Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[27-04-02]

Новый фильм о Сергее Довлатове

Программу ведет Петр Вайль. С автором фильма о Сергее Довлатове Александром Донецким беседовала корреспондент Радио Свобода в Пскове Анна Липина.

Петр Вайль: По псковскому телевидению был показан документальный фильм о Сергее Довлатове. Как известно, Пушкинским горам Довлатов посвятил одну из самых известных своих книг - "Заповедник". Из Пскова сообщает наш корреспондент Анна Липина:

Анна Липина: Идея создания фильма принадлежит псковскому тележурналисту Александру Донецкому. Биография писателя некоторое время была связана с псковскими местами, а точнее - с Пушкинским музеем-заповедником, где Довлатов, работая экскурсоводом, начал писать повесть с одноименным названием "Заповедник". Не так давно поклонники таланта Довлатова были потрясены сенсационной находкой. В архивах Псковского кукольного театра случайно была обнаружена неопубликованная рукопись писателя. Это - пьеса для младших школьников: "Человек, которого не было". Новость об этом облетела многие центральные средства массовой информации и, разумеется, псковскую прессу. Как считает журналист Александр Донецкий, для многих это стало поводом открыть для себя Довлатова. Самого Донецкого идея популяризации имени Сергея Довлатова толкнула на создание фильма о нем и его творчестве. Жанр своего фильма Александр Донецкий определяет как художественно-документальный симбиоз:

Александр Донецкий: Мы просто из разных сочинений Довлатова выбрали такие небольшие фрагменты. И вот на этих фрагментах мы и построили биографию Довлатова. Это по существу получилось как бы автобиография. И, кроме того, конечно, сняли людей, которые его знали, и они дополнили этот рассказ Довлатова о себе. В результате как бы получилась довольно интересная мозаика мнений, воспоминаний и, собственно говоря, самопризнаний писателя.

Анна Липина: Как рассказал Александр Донецкий, съемки фильма проходили в трех местах - Таллинне, где Довлатов работал в газете "Советская Эстония", в Петербурге и под Псковом, в Пушкинских горах.

Александр Донецкий: Поехали в Пушкинские горы, нашли людей, которые знали, видели Довлатова, съездили в Питер, посетили квартиру, где он жил, соседа встретили, который знал его лично, до сих пор это коммунальная квартира, зашли в ту комнату, где он жил, она сейчас нежилая, кстати говоря, такая квартира производит довольно гнетущее впечатление. Никакого музея там, разумеется, нет.

Анна Липина: В Таллинне автору фильма удалось встретиться с тремя очень близкими знакомыми Довлатова:

Александр Донецкий: Это Михаил Рогинский, его друг, с которым он работал в "Советской Эстонии" вместе, и который описан как раз в "Компромиссе" под именем Михаила Шаблинского.

Анна Липина: Тот самый Шаблинский, пошляк, любитель женщин, ереванского коньяка и горкомовской охоты сейчас, по словам Александра Донецкого, стал "новым русским":

Александр Донецкий: Мы видели и разговаривали с Еленой Скульской, взяли у нее интервью, это тоже друг и коллега...

Анна Липина: Елена Скульска работала с Довлатовым в газете "Советская Эстония". По ее словам, Довлатова сейчас охотно читают в "Эстонии", произведение "Компромисс" переведено на эстонский язык и очень популярно.

Александр Донецкий: И с Тамарой Зибуновой мы разговаривали, довольно тоже откровенный разговор получился, и вот получился первый фильм, назвали мы его: "Довлатов и окрестности".

Анна Липина: Как утверждает Александр Донецкий, в процессе съемок он сам узнал много нового о Довлатове:

Александр Донецкий: Вообще, для меня было очень интересно, как для автора, как для журналиста, исследователя, может быть даже, проследить, насколько текст соответствует реальному человеку. Я имею в виду художественный текст его произведений. Потому что, собственно установка его прозы - как бы предельная исповедальность, такая как бы документальность, многие говорят, что это псевдодокументальность, например, Михаил Рогинский, у которого мы брали интервью, это прототип Шаблинского из "Компромисса", кто-то говорит, что ничего подобного, все так и было... Здесь как-то вот столкнулись несколько точек зрения.

Анна Липина: Тем не менее, по словам Александра Донецкого, все отзываются о Сергее Довлатове с теплотой, называют его яркой, талантливой личностью:

Александр Донецкий: Ну, скажем, вот его художественная позиция, которая заявлена в произведениях, вводит в некоторое заблуждение читателя. Кажется, что это человек как бы не литературный, что литература - это не главное, а так занятие, походя, на самом деле, оказалось, что это не так, это, не, скажем так, поза литературная или трюк художественный, на самом деле, он был очень литературным человеком, предельно литературным.

Анна Липина: Довлдатов вполне мог вписаться в советскую систему, сочинив пару-тройку повестей, угодных власть предержащим, но не делал этого. Автор фильма о Довлатове, кандидат филологических наук, тележурналист Александр Донецкий убежден, что Довлатов до сих пор не занимает в России места, подобающего масштабу его таланта:

Александр Донецкий: Все-таки Довлатов, несмотря на то, что можно сказать постепенно он становится классическим писателем русской литературы - новая классика, культовая личность, но все-таки он как-то мало известен, насколько мы можем судить из общения с простыми людьми. А потом, еще Довлатов, к сожалению, вот у нас как-то не занимает, мне кажется, подобающего ему места. Вот, Пушкин, Пушкин - все кричат, проводят постоянно эти праздники поэзии, но Довлатов вполне может вписаться, как мне кажется, в этот контекст. Не случайно он там появился, в заповеднике, это судьба, можно сказать, его вела. Потом "Заповедник" одна из лучших его вещей, с моей точки зрения, она как раз о Пушкине, о том, как Пушкин рифмуется с Лениным. Это все очень интересно у него играет в этой повести. Как художник Пушкину очень близок Довлатов, по качеству прозы; краткость, ирония - те задачи, которые ставил перед собой Пушкин, если взять пушкинскую прозу и довлатовскую, это мое личное такое мнение, Довлатов очень близок, конечно. Он не к Достоевскому близок, не к Тургеневу, а именно к Пушкину. То есть, это настоящий русский писатель, у которого писательство - это судьба, и она определяет всю его биографию, вот что я понял.

Анна Липина: На днях фильм о Сергее Довлатове и его творчестве демонстрировался в эфире псковского телевидения в рамках провозглашенной псковскими тележурналистами Недели Довлатова.


Другие материалы за ближайшие дни:


См. также:

  • Последние новости на тему "Культура"
  • Программы, посвященные событиям культуры

  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены