|
|
[04-04-00]
Liberty Live -
Новая правозащитная инициатива в СНГ
Лиля Пальвелева, Москва:
Ведущий программы "Liberty Live" Петр Вайль:
Правозащитники стран СНГ объединили свои усилия в работе над постоянно действующей программой, которая называется "Преследования по политическим и религиозным мотивам в странах СНГ". Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева:
Лиля Пальвелева:
Инициаторами создания новой программы стали несколько расположенных в Москве правозащитных организаций. В их числе Московская группа Международной Хельсинской Федерации. Вот пояснения председателя этой структуры Людмилы Алексеевой:
Людмила Алексеева:
Идея этого сотрудничества правозащитников состоит в том, что мы должны искать способы давления на наши власти и власти других государств, входящих в содружество, добиваясь, чтобы каждый член этого содружества выполнял свои обязательства по гуманитарным статьям, которые автоматически предоставляют свободу и политической оппозиции, и любой общественной деятельности в рамках закона.
Лиля Пальвелева:
Руководителям программы "Преследования по политическим и религиозным мотивам в странах СНГ" стал известный правозащитник Валентин Гефтер. Недавно он вернулся из Белоруссии, где сейчас проходят судебные процессы над участниками мирной демонстрации, состоявшейся 25 марта в Минске в день провозглашения в 1918-м году Белоруской Народной Республики.
Валентин Гефтер:
Здесь власть откровенно провоцировала, причем не только членов оппозиционных партий и активистов гражданских организаций, но просто рядовое даже население Минска на то, чтобы с одной стороны вовлечь их в так называемые фиктивные правонарушения вокруг площади, где собирался народ, а с другой стороны специально вовлечь их в оппозицию собственному режиму. То, что вменяется 99 процентам участников этих акций - полный правовой нонсенс. Например, участие в несанкционированном собрании, которого не было, хватали людей, которые проходили в этот момент, или просто стояли и глазели, или пассивно ждали, что произойдет - хватали всех подряд. Были привлечены наиболее неквалифицированные кадры милиции и правоохранительных органов. Все, что происходит дальше: и суды, попытка судей тех, кто поприличнее, оправдать или дать самые слабые наказания - те, кто штампуют, дают, что положено - все это производит впечатление, что власть немного растеряна, не знает, как ей себя вести, и почему-то очень боится этих мирных шествий и демонстраций.
Лиля Пальвелева:
Впрочем, по оценкам Валентина Гефтера судебные процессы над участниками демонстраций проходят в деловой и спокойной обстановке:
Валентин Гефтер:
Процессуально все соблюдается, белорусские правозащитники очень активно участвуют на этих процессах в качестве наблюдателей, везде обвиняемые требуют адвокатов и они допущены - по административным делам это не везде происходит, даже в Москве... Но должен вам сказать, что само обвинение "участие в несанкционированном собрании", которого не было, есть некий правовой нонсенс, и судьи это понимают. И второе, что, конечно, производит отвратительное впечатление - это свидетельства милиционеров - сотрудников МВД. Одни и те же сотрудники - участковые и другие, ходят к разным судьям по разным делам и свидетельствуют, что, якобы, такой-то человек был на этой площади и там нарушал - будто бы объявляли, что нельзя присутствовать, а он нарушал. Тут же выясняется, что, во-первых, его там вообще не было,
во-вторых, они часто путают, а человек был не на этой площади, а в трех кварталах от нее. Потом, они не могут сказать, в чем был одет человек, и тот ли был человек. Судьи это видят. Наиболее приличные судьи даже выносят представление к органам МВД? "Кого вы посылаете - что же вы лжесвидетелей даете"?! Менее приличные судьи делают вид, что ничего не происходит, и штампуют: предупреждение, 44 миллиона "зайчиков", или освобождение за отсутствием состава преступления. Самое худшее, что сейчас есть - 10 суток Вячеславу Сивчику, одному из руководителей Белорусского Народного Фронта.
Лиля Пальвелева:
Взаимоотношения власти и оппозиции в другой бывшей советской республики - Киргизии изучает Олег Панфилов - директор Центра экстремальной журналистики Союза Журналистов России. По его словам, в Киргизии сейчас происходит что-то очень похожее на агонию киргизского либерализма. 22 марта в Бишкек был арестован самый популярный лидер киргизской оппозиции Феликс Кулов. Рассказывает Олег Панфилов:
Олег Панфилов:
Феликса Кулова очень сильно травили во время выборов в Национальное Собрание. Он победил в первом туре выборов в Национальное собрание с большим отрывом от своих соперников, а во втором туре вдруг неожиданно для всех проиграл. Это было 12 марта, а с 12 марта в Киргизии начались беспорядки. Начались митинги, начались пикеты и, кстати, пикет и голодовка на Центральной площади Бишкека продолжаются до сих пор, а Феликс Кулов сидит в тюрьме, и тут же начались гонения на независимую прессую. Вокруг Акаева собирается некая группа людей, то, что в России принято называть "семьей". Улыбающийся академик Акаев, президент "островка демократии в Центральной Азии" выглядел намного лучше других президентов. Но, сейчас, я думаю, идет борьба за власть. Президент Акаев не может выдвигаться на следующих президентских выборах, согласно Конституции. Но его окружение хочет сохранить власть. Единственный соперник на предстоящих выборах - Феликс Кулов.
Лиля Пальвелева:
Если Феликс Кулов, которого как считает Олег Панфилов, преследуют по политическим мотивам, обвиняется все-таки по статьям, не имеющим отношения к политике, то в Грузии есть группа заключенных, которых без всяких оговорок называют политическими. Слово Валентину Гефтеру:
Валентин Гефтер:
Это - ситуация с заключенными звиадистами, то есть, сторонниками свергнутого президента Гамсахурдиа. Четверо уже длительное время голодают. Это - маленькая группа людей, участников гражданского конфликта. Грузинские власти давно заверяют, что происходит медленное замирение, что некоторые уже вышли - они помилованы, и про этих заключенных как бы все забыли.
Лиля Пальвелева:
Однако, правозащитники настаивают на том, что без широкой амнистии политического урегулирования в Грузии не произойдет.
|
|