Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
25.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Гость в студии
[06-05-02]

Субботнее интервью. Оскар Соболев

Удивительно, но при том, что рыбалкой в России увлекаются миллионы людей, профессионалов, всю свою жизнь посвятивших этому спорту, совсем немного, и самый известный из них, несомненно, москвич Оскар Соболев. В 1969-м году он стал тренером сборной СССР по ловле рыбы на поплавочную удочку, одновременно он участвовал в соревнованиях и в 1975-м году выиграл Кубок дружбы социалистических стран. В 1987-м году под руководством Оскара Соболева советская сборная впервые участвовала в чемпионате мира в Португалии. Через год после этого чемпионата Оскар Соболев ушел с поста тренера сборной, и с тех пор он путешествует, пишет статьи в книги и журналы, организует многочисленные рыболовные соревнования и, конечно, ловит рыбу в самых разных уголках России, а также за границей. И он не просто ловит рыбу, а снимает видеофильмы, в которых рассказывает обо всех замечательных местах, где ему приходится бывать. И эти рассказы его настолько увлекательны, что многие люди, никогда не бравшие в руки удочку, увлекаются рыбалкой и становятся ее поклонниками на всю жизнь. С Оскаром Соболевым беседует Владимир Абарбанель:

Владимир Абарбанель: Оскар Яковлевич, в субботу утром, в 4-5 утра, на пустынных улицах городов появляются люди с удочками. Они спешат на рыбалку. Но мы знаем, что рыбалка не с этого начинается. Накануне все готовят свои снасти. Как вы готовитесь к рыбалке - расскажите пожалуйста.

Оскар Соболев: Ну, мне-то проще. Рыбалка для меня это моя жизнь, поэтому у меня сливается все, как говорят, воедино. Снасти я готовлю не только перед выходом на рыбалку, но иногда и задолго, они у меня уже, как говорят, в уме это все созревает и постепенно все готовится.

Владимир Абарбанель: В каком возрасте вы увлеклись рыбалкой?

Оскар Соболев: Вообще увлечение рыбалкой, мне кажется, это дается свыше, от Бога, и это огромное счастье, что вот оно дано. Многим оно не дано. Многие на наши дела смотрят равнодушно, вроде как на чокнутых немножко. А вообще это страсть. Очень серьезная страсть, увлекаются все, и когда ты находишься на рыбалке и смотришь на поплавок - забываешь обо всем. Я в свое время написал книгу о рыбной ловле, поплавочной удочке, она называется "Глядя на поплавок". Так вот, большая часть моей жизни, я считаю, что лучшая часть моей жизни, прошла глядя на поплавок. Еще бы как говорят поглядеть немножко, мне лет немало, но все равно вот этот вот молодой азарт остался, и с каждым днем он не угасает, а может даже разгорается ярче.

Владимир Абарбанель: А где вы впервые взглянули на поплавок?

Оскар Соболев: Впервые - когда мне 7 лет было, я был в Чувашии, и там с мостика в маленькой речке я увидел небольшой косячок пескарей. И все. И у меня где-то что-то там внутри сработало, и я пропал. Конечно, снастей в войну там не было, ничего. Приходилось брать нитку, где-то тайно оттащить иголку, потому что иголок тоже не было, ее гнуть, делать крючок, с поплавками проблемы не было, это обыкновенная кора от сосны, спичка, плетеная из конского волоса леска, или из ниток просто. Пескари тогда были глупые, не то, что сейчас, и вообще рыба много лет тому назад была гораздо, можем сказать, глупее. Ведь рыба, вы знаете, она с годами умнеет, когда ее начинают ловить...

Владимир Абарбанель: Обучается...

Оскар Соболев: Обучается, да, это действительно так. Вот я ловил с детства эту глупую рыбу, и это был, в общем-то, приварок, потому что есть там в войну было нечего, хлеб, и когда я приносил этих несчастных пескарей, бабушка смотрела на них с вожделением, ну и кот тоже. Ну вот, семь лет, все, и с тех пор я пропал, но по-хорошему пропал, потому что, приехав в Москву, вернувшись из эвакуации, жил я в Замоскворечье на Большой Екиманке, рядом протекала Москва-река, а точнее - канава, куда спускали теплые воды с ТЭЦ, а там в этих теплых водах водилась очень хорошая крупная рыба. И вот мы, московские рыболовы, стоя по колено в вода ловили голавлей, ловили, почему-то там даже карась водился в этой теплой воде, и плавала одна единственная орфа, она была красного такого, розового цвета.

Владимир Абарбанель: А что такое орфа?

Оскар Соболев: Орфа - это искусственно выведенная рыба, которая живет в аквариумах. Она, видимо, удрала из аквариума, и вот в теплой воде прекрасно там жила, мы ее всегда видела, она не клевала ни на что, естественно, ее пытались постоянно забагрить, но она избежала этой участи. И вот когда я ловил там этих голавликов, приносил домой, они все попахивали керосином, потому что в Москве-реке вода тогда была... Оставляла желать лучшего.

Владимир Абарбанель: А сейчас?

Оскар Соболев: Сейчас хорошая вода. Вы знаете, я тут недавно снимал в позапрошлом году сюжет о московских рыболовах, которые стоят прямо напротив Кремля здесь, и ловят рыбу. И рыба говорят хорошая, съедобная, да и сейчас в любое время можно вот поехать по набережной в районе Кремля, посмотреть, стоят с удочками. И говорят, утром, когда тихо, корабли не баламутят воду, можно посмотреть и увидеть довольно много рыбы, и рыбы всякой, а тогда я приходил домой, приносил этих голавликов, не важно, что они пахли керосином, съедались все, даже кот не брезговал этим делом, но зато бабушка каждый раз мне отмывала ноги потом от керосина, потому что они все были в полосках нефти. Почему я, может, стал таким вот, можно сказать, известным рыболовом? Потому что учили меня тогда, мальчишку, самые лучшие рыболовы Москвы. Я помню, у нас был небольшой магазинчик на Неглинной, куда собирались все известные рыболовы, там была, как сейчас говорят, тусовка, мы собирались там в четверг-пятницу, обменивались информацией... И вот, я там, сейчас уже об этом можно говорить, тогда это было стыдно, я копал червяков, продавал их, по пачкам раскладывал, и на эти деньги я мог и поехать на рыбалку, и купить себе какие-то снасти.

Владимир Абарбанель: Оскар Яковлевич, вы - путешественник, в каких местах уже в России вам удалось побывать и какие больше всего запомнились рыбалки?

Оскар Соболев: Ну, Камчатка - это, конечно, фантастический край. И рыба там тоже фантастика. Это чавыча. Ну, это королева, она так и называется - "королевский лосось". И вот эта чавыча - это бешеная, сумасшедшая, просто сумасшедшая рыба.

Владимир Абарбанель: А как ее ловят?

Оскар Соболев: Спиннингом, на блесну, но блесны специальные там есть, там специальный подвешивается груз, определенным образом, так, чтобы блесна шла примерно сантиметров на 30-40 от дна. Потому что чавыча крупная рыба, она вообще-то не питается в это время, но у нее остается такой рефлекс хватания, она как бы прогоняет мелкую рыбу, которая окружает ее, чтобы та не ела ее икру, и поэтому она клюет на блесну. Ловится нахлыстом, но нахлыстом ее поймать очень трудно. Вот эта рыба для меня мечта. И, видимо, в этом году я уже был там два раза, первый раз ничего не поймал, второй раз поймал несколько штук, самая большая была 15-16 килограммов, мы сняли об этом фильм, и скоро он выйдет на кассете, а при мне местный поймал на 24 килограмма чавычу, и я это все снял на видео. Ну, это фантастика.

Владимир Абарбанель: Вы часто так же, как мы видели на видео, ловили на Ахтубе?

Оскар Соболев: На Ахтубе я ловлю все время. Ловля на Ахтубе - это вообще-то моя работа. Я являюсь консультантом рыболовной базы "Успех". Довольно хорошая база, там многие рыболовы ее уже знают, она рекламируется, я там бываю примерно 2,5 месяца в год. Различными приемами пытаюсь поймать разную рыбу, чтобы консультировать потом людей. Вот приезжают рыболовы, ну, как мы говорим, "чайники", он вообще ловить не умеет, сначала ему там снасти показываю, все рассказываю, потом вывожу, показываю, как рыбу ловить, а дальше он уже действует сам. Как многие уже осели в своих местах...

Владимир Абарбанель: Ходит байка о рыболове, который поехал на Ахтубу и так там наловился, что вообще потерял интерес к рыбалке и бросил удочки...

Оскар Соболев: Да ну, ерунда, ерунда! Спросите любого рыболова, и он вам скажет, что чем больше ловишь, тем больше хочется ловить. Любой, любой! Другого ответа не существует. А все остальное - бредни. Кстати, о нашем рыболовном деле столько ходит всяких басенок, бредней и как угодно. В общем, треп идет, как говорят.

Владимир Абарбанель: Понятно... Жены рыболовов часто очень сетуют на то, что муж по выходным пропадает на рыбалке...

Оскар Соболев: Все зависит от того, умная жена или она не совсем. Умные жены понимают, что пусть лучше муж пропадает на рыбалке, это же хобби, это занятие, чем он занимается совсем другими делами, я не буду перечислять какими, но это надежное дело - рыбалка, а еще если он рыбу домой приносит, да еще если хорошую - радоваться только этому надо. Кстати, многие женщины увлечены. Причем, интересно, характер женщин, они азартнее мужчин, причем намного азартнее, вот я тренировал женскую и мужскую команды, как бы совместно, была там подготовка к чемпионатам крупным, мужчины еще только завтракают, а женщины уже все сидят на водоеме с рассвета, и они гораздо чаще выезжают на рыбалку, чтобы потренироваться... Трудно, конечно, трудно. Жена не должна ловить рыбу, по идее, с нашей точки зрения. Она должна сидеть дома, готовить на кухне, с детьми заниматься, муж должен делать, но не всегда так...

Владимир Абарбанель: И как уловы у женщин?

Оскар Соболев: Например, подмосковные наши спортсменки - у них довольно приличные, все зависит от подготовки.

Владимир Абарбанель: Оскар Яковлевич, я каждое лето провожу в Опухликах, это Псковская область, на озере Малый Иван. Вот за годы местные жители говорят, что рыбы все меньше...

Оскар Соболев: Я бы не сказал, что меньше. Сейчас вроде бы идет другая тенденция. Например, на реках, где раньше было судоходство, где было много заводов, которые спускали свои отходы, не стесняясь никак, естественно, рыба не только гибла, но и пахла керосином, а сейчас пароходов меньше, заводов работающих меньше. Не знаю, может, жестче контроль стал, но, во всяком случае по моему мнению, во многих реках именно с промышленными стоками, которые раньше страдали, рыбы стало больше. И вообще рыбы стало больше, но она стала как бы хитрее. Возьмем ту же самую Астрахань. Рыбы много, но многие приезжают и поймать ее невозможно. Они говорят: "Ну, чего, рыбы мало, мы вот сюда приехали, тут..." А я говорю: вот, давайте встанем утром рано, на рассвете, предположим, когда только-только начинает всходить солнце, еще не взошло, и вся рыба играть начинает. И вот стоит сесть и посмотреть, что творится на Ахтубе и на Волге, какое там огромное количество рыбы и сомов, все это выпрыгивает, красота необыкновенная. И вот тут рыболов понимает, что не оттого, что рыбы стало меньше, а от того, что, как правило, он ловить не умеет. Ведь в нашем деле - рыбной ловле - тоже нужна соответственная подготовка. Даже где много рыбы, как говорят, на халяву-то не поймаешь, просто удочка, крючок, поплавок еще ничего не значит, или блесна, нужна соответствующая, как вести, где ловить, какую прикормку сделать, в общем, это тысяча вопросов, и только познав их рыболов может отличиться.

Владимир Абарбанель: Но ведь появились и электроудочки?

Оскар Соболев: Это страшный бич. И правы вот в Латвии, я сейчас ездил, чемпионат мира там по мормышке был, они пять лет дают, вот поймали человека, все, без разговоров, пять лет.

Владимир Абарбанель: За электроудочку?

Оскар Соболев: За электроудочку. И стало более-менее нормально. Ну, у нас другие способы есть. Вот я на Селигер к друзьям езжу, они такие "крутые", все, они говорят, вот как электроудочник появится - будем стрелять, вот в нашем районе - будем стрелять. Все об этом знают. Это страшный бич. Убивает все. Надо судить.

Владимир Абарбанель: Но должен же быть какой-то закон, наверное.

Оскар Соболев: Ой, у нас много законов должно быть. Но они принимаются - так все это медленно делается. Мы сами рыболовы должны, как говорят, подсуетиться. И уж не знаю, как уничтожать, каким способом, этих электроудочников, но надо уничтожать, потому что иначе действительно рыбы не будет.

Владимир Абарбанель: Другой вопрос, сейчас появилось много дорогих, очень хороших снастей, появились люди, которые уже больше снастями увлекаются, а не рыбалкой. Вообще, вот сколько нужно денег на снасти, чтобы нормально поехать на рыбалку?

Оскар Соболев: А немеряно. Чем больше, тем лучше. Снасти появляются такие, что глаза разбегаются. Вот сейчас у нас проводятся в Москве рыболовные выставки два раза в год, это все на бывшем ВДНХ происходит, 69-й павильон, стоит зайти в этот павильон рыболову, и уходить не хочется, потому что столько снастей, а ведь раньше как мы бедствовали. Вот я, когда руководил сборной командой страны - для нас была проблема леску, обыкновенную леску, для сборной команды страны, были жуткие проблемы. А сейчас все ,что угодно, к твоим услугам, пожалуйста, любые снасти. У кого есть деньги - а чего же не купить хорошую снасть? Ради Бога.

Владимир Абарбанель: Как вы считаете, а сколько сейчас рыболовов в России?

Оскар Соболев: Когда-то выходил журнал "Рыболовство и рыбоводство". Главный редактор Таисья Ефимовна Лиховецкая разослала такую анкету по обществам по охотничье-рыболовным, и когда она собрала все сведения, но это с Советского Союза, оказалось, что больше 30 миллионов увлекаются рыбной ловлей, зарегистрированных, у которых есть билеты. А сейчас, в России, я, честно говоря, не знаю, потому что часть обществ развалилась просто, и никакой переписи не происходит, но много, и наши ряды постоянно растут.

Владимир Абарбанель: Знаете, считается, что рыболовы очень любят присочинить, когда рассказывают о рыбалке. Вы знаете какую-нибудь такую совершенно фантастическую байку о рыбалке или, может, сами рассказывали?

Оскар Соболев: Нафантазировать можно, конечно, кучу. Но что там. Обычно все наши рассказы вызывают такую, в общем-то, улыбку, куча анекдотов всяких разных, я в этом плане серьезный человек. И когда мы с вами соберемся где-нибудь за рюмочкой водки, или еще чего-нибудь, посмеемся, я вам и анекдоты, и баечку расскажу, а так все наши, в общем, действия вызывают улыбку. А так, ну что я могу сказать. Вот как вызвать смех окружающих - был такой случай, в позапрошлом году провалился на "Буране", "Буран" утонул, я выплыл, все нормально, все смеялись, хорошо, а для меня слезы. Или на Камчатке - вместе с очень дорогой камерой я улетел в воду, бултыхнулся, камеру замочил, съемок не получилось, все хохочут, а мне хоть плачь. Ну, вот скажите, смешно это? Кто-то смеется, а мне слезы.

Владимир Абарбанель: Ну, на рыбалке, наверное, все кажется веселым...

Оскар Соболев: Конечно, особенно, когда... Вы бы послушали, когда собираются рыболовы где-то на рыболовной базе, стоит хохот, все, в общем, дело-то само по себе веселое... Хорошая счастливая жизнь в компании хороших людей.

Владимир Абарбанель: А у вас есть какой-то особый рецепт приготовления ухи?

Оскар Соболев: Я сам не кулинар. Но тройную уху могу запросто сделать. Особенно - для ухи должен быть ерш. Вот когда-то готовил специально, когда мы много ерша ловили, вот на Синеже был очень крупный ерш, вот представляешь, ерш - сто граммов, вот это был ерш.

Владимир Абарбанель: А сейчас стало меньше ерша?

Оскар Соболев: Сейчас меньше. Как-то я просто ушел от этого ерша, мало его ловлю а раньше обязательно, если есть ерш - можно приготовить двойную, тройную уху, например, отвариваешь ерша, просто его кишочки вынул, с чешуей, со всем, 20-15 минут отварил, вот этот вот отвар куда-то слил, потом в это отваре отваривали окуней, просто, с чешуей, со всем, получался навар сами понимаете какой, рыбы много, а потом туда кусочки судака или щуки, немножко, три-пять минут, чтобы проварилось. Даже многие, когда я участвовал на съемках, и мы снимали все это дело, специалисты по изготовлению ухи - всегда выливали в уху полрюмочки водки и клали уголечек обязательно из костра, а кто-то, чтобы уха был светлее, тоже или яйцо туда клали, как-то, или добавляли еще что-то, лука головку, прием неочищенную туда бросали... У каждого свои секреты, у каждого. И вообще, приготовление ухи - это чудодействие.

Владимир Абарбанель: А какой напиток рекомендуется к такой ухе, и в каком объеме?

Оскар Соболев: Я как тренер, всю жизнь в спорте, старался, в общем, не пить. И сейчас не могу отдать предпочтение никаким напиткам. Ну, хорошая водка, наверное... Перед ухой - хорошая водка. Но я скажу, что рыбная ловля, это не пьянка в сапогах резиновых, как некоторые говорят. Далеко не пьянка. Настоящие рыболовы, в общем, далеки от этого дела.


Другие материалы за ближайшие дни:

c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены