Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)
8.1.2025
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[01-08-01]
Уникальная выставка экспонатов из коллекции князя Николая ЮсуповаЕлена Фанайлова, Москва: В Московском музее изобразительных искусств имени Пушкина во вторник открылась уникальная выставка экспонатов из художественной коллекции князя Николая Юсупова. "Ученая прихоть", - так, строкой Александра Сергеевича Пушкина из стихотворения "К вельможе", посвященному Николаю Юсупову, назвали выставку ее устроители. Свою знаменитую коллекцию западноевропейской живописи вельможа эпохи Екатерины Второй и Павла Первого, директор Эрмитажа, дипломат, международный меценат и человек более чем экстравагантных вкусов - Николай Борисович Юсупов собирал всю жизнь и хранил в подмосковной усадьбе Архангельское. Большинство предметов коллекции, помимо музея-заповедника Архангельское, который сейчас почти недоступен посетителям из за многолетнего ремонта, находится в российском Государственном Эрмитаже и Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Руководство Пушкинского музея выступило инициатором выставки, которая впервые представляет собрание Юсупова не только в его живописной части, но как полное универсальное собрание западноевропейского рисунка, фарфора, скульптуры, бронзы, гобеленов, в сопровождении архивных материалов. В частности, представлены уникальный каталог 20-х годов XIX века и переписка князя с Екатериной Второй и европейскими художниками. Коллекция Николая Юсупова современной ему французской живописи, то есть, галантной живописи конца XVIII века считалась лучшей в России до того, как была разрознена. Сначала сын и наследник Николая Юсупова Борис, чуждый художественным интересам отца, перевез часть коллекции в петербургский особняк в 30-х годах XIX века. Затем фрагменты коллекции в послереволюционный период попадают в главные музеи России - Эрмитаж и Пушкинский музей изобразительных искусств. Александр Бенуа - декоратор Русских сезонов в Париже, автор знаменитых мемуаров, художник русского модерна, течения, в его национальном варианте во многом ориентированного на французское галантное искусство конца XVIII века, считал картину "Геркулес и Омфала" кисти раннего Буше жемчужиной Юсуповской коллекции. За это полотно сам Бенуа был готов отдать половину собрания. Картина - собственность Пушкинского музея, и ее можно будет на выставке. Директор музея Ирина Антонова считает Николая Юсупова - директора Эрмитажа, Оружейной палаты и всех императорских театров эпохи Екатерины Второй, своим коллегой, а его собирательскую деятельность коллекционера и просветителя неким эстетическим окном в Европу, которое подобно работе русских меценатов и собирателей искусства рубежа XIX-XX веков: Ирина Антонова: Такой мощи процесс был потом уже только на рубеже XIX и XX века, когда Сергей Щукин и Иван Абрамович Морозов стали собирать современных им - и импрессионистов, постимпрессионистов, и художников, которые не могли считаться тогда ни в коей мере музейными, таких, как Матисс и Пикассо. Елена Фанайлова: Не менее значимой, чем французы, в собрании Юсупова является коллекция старых мастеров -голландцев и итальянцев - Жан-Батисто Тьеполло, Корреджио, Себастьяно Риччи. Устроители выставки руководствовались еще одним принципом - принципом реставрации оригинального пространства, в котором размещались картины, скульптуры, гобелены и мебель. Так, по сообщениям куратора выставки Любови Савинской, сотрудницы Музея имени Пушкина, на выставке частично воспроизводится зал "певца роскошных руин" Юбера Робера. Такой зал существовал в Архангельском: Любовь Савинская: Наверное, немногие сейчас могут похвастаться, что видели его в Архангельском. Ведь зал не существует как единый интерьер почти 15 лет - дворец закрыт на реставрацию. Елена Фанайлова: Реконструирована организаторами выставки и так называемая Амурова комната Архангельской усадьбы: Любовь Савинская: Она стала возможной только благодаря тому, что сюда - в Москву, приехали экспонаты из Эрмитажа. И вновь воссоединились, как это было в 20-е годы XIX столетия, картины Давида, Герена, Буальи - в один декоративный ансамбль. Они создают центр экспозиции выставки, как бы заявляя главный эстетический диалог вкусов владельца. Елена Фанайлова: А вкусы владельца вполне соответствовали нравам эпохи Просвещения. Выставка в Пушкинском музее воспроизводит одну из комнат в Архангельском, которая отражает научные опыты эпохи. Однако, идеи Вольтера провоцировали в русских вельможах не только ясность мысли близкую к цинизму и любовь к западной культуре, но и гедонизм на грани вседозволенности. Говорит ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа, один из организаторов выставки "Ученая прихоть" Александр Бабин: Александр Бабин: И амурная тема - одна из ведущих. Выставка называется "Ученая прихоть", но очень важно, что в первом варианте Александр Сергеевич Пушкин назвал строчку "Роскошная прихоть", и вот именно тема роскоши, человеческих удовольствий, наслаждения - она тоже проходит красной нитью... Елена Фанайлова: В последние годы Николай Юсупов удалил от себя жену и сына и лично затворился в Архангельском. Он лично следил за работой собственного фарфорового завода и утверждал эскизы для росписей, которыми становились сюжеты известных картин. Благодаря этому фарфору сегодня стало возможным представить, как выглядели утраченные ныне живописные полотна. Говорит куратор выставки Надежда Бережная: Надежда Бережная: Это касается небольшой картины Рембрандта "Голова молодого человека". Это касается картины художника Греза "Девочка в розовом платье"... Елена Фанайлова: Главным выставочным событием, безусловно, является экспозиция в России двух картин Рембрандта из собрания Юсупова. Это "Портрет мужчины в высокой шляпе и перчатках" и "Портрет женщины со страусовым веером в руке" из собрания Вашингтонской национальной галереи. Шедевры были вывезены из России после февральской революции князем Феликсом Юсуповым - младшим, который был одним из участников заговора против Григория Распутина и одновременно праправнуком коллекционера Николая Юсупова. Расходы по перемещению картин на выставку взяло на себе Общество друзей Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Нью-Йорке. Выставка коллекция князя Николая Юсупова "Ученая прихоть" продлится в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина до конца октября, а затем будет представлена в Санкт-Петербурге в Государственном Эрмитаже. Другие материалы за ближайшие дни:
См. также:
|
c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены
|