Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
8.9.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[15-02-01]

12-я годовщина вывода советских войск из Афганистана

Программу ведет Савик Шустер. Он беседует с обозревателем газеты "Время Новостей", специалистом по Центральной Азии Аркадием Дубновым. Приводятся репортаж из Бишкека Толкун Сагыновой и подготовленное Иваном Воронцовым изложение статьи "БНД предостерегает перед войной в Центральной Азии", напечатанной в немецкой газете "Вельт".

Савик Шустер:

12-я годовщина вывода советских войск из Афганистана - вернется ли в моду слово "ввод"?.. В четверг в немецкой газете "Вельт" была опубликована статья под заголовком: "БНД предостерегает перед войной в Центральной Азии". С содержанием публикации вас познакомит Иван Воронцов:

Иван Воронцов:

"Федеральная разведслужба Германии - БНД - предостерегает перед угрозой дестабилизации России. Анализируя нынешнюю ситуацию, разведка приходит к следующему выводу: ситуация и в Чечне, и в Центральной Азии будет продолжать обостряться. В Чечне сопротивление российским войскам в Чечне по-прежнему крайне активно и, несмотря на пропагандистские заявления Москвы о выводе войск, в республике все еще стоят 44 тысячи российских военнослужащих, и регулярно вспыхивают исключительно жестокие бои. А особенно экспертов тревожит Центральная Азия. Здесь грозит новый, "очень серьезный" конфликт. Весной следует ожидать новых нападений исламских экстремистов в количестве 2-3 тысяч человек на Узбекистан, Киргизию и Таджикистан - полагают эксперты БНД. - Экстремисты хотят создать при поддержке афганских талибов свой халифат. Россия как, так сказать, "держава, следящая за порядком в регионе", не сможет бездеятельно наблюдать за таким развитием событий. Поэтому надо опасаться втягивания в конфликт Москвы. Пока она проявляет сдержанность. Возможно, это обусловлено и тем, что элитные части все еще задействованы в Чечне, а стоящих в Центральной Азии российских войск недостаточно. Если летом в регионе начнется война с участием России, то, по мнению аналитиков из БНД, бои будут "очень тяжелыми". Речь идет о преимущественно гористом регионе, а в горах воевать придется пехотинцам, с легким вооружением и без поддержки бронетехники. К тому же, исламисты систематически улучшают свое вооружение и все структуры обеспечения, в частности, в регионе замечено увеличение спроса на спутниковые телефоны.

Как сообщают источники газеты, БНД передала эту информацию правительству, в частности МИД. Тема была затронута министром иностранных дел Германии Фишером во время его визита в Москву. Немецкое правительство обеспокоено развитием событий. Как утверждается, ситуация в Чечне и Центральной Азии затрагивает и интересы Германии. "Наряду с прочим, Центральная Азия - один из центров наркобизнеса, и в случае укрепления там позиций исламистов следует ожидать усиленного распространения наркотиков по всей Европе", - пишет "Вельт".

Савик Шустер:

Секретарь Совета Безопасности Киргизии Аскарбек Мамеев считает возможным масштабное вторжение вооруженных экстремистов на территорию Центральной Азии. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Толкун Сагынова:

Толкун Сагынова:

По разведданным и данным спецслужб Кыргызстана, в конце марта - начале апреля вооруженные экстремисты вновь планируют прорваться через южные области республики в соседний Узбекистан для свержения конституционного строя. Об этом заявил Бишкеке на первой встрече экспертов силовых структур Шанхайской пятерки заместитель секретаря Совета безопасности Кыргызстана Аскар Мамеев. Численность религиозных фанатиков на этот раз, по его словам, увеличится в три раза и достигнет двух тысяч человек. Как сообщил Мамеев, сейчас по всему периметру киргизско-таджикской границы международные террористы сооружают склады с оружием, боеприпасами, продовольствием, лекарствами и обмундированием. Причем, по информации заместителя секретаря Совбеза, вооруженные экстремисты проходят боевую подготовку сейчас не только в террористических центрах Афганистана, но и в зимних лагерях Тавильдарьинского района Таджикистана. В этой связи Аскар Мамеев призвал участников Бишкекской группы государств и Шанхайской пятерки ускорить создание в Бишкеке антитеррористического центра, который, по его убеждению, стал бы одной из действенных мер в совместной борьбе пяти государств с так называемым "Исламским движением Узбекистана", представители которого так и не оставили своей цели воссоздать на территории Ферганской долины Центральной Азии "исламский халифат".

Савик Шустер:

Со мной в студии обозреватель газеты "Время Новостей" Аркадий Дубнов. Аркадий, вы бывали в Афганистане много раз, вы знаете Центральную Азию - вот эти предсказания о том, что весной может начаться вот это наступление на Центральную Азию со стороны Афганистана, где есть лагеря, где готовятся боевики - "боевики", может, слово неправильное, "муджахеды" - так вернее - это может произойти, и российская армия не сможет остаться в стороне... Насколько такие прогнозы вам кажутся правдоподобными?

Аркадий Дубнов:

Во-первых, прогнозы относительно возможного вторжения в Центральную Азию боевиков или, как вы хотели выразиться, "моджахедов", видимо, достаточно обоснованны, потому что, несмотря на все попытки последних двух лет сделать все возможное, чтобы "баткенские походы", которые были в течение последних двух лет, не повторялись, видимо, не приводят к успеху. В этой связи я думаю, что российская армия действительно готовится к такому повороту событий. Но когда мы говорим о российской армии, я думаю, нужно, в первую очередь, иметь в виду тот контингент российских войск, который дислоцирован сейчас в Таджикистане. В этой связи как раз поступило сообщение, что в Душанбе прибыл заместитель командующего Приволжским военным округом генерал-лейтенант Владимир Попов. Он будет руководить совместными командно-штабными учениями на юге Таджикистана. И вот какие цели преследуют эти учения: на них будут осуществлены мероприятия по приведению войск в высшую степень боевой готовности и проведена проверка готовности соединений и частей к действиям в экстремальных ситуациях. Учения продлятся до 20 февраля, и 201-я дивизия уже провела первый этап, в ходе которого военные городки и гарнизоны отразили нападение условных групп экстремистов, как с воздуха, так и с земли. Командир 201-й дивизии генерал-майор Валентин Орлов считает, что возможность таких провокаций обусловлена общей ситуацией с безопасностью в регионе. Так что, предупреждение немецкой разведки, видимо, как бы не является новостью для российского руководства.

Другой вопрос: насколько Россия сама как бы спровоцировала возможное наступление? Я думаю, что имеют основания наблюдения некоторых обозревателей и аналитиков региона, из которых следует, что возможность как бы инфильтрации боевиков с территории Таджикистана во многом обусловлена еще и тем, что Россия не смогла, или не захотела, как утверждают некоторые, сделать все возможное, чтобы нейтрализовать эту угрозу и способствовала сохранению военного кулака боевиков в Таджикистане.

Савик Шустер:

Аркадий, мне кажется, что здесь два очень важных вопроса: во-первых, насколько готова почва в республиках Центральной Азии для такого вторжения, пусть даже партизанско-террористического? И второй вопрос: насколько 201-я дивизия, о которой вы говорите, готова противостоять такому движению - не регулярной армии, а людям, которые просачиваются по тропам, взрывают... действуют совершенно иначе, чем может действовать регулярная армия?

Аркадий Дубнов:

Я понимаю ваши опасения и думаю, что с ними можно согласиться. Хотя бы из-за того, что российский контингент находится в Таджикистане, а основной как бы упор возможного прорыва будет направлен не на Таджикистан, а на Киргизию и Узбекистан: я не могу себе представить, чтобы российская армия имела возможность участвовать в боевых действиях хотя бы в Киргизии, не говоря уже об Узбекистане, руководство которого всячески противится любому участию как бы "иноземных" сил. Другой вопрос: чем это обусловлено, есть ли база для такого вторжения? Думаю, что более чем достаточно оснований считать, что есть. Почему? Потому что до сих пор не урегулированы отношения между двумя странами, которые провоцируют эту возможность - я имею в виду Таджикистан и Узбекистан. До сих пор, все взаимные обвинения между этими странами сводятся к тому, что Ташкент обвиняет руководство Таджикистана в том, что оно как бы схоронило на своей территории боевиков - большей частью узбеков, а в некоторой части бывших боевиков таджикской оппозиции, таджиков по национальности; а руководство Таджикистана обвиняет Ташкент в том, что он как бы сохраняет на своей территории основное ядро, контингент полковника Махмуда Худойбердыева - главного противника президента Рахмонова.

Савик Шустер:

А роль Талибана - это, в самом деле, серьезнейшая опасность?

Аркадий Дубнов:

Да, это действительно серьезнейшая опасность. Но я все-таки повернул бы анализ на эту тему в другую сторону. Я думаю, что основная проблема, связанная с опасностью войны в Центральной Азии, связана с неурегулированностью ситуации в Афганистане. Последние события: буквально два дня назад талибы потерпели очень серьезное поражение. Они потеряли город Бамиан. Войска Северного Альянса - там командует Карим Халили -лидер афганских шиитов - взял Бамиан, перед этим Исмаилхан - другой полевой командир - полностью взял под свой контроль провинцию Гор. Талибы потеряли два стратегических аэродрома - в Якаваланге и Бамиане - и в результате талибы оказались в очень тяжелом положении. Они фактически отрезаны от своих войск на севере. Между Кабулом и северными провинциями, где они воюют с Масудом, есть проблема транзита, снабжения. К чему это приведет? Те, кто принимал антиталибские санкции, думал, наверное, что это приведет к смягчению позиций талибов, но вы сами знаете, проведя много лет в Афганистане, что афганцы мыслят не так, как другие цивилизованные военные командиры. Чем больше их загоняют в угол, тем менее сговорчивыми они оказываются. Поэтому эта герилья, которая там происходит внутри - в результате того, что талибы будут страшно ожесточены, они будут пытаться находить возможность распространить как бы войну за пределы Афганистана. Раньше в отношении талибов этого можно было как бы не опасаться - но теперь этого нельзя исключить, потому что им, возможно, понадобится интернационализация конфликта, чтобы заручиться поддержкой исламских центров, которые, в первую очередь, и заинтересованы в том, чтобы создавать постоянно тлеющий очаг напряженности. Но для этого нужно все время демонстрировать, что есть возможности наступления не только внутри Афганистана, но и вне его. Поэтому если эти акции будут иметь место, то сначала они будут показательными, а потом если они будут иметь успех, силы боевиков будут только расти и множиться.

Савик Шустер:

Картина, которую вы рисуете - конечно, не проблема одной дивизии, не проблема только войск, дислоцированных в Таджикистане - это, в самом деле, серьезная проблема - коллективная безопасность, когда мы начинаем о ней говорить, и всерьез. Насколько такой поворот вопроса вообще интересует, тревожит лидеров Центральной Азии?

Аркадий Дубнов:

Я думаю, что лидеры Центральной Азии, к сожалению, перед лицом этой опасности до сих пор не осознали, что у них есть общий интерес по отражению этой угрозы. Каждый преследует, в общем, свои цели. И я думаю, что вот проблема в отношениях Таджикистана и Узбекистана лежит именно в этой плоскости. Но я думаю, есть и еще проблемы. Вот тот самый мирный процесс в Таджикистане, о котором вся мировая общественность с гордостью говорила, как об "уникальном эксперименте", на самом деле, уже показал, что таковым он не стал. Шлейф этого мирного процесса вылился в то, что оказалось огромное количество неустроенных людей, которые до сих пор не умеют ничего - только воевать. Они оказались не пристроены в мирной жизни. Та часть таджикской оппозиции, которая вошла в мирный процесс - они просто получили теплые места, а все остальные оказались за бортом этого процесса, и это и есть ядро дестабилизации. И руководство Таджикистана, и, я считаю, руководство Узбекистана, которое исключительно жестко действуя против политической оппозиции не смогло найти общий язык с немаргинальными оппонентами, способствовали, возможно, усилению этой "фронды". Внутренние проблемы этих стран, с которыми они оказались не способны справиться, тоже оказывают определенное влияние на эту опасность. И я просто думаю, что если об опасности войны говорит Германия - германские спецслужбы, может, это станет основанием для того, чтобы Европа обратила большее внимание на ситуацию в Центральной Азии. До сих пор она смотрела снисходительно, не опасаясь, что это может вылиться на более широкие просторы Евразии. Я думаю, что это может быть хорошим как бы спусковым моментом для большего внимания европейских структур к происходящему в Центральной Азии.

Савик Шустер:

Я могу резюмировать так: есть еще небольшое время, чтобы что-то сделать политически, то это надо пытаться делать, потому что, если это будет сделано, это сохранит очень много жизней. Делать надо срочно, быстро и вместе, сообща. Потому что если, в самом деле, это сопротивление перейдет через границы Центральной Азии, будут большие, очень большие потери... Мы затронули эту тему и будем возвращаться к ней постоянно, потому что весна не за горами.


Другие материалы за ближайшие дни:

c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены