Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Гость в студии
[30-03-04]

Карина Маликова

Евгения Лавут: Гость нашего сегодняшнего эфира - Карина Маликова, менеджер по странам СНГ американской компании "Брансвик", крупнейшего в мире производителя оборудования для игры в боулинг. Открывшийся в конце марта в Москве зал для игры в боулинг "Первый" стал восьмидесятым боулинг-клубом. Если по количеству дорожек на душу населения (так ведется международная боулинг-статистика) Москва пока заметно отстает от мировых центров развития этого вида спорта, то по динамике входит в число лидеров. О развитии боулинга в России с Кариной Маликовой беседовал Андрей Шарый.

Андрей Шарый: Карина, как вы считаете, почему люди любят боулинг?

Карина Маликова: Есть такое мнение, что это какой-то древний инстинкт, который заставляет человека брать шар и сбивать кегли. Боулинг как игра в разных вариантах существует в каждой европейской стране. В России это были "городки", в Германии "кегельбан", такие же варианты примерно были в Англии, во Франции. Считается, что боулинг начался в Египте пять тысяч лет назад. Не знаю, насколько это правда. Говорят, чтобы подтвердить какой-то факт, нужно иметь три доказательства археологических. Пока было найдено только одно, нечто такое похожее - каменные снаряды. Я не исключаю того, что и в древнем Египте люди играли в такую игру.

Андрей Шарый: Как вы думаете, в чем главный смысл игры? Человек выплескивает энергию, накопившуюся за рабочий день, например? Не зря же говорят "одинаковые, как кегли", такая борьба с порядочностью мира, бросаешь для того, чтобы вернуть миру первобытный хаос.

Карина Маликова: Это для меня новая мысль, мне она нравится. Важно здесь не только сбить несколько кегель, а сбить все кегли. То есть все, что сделано, все, что выставлено перед вами на площадку, вы должны сбить и желательно одним ударом. Здесь еще очень важно, что в боулинге хорошо - в боулинге очень важен соревновательный момент. Не то, что я сбиваю все кегли, а я сбиваю больше, чем партнер по команде, друг.

Андрей Шарый: А сколько боулинг-залов в России, в Москве сейчас?

Карина Маликова: В Москве около 80 клубов, в России в два раза больше - 160 клубов.

Андрей Шарый: Это динамично развивающаяся забава?

Карина Маликова: Я скажу вам так: в 97-м году, когда открылся наш офис, в Москве не было ни одного боулинг-центра, был один очень старый в гостинице "Космос", а сейчас 80. В принципе развитие рынка произошло за шесть лет, то есть очень динамично развивается боулинг.

Андрей Шарый: По проценту людей, которые играют в боулинг в других странах, по сравнению с Россией, сколько боулинг-залов могло бы быть в Москве?

Карина Маликова: Мы используем немножко другие цифры: мы считаем количество человек на дорожку. Например, в США 270 миллионов человек, 120 тысяч дорожек, соотношение чуть больше двух тысяч человек на дорожку. В России, например, 74 тысячи человек на дорожку. В Москве 12 миллионов разделить примерно на 900 дорожек, это будет около десяти тысяч человек на дорожку. В принципе, рынок не насыщен. Если в пятницу вы позвоните в боулинг-клуб, все дорожки будут заняты, в пятницу, субботу, воскресенье. Это связано с тем, что очень мало площадок в Москве.

Андрей Шарый: Что значит хороший боулинг-клуб, правильный боулинг, и чем правильный отличается от неправильного? Куда идти человеку, который не играл в боулинг, но хотел бы сразу правильно начинать это делать?

Карина Маликова: В боулинг-центре, как и в любом виде услуг, самое главное - это атмосфера. И чем мне нравится один из наших последних проектов боулинг-клуб "Первый", потому что там, как мне кажется, создана правильная атмосфера, уютная, теплая. В принципе, очень важно, чтобы в боулинге были инструкторы, которые могли показать, как держать шар, как играть. Потому что человек, если у него не получается, не получит удовольствия. Можно попробовать самому. Иногда в кампании не всегда удобно, поэтому люди пробуют просто. Слава богу, это не так сложно, ты всегда можешь кинуть шар и попасть в кегли. Тенденция такая развития рынка, что спорт, боулинг как спорт. Люди приходят, они пробуют какие-то азы понять, чтобы был выше результат, это всегда приятнее.

Андрей Шарый: Скажите пожалуйста, есть какой-то секрет, как выбрать правильный шар, например?

Карина Маликова: Изначально шар должен быть сделан под вас. Потому что если дырки больше или меньше ваших пальцев, вы просто не сможете его правильно кинуть.

Андрей Шарый: А вес шара имеет значение?

Карина Маликова: Вес шара имеет значение. Обычно начинающий любитель играет более легкими шарами, затем профи играют самыми тяжелыми шарами 15 и 16, восемь килограмм примерно. Самый легкий шар - это шесть фунтов, то есть примерно три килограмма, обычно его дают только детям. А средний где-то, в основном люди играют шарами 12. Все профи, люди, у которых есть навыки, они играют самыми тяжелыми шарами, потому что тяжелый шар позволяет тебе, не вкладывая силу в удар, просто за счет инерции сбить все кегли, и ты можешь более точно построить удар.

Андрей Шарый: Что важнее в боулинге - точность броска или сила?

Карина Маликова: Я только что приехала с турнира, крупнейший европейский турнир, турнир был, где мужчины и женщины играют вместе. Известно, что женщины более слабое существо, более хрупкое, и женщинам давали фору восемь кеглей. Я присутствовала на финале, играли трое мужчин и женщина. Я хочу сказать, что весь зал болел за эту женщину. Молодая датчанка, 21 год, она выиграла за счет точности удара, потому что силы у женщины не может быть столько, сколько у мужчины.

Андрей Шарый: Но все-таки фору она использовала, признайтесь?

Карина Маликова: Немножко использовала.

Андрей Шарый: Значит этот спорт в этом отношении достаточно демократичный? Совершено необязательно быть двухметрового роста и иметь размах плеча огромный. Зачем нужна специальная обувь в боулинге?

Карина Маликова: Здесь есть несколько причин. Во-первых, вы должны быть в чистой обуви на зоне разбега, чтобы защитить дорожку. Во-вторых, на подошве, подошва сделана из специального мягкого материала, чтобы вы могли скользить. Один из элементов техники броска - это в конце, когда вы кидаете шар, вы должны немножко проскользить по дорожке.

Андрей Шарый: А дорожка чем-то смазана? Есть какие-то специальные масла?

Карина Маликова: Зона разбега не смазана ничем, а сама дорожка, она смазана на одну треть. И смысл такой, чтобы пока вы кидаете шар, он катится по дорожке в том месте, где она смазана маслом, и он просто скользит. Когда он выходит на сухую часть, коэффициент трения увеличивается, и он начинает закручиваться. После это он может войти в кегли под углом.

Андрей Шарый: То есть именно поэтому. Я сейчас понял наконец то, о чем я думал, когда смотрел недавно по телевизору крупные соревнования, может быть, те самые, на которых вы присутствовали. Когда мастера боулинга бросают шар, то сначала он катится по прямой, а потом неожиданно начинает заворачивать и сбоку попадает. А сколько разновидностей бросков существует?

Карина Маликова: Вы знаете, существует всего два вида техники. Одна, о которой вы говорите, это европейская и американская техника, которая предполагает, что шар заходит в кегли под определенным углом и таким образом сбивает все кегли. И вторая техника, она используется в Азии и называется "вертолет", когда вы кидаете шар, шар идет абсолютно прямо и сбивает кегли за счет того, что он крутится вокруг своей оси. Более распространенная первая техника.

Андрей Шарый: Правда ли, что если ты попадешь между первой кеглей и второй справа или слева, то ты обязательно собьешь все кегли?

Карина Маликова: Смотря под каким углом, с какой силой, и насколько точным будет ваш удар. Если вы делаете просто прямой удар и попадаете между первой и второй кеглей, то у вас останется одна кегля с одной стороны и одна с другой стороны, и это сбить очень сложно.

Андрей Шарый: Скажите, Карина, что главное в оборудовании для боулинга - правильные шары, правильные дорожки, есть какие-то разные кегли?

Карина Маликова: На мой взгляд, самое главное - надежность работы оборудования. Потому что ничего нет более раздражающего для игрока, чем если машина останавливается, если она не выставляет все кегли, если она зависает и так далее. Мы на этом рынке уже давно, 150 лет компании, и оборудование для боулинга производим более ста лет. Капитальное оборудование - это сердце, скажем так, нашей компании. Капитальное оборудование, имеется в виду все, что нужно для процесса игры. Шары, кегли - это уже дополнительный бизнес.

Андрей Шарый: Из чего сделаны шары?

Карина Маликова: Шары делаются из пластика или из уретана, специальный материал.

Андрей Шарый: Я читал, что внутри иногда бывают свинцовые или какие-то металлические грузила.

Карина Маликова: Просто шар имеет определенную конструкцию. Пластиковые шары - это шары простые, в которых нет сердцевины, то есть это обычный шар, это те шары, которые вы в боулинг-центрах встречаете. А если мы говорим о шарах специальных, о так называемых реактивных шарах, это шары со смещенным центром тяжести, с использованием специальных покрытий. Одно из самых последних и интересных покрытий - это покрытие, например, "активатор", смысл которого в том, что на химическом уровне шар схватывает дорожку. Для того, чтобы сделать хук, важно, чтобы сцепление было настолько большим, что мы говорим "шар схватывает дорожку". В боулинге, как и в любой индустрии, как производство лыж или ракеток, очень важна технология.

Андрей Шарый: Есть какие-то стандарты изготовления шаров? Я могу сделать свой шар деревянный без всяких отверстий и придти и бросать, сбивать кегли? Если я собью лучше, чем вы своим специальным шаром, то я выиграю?

Карина Маликова: Конечно, существует организация, которая называется "Американский боулинг-конгресс", которая определяет все стандарты игры и, собственно, всего оборудования и аксессуаров.

Андрей Шарый: То есть законодатель на рынке - это американский стандарт?

Карина Маликова: Правда, существует международная федерация боулинга, она просто использует стандарты Американского конгресса боулинга. У нас существует в России российская ассоциация с 97-го года. Федерация объединяет 120 стран.

Андрей Шарый: То есть есть чемпионат мира, в котором могут участвовать представители 120 стран?

Карина Маликова: Раз в четыре года он проходит. Российские представители с 99 года туда ездят. Мы активно развиваемся.

Андрей Шарый: Успешно играют?

Карина Маликова: Про боулинг говорят, что первые 15 лет играть тяжело, а потом становится легче. Нужна школа, как и в любом другом виде спорта. Хотя наши игроки, я считаю, вполне активно выступают. В следующем году Россия, кстати, будет принимать индивидуальный кубок Европы.

Андрей Шарый: Вернусь еще к вопросу о технике броска: если я буду бросать как ядро?

Карина Маликова: Мы на российском рынке все это прошли. Дорожки рассчитаны на бросок шара с любой высоты в принципе. Современный материал, поэтому дорожка на это рассчитана. Другое дело, что это может привести к повреждению не дорожки, не оборудования, а других игроков. Потому что, когда вы кидаете сверху, вы часто можете не вперед кинуть, а в сторону, шар может улететь и кому-нибудь попасть.

Андрей Шарый: Кто лучшие игроки, есть какие-то абсолютно мировые лидеры игры в боулинг?

Карина Маликова: Кстати, боулинг давно пытается стать олимпийским видом спорта. И если бы не скандал в 2001 году, когда в том числе Олимпийский комитет обвинили в предвзятости к выбору видов спорта, и боулинг пал жертвой этого скандала, потому что за боулингом стоит индустрия. Это вид спорта доступный практически для любого, в него играют дети. Мы проводим турниры для четырехлетних. В Америке есть лиги пенсионеров, 70-75 лет. Так вот, одна из причин, которую формально назвал Олимпийский комитет, что не существовало единой мировой рейтинговой системы. Сейчас эта система создается. Кстати, одна из идей - финал будет проведен на отдельно стоящих четырех дорожках, которые мы смонтируем специально в "Олимпийском" для этого. Если мы посмотрим на чемпионат мира, то это, наверное, самые сильные в европейской зоне скандинавы, шведы, датчане, в азиатской зоне самые сильные корейцы, и американцы, конечно.

Андрей Шарый: Скажите, пожалуйста, Карина, сколько боулинг-залов в Москве приспособлено для проведения крупных или просто спортивных соревнований?

Карина Маликова: Наверное, всего клуба четыре-пять. Дело в том, что спортивные соревнования требуют достаточно большого количества дорожек плюс расположенных определенным образом в ряд.

Андрей Шарый: А сколько нужно дорожек?

Карина Маликова: Желательно от 24, чтобы обеспечить минимальное время проведения турнира. Потому что всегда формат турнира предполагает квалификационные игры, а затем некие финальные игры. Чтобы максимально быстро провести квалификационные игры, чем больше дорожек, тем лучше.

Андрей Шарый: Кто-то в боулинге добивался абсолютного результата?

Карина Маликова: Абсолютный результат в боулинге, идеальная игра - это триста очков. А в Америке выдают даже такой перстень, который называется "триста". В нашей стране за все время официальных соревнований, за шесть лет, результат триста был выбит четыре раза.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены