержаний людей до того, как следствие обращалось в суд с просьбой дать санкцию на их арест, сократилось в десятки раз. Примерно 20% обращений правоохранительных органов в суды с просьбой дать санкцию на арест не удовлетворяется. И в абсолютных цифрах за неделю действия УПК примерно 45 обращений в городе Москве было за санкцией на арест. Если сравнить с предыдущими годами или предыдущими месяцами, до вступления нового УПК, то в неделю по Москве было 260 санкций прокуроров на задержание граждан. То есть это очень серьезные разительные расхождения - 45 сейчас, 250 до вступления нового УПК. По Санкт-Петербургу подобных изменений не происходит. Более того, городская прокуратура настаивает на том, чтобы судебные решения в отношении лиц, которые уже находятся в местах лишения свободы, и суды меняют им меру пресечения с содержания под стражей на подписку о невыезде, чтобы эти судебные решения не выполнялись. Даются прямые указания прокуратурой города Санкт-Петербурга Министерству юстиции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в чьем ведении и подчинении находится система ГУИН, исполнения наказаний, не выпускать из мест лишения свободы людей, находящихся под следствием, которым изменена мера пресечения судом. То есть не выполнять решение суда. Подобные действия остаются абсолютно безнаказанными, несмотря на то, что в новом Уголовном кодексе Российской Федерации существует 315-я статья, где устанавливается ответственность за неисполнение решений суда. Существует 301-я статья, которая гласит о недопустимости незаконного содержания людей под стражей. Однако, ни та статья, ни другая не действуют. Почему они не действуют? Потому что прокуратура Санкт-Петербурга призвана надзирать за соблюдением законности в городе Санкт-Петербурге, то есть она сама нарушает эти законы, призывает нарушать другие министерства и ведомства, и сама же следит за тем, как исполняются эти законы.

Татьяна Валович: Каковы основные требования правозащитных движений, которые приняли участие во вчерашнем митинге по отношению к прокуратуре в нынешнем составе?

Руслан Линьков: Мы полагаем, что если говорить о прокуратуре Санкт-Петербурга, то, естественно, должен прийти новый прокурор, честный, порядочный человек, знающий законы и не берущий взяток. Мы полагаем, что нынешний прокурор Иван Иванович Сыдорук не соответствует занимаемой должности, и он должен уйти, так же как его первый заместитель Борис Салмаксов, который и рассылает подследственным изоляторам письма с требованиями не выпускать из мест лишения свободы людей, освобожденных судами. Мы полагаем, что в целом по стране необходима полная переаттестация всех сотрудников правоохранительных органов и прокуратуры в первую очередь на предмет знания нового Уголовного кодекса, нового Уголовно-Процессуального кодекса, а, главное, Конституции Российской Федерации, действующей с 93-го года.

Татьяна Валович: Дело в том, что такая переаттестация, как вы считаете, возможна ли он в законных рамках, чтобы она действительно была проведена на честных основаниях? Потому что, понятно, что прокурорских работников не хватает, мало, кто хочет туда идти. И действительно, если такая переаттестация будет проведена, не будет ли это просто формальным актом, как этого избежать?

Руслан Линьков: Я считаю, что переаттестация необходима по целому ряду причин и в первую очередь для того, чтобы привлечь в прокуратуру новые свежие силы. Потому что прокуратура у нас является последним оплотом, если еще вспомнить, по-моему, ФСБ у нас не реформировано, две организации, которые не подверглись реформированию в ходе демократических реформ в нашей стране. И поэтому в данных структурах существует старый советский подход к реализации законов и защите прав человека. То есть права человека там никогда не защищались, и законы там трактовались так, как хотелось руководству этих органов или тем людям, которые были носителями и исполнителями советской идеологии. Нам кажется, что очистка прокуратуры, и ФСБ в том числе, от тех людей, которые были носителями старой идеологии и не хотят жить по нормальным демократическим законам Российской Федерации, позволит привлечь в данные структуры новых людей, которые к законам будут относиться с большим уважением.

Татьяна Валович: Руслан, скажите, пожалуйста, как соответствует закон "О прокуратуре" с нововведенным Уголовно-Процессуальным кодексом?

Руслан Линьков: Во-первых, он никак не соответствует Конституции Российской Федерации, а уж новым Уголовному кодексу и Уголовно-Процессуальному он абсолютно противоречит. Дело в том, что ныне действующий закон "О прокуратуре" содержит в себе основополагающие принципы, заложенные еще при Иосифе Виссарионовиче Сталине. И прокуратуре предоставлено право как вести следствие, так и предъявлять, поддерживать обвинение в суде и еще надзирать над законностью в ходе следствия. То есть прокуратура сама следит за тем, насколько она же законно ведет следствие и насколько она законно предъявляет обвинение и поддерживает его в суде. То есть, на наш взгляд, это абсолютно недопустимые в цивилизованном государстве вещи. Мы полагаем, что у прокуратуры необходимо изъять функции следствия, сохранив над ней надзор и поддержание обвинения в суде, и передать функции следствия в единый следственный комитет Российской Федерации, который необходимо создать на базе МВД, забрав функции ведения следствия и у таких структур, как, например, ФСБ, налоговая полиция, таможенная. У нас достаточно большой перечень тех организаций, которые самостоятельно возбуждают уголовные дела и ведут по ним следствие. Используется, в большей мере, конечно, прокуратурой Российской Федерации, в политических целях или коммерческих целях для сведения политических, либо коммерческих счетов между различными политическими и коммерческими группировками.

Татьяна Валович: Сейчас в Петербурге, несмотря на летний сезон, в общем-то достаточно активно продолжается политическая жизнь. Вероятно, это связано с тем, что все партии стали готовиться к выборам в Законодательное собрание. Как вы считаете, в связи с проведением выборов в новое Законодательное собрание, участие прокурора и прокуратуры в прошлых выборах было достаточно негативное, в связи с этим, каковы ваши действия и предложения?

Руслан Линьков: В том числе и именно с проведением выборов мы настаиваем, чтобы в городе Санкт-Петербурге произошли серьезные изменения в городской прокуратуре. Мы помним, как в 98-м году городской прокурор Иван Иванович Сыдорук участвовал в избирательной кампании, результатом чего стало избрание в 9-м округе города Санкт-Петербурга небезызвестного Юрия Шутова, который сейчас находится в следственном изоляторе по обвинению в организации, по-моему, восьми заказных убийств, и дело находится в суде. Дело в том, что Иван Иванович Сыдорук, используя свое влияние, используя свое должностное положение, буквально за день до выборов, когда агитация уже была запрещена, выступил по телевидению и заявил, что у кандидата по 9-му округу Юрия Кравцова, тогдашнего председателя законодательного собрания, члена Совета федерации, одного из лидеров демократического движения города Санкт-Петербурга, что у него есть некое нарушение законодательства "О выборах", и против него возбуждено уголовное дело о подкупе избирателей. Естественно, Кравцов уже не мог выступить с опровержением, не мог каким-то образом оправдаться, рейтинг доверия его резко снизился, и в воскресенье избиратели проголосовали за гражданина Шутова. В понедельник выяснилось, когда туман и пелена выборные сошли, выяснилось, что прокурор города Санкт-Петербурга просто-напросто обманул и ввел избирателей в заблуждение. Никакого уголовного дела в отношении Юрия Кравцова по подкупу избирателей возбуждено не было. Однако роль прокурора в выборной кампании оказалась очень серьезной. Мы помним, как прокурор города назначался на эту должность, тоже в 98-м году в феврале, когда в Законодательное собрание приходили сотрудники городской администрации и мотивировали необходимость назначения именно этого прокурора на данную должность наличием на него некоего компромата. Я полагаю, это не может служить, наличие компромата, не может служить поводом для назначения прокурора. Поэтому мы настаиваем, еще раз обращаемся и к президенту Российской Федерации, к его администрации, к Дмитрию Николаевичу Козаку и к Генеральному прокурору с требованием заменить нам городского прокурора.

Татьяна Валович: В Петербурге шел сбор подписей за отставку Сыдорука. Какова судьба этого документа?

Руслан Линьков: Сбор подписей за отставку Ивана Сыдорука состоялся в прошлом году. Было собрано около пяти тысяч подписей. И депутат Государственной Думы Юлий Рыбаков, который инициировал этот сбор, передал эти подписи президенту Российской Федерации и Генеральному прокурору Устинову. От президента мы ответа, к сожалению, не получили, а из Генеральной прокуратуры пришел ответ, что коллеги Ивана Сыдорука, к сожалению, не обнаружили тех фактов, которые бы позволили отстранить прокурора Санкт-Петербурга от занимаемой должности.

Татьяна Валович: Руслан, ваша партия в мае проводила достаточно интересную такую акцию "К 300-летию города - нового губернатора". Причем тогда вы говорили, что, может быть, действующий губернатор города осознает, что он не соответствует занимаемой должности или же Законодательное собрание предпримет какие-то шаги, и до окончания срока у нас появится новый губернатор. Как вы считаете, сейчас губернатор заявляет о том, что в общем-то не против баллотироваться и в третий раз на новый губернаторский срок, вы по-прежнему думаете, что существует возможность до окончания губернаторского срока замена губернатора?

Руслан Линьков: Конечно, это предусмотрено всеми действующими законами как Санкт-Петербурга, так и федеральным законодательством. У нас губернатора может снять президент по соответствующему представлению, если губернатор нарушает Конституцию и законы Российской Федерации. У нас губернатор может быть отстранен депутатами Законодательного собрания, ему может быть выражен импичмент. И так же, если в отношении губернатора вступил в силу обвинительный приговор суда по тому или иному уголовному делу. А мы знаем, что сейчас вокруг Смольного только уголовные дела и возникают . Мы не исключаем, что Владимир Анатольевич Яковлев не сможет руководить городом до окончания второго срока полномочий, и убеждены, что третий срок ему уж точно не грозит в кресле губернатора, во всяком случае. Я думаю, что действующий устав города Санкт-Петербурга, если даже в него будут внесены изменения в части, позволяющей, предположим, избираться губернатору на третий срок, это не будет относиться к ныне действующему Владимиру Анатольевичу Яковлеву. Поскольку, когда он избирался впервые в 96-м году, действовал санкт-петербургский региональный закон "Об органах государственной власти", где устанавливалось четкое ограничение - два срока и не более. На основании этого закона был принят устав, эта норма перекочевала в устав Санкт-Петербурга, где было написано, что не более двух полных сроков подряд одно и то же лицо может занимать должность губернатора Санкт-Петербурга. А законы у нас, как известно, обратной силы не имеют. И если внесены поправки в устав будут, то они, естественно, отнесутся уже к следующему губернатору, но никак не к Владимиру Анатольевичу Яковлеву, как бы ему ни хотелось зацепиться за кресло.

Татьяна Валович: Но вот сейчас электорат постепенно пиаровскими такими кампаниями приучают к мысли, что губернатор Яковлев сможет избираться и на третий срок. Как раз вчерашнее подписание соглашений между петербургскими "СПС" и "Яблоко", они объединились для того, чтобы этого не допустить. Как вы считаете, действительно ли происходит объединение демократических сил в Петербурге? И насколько это реально найти компромисс для того, чтобы не забывать об основных идеях, ради чего все демократические партии были созданы?

Руслан Линьков: Вы знаете, здоровой критики справа нашим коллегам из "Союза правых сил" и из "Яблока" явно не хватает. Мне кажется, что, к сожалению, кроме предвыборных каких-то действий и, тем более, совместных действий со стороны этих политических сил в Санкт-Петербурге ничего и нет. Никакой постоянной планомерной работы, связанной с встречами с избирателями, работы правозащитной, связанной с судебными делами. Например, у нас в судах сейчас достаточно большое количество дел по искам нашей партии к администрации Санкт-Петербурга, где мы отстаиваем права граждан. К сожалению, от "Союза правых сил" и от "Яблока" такой планомерной и постоянной работы нет, есть только объединительная пресс-конференция и подписание каких-то меморандумов, которые в конечном счете не выполняются.

Татьяна Валович: Каковы ваши планы на участие в выборах в Законодательное собрание?

Руслан Линьков: Я не планирую участвовать в выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены