Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Экономика
[26-09-03]

Страны-члены ОПЕК решили сократить добычу нефти и поднять цены

Программу ведет Иван Толстой. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Иван Трефилов и аналитик инвестиционной группы "АТОН" Стивен Дашевский.

Иван Толстой: Организация стран экспортеров нефти уменьшила квоты на добычу сырья. Это решение ОПЕК стало неожиданностью для мирового нефтяного рынка. Его участники считают, что у картеля не было оснований для сокращения поставок.

Иван Трефилов: Свое решение ОПЕК объясняет стремлением сбалансировать мировой нефтяной рынок. Эксперты организации пришли к выводу, что запасы сырья в основных странах-потребителях растут, а независимые экспортеры стремятся все больше увеличить поставки нефти. Кроме того, восстанавливается ее производство и в Ираке. Все эти факторы, по мнению участников картеля, могут в скором времени привести к дестабилизации рынка. Поэтому ОПЕК уменьшает не только собственную добычу сырья, но и призывает сделать то же самое другие государства, не участвующие в организации. Тем не менее, для многих позиция картеля оказалась полной неожиданностью. Никто не ожидал, что страны ОПЕК примут решение о сокращении поставок нефти уже на своей сентябрьской конференции. Последние дни представители почти всех крупнейших государств картеля говорили о том, что для уменьшения квот нет никаких оснований. Обстановка на рынке была благоприятна для ОПЕК, стоимость сырья вполне укладывалась в диапазон, обозначенный участниками организации. Но, несмотря на это, с первого ноября совокупная квота картеля будет сокращена на 900 тысяч баррелей в сутки - до 24 с половиной миллионов баррелей. Реакция мировых рынков на решение организации стран-экспортеров нефти была вполне предсказуемой - стоимость сырья сразу же увеличилась боле на 4%. В Лондоне, например, за баррель нефти сорта "Брент" давали почти 27 долларов, а в Нью-Йорке нефть стоила еще дороже. Пострадал и американский фондовый рынок. Индекс "Доу-Джонс" по итогам торгов упал на 150 пунктов или более чем на полтора процента. Решение ОПЕК оказалось шокирующим прежде всего ля США, страны, которая экспортирует до 60% необходимой ей нефти. Некоторые американские аналитики даже назвали его пощечиной всем странам, потребителям этого сырья. Несмотря на жесткую критику, картель свою позицию менять не собирается. Это может произойти лишь в декабре на внеочередной конференции ОПЕК. Участники организации договорились о том, что до наступления нового года они должны еще раз рассмотреть ситуацию на рынке.

Иван Толстой: Мы продолжим обсуждение темы с экспертом, аналитиком инвестиционной группы "АТОН" Стивеном Дашевским.

До конференции и стран-членов ОПЕК высказывались мнения, что квоты меняться не будут. Насколько неожиданным оказалось решение о сокращении добычи нефти и чем, на ваш взгляд, оно вызвано?

Стивен Дашевский: Ну, вы знаете, абсолютно справедливо можно сказать, что решение было достаточно неожиданным, потому что это было видно по реакции цены. Если происходит некое событие, которого рынок ожидает, то в принципе рынок на него особо сильно не реагирует. А вчера же после сообщения о том, что страны-члены ОПЕК решили сократить свою квоту, цена на нефть выросла на 4% или практически на доллар за баррель, что в принципе является достаточно высоким показателем. Поэтому из этого, наверное, можно сделать вывод, и это является общим знанием, что это был достаточно большой сюрприз. Чем это вызвано - сказать тяжело. Наверное, не пытаясь изобретать некие теории заговоров, можно сказать, что это было вызвано озабоченностью стран-членов ОПЕК не столько сегодняшним положением на рынке нефти, сколько завтрашним. Потому что все-таки, мы понимаем, что та цена, которая есть на нефть, она отражает, во-первых, отсутствие иракской нефти на рынке, во-вторых, она отражает некую премию за риск, то есть опять-таки ситуация в Ираке, ситуация в Венесуэле и так далее. Что произошло с ценой - это буквально в течение последнего месяца она упала на 20%, в течение пары недель. То есть цена была достаточно высокая, после чего она очень резко и стремительно упала. И, наверное, резюмируя все вышесказанное, решение ОПЕК - это некий такой предупредительный выстрел с целью того, чтобы не допустить дальнейшего снижения цен на нефть и показать рынку, что ОПЕК внимательно следит за ситуацией, держит руку на пульсе и готов в любое время принимать меры по поддержанию стабильно разумных цен на нефть.

Иван Толстой: ОПЕК предложила независимым экспортерам нефти, в число которых входит и Россия, также ограничить поставки сырья на мировой рынок. Следует ли российским нефтяным компаниям прислушаться к этому призыву?

Стивен Дашевский: Я думаю, что определенная логика в этом есть, но здесь есть два соображения. Во-первых, важно понимать, что в отличие от стран-членов ОПЕК нефтяной сектор России частный в подавляющем своем количестве. В то время как все страны нефтяные компании стран-членов ОПЕК являются государственными. И даже, например, в некоторых странах не членах ОПЕК, таких как Мексика, нефтяные компании являются государственными. В этом году темпы роста экспорта нефти из России отстают от темпов роста добычи нефти в России. Связано это прежде всего с транспортными ограничениями по системе транснефть. Поэтому в ответ на это предложение, я думаю, что российские нефтяники вполне могут сказать, что некое такое де-факто ограничение уже произошло.

Иван Толстой: А у российских нефтяных компаний есть какие-то резервы для того, чтобы быстро, в короткое время увеличить объемы своего экспорта?

Стивен Дашевский: На данный момент нет, хотя активно ведутся работы по расширению и на южном направлении, и в Приморске, где активно расширяется система БТС. Но, тем не менее, нужно сказать, что мощностей, чтобы сильно увеличить экспорт, я не вижу. Но некие маргинальные улучшения происходят, но я не думаю, что они происходят в таких масштабах, которые способны хоть где-то представлять угрозу для стран ОПЕК.

Иван Толстой: Не приведет ли это повышение на доллар, как вы сказали, за баррель цены нефти к резкому подорожанию сырья в будущем?

Стивен Дашевский: Я не думаю, что это начало какой-то массированной тенденции по росту цен. Здесь нужно отметить, что общая тенденция, если говорить о том, что фундаментально должно произойти с ценами в ближайшие 12-18 месяцев, наверное, тенденция к снижению. Опять-таки, по мере как люди перестанут так сильно нервничать по поводу предложений нефти из Ирака, Венесуэлы, по мере того, как иракская нефть начнет, хочется надеяться, поступать на рынок, и по мере того как российская нефть найдет новые способы прихода на мировой рынок, все эти факторы, наверное, говорят о фундаментальной тенденции к снижению цен. И, мне кажется, осознавая это, ОПЕК и предпринял свое решение сократить свою добычу.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Экономика"


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены