Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
19.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Права человека
[16-02-00]

Liberty Live -
Российская сторона не говорит все, что знает

Обозреватель Радио Свобода Александр Батчан беседует с Ником Дэниловым - американским журналистом, профессором школы журналистики Северо-Восточного университета в Бостоне, в годы "холодной войны" корреспондентом журнала "US News and World Report" в Москве.

Александр Батчан:

Далекий от завершения инцидент с Андреем Бабицким напомнил мне другую историю 15-летней давности с американским журналистом Ником Дэниловым, которая закончилась хэппи-эндом. Сын русского эмигранта, покинувшего Санкт-Петербург еще до революции, Дэнилов в годы "холодной войны" работал в Москве корреспондентом популярного американского еженедельника " US News and World Report", когда его арестовали по сфабрикованному обвинению в шпионаже. Теперь Ник Дэнилов профессор школы журналистики Северо-Восточного университета в Бостоне. В интервью со мной по телефону он сказал, что он и его студенты очень переживают по поводу Андрея Бабицкого, ведь неизвестно, жив ли российский журналист. В беседе с Ником Дэниловым я вспомнил, как я и мои коллеги в Америке переживали когда-то и за самого Дэнилова, ставшего жертвой провокации КГБ. Я спросил его: "Не испытываете ли вы сами ощущения "дежа вю" ( уже знакомого), наблюдая то, что происходит с Бабицким? Чем это похоже на вашу историю 1986-го года, и чем это отличается"?

Ник Дэнилов:

В 1986-м году я был арестован в Москве, потому что в Нью-Йорке в то время ФБР арестовало одного советского физика, который занимался шпионажем. В конце концов, в том скандале 1986-го года нашли выход из этого положения и обменяли меня на шпиона Захарова, который был задержан в Нью-Йорке. В этом смысле можно сказать, что есть какое-то сравнение, потому что за Бабицкого освободили двоих российских солдат. Но возникает такой вопрос: справедливо ли менять журналиста за людей, которые служили солдатами. Вопрос тоже в некоторой степени возник в 1986-м году, потому что я был простым журналистом, советская сторона хотела доказать, что я занимался шпионажем, а это была неправда.

Александр Батчан:

Мыслимо ли было в советское время предположить, что советский режим, советское правительство, КГБ войдет в контакт с лицами, которые находятся вне закона и будет проводить обмен такого рода? Я имею в виду, что в советское время, скорее всего, если человека хотели наказать или посадить, то это делали в советском суде. Они не могли сделать так, чтобы человек, известный на Западе и в своей стране, просто исчез с лица земли. Сейчас наоборот - в суде диссидентов могут оправдать, как это произошло с Никитиным и Сойфером, с другой стороны, человек может просто исчезнуть, несмотря на то, что этот человек очень известен. Такой парадокс?

Ник Дэнилов:

Это мне кажется очень опасным. Он исчез, неясно, жив он или нет. Мне кажется очень странным то, что неясно, кому отдали Бабицкого. Неизвестно - отдали ли его чеченцам, или гантамировским чеченцам, или человеку, который вообще был одет как чеченец, а, может быть, это был какой-нибудь агент ФСБ.

Александр Батчан:

Сравните пожалуйста реакции американского правительства в вашем случае и в случае с Бабицким. Насколько различие обусловлено тем что тогда все это разворачивалось в годы "холодной войны", а сейчас -нет?

Ник Дэнилов:

В 1986-м году рейгановская администрация очень волновалась за меня, и президент Рейган сам вмешался в это дело и поднял очень большой шум. Но это объясняется тем, что я был американцем, и, вообще, Америка защищала своего человека. Сегодня здесь, конечно, есть вопрос о свободе слова, но, к сожалению, Бабицкий - не гражданин США, хотя он и работает на американское радио. Я сам считаю, что администрация Клинтона могла бы, конечно, прилагать больше усилий для освобождения Бабицкого, потому что здесь, конечно, есть серьезный принцип - принцип свободы слова. Идет война, и, конечно, чтобы осветить эту войну, надо, чтобы люди имели сведения с обеих сторон. Бабицкий был одним из тех очень немногих, кто имел храбрость и возможность передавать новости с чеченской стороны.

Александр Батчан:

Нет ли у американских фирм, в том числе, теле и радио компаний каких-нибудь формальных обязательств относительно защиты прав своих сотрудников, нанятых на местах, особенно, в недемократических, нестабильных странах?

Ник Дэнилов:

Я думаю, что конечно, есть какое-то обязательство, но я сомневаюсь, что это предусмотрено договором. Просто здесь есть моральный принцип лояльности со стороны компании к своим работникам.

Александр Батчан:

Ник Дэнилов считает также, что история с Бабицким уже нанесла урон репутации Владимира Путина.

Ник Дэнилов:

Здесь ясно, что российская сторона не говорит все, что знает.

c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены