Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
8.9.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Экономика
[20-06-03]

В России растут цены на хлеб

Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов, корреспонденты РС в Барнауле и Самаре Олег Купчинский и Сергей Хазов.

Андрей Шарый: По данным Государственного комитета по статистике, хлеб за последний месяц в среднем по России подорожал на 4%. В правительстве утверждают, что ситуация находится под контролем, однако эксперты убеждены, что стоимость хлебобулочных изделий дальше будет расти. Над темой работал экономический обозреватель нашего радио Иван Трефилов:

Иван Трефилов: Для федеральных властей обстановка на хлебном рынке становится не экономической, а политической проблемой. Выборы приближаются, и правительство готово сделать все, чтобы не раздражать избирателей непредсказуемостью цен на самые необходимые продукты питания. Но стоимость хлеба растет, а заявление премьера Михаила Касьянова о том, что ситуация находится под контролем, на рынок никак не влияет. В среднем по России в мае хлеб подорожал на 4%. Эта цифра могла быть и больше, если бы губернаторы отдельных регионов не запретили производителям поднимать цены. В других областях ситуация хуже. В Калуге, например, в середине мая хлеб подорожал на 40%, а в Алтайском крае власти все еще пытаются договориться с пекарями. Из Барнаула передает наш корреспондент Олег Купчинский.

Олег Купчинский: Новые цены на хлеб в Барнауле продержались всего два дня. В понедельник горожане обнаружили, что хлеб подорожал на 30%. Батон самого популярного белого хлеба стал стоить 7,5 рублей, а в частных хлебопекарнях цена доходила до 8-ми, а то и 10-ти рублей. Некоторые предприниматели цену оставили прежней, но уменьшили вес булки. А уже в среду хлеб подешевел. Правда, не весь, а только три сорта – и всего на 30 копеек. На повышении цен алтайские хлебопеки настаивали давно. Они мотивировали это ростом цен на муку и на электроэнергию на 300%. Хлебокомбинаты несли значительные убытки. Например, убытки комбината "Русский хлеб" только за 1 месяц составили 225 тысяч рублей. Это предприятие и стало инициатором повышения цен. Однако переговоры с властями затянулись на две недели. А 17 июня хлебопеки на 30% повысили цену хлеба. На следующий день мэр Барнаула Владимир Калганов назвал этот шаг незаконным и неразумным. Он объявил, что власти намерены жестко регулировать цену хлеба, и снова сел за стол переговоров с хлебопеками. Результатом и стало значительное снижение цен на хлеб. Причем в оценке этого факта обе стороны расходятся. Мэр Барнаула считает, что власти смогут удерживать нынешние цены до нового урожая зерновых, а, по возможности, даже снизить их. Однако генеральный директор комбината "Русский хлеб" Иван Василиади заявил, что они оставляют за собой право в любой момент пересмотреть цены в сторону повышения. А вот руководитель Алтайской школы реальной политики Константин Емешин считает все происходящее хитрой пиаровской акцией властей. По его мнению, власти не могут или не хотят распутывать сложный экономический клубок, который накручивает цены на хлеб.

Иван Трефилов: Производители оправдываются, что они вынуждены увеличивать цены на хлеб. Прошлогодние запасы зерна заканчиваются, а покупать его на свободном рынке для предприятий слишком накладно. Трейдерам сейчас гораздо выгоднее продавать товар за границу. Там цены уже мировые, а не внутренние. Лидер Аграрной партии, глава Республики Алтай Михаил Лапшин говорит, что правительство ошибается, поощряя экспорт.

Михаил Лапшин: Хорошо бы, если бы политика экспорта зерна проводилась на фоне полного самообеспечения зерном. Самообеспечение зерном начинается с производства 1 тонны зерна на душу населения. Нужно где-то 143 миллиона тонн произвести, а мы в прошлом (довольно неплохом) году произвели только 88 миллионов тонн зерна. Это практически по 600 килограммов на душу населения. И, по некоторым расчетам, мы в этом году можем экспортировать почти 19 миллионов тонн зерна. Это не радость, это великая трагедия для нашей России – экспорт зерна в таких гигантских количествах. Мы говорим о том, что Россия превратилась в сырьевую державу, когда располагаем данными и видим, как экспортируется нефть, экспортируется газ. Но к этому еще добавляется экспорт зерна, которое (это зерно, оставленное на внутреннем потреблении), могло бы составить основу возрождения экономики России, возрождения сельского хозяйства, в первую очередь.

Иван Трефилов: Однако правительственные чиновники не собираются ограничивать экспорт зерна. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев считает, что его в стране и так достаточно. Но если ситуация на рынке будет ухудшаться, власти готовы провести зерновые интервенции из государственного резерва. Впрочем, запасы эти не велики. Как говорят эксперты, менее 3-х миллионов тонн вряд ли стабилизируют хлебный рынок. Надежды на новый урожай еще более призрачные. В Краснодарском крае – одном из крупнейших в стране производителей зерна – уже два месяца нет дождей. А в других регионах проблемы возникли из-за небывало холодной зимы. Рассказывает наш корреспондент в Самаре Сергей Хазов.

Сергей Хазов: Небывало холодная для Самарской области зима этого года, когда столбик термометра опускался ниже 40 градусов мороза, привела к гибели более половины озимых в хозяйствах наиболее крупных сельских районов губернии – Алексеевского, Кинельского, Челновершинского и Шигонского. Заместитель начальника областного управления по растениеводству Александр Калимуллин назвал положение с озимыми экстремальным. В мае большая часть погибших полей была пересеяна яровыми культурами. Успешность этого шага можно будет оценить только в начале июля. Александр Карасев – депутат собрания представителей Красноармейского района - рассказал, что в этом году в Самарской губернии не будет хорошего урожая пшеницы. По словам Карасева, во время весенней посевной в губернии наблюдалась небывалая засуха, отчего большая часть посевов погибла.

В этом году крестьянские хозяйства губернии ожидают получить урожай озимых примерно 5 центнеров с гектара, что в 6 раз меньше запланированной нормы. Представители самарских хлебокомбинатов прогнозируют, что низкий урожай пшеницы заставит мукомольные заводы губернии закупать осенью зерно в Ульяновске и Татарстане, что, в свою очередь, приведет к повышению отпускных цен на муку, а значит – и на хлеб. С 5 июня хлебобулочные изделия в Самаре уже подорожали на 10%. По прогнозам хлебопеков в сентябре самарцам следует ожидать, как минимум, 20-процентного повышения цен на хлеб.

Иван Трефилов: Эксперты прогнозируют, что в будущем году урожай зерна будет весьма скромным – уже не 86,5 миллионов тонн, а всего лишь около 70-ти. В связи с этим экспорт сократится в несколько раз, но стоимость зерна внутри России, похоже, так и не снизится, скорее, наоборот. На рынке может возникнуть дефицит, а, кроме того, производители настаивают, чтобы закупочные цены были увеличены. Говорит лидер Аграрной партии Михаил Лапшин.

Михаил Лапшин: Урожай будет ниже, чем в прошлом году. Но он не будет катастрофически низким. И мы рассчитываем, что в этом году, в конце концов... Хотел бы и хочу, чтобы в стране был порядок. А порядок в рыночной экономике – когда любая продукция, городская или сельская, закупается по нормальным рыночным ценам. Чтобы были созданы нормальные рыночные цены, и зерно нашло свое место, достойно оплачивалось. Чтобы крестьяне напрасно не работали. А то в прошлом году средняя цена реализации, в пересчете на доллары, составила менее 30-ти долларов за тонну. Это в 3-4 раза ниже мировой цены на зерно. Я думаю, что урожай будет средний. Ну, а цена тоже должна быть оптимальной на зерно. И без увеличения стоимости на булочку, которая реализуется на прилавке.

Иван Трефилов: Аграрии хотят, чтобы стоимость хлеба фактически сравнялась со стоимостью зерна, потраченного на его производство. Сейчас эти величины между собой абсолютно не связаны. Но в правительстве говорят, что, в любом случае, доля зерновых в цене хлеба не превышает 20-ти процентов. Чиновники готовы проверить механизмы ценообразования, но у них нет возможностей, чтобы урезать доходы торговых посредников, мукомолов и пекарей. Экономическими методами остановить рост цен власти не могут, а применить административный ресурс не позволяет рыночный статус, обрести который так долго Россия стремилась.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Экономика"


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены