|
|
Ельтай Давленов, 25 лет, г. Актобе, Казахстан
Поощрительный диплом за работу, получившую высокую оценку жюри
Казахи называют декабрь "желтоксан" - месяцем степных ветров, - непредсказуемым месяцем. Декабрь 91-го наполнил степь освежающим и пьянящим ветром свободы. Пробудил ее, как пальцы виртуоза, касающиеся струн, пробуждают домбру. Спросите любого, и вам скажут, что декабрь и свобода для казахов - понятия одного смыслового ряда.
16 декабря 1991 года. Мне неполных шестнадцать. Единственный в то время общереспубликанский канал напрямую транслирует заседание Совета народных депутатов Казахской ССР. Решается вопрос о провозглашении независимости республики. Происходящее казалось чем-то фантастическим. Что я могу нового сообщить о том безумном декабре? Какие-то малозначительные и не связанные между собой события и факты. Тем не менее, именно они глубоко отпечатались в памяти.
...Моих предков согнали с родных мест в коллективизацию. Так рассказывает бабушка. Ее отец держал несколько коров, лошадей, овец, - это была семья обычного середняка. Когда у кочевников отбирали скот и сгоняли в колхозы, дед успел бежать в Челябинскую область. Сейчас там живет большая казахская диаспора.
А мои родственники вернулись. Мама часто вспоминает возвращение на родину. На первой казахстанской железнодорожной станции она выглядывала в окошко и удивлялась, как много, оказывается, казахов. Потрясающее открытие: она не одинока.
Говорят, что до пяти лет я совсем не говорил по-русски. Как водится, обучила улица. Мои соседи - татары, русские, украинцы, цыгане, корейцы, узбеки. Русский язык для нас был языком межнационального общения. Это, поверьте мне, не пустой лозунг.
Когда я шел в первый класс казахской школы, ровесники сказали, что это школа для детей с отставанием в умственном развитии. Школа оказалась вполне нормальной. На стене, в учебниках, на значках, - везде Ленин ата (дедушка Ленин).
Ненормальным мне казалось другое. Я замечал, что двух казахов, говоривших между собой на родном языке, могли пристыдить люди, казахского не понимавшие. Помню такой упрек в свой адрес от кого-то из сверстников. Для него наш родной язык был не просто тарабарщиной, а казался чем-то вроде заговора, вызова. Что я тогда испытывал? Искренне: обиду и вину. На кого распространялись эти недетские чувства? На представителей других национальностей? Однозначно, нет. На соплеменников? Скорее всего. Половина (если не больше) казахов не знала родного языка. В этом отпала необходимость после закрытия школ, при отсутствии в большинстве вузов казахских отделений по многим специальностям. Так что утверждение о том, что казахская школа предназначена для "умственно отсталых", в какой-то мере даже справедливо. Надо было быть, мягко говоря, авантюристом, чтобы отдать ребенка в школу, зная, что в стране, строящей светлое будущее, ему ничего не светит...
...В декабре 86-го года на центральную площадь Алма-Аты вышли сотни студентов. Казахская молодежь протестовала против назначения первым секретарем КП КазССР пришлого партфункционера. Митинг разогнали военные, по безоружным юношам и девушкам открыли огонь. Несколько погибших, десятки брошенных в тюрьмы, сотни исключенных из вузов. И - тысячи сочувствующих. Весть об алма-атинских событиях мгновенно разносится по стране. А республиканское руководство малодушно молчит, чтобы спустя годы установить памятник жертвам декабрьского митинга...
А потом будет декабрь 1991 года. Мне неполных шестнадцать. По моему "Горизонту" единственный в то время общереспубликанский канал напрямую транслирует заседание Совета народных депутатов Казахской ССР. Решается вопрос о провозглашении независимости республики. "Желтоксан - месяц свободы" - вот что я думаю сейчас.
|
|