Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Гость в студии
[20-05-03]

Андрей Смирнов

Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович: С приближением юбилейных торжеств в Петербурге заработала не только справочная служба, информирующая горожан и гостей о том, какие где проходят мероприятия и как можно туда добраться, но и горячая линия, принимающая жалобы горожан в связи с негативными проявлениями юбилейных торжеств. Об организации работы этой "горячей линии" мы поговорим с нашим гостем Андреем Смирновым, председателем общественной организации "ГРОЗА", которая является организатором этой горячей линии. Андрей, скажите пожалуйста, почему "ГРОЗА"?  Андрей Смирнов

Андрей Смирнов: Это аббревиатура, она пришла в голову сама по себе, вообще - "Гражданская общественная защита". Гроза - не знаю, возможно, гроза просто наша цель, это сделать так, чтобы очень много людей, как можно больше, поняли, что у нас достаточно в России либеральное законодательство, и что если мы заставим работать эти законы, а их уже достаточно, то наши права будут нарушать меньше, реже, и жизнь станет действительно лучше. Все инструменты для этого есть.

Татьяна Валович: Ваша общественная организация создана буквально три месяца назад, каковы были основные цели вот создания ее?

Андрей Смирнов: Цели, на самом деле, они как раз и заключаются в том, чтобы объяснить людям и помочь людям понять, что обращение в суд - это не сутяжничество, это абсолютно нормальная практика, и что это не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Безусловно, это сложнее, чем в европейских странах, но, тем не менее, все эти барьеры, препоны, можно пройти суд, очень часто встает на сторону истцов, на сторону простых граждан, собственно, для этого и введен этот институт власти.

Татьяна Валович: Обращения в суд по поводу каких исков? Вот, вы с чем работаете больше всего?

Андрей Смирнов: Больше мы работаем с нарушениями прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и здесь спектр исков очень широк, но всем известно, что ЖКХ у нас очень часто переводится как "живите, как хотите", тем не менее, существует большое количество нормативных актов, документов и законов, которые предписывают властям и государственным предприятиям, которые нас обслуживают, обслуживать нас соответственно, в квартирах всегда должно быть тепло, вода всегда должна быть и горячая, и холодная, на улицах не должно быть скользко, или грязно, в подъездах не должны бегать крысы.

Татьяна Валович: Андрей, за время существования вашей организации, за эти 3 месяца, с чем обращались к вам граждане, и насколько интенсивно вообще обращаются, знают ли уже о вашем существовании?

Андрей Смирнов: Вы знаете, просто шквал звонков, мы собрали пресс-конференцию, мы не ожидали, честно говоря, это так было, в основном, на энтузиазме было сделано, но превратилось в настоящую кропотливую работу, потому что мы принимали по 300 звонков в день. и сейчас принято больше 5000 звонков по жилищно-коммунальному хозяйству. Город у нас сочень серьезно страдает от недостатков в сфере ЖКХ, и, конечно, мы постарались, по крайней мере, юридическую консультацию оказали всем, кто нам позвонил, а очень многим помогли написать жалобы, иски подали от их имени, и, в общем, сейчас в судах больше 100 исковых заявлений, около 130, и больше 100 жалоб в официальные инстанции исполнительной власти, которые, кстати, примерно один раз из трех приводят к положительному результату.

Татьяна Валович: А вот насколько сейчас изменилась ситуация в судах? Я знаю, что несколько лет назад еще такие иски, скажем, по поводу претензий к жилищно-коммунальному хозяйству достаточно неохотно регистрировались, произошло ли какое-то изменение?

Андрей Смирнов: Знаете, мы его пробиваем? То есть, на самом деле суды и сейчас неохотно регистрируют, и придираются вот к каждой запятой, в буквальном смысле слова, бывает, что один иск мы подаем по пять, семь и даже по десять раз, тем не менее, мы достигаем результата, и в итоге суды сейчас пошли на то, чтобы принимать эти иски. А вообще отношение судов - конечно, большинство судей, и районных, и в городском суде, у нас все-таки из советской эпохи, и они, конечно, мыслят абсолютно по-советски. Так не буду называть сейчас фамилию, одна из заместителей председателя городского суда, она вела вот на моих глазах судебное заседание, там истец требовал поставить его дверь в поезд. В подъезде не было три года двери. Он в итоге дошел до суда, прошел все инстанции, но ему дверь так и не поставили. Подъезд жилого дома - 20 квартир, и судья говорит: "Истец, в чем проблема"? "Вот, не стоит три года в подъезде дверь". "Ответчик, это правда"? "Правда". "А почему не стоит до сих пор дверь"? "У нас денег мало из бюджета выделяется. У нас на счетах денег нет". "Истец, а чего вы хотите, у них денег нет на счетах - в иске отказано". Понимаете, да?

Татьяна Валович: То есть, точка зрения судей...

Андрей Смирнов: Точка зрения судей она во многом еще советская. Их не должно волновать, есть деньги на бюджетных счетах, или нет денег, но их должно волновать...

Татьяна Валович: Люди же платят деньги, отчисляют за то, что они используют.

Андрей Смирнов: Да, но, тем не менее, у нас суды, несмотря на декларируемую независимость, очень часто встают на сторону власти, которая их кормит и содержит, собственно исполнительная власть.

Татьяна Валович: Скажите пожалуйста, Андрей, как вы считаете, увеличение количества исков – понятно, что многие люди могут высказать претензии к ЖКХ, поможет это как-то изменить вообще ситуацию в России?

Андрей Смирнов: Да, безусловно, поможет, потому что, вот сто исков наших, да, через год их будет тысяча, потом пойдет второй вал, то есть, к нам обратились люди, потом их соседи, потом их родственники, друзья, потом знакомые знакомых обращаются к нам. Мы-то стараемся, на самом деле, вызвать другую реакцию, мы стремимся к тому, чтобы люди сами шли, пробивали, мы им поможем, если им это нужно, но чтобы эти обращения стали массовыми, если обращения становятся массовыми, если суды завалены исками - очень скоро у нас более быстро пойдет судопроизводство, будет вынесено решение - с исполнительными листами в руках гораздо проще разговаривать с любым чиновником, и он обязан, иначе его будут уголовно преследовать, выполнить решение суда.

Татьяна Валович: Андрей, вот буквально на прошлой неделе начала работать новая "горячая линия", или вы просто объявили о том, что принимаете звонки от петербуржцев, которые недовольны тем, что будут какие-то притеснения граждан в связи с празднованием юбилея города. Вот это желание создать такую "горячую линию" - почему возникло, действительно ли есть в этом необходимость?

Андрей Смирнов: Вы знаете, Татьяна, я бы очень хотел надеяться, что "горячая линия" будет молчать. Она старая, и новая, два телефона - 115 43 11 и 973 99 25, но, к сожалению, мы прогнозируем очень серьезное увеличение случаев, когда незаконно ограничиваются права и свободы граждан, когда наносится ущерб, и никак он не компенсируется.

Татьяна Валович: Скажем, все, наверное, понимают, что, приглашая в дом к себе гостей на празднование, скажем, дня рождения, юбилея своего же - приходит много людей, и в своем доме, ты вынужден терпеть какие-то неудобства, но ты терпишь их потому, что ты же приглашаешь гостей. В этой ситуации не получится, что просто вы как-то провоцируете людей вызывать такую негативную реакцию по отношению к юбилею города? Ведь это должен быть действительно праздник, праздник, конечно, должен быть для всех, и, может, можно немножко потерпеть, или действительно уже существуют какие то сигналы о том, что нетерпимая ситуация в нарушении прав граждан?

Андрей Смирнов: Таня, вы знаете, мы за праздник, он, безусловно, уникален, и это хорошее мероприятие, но никакой праздник не может быть причиной для ввода чрезвычайного положения, а оно, по сути, вводится, потому что тысячи и тысячи московской и провинциальной милиции приезжают в город, перекрываются очень многие трассы, горожан не будут выпускать из своих районов, возможно, когда особенно пойдут массовые праздники, например, лазерное шоу: на него в принципе попасть может только 100 тысяч человек, если захочет посмотреть больше людей - их не пустят, чтобы не создать давку. Да, просто дело в том, что когда власти организуют праздник, они организуют его, прежде всего, для себя, они не для нас организуют этот праздник, именно поэтому мы протестуем против этого незаконного ограничения прав граждан. Либо давайте так играть по другим правилам игры: у нас не республика, у нас не правовое государство, у нас нет Конституции, и все единолично решает самодержец, либо его наместники. Тогда да, тогда нет проблем, ограничиваете права и решайте. Но если уж мы взялись играть в конституционные права и правила игры по Конституции, то тогда соблюдайте эти конституционные права, и никакой праздник при этом не причина для ограничения прав и свобод. Конституция действует все время, пока не действуют законы чрезвычайного положения.

Татьяна Валович: Андрей, скажите пожалуйста, а какие вот уже поступали к вам сообщения? Скажем на нашем сайте не так давно был опубликован отклик, буквально крик одной женщины, она подписалась: "Наташа". "Очень прошу вас рассказать о том, что происходит сейчас в Петербурге в связи с празднованием 300-летия. Там началась страшная жизнь для простых жителей города", - пишет она. Вот в чем вы видите проявления этой страшной жизни? Я, может, просто потому, что живу все время на работе, как-то не ощущаю пока страшной жизни, и утром, когда еду в метро - еще очень мало народу, очень мало, вечером возвращаюсь в метро, тоже, в общем, не ощущаю никаких притеснений?

Андрей Смирнов: Вы, безусловно, ощутите, особенно в дни праздников, когда вам, видимо, придется работать, все равно. Дело в том, что к нам очень много поступает обращений, вот сейчас, в принципе, осложняется это тем, что, собственно, вот эти нарушения прав и свобод будут происходить в юбилейные дни, но вот смотрите, уже ограничено право на информацию. Не работает государственный газетный комплекс на Ленинском проспекте, он не будет работать в юбилейные дни, соответственно, газеты, которые печатаются там, печататься не будут, если не удалось договориться с другими типографиями, но с другими типографиями тоже трудно договориться, потому что ограничено грузовое движение по городу. В подъезде на Пражской улице, мы сейчас рассматриваем, висит объявление: "Уважаемые жильцы, пожалуйста в дни юбилейных торжеств не выносите мусор, особенно крупногабаритный, он все равно вывозиться не будет, в связи с проблемами в грузовом обеспечении". Таких сообщений, уже, я не преувеличиваю, сотни, проявлений их сотни, на нашем сайте www.300bed.spb.ru они все висят в открытом доступе. Мы их все собираем. Понимаете, мы проанализировали всю нормативно-правовую базу этого праздника, этого торжества, нигде прямо не говорится, что нужно ограничить права граждан, нужно их не пускать, и так далее. Но конкретный милиционер, конкретный сотрудник Федеральной службы охраны - он будет это делать.

Татьяна Валович: Андрей, что может стать предметом судебных разбирательств в результате празднования юбилея?

Андрей Смирнов: Тем, кто позвонит нам на горячую линию, мы обязательно поможем, и мы прогнозируем, что самые массовые обращения будут по следующим поводам. Во-первых, очень большому количеству людей будет сложно добраться до работу без опозданий, за что штрафуют во многих особенно коммерческих организациях, многим придется уйти в неоплачиваемые отпуска, потому что работодатель не сможет вести свою деятельность, потому что будет перекрыта трасса, или центр, или возможность доставлять товар, или его производить.

Татьяна Валович: Андрей, мне буквально на днях рассказал такую историю предприниматель, который живет в Стрельне, работает в Петербурге, он единственный кормилец в семье, у него трое детей, жена сидит дома, ему предложили взять на период юбилея отпуск за свой счет, он может как-то отстоять свои права? Почему он должен за свой счет брать?

Андрей Смирнов: Да, безусловно, это повод для судебного иска. Мы очень надеемся создать судебный прецедент по этому поводу. Все документы для этого есть на нашем сайте, и мы там вывесили всевозможные образцы исков, жалоб, заявлений в милицию, в прокуратуру, в суды - на все возможные нарушения прав.

Татьяна Валович: Все-таки, как вы считаете, вот сейчас все средства массовой информации распространяют достаточно противоречивую иногда информацию, может, даже в разряде слухов, имеет она под собой действительно какую-то почву? Вот те меры беспрецедентные, которые предпринимаются по охране правопорядка, могут ли настолько быть ущемлены права горожан, действительно?

Андрей Смирнов: Вы знаете, конечно, часть сообщений - слухи. Часть сообщений - домыслы, но, к сожалению, как показывает практика, в воскресенье задержаны 40 человек, включая депутата законодательного собрания Ленобласти на Марсовом поле - за мирный митинг. И потом - рок-фестиваль "Нашего радио" - это было на Прибалтийской, разрушена станция метро, по сути, и 300 задержанных. А подумайте, теперь, сколько массовых мероприятий у нас в городе, и сколько будет задержано, переломано рук, ног, и учтите еще, что у нас будет действовать очень нелояльная московская милиция.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены