Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
29.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Война в Чечне
[10-10-03]

Схемы махинаций вокруг выплаты компенсаций в Чечне

Программу ведет Владимир Бабурин. Участвуют корреспондент Радио Свобода в Чечне Амина Азимова и обозреватель РС Андрей Бабицкий.

Владимир Бабурин: В Чечне буквально через несколько дней после объявления о победе Ахмада Кадырова на президентских выборах прекращены выплаты компенсаций за утраченное во время военных действий жилье. Из Грозного передает Амина Азимова:

Амина Азимова: Согласно официальной версии, причиной тому послужили громадные приписки, обнаруженные специальной правительственной комиссией, созданной по указу Ахмада Кадырова. За два дня своей работы члены комиссии успели изучить списки заявлений всего из пяти районов Чечни, но и их оказалось достаточно, чтобы выяснить, что более 50 процентов из них оформлены на основании поддельных документов.

В Чечне нет ни одного населенного пункта, который частично или полностью не пострадал в ходе военных действий. Так в одном лишь Грозном непригодными для жилья признано более 80 процентов муниципальных домов. Учитывая, что до начала второй войны в чеченской столице проживало около полумиллиона человек, можно без труда представить себе, сколько людей в реальности рассчитывает получить от государства компенсации. Но путь к получению компенсаций долог и извилист. Пройти его законным путем и стать обладателем 350 тысяч рублей, именно такова сумма выплат, дело почти безнадежное. Дело в том, что право на получение названной суммы имеют лишь те, чьи дома считаются разрушенными на сто процентов, то есть от жилища не должно остаться даже фундамента, поскольку специалисты считают, что в случае, если даже дом со всем содержимым сгорел дотла, но сохранился его фундамент, то разрушения можно квалифицировать лишь как 70-процентные.

Еще одна проблема, связанная с получением компенсаций, это то, что на материальное возмещение со стороны государства имеют право лишь те из жителей Чечни, кто на данный момент постоянно проживает на ее территории. Но за годы войны большинство погорельцев покинули республики. Естественно, что многие из них прописались по месту нового жительства, чтобы иметь право устроиться на работу или учебу. Тем не менее, все эти люди рассчитывали на возмещение хотя бы части того ущерба, который был нанесен войной. Семья Джабраиловых из поселка Мичурина, расположенного в пригороде Грозного, с начала второй войны живет в городе Оренбург. В январе 2000-го года Джабраиловы покинули родной дом после того, как во время обстрела тяжелое ранение получил глава семейства Заинди. Из имущества семья смогла взять с собой только документы да набор продуктов в полиэтиленовом пакете. С тех пор Джабраиловы живут в России. Когда поправившийся глава семейства вернулся в 2001-м году домой, он обнаружил на месте своего дома пепелище. Соседи рассказали, что через два месяца после их отъезда во время очередной "зачистки" к их дому приехали четыре "Урала", в которые солдаты несколько часов грузили джабраиловское добро, после чего в дом пальнули из огнемета. Прослышав про выплату компенсаций, Заинди вновь приехал в Чечню и узнал, что ни он, ни кто-либо из его семьи права на получение денег не имеет. Во-первых, потому что все они успели прописаться в Оренбурге. Во-вторых, потому что огнемет, увы, не властен над метровым бетонным фундаментом.

Тем не менее, выход из ситуации, как выяснил Заинди, найти оказалось возможным. В местном БСИ ему предложили сразу несколько вариантов. Прежде всего, погорельцу порекомендовали найти обыкновенный советский паспорт, который еще не успели обменять на новый российский. По этому паспорту человека прописывают по какому-то выдуманному адресу. Скажем, если в реальности ты жил в доме номер 45 по улице Ленина, тебя пропишут в доме номер 45а по той же улице. На этот же, якобы разрушенный до основания, дом работники БСИ сами оформят пакт необходимых документов и сами же сдадут его в местное отделение комитета по выплатам компенсаций. Погорельцу остается всего лишь ждать уведомления из банка для получения денег. При этом 50 процентов суммы остается доброжелателям из БСИ и всей многочисленной команде, прикрывающей этот долгий и трудоемкий процесс. Возможны и другие варианты, например, 70 на 30, то есть, 70 процентов чиновникам, а 30 автору заявления. Эта услуга предлагается тем, кто вообще не владеет на территории Чечни никакой собственностью, или же после первой войны уже успел получить за нее компенсацию. Другой вариант - 30 на 70 - предлагается тем, у кого и жилье уничтожено на 100 процентов, и с пропиской нет проблем, и вся документация на месте. Согласен ты оставить надежным чиновникам, у которых якобы все схвачено. 30 процентов от суммы, значит, наверняка окажешься в числе счастливчиков, которые получат деньги в первую очередь. Не согласен - действуй самостоятельно и жди месяцами в призрачной надежде, что тебя когда-то пригласят прийти в банк за деньгами.

Схемы и механизмы, придуманные вороватыми местными чиновниками для того, чтобы урвать свой кусок от такого лакомого пирога, как компенсации, чрезвычайно разнообразны. За две недели выплат деньги в Чечне успели получить всего 150 человек из более чем 30 тысячного списка претендентов на нее. Многие в республике уверены, что даже эти полторы сотни людей не получили на руки всю сумму целиком, а если и получили, то обязательно должны будут еще поделиться с кем-нибудь из тех, кто помогал им в продвижении в очереди.

Владимир Бабурин: Тему прекращения выплаты компенсаций потерявшим жилье в Чечне завершает Андрей Бабицкий:

Андрей Бабицкий: Пока лишь можно строить предположения о том, что лежит в основе принятого решения, но стратегически ситуация достаточно ясна. Это колоссальный денежный ресурс, компенсации должны получить несколько сотен тысяч человек, и Кадыров сегодня хотел бы иметь этот финансовый ресурс в своем распоряжении.

Дело в том, что вообще компенсациями занимается правительство Чечни во главе с Поповым и, по всей вероятности, Кадыров попытается переориентировать финансовый поток так, чтобы он проходил через президентские структуры. В этом случае у президента и его аппарата появляется возможность изымать значительные части этого финансового ресурса в собственную пользу. Надо сказать, что и сама ситуация с выплатами компенсаций была несколько подозрительной, потому что такой колоссальный денежный объем не мог быть переправлен в Чечню в обещанные сроки, таких денег в российском бюджете именно для этих целей просто не существует. Вполне вероятно, что это тоже может быть одним из объяснений - что выплаты приостановлены по указанию из Москвы, поскольку на них просто не хватит средств.

Ну и последнее, что следует отметить: Кадыров использовал обещания, которые прозвучали из уст президента России, о том, что компенсации все-таки будут выплачены, как средство для того, чтобы заставить сомневающихся проголосовать на выборах за его кандидатуру. Я думаю, что этот ресурс сыграл огромную роль, поскольку, как мне известно, шантаж, планомерный и целенаправленный, именно связанный с выплатой или невыплатой компенсаций, осуществлялся постоянно перед выборами, и главы администраций получили достаточно прямые указания - обеспечить явку на выборы, в противном случае им угрожали либо лишить компенсации вообще, либо поставить, задвинуть куда-то в конец очереди на получение денег.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Чечня"
  • Программы, посвященные Событиям на Кавказе


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены