Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
28.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Гость в студии
[04-01-03]

Субботнее интервью. Светлана Филонова

С представительницей московской католической общины, католической журналисткой и писателем Светланой Филоновой о новогодних и рождественских традициях беседует Яков Кротов.

Яков Кротов: Дорогая Светлана, скажите пожалуйста, новогодние обычаи и рождественские обычаи, есть ли между ними разница, потому что сегодня в России, прежде всего говорят, о новогодних обычаях, елка – новогодний обычай, гости – новогодний обычай, свечи - новогодний обычай; как исторически формировались обычаи Нового года и Рождества? Какая между ними связь?

Светлана Филонова: Естественно, это советский обычай все считать Новым годом. Понятно, что после 1917-го года ни о каком Рождестве речи быть не могло. Практически в самый страшный год советской истории, 1936-й, Сталин возвращает новогоднюю елку и как бы разрешает праздновать Новый год. Возвращаются обычаи, уже в искаженном виде, какие-то обрывки, и все, что связано было на протяжении многих веков с Рождеством, пытаются втиснуть в этот один единственный день.

Яков Кротов: Когда в 1936-м году, как вы говорите, возрождали новогодние обычаи, впихивали туда обычаи рождественские, скажем так, в мире, не пострадавшем от революции – как там различается Новый год и Рождество?

Светлана Филонова: Новый год – это, прежде всего, восьмой день Рождества. Это самое главное. Восьмой день жизни младенца Иисуса, которого, как каждого израильского младенца, обрезали, то есть, совершили над ним обряд обрезания и дали ему имя. И именно с этого момента он стал полноправным членом Израиля. До этого это какая-то приватная жизнь, которая, ну, можно так сказать, не считалась. Поэтому - что связано с этим днем, с 1 января? Прежде всего, уже с шестого века церковь отмечает этот день как день обрезания Иисуса. В католической церкви есть традиция чтить имя Иисуса. Это тоже связано с этим днем, хотя сам праздник долго гулял по календарю, по разным месяцам, прежде, чем утвердился в январе. Кроме того, это еще и день материнства Марии, понятно, что раз рождение - надо отдать должное, прежде всего, матери. И, наконец, уже в самое позднее время утвердился обычай делать этот день днем всемирных молитв о мире, что тоже немаловажно, но это уже в самое последнее время. Что касается Нового года, то с 1 января год начинался довольно рано, уже во втором веке до нашей эры у римлян считалось первым днем года именно 1 января, но праздником этот день никто не считал. Как праздник он распространился в Европе очень поздно. В Германии в 1510-м году его стали считать праздником, во Франции в 1580-м, в Польше только в 1630-м, в России в 1700-м, это мы все знаем, самое интересное - что в Англии еще на 90 лет позже - с 1790-го года.

Яков Кротов: В таком распределении по годам кажется есть совпадение с тем, что называется секуляризацией, новым временем, такое ощущение, что кончились средние века, Рождество отступает на второй план, а на первый выходит 1 января и Новый год. Насколько Новый год противостоит Рождеству как светский праздник празднику религиозному?

Светлана Филонова: Я бы не стала говорить об этом противостоянии, каком-то конфликте в наше время. Действительно, в средние века были конфликты, причем очень серьезные, церковь очень сильно боролась с итальянским обычаем шуметь в этот день, потому что надо было шумом прогнать старый год со всем плохим, что он принес. И сейчас шумят, к слову сказать, кто отправляется в Италию и надеется на романтические рождественские каникулы, для неподготовленного человека это достаточно серьезное испытание. Потом в средние века в Париже был так называемый день безумцев, с которым церковь тоже боролась множеством своим постановлений, но, вероятно, не слишком успешно, потому что постановлений было очень много. 1 января было и днем Януса. Тоже был связан со многими вольностями, в том числе эротическими, и, вероятно, настолько был связан, что в средневековой Испании предлагали этот день сделать днем сугубого покаяния и поста, дабы как-то отмолить все грехи, которые Европа 1 января совершала. Я не вижу какого-то конфликта и противостояния в последние века, скажем, с момента, когда все-таки Новый год уже утвердился как праздник и вошел в общие календари.

Яков Кротов: В Западной Европе насколько отличаются обычаи рождественские и новогодние?

Светлана Филонова: Я бы говорила не об отличии, а о продолжении. Надо понимать, в чем состоит символика Рождества - родился Спаситель. А от чего он нас спас? Спас человечество от той беды, в которую мы все попали в результате грехопадения первых людей, к слову сказать, 24 декабря, канун Рождества - это день Адама и Евы, и дал нам какую-то возможность надежду вернуться к первоначальному райскому состоянию, когда все были солидарны со всеми, и все, что существовало, существовало в полной гармонии, земля и небо, люди и животные, люди и ангелы, и так далее. Отсюда идет вся символика и все традиции, обычаи, рождественские должны стать как бы видимыми знаками этой идеи, этой мечты о возвращении к первоначальному состоянию.

Яков Кротов: Что имеется в виду под первоначальным состоянием и какие собственно знаки? Потому что один из главных новогодних обычаев, но, видимо, он же и рождественский, поправьте меня – елка, и вот эта вот флора, которая врывается в непривычную к этому делу городскую квартиру – какую символику имеет эта елка? Потому что о ней часто говорят, как о символике сугубо языческой, нехристианской, дохристианской.

Светлана Филонова: Это еще одно заблуждение, которое атеистам удалось как-то внедрить в наше сознание. Дело в том, что христианство никогда не уничтожало уже существующих форм культуры, но только пыталось придать им иной смысл. Что касается городских квартир, то не надо так о них волноваться. Елку, правда, немножко в другом виде, эти квартиры или дома, и городские, и деревенские знали еще до христианства, и тем более, когда христианство начало распространяться. Совершенно точно в XV веке, возможно и раньше, практически во всей Европе дома и городские и деревенские украшались еловыми ветвями. Иногда эти ветви сливались в венок, иногда украшались ленточками, их подвешивали к потолку, вешали на стены и так далее. И практически все, что мы сейчас видим как елочные игрушки – оно присутствовало, но не было на елке. Это то самое райское древо жизни. Поскольку в Новый год и вообще две недели Рождества все что-то символизирует, это вообще наполнено какой-то, может быть, игровой, но, тем не менее, какой-то символикой, какими-то знаками, то есть, человек ищет знаки, он как бы пытается наладить хорошие отношения с тем чем-то непонятным, что на него надвигается. Что такое время - ни один философ не знает, что такое время и на простого человека это движется. Надо попытаться установить с ним какие-то дружеские отношений, как минимум улыбнуться ему, времени, и отсюда идут, я бы не сказала, что очень уж вредящие нашей христианской душе какие-то невинные шалости в виде постоянных гаданий. Постоянно что-то то вытаскивается из скатерти, одна травинка, вы знаете, что в Рождество скатерть обязательно надо было постилать на сено, поскольку Иисус родился на сене, под скатертью должно быть сено. Смотрели, какой она длины, какого цвета, и в зависимости от этого пытались угадать, когда девушка выйдет замуж и так далее. Всего этого масса.

Яков Кротов: Но фигурки животных, они ведь нас возвращают к евангельскому рассказу о Рождестве, где над младенцем стоят именно животные, потому что все происходит в хлеву. Рождество, Новый год и звери – какие обычаи с этим тогда связаны?

Светлана Филонова: Я хочу еще раз повторить, что Рождество - попытка быть в гармонии или дружбе со всеми, в том числе с животными, во-первых, вы знаете, что в ночь с 24 на 25 декабря, в рождественскую ночь, звери говорят человеческим голосом?

Яков Кротов: Нет. В первый раз слышу, и никогда не слышал, чтобы они так говорили.

Светлана Филонова: Да, слушать этого нельзя, потому что я всегда подозревала, что и весь остальной год они не говорят не потому, что у них слабо развит интеллект – интеллект у них развит, у них просто что-то такое с гортанью, чтобы они не проболтались, не сказали лишнего. Слушать их человеку ни в коем случае нельзя, но они говорят, и даже говорят, что псалмы поют. И к ним отношение совершенно особенное. Их кормят специально испеченным хлебом. И вот есть очень такой по-детски наивный, но очень трогательный обычай, когда крестьяне выходили с кашей или с горохом за околицу, разбрасывали по полю этот горох и пытались договорится с волками, чтобы те не слишком зверствовали в следующем году.

Яков Кротов: Хотя животным, по-моему, скорее впору договариваться с людьми, чтобы уцелеть. А как в каком-нибудь спальном районе многоквартирном преломляются рождественские, новогодние обычаи в современной Европе? Осталось ли что-нибудь?

Светлана Филонова: Осталось очень много. Кроме елки, кроме традиции обязательного рождественского ужина и традиции обязательно по возможности собраться всей семье, обязательно за этим столом оставляют свободное место для тех, кто не смог приехать и даже не обещал. Для тех, кто, может быть, даже в силу каких-то трагических обстоятельств не с семьей, но он должен знать абсолютно точно, что его ждут, что за этим семейным ужином для него есть место, и семья должна тем самым напоминать друг другу, что чтобы ни случилось с одним из членов этой семьи, его ждут. И это же свободное место оставляется еще и для члена семьи в более широком смысле, потому что Рождество - такое время, когда люди напоминают друг другу, что все мы одна семья. Это место для одиноких. Обычай этот, на мой взгляд, настолько добр, что действительно получил такое современное развитие. Еще исстари надо было на подоконник поставить свечу и, скажем, рождественскую звезду, или какие-то фигурки рождественские. Это для путников, для тех, кто заблудился, и опять же, как знак, что его пустят под этот кров, и он найдет там себе место. Но представьте себе наши современные новостройки. Они, к сожалению, во всех европейских городах очень похожи. Вот вы живете на 20-м этаже, и кто увидит вашу свечу и вашу звезду? И вот в таких кварталах стоят какие-то возвышения, иногда просто горка из снега, и там горит свеча, стоит звезда, иногда то, что мы называем ясельками, то есть, куклы, которые рассказывают историю Рождества - Божья матерь, Иосиф, младенец, пастухи и так далее. И это как бы продолжение традиции, знайте, что все мы одна семья.

Яков Кротов: В России традиционно время праздника растягивается аж с европейского 25 декабря и, пожалуй, до старого Нового года 13 января - когда заканчивается рождественский период для классических христианских стран?

Светлана Филонова: Он заканчивается в первое воскресенье после праздника Трех царей или Трех волхвов - 6 января. После 6 января первое воскресенье - праздник Крещения Господня, и здесь рождественский период заканчивается. Стройно в течение многих веков выстроенные две недели, и эта наша растянутость, когда в любой точке временной с 24 декабря по 19 января все не очень себе представляют, что надо делать.

Яков Кротов: Но я думаю, что это все-таки с течением лет все вернется, люди лучше поймут смысл и рождественского цикла, и праздника Епифании, то есть, Богоявления Господнего, в русской православной традиции. Спасибо вам огромное за этот рассказ и поздравляем всех наших слушателей с наступающим праздником.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены