Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
28.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Гость в студии
[19-03-04]

Михаил Сапего

Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Ольга Писпанен: В этом году арт-группа "Митьки" отмечает свое 20-летие. Сегодня без "Митьков" невозможно представить российский андерграунд 80-х. Это один из ярчайших брендов города, неотъемлемая часть культурного Петербурга. Сегодня в петербургской студии Радио Свобода один из отцов-основателей арт-группы "Митьки" Михаил Сапего. Сначала давайте послушаем репортаж на тему, которую мы будем обсуждать. Среди акций, подготовленных к юбилею и посвященных Дню подводника, выставка на подводной лодке Д-2 "Народоволец". На ней побывала корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская:

Татьяна Вольтская: "Митьки" начинались давно. Митек - это Митя, Дмитрий, разумеется, Шагин. Дмитрий Шагин познакомился с Александром Флоренским в 1977-м году, с Владимиром Шинкаревым в 1978-м, а в 1984-м Шинкарев написал книгу "Митьки", предложив организовать массовое молодежное движение под тем же названием. От этой даты группа и отсчитывает свое бытие. Тогда же прошла ее первая выставка, в Усть-Нарве, в Эстонии, более либеральной чем остальной СССР, и более благожелательно относившейся к не совсем соцреалистическим произведениям "Митьков". Впрочем, эта выставка еще не называлась "Митьковской", говорит Дмитрий Шагин

Дмитрий Шагин: Выставка с названием "Митьки" была чуть позже, но тоже в 1984-м году, квартирная, она была разогнана милицией - такой был наш печальный опыт. Зато, может, неприятные моменты сплотили нас, и мы стали продолжать дружить, вместе выпивать, ходить на этюды, выставляться, рисовать и через пару лет текст Шинкарева был напечатан в "Русской мысли" в Париже. Так в самиздате ходили тексты, они очень смешные, веселые, пользовались успехом. А в 1988-м году даже журнал "Юность" перепечатал отрывки из Шинкарева, была большая статья, про нас уже узнала вся страна.

Татьяна Вольтская: Дмитрий Шагин затрудняется сказать, сколько их, "Митьков",

Дмитрий Шагин: Сейчас 20-летие, может, введем членские билеты, чтобы все-таки посчитаться. Так, навскидку группа художников непосредственно - 15 человек, но может быть и больше. Кроме того, есть еще "Митьки" не только художники. У нас есть поэт Михаил Сапего, наш издатель, "Красный матрос", он книжки издает.

Татьяна Вольтская: Сколько выставок прошло у "Митьков" за 20 лет - тоже неизвестно, но никак не меньше 500. Любимая тема - морская. На большинстве картин разгульные мужички в тельняшках, матросы и их подружки на фоне петербургских пейзажей. Но юбилейная выставка посвящена подводному флоту, и здесь фантазия художников разгулялась. Тут и многочисленные подводные лодки, и водолаз в скафандре в окружении красных рыбок, и хитроумные морячки, бегущие из турецкого плена под водой, дыша воздухом в перевернутой лодке, и морячки, несущие вахту на крыше Эрмитажа, куда Дмитрий Шагин не смог проникнуть во время праздника 300-летия города, но утешился, нарисовав картину. А вообще-то Митьки называют себя художниками широкого профиля, осуществляют и музыкальные, и литературные проекты, а теперь еще мечтают создать собственный музей.

Ольга Писпанен: Михаил, во-первых, поздравляю с юбилеем. А во-вторых - какие праздники вообще "Митьки" любят, какой самый главный праздник для "Митьков"?

 Михаил Сапего

Михаил Сапего: Ну, наверное, "День Митьковского Равноденствия".

Ольга Писпанен: Это когда?

Михаил Сапего: Если прибегать к текстам Шинкарева, которые считаются каноническими, это может быть, по сути, любой день, когда "Митьки" решат как-то встретиться между собой. Они объявляют какой-то данный день "Днем Митьковского Равноденствия" и празднуют его. Раньше это, правда, было более разухабисто, в силу алкогольных пристрастий, сейчас...

Ольга Писпанен: Как часто в году бывает митьковское раноденствие?

Михаил Сапего: Да нечасто. Я думаю, что о "Митьках" сложилось мнение, что это такие, особенно не утруждающие себя какими-то заботами и работами, люди, но на самом деле, опять-таки, в связи с тем, что сейчас такой как бы трезвый период существования, то заполнять его приходится какими-то творчески зачастую делами.

Ольга Писпанен: Вместо алкоголя, разгульного образа жизни, приходится творить?

Михаил Сапего: Ну да.

Ольга Писпанен: А как часто происходят какие-то выставки?

Михаил Сапего: Выставки происходят постоянно, другое дело, что в силу природной скромности "Митьки" особенно себя не выпячивают. На улице "Правды" в доме номер 16 уже, чтобы не соврать, 7 лет существует творческий центр "Митьки – Вхутемас", где почти каждую субботу что-то происходит. Либо выставки, либо концерты, презентации книг новых, так что жизнь, на самом деле, бьет ключом. Другое дело, что сейчас как - если событие не освещено средствами информации, его вроде как и не было. Но мы спокойно к этому относимся.

Ольга Писпанен: "Митьки" любят средства массовой информации?

Михаил Сапего: Да, они спокойно к этому относятся

Ольга Писпанен: Не дружат особо с кем-то?

Михаил Сапего: Во всяком случае, как минимум, не навязывают себя.

Ольга Писпанен: А у "Митьков" важна внешняя атрибутика, может ли "Митек" быть без бороды, не в тельняшке?

Михаил Сапего: Почему бы и нет? Конечно.

Ольга Писпанен: Есть какой-то возрастной ценз?

Михаил Сапего: Нет, ни полового, ни возрастного, ни по национальности. В этом смысле, почему в конце 80-х годов "Митьки" и прижились, и собственно и до сих пор существуют не просто как группа художников, а именно как некое движение - потому что принципы такого всеприятия оставались, в общем, главенствующими, и до сих пор являются таковыми. Поэтому, собственно, народ и тянется к "Митькам".

Ольга Писпанен: А как стать "Митьком"?

Михаил Сапего: Да им нужно быть, на самом деле. Просто самоидентифицироваться как-то. Для начала неплохо было бы прочесть творения Владимира Шинкарева.

Ольга Писпанен: Вот, если я прочла творения Шинкарева, пришла к вам, например, на улицу Правды, и говорю, я хочу быть "Митьком"?

Михаил Сапего: Ну и все. Собственно будете сестренкой сразу. А дальше вы сами почувствуете, нужно это вам или нет. Главное, вас там не обидят, на улице Правды, и что-то интересное вы наверняка для себя узнаете.

Ольга Писпанен: Но я обязательно должна быть какой-то творческой личностью, либо я могу быть обычным человеком?

Михаил Сапего: Конечно. Запросто.

Ольга Писпанен: Чего никогда в жизни не сделает "Митек"?

Михаил Сапего: "Митек", - я понимаю, что я скажу очень хвастливую, наверное, фразу, но это опять-таки мое мнение, которое не изменилось за почти 20 лет, что я с "Митьками", "Митек" - носитель лучших людских качеств. А такой несколько академичный, спокойный характер "Митька" охраняет его от каких-то дурных поступков. Кто-то более темпераментный, наверное, более подвержен каким-то плохим вещам.

Ольга Писпанен: То есть, "Митек" не должен быть темпераментным? Должен быть спокойным?

Михаил Сапего: Ну да, все это зарождалось в кочегарках, сторожках, весь ритм жизни того времени, 20 лет назад и чуть ранее, предполагал спокойное отношение. Советская власть навсегда, значит, особенно каких-то внешних проявлений не требовалось. Поэтому было огромное и время, и место освобождались для творчества, для внутренней свободы. Поэтому "Митек" не суетится. А раз не суетится, значит и вероятность совершения им каких-то дурных поступков резко снижается.

Ольга Писпанен: "Митьки" немножко хвастунишки, получается.

Михаил Сапего: А это не страшно. Это входит в такое, если угодно, ритуальное представление о "Митьке". "Митек" любит жаловаться о том, что кому жизнь карамелька, кому муки вечные. Почитайте Шинкарева...

Ольга Писпанен: Михаил, а вот есть что-то, что обязательно должен делать "Митек"?

Михаил Сапего: Обязательно должен делать? Ну, если речь идет о члене группы "Митьки", то это все-таки какая-то творческая жизнь должна осуществляться, а так - ну, видимо, на нашей земле русской всегда за благо почиталось не делать чего-нибудь плохого, это уже хорошо.

Ольга Писпанен: А должен ли "Митек" быть патриотом, может он жить за границей?

Михаил Сапего: Почему бы и нет. Но все-таки, мне кажется, что это русский тип.

Ольга Писпанен: А если он, например, из Петербурга переедет, допустим, в Рязань?

Михаил Сапего: Да ради Бога! Думаю, в Рязани их там поболее будет...

Ольга Писпанен: Да, есть же очень много последователей "Митьков"...

Михаил Сапего: Лучший "Митек", на самом деле, тот, кто еще не знает, что он - "Митек", а просто...

Ольга Писпанен: Просто однажды проснется и вдруг поймет?

Михаил Сапего: Может и не поймет, просто хороший человек. Для меня иначе бы... Ведь я почти 18 лет с "Митьками"...

Ольга Писпанен: А вы общаетесь с "Митьками", которые живут в других российских городах или даже за границей? Происходит какой-то обмен опытом, ритуалами?

Михаил Сапего: Ну, ритуалы, они обычно при встрече происходят.

Ольга Писпанен: Расскажите пожалуйста об этом.

Михаил Сапего: Это надо иметь под рукой... Ну, начиная от всем известного троекратного целования, дык, елы-палы, опаньки, на это может уйти до получаса, на одно приветствие. К тому же, у "Митьков" очень развито увлечение неологизмами. Берется некое слово и объявляется "митьковским". Вообще, это в духе "Митьков", брать что бы то ни было позитивное, на взгляд "Митька". Это самые мирные захватчики. Например, "митьковский" фильм - всем известный "Место встречи изменить нельзя"...

Ольга Писпанен: "Митьки" между собой зачастую общаются цитатами из любимых народных фильмов?

Михаил Сапего: Так точно.

Ольга Писпанен: То есть, то же самое присваиваете себе, объявляете "митьковским".

Михаил Сапего: На первый взгляд, это может казаться каким-то захватом, а на самом деле это просто попытка показать другим людям, точнее указать на что-то интересное, что показалось интересным "Митьку". "Митьковские" песни многочисленные, записанные Митей Шагиным, 10 альбомов, зачастую непросто перепевки, а какие-то новые версии, интонации. Поэтому там всегда есть что-то новое, есть какой-то личностный подход.

Ольга Писпанен: А если вы узнали, например, что "Митек" сделал какое-то нехорошее дело - ваши действия?

Михаил Сапего: Ну, не судите, да не судимы будете. Обычно если это стало достоянием "митьковской гласности", можно указать товарищу, скорректировать его поведение, сказать, что ты, браток, дорогой, так лопухнулся, как же так?! Одним словом "дык" можно в зависимости от интонации его произнесения очень много сказать. "Митьки" очень дорожат своим добрым именем, особенно в узком кругу.

Ольга Писпанен: Как вы считаете, сегодня, когда "Митьки" существуют уже 20 лет, образ "Митька", такого доброго шалопая – он привлекателен для современной молодежи?

Михаил Сапего: Ну, хочется верить. Хотя выйдешь иногда на улицу, и такое ощущение, что "Митьки" по домам сидят.

Ольга Писпанен: Спрятались?

Михаил Сапего: Да. Хотя это не так, конечно. В каждом человеке есть "Митек". Другое дело - насколько он культивируется в себе своим человеком. А время, есть такое слово "митьковское" лютое, мне кажется, сегодняшнее время подходит под такое определение.

Ольга Писпанен: То есть, оно 20 лет все еще лютое?

Михаил Сапего: "Митек" на бессменную вахту заступил. Сначала мы заступали, как Митя Шагин говорит, отвечали на красный террор белой горячкой, вместе с русским народом старались уничтожить все алкогольные напитки, теперь наоборот, оставшимся в живых стараемся объяснить пагубность этого занятия.

Ольга Писпанен: А "Митьков" волнует вообще внутриполитическая обстановка в стране?

Михаил Сапего: Да. Я пытался как-то в этом разрезе посмотреть на группу ближайших товарищей, и у нас, за исключением, наверное, аграриев, у нас все есть и коммунисты, и ельцинисты, и те, кто за Путина, и те, кто в свое время был за генерала Лебедя. Шинкарева спрашивали на этот счет, он говорил, что Митьки - это срез общества. Но при этом, по-моему, это лучшее из того, что я знаю... Как называется это перестроечное словечко... Ну, в общем...

Ольга Писпанен: Елы-палы.

Михаил Сапего: Дык.

Ольга Писпанен: Скажите, у вас есть издательство "Красный Матрос", издает потрясающие, очень интересные книги. Вы издаете только свои, "митьковские", произведения?

Михаил Сапего: Нет. Так же, как "Митьком" может быть любой человек, так и участником любого издательского проекта нашего тоже может быть любой человек, вне зависимости от возраста, пола, чего бы то ни было. Лишь бы это было интересно, весело и каким-то образом связано с "Митьками". "Митьки" охотно иллюстрируют книжки авторов, которые издаются в "Красном Матросе".

Ольга Писпанен: "Митек" может быть богатым?

Михаил Сапего: "Митек" априори очень богатый человек

Ольга Писпанен: Я имею в виду материально.

Михаил Сапего: Наверное, из каких-нибудь новообращенных - да. Из тех, кто начинал все это дело - маловероятно, потому что жизнь художника или поэта, или музыканта все-таки очень нестабильна, и в этом отчасти и залог того, что все это продолжается сегодня, у тебя купили картину, а потом полгода можно сидеть на бобах. Зато как-то себя в это время реализуешь, делаешь что-то новое.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены