Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Гость в студии
[22-05-03]

Георгий Васюточкин

Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Ольга Писпанен: Сегодня у нас в гостях Васюточкин Георгий Сергеевич, краевед, член Всемирного клуба петербуржцев. Георгий Сергеевич, в начале нашей беседы хотелось бы поговорить о краеведении. Родина, Россия, родимый край - эти слова, к сожалению, как мне кажется, утратили, в последнее время утратили для нынешних школьников былую силу звучания. Вот как вернуть детям ощущение единства с тем, что мы называем родина, малый край?  Георгий Васюточкин

Георгий Васюточкин: Петербург вряд ли можно называть малым краем. "Петербург - или столица империи, - говорил Андрей Белый, - или нет Петербурга". Так что вот это имперское чувство истребить никакими административными акциями невозможно.

Ольга Писпанен: А школьники это ощущают, как вы думаете, имперское чувство?

Георгий Васюточкин: Школьники живут в общем жизненном процессе и не могут, даже если бы этого хотели, самоизолироваться от всего того величия, которое их окружает повседневно.

Ольга Писпанен: Сейчас далеко не во всех школах существует такой предмет, как краеведение как вы думаете, почему, и нужен ли все-таки такой предмет?

Георгий Васюточкин: Он существует во многих школах, но в качестве факультативного курса, и это правильно: у школьника интерес, и аппетит к познанию должен проявляться достаточно рано, у настоящего ребенка. Есть громадная возможность узнать о Петербурге из других источников информации, и просто сейчас функционирует множество выставок, стендов, лекториев, так что нужно просто немножечко заинтересоваться, а те, кому ничего не интересно, облекают себя на скучную жизнь, только и всего.

Ольга Писпанен: Получается, задача - заинтересовать. Ведь сам школьник не может проснуться с мыслью, что вот, мне бы очень хотелось сегодня пойти в музей истории Петербурга, или в антропологический, или Арктики и Антарктики. Этим образованием должны заниматься, этой программой образования детей должна заниматься школа, либо родители, семья, кто-то должен за это отвечать?

Георгий Васюточкин: В первую очередь, конечно, семья, во вторую – школа, и, мне кажется, куда важнее собственный интерес, удивление до восторженного захлеба при виде, скажем, шпиля Адмиралтейства или Сфинксов, иначе, наверное, все это будет впустую.

Ольга Писпанен: Но, наверное, не каждый ребенок так открыт восприятию, опять же это, наверное, зависит все-таки от воспитания, тем не менее, наш город, конечно, совершенно удивительный, по красоте, архитектуре, своей истории, и все-таки, наверное, должен быть специальный предмет, не факультативный, рассматривался ли когда-нибудь этот вопрос в Министерстве образования, или в каких-то местных комитетах по образованию?

Георгий Васюточкин: Специального обязательного предмета - "петербурговедения" - нет, и вряд ли он появится, но существуют легальные возможности, о которых знают в каждой школе, по-видимому, каждый ученик, как пополнить свое образование в этой части - во Дворце творчества молодежи. Там функционируют прекрасные программы, опытные методисты, вот я захватил с собой несколько сборников научных работ школьников Петербурга по истории города, там функционирует несколько программ, это для школьников, для школьников с большими культурными запросами, к их услугам Институт Петербурга, это уже солидное учебное заведение, которое готовит будущих экскурсоводов, преподавателей петербургского краеведения, его инициатором был Густав Александрович Богуславский, он и остается лидером этого института, и там читают лекции все самые виднейшие специалисты города, и по архитектуре, и по истории, и по искусству, так что печалиться нечему.

Ольга Писпанен: Так что, все-таки хорошая у нас ситуация с краеведением. Тогда немножко в сторону от центра, от Петербурга - краеведение изначально присутствовало во всех публичных библиотеках в виде специализированных отделов, в областных, городских, районных - в форме выставок, краеведческих музеев, не секрет, какая сейчас ситуация финансовая в стране с государственными дотациями, библиотеки эти - существуют ли, как они держатся, вот эти краеведческие музеи, областные, местные?

Георгий Васюточкин: Никогда они не пользовались таким уж шумным успехом, конечно, были времена, особенно начало 90-х, когда библиотечное дело хирело, и музеи закрывались, но не из-за отсутствия интереса, а по прозаическим обстоятельствам: начинала протекать крыша, ремонт делать было некому. Сейчас все обустраивается.

Ольга Писпанен: Вот краеведение идет рука об руку с историей, историей Отечества, в ХХ веке история Россия несколько раз переписывалась - история краеведения переписывалась ли когда-либо, и может ли быть такая ситуация, когда нужно будет в соответствии с задачами правительства, курсом делать какие-то пометки, помарки?

Георгий Васюточкин: Она не переписывается, она продолжается. Основоположник петербургского краеведения - Николай Павлович Анциферов, имя достаточно известное, святое для специалистов, и как раз, начиная с 1996-го года, в Петербурге проходят очень известные и престижные анциферовские конкурсы. Сейчас объявлен очередной, третий, анциферовский конкурс на лучшее произведение о Петербурге по истории, истории культуры, архитектуре, по текущим обстоятельствам, по четырем рубрикам: научная публикация о Петербурге, популярная публикация о Петербурге, публикация зарубежного автора о Петербурге, и присуждают также анциферовскую премию по совокупности заслуг в петербурговедении. И, уверяю вас, десятки, если не сотни, авторов, в том числе и юных, бывают представлены в числе конкурсантов.

Ольга Писпанен: Георгий Сергеевич, хотелось бы поговорить о Всемирном клубе петербуржцев - что это за клуб, кем он организован, когда, и сфера его деятельности?

Георгий Васюточкин: Он учрежден в январе 1991-го года группой лиц, не чиновных, не знатных - любителей петербургской культуры, я вхожу в их число. Клуб не стремится завоевать свое место в кругах так называемой элиты, у него свои задачи и интересы, это общественная некоммерческая организация. В уставе, который был принят тогда же, в 1991-м году, задачи и цели клуба были определены с достаточной юридической полнотой. Но в пору президентства Никиты Алексеевича Толстого, графа Толстого, который был первым президентом, превалировал дух свободной любви с Петербургу: он соглашался стать президентом при условии, что ничего не будет делать. Предполагалось, что инициатива должна естественным образом исходить от каждого. Сейчас это уже все-таки более стандартизованная организация, есть моменты формального регламента, есть определенная выраженность на международной публичной сфере, наши представители бывают за рубежом в Нью-Йорке, Лондоне, недавно в Лейпциге. Есть определенная группа людей, которая представляет клуб в таких мероприятиях, но самое главное поле деятельности, все-таки - внутренняя творческая жизнь. У нас немало интересных лиц - это Андрей Ниханов, руководитель симфонического оркестра, Алексей Емельянов - заслуженный артист России, Элеонора Скоморовская - пианист, артистка, дочь знаменитого джазового дирижера Якова Борисовича Скоморовского, она недавно получила вместе со Светланой Мудрецовой почетный приз, представляя Всемирный клуб петербуржцев на конкурсе русского романса имени Изабеллы Юрьевой в Таллинне в конце апреля, и многие другие специалисты, врачи, строители, ученые. Всего в составе клуба не может быть более 122 человек - такова высота шпиля Петропавловского собора, так что принимают сюда с большой осторожностью. Сколько членов зарубежных всемирного клуба - я эти справки не захватил, но все-таки костяк составляют петербуржцы, и преимущественно - петербуржцы по праву первородства.

Ольга Писпанен: То есть, 122 человека, и ни в коем случае не больше?

Георгий Васюточкин: Да.

Ольга Писпанен: Что-то может изменить эту цифру - вдруг осядет Петропавловка, вдруг как-то, наоборот, настроят шпиль, и он будет чуть повыше - 123 метра, тогда изменится количество членов вашего клуба?

Георгий Васюточкин: Это скорее в сфере приятных домыслов. Это исходит от нашего нынешнего президента почтенного, Михаила Борисовича Пиотровского, который предложил это число в качестве естественного ограничителя, а правление клуба с этим согласилось.

Ольга Писпанен: У вас закрытый или открытый клуб?

Георгий Васюточкин: На так называемые мероприятия, а лучше сказать - вечера клуба приходит кто угодно, бесплатно, по анонсам в печати, сообщениям по радио и телеканалам, разве что ограничен доступ на ежегодные ассамблеи в Эрмитажном театре, которые проходят с участием ведущих лиц города.

Ольга Писпанен: Но это, наверное, самое интересное.

Георгий Васюточкин: Но вот туда - единственное, куда можно попасть только по членским билетам, это на Рождество и на праздник Петербурга, 27 мая, две ассамблеи в год.

Ольга Писпанен: А что там происходит, чтобы знали те, кому не попасть никогда туда?

Георгий Васюточкин: Можно поговорить, скажем, с Олегом Басилашвили, Кириллом Лавровым

Ольга Писпанен: Это тоже члены Всемирного клуба петербуржцев?

Георгий Васюточкин: Да. Можно поговорить с членами городской администрации, расспросить о текущих проблемах или планах и просто находиться в живом человеческом контакте.

Ольга Писпанен: А как можно стать членом этого клуба, если это вообще возможно?

Георгий Васюточкин: Для этого нужно, прежде всего, обратить на себя внимание своими творческими инициативами, что-то предложить, это, разумеется, будет опробовано, а потом, если человек понравится, нужно представить две рекомендации в правление от действительных членов клуба, и тогда на основании этих рекомендаций правление, скорее всего, примет кандидата в члены.

Ольга Писпанен: Но ведь только 122 члена может быть в вашем клубе, и если я совершу что-то совершенно замечательное для города, и я петербуженка - я встаю в очередь на лист ожидания?

Георгий Васюточкин: Конечно, очередь существует, к сожалению, это неотвратимо, происходит естественная убыль, у нас уже нет таких членов, как Анатолий Александрович Собчак, Аскольд Анатольевич Макаров, Михаил Константинович Аникушин, Дмитрий Сергеевич Лихачев - все они были членами нашего клуба, но жизнь идет свои чередом.

Ольга Писпанен: Кажется, главная тема не только прессы петербуржской и московской, но и всех изданий, всех разговоров сейчас, конечно же, празднование 300-летия города Петербурга - как ваш клуб готовится к празднованию этой даты?

Георгий Васюточкин: Клуб не видит в этом ничего исключительного. Юбилеи приходят и уходят, нужно жить творчески постоянно. У нас функционирует несколько программ, и эти программы имеют отношение и к юбилею, и к реалиям Петербурга - это издание литературы, монографий под грифом Всемирного клуба петербуржцев, это публичные программы, одна из них сейчас развивается в Федеральном музее политической истории - это "Политическая история Петербурга второй половины ХХ века" - я ее автор, есть программы, рассчитанные на стимулирование детского творчества, они в центре внимания наших ведущих членов, и некоторые другие. Специально же никто особенно не усиливается выразить свою любовь к Петербургу, а клуб является сочленом такого сообщества, которое оценивает, и это не первый год инициативы по организации мероприятий на правах общественного эксперта, но мы наши полномочия не без резона делегируем нашему президенту Михаилу Борисовичу Пиотровскому, который в какие только советы не входит.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены