|
|
[24-12-99]
Liberty Live
Итоги визита Строуба Тэлботта в Москву
Редактор Радио Свобода Александр Батчан беседовал с профессором Колумбийского университета Робертом Легволдом.
Александр Батчан:
Вчера завершился двухдневный визит в Москву заместителя госсекретаря США, занимающегося вопросами отношений с Россией, Строуба Тэлботта. По итогам этой поездки я провел интервью с ведущим американским экспертом по России профессор колумбийского университета Робертом Легволдом. Судя по всему, как считает профессор Легволд, московский визит Строуба Тэлботта, призванный определить, насколько новый состав Думы благоприятен для разрешения чеченского кризиса, продолжения реформ и сближения США и России в переговорах по сокращению ядерных арсеналов, его не очень порадовал. Господин Легволд, не был ли такой исход поездки предсказуемым, учитывая, что к власти в России пришла "партия войны", которая теперь, получив мандат от общества, будет проводить еще более жесткую политику и по отношению к Чечне, и по отношению к Западу?
Роберт Лэгволд:
Я думаю, что результаты переговоров в Москве действительно не были неожиданными в свете прошедших выборов, и не только потому, что выборы укрепили позиции военных и прочих силовых структур России, которые будут теперь оказывать большее воздействие на внешнюю политику страны, но также и потому, что Путин, убедившись, что такая воинственная позиция - это выигрышный лотерейный билет на предстоящих президентских выборах, не станет ее менять, и я опасаюсь, что российская позиция по отношению к Западу окажется в обозримом будущем столь же негибкой. То есть, вряд ли Путин будет стремиться завершить войну. Скорее всего, он будет тянуть до выборов, разумеется, стремясь снизить потери российских сил или, по меньшей мере, обеспечить их минимальную огласку. Но для будущего
американо-российских отношений важно то, как эта новая политика будет оформлена на дипломатическом уровне. Ельцин на днях уже определил ее, посоветовав Западу не совать свой нос не в свои дела. Видимо, на том же будет стоять и Путин. С другой стороны, Тэлботт в ходе визита также избрал жесткую линию, дав понять российским лидерам, что американо-российские отношения испытывают глубочайший кризис и будут ухудшаться до тех пор, пока Россия не найдет адекватное гуманное решение чеченского вопроса. Ведь если подтвердятся сведения о бойне в Алхан-Юрте, которая, по информации американского эксперта, скорее всего, имела место, то это вызовет ужасный скандал.
Александр Батчан:
"А насколько сроки поездки Тэлботта вызваны слухами о готовящемся штурме Грозного, который он своим приездом в Москву стремился предотвратить"? - спросил я профессора. Роберт Легволд не думает, что такие опасения могли быть главной целью поездки Тэлботта, к тому же, если власти не предприняли фронтальной атаки на Грозный до выборов в Думу, то сейчас это им тем более не нужно.
Тем не менее, боевые действия в Чечне продолжаются, и захват Грозного имеет место, только другими метолами, при которых также страдает гражданское население. Каковы будут последствия для России дальнейшего ведения войны в Чечне? Прежде всего, в сфере экономики, где она так нуждается в Западе?
Роберт Лэгволд:
Нет сомнения в том, что военная операция в Чечне наносит удар по американо-российским отношениям. Вопрос в том, будет ли критика России со стороны администрации США сопровождаться экономическими санкциями. Пока США не склонны использовать давление на Россию посредством займов МВФ. Что касается задержки или отказа в кредите тюменской нефтяной компании, то я думаю, что здесь главное не Чечня, а реальный конфликт между этой компанией и западными фирмами "Бритиш Петролиум" и "Амоко". Но я не сомневаюсь, что и США, и ЕС применят подобные рычаги давления на Россию, если не будет найдено гуманное решение чеченского конфликта. Я также не сомневаюсь, что Россия будет сопротивляться этому нажиму. Словом, эскалация напряженности между Россией и Западом в случае продолжения войны в Чечне неизбежна.
Александр Батчан:
Но если Россия не намерена прекращать войны в Чечне, во всяком случае, до президентских выборов, то почему тогда Путин высказал надежду, что
американо-российский договор СНВ-2 о сокращении вдвое ядерных арсеналов двух стран может быть ратифицирован еще старой Думой на последней сессии.
Роберт Лэгволд:
Я думаю, что правительство Путина и министр иностранных дел Иванов пытаются подобно канатоходцу во что бы то ни стало сохранить хрупкий баланс, с одной стороны, демонстрируя жесткую линию по Чечне и в сфере военного соперничества с США - отсюда и особая жесткость в подходах к возможной модификации Договора по противоракетной обороне, а с другой стороны, России необходимо сохранить рабочие отношения с Западом, в особенности с международными финансовыми институтами. Потому, стремление Путина ратифицировать СНВ-2 можно рассматривать как надежду Кремля сохранить этот баланс, но в силу сложившегося политического климата в России, мне представляется, что это - иллюзия. Действительно, если генерал Ивашов будет продолжать настаивать на увязке ратификации СНВ- 2 с незыблемостью условий Договора по противоракетной обороне, то вряд ли СНВ-2 будет ратифицирован, каким бы ни был состав новой Думы, поскольку США в любом случае намерены приступить к созданию системы национальной противоракетной обороны. Вопрос только в сроках. Вашингтон, стремясь сгладить неминуемый конфликт с Россией, уже передвинул дату официального заявления о начале работы над системой противоракетной обороны. Предполагалось сделать это в июне, перед президентскими выборами в России, что было бы совсем глупо.
Александр Батчан:
Среди российских политических элит распространено мнение, что вопрос о том, кто потерял Россию, будет в центре президентской кампании в США, и что одной и задач, стоявших перед Тэлботтом в Москве, было убедить Путина, чтобы тот не топил Гора своей непримиримостью, что дало бы республиканцам возможность подвергнуть демократического кандидата нападкам, что, дескать, его российская политика была провальной, и это, якобы, ослабит Гора, проведя в Белый Дом республиканца Буша-младшего, который уж точно будет стремится к созданию систем противоракетной обороны?
Роберт Лэгволд:
Я не думаю, что вопрос: "Кто потерял Россию, каковы были провалы российской политики администрации Клинтона"? - будет важной темой в ходе предвыборной кампании в США. Ведь, несмотря на разразившуюся минувшей осенью полемику в этой области, этот вопрос не вызвал особого интереса в американском обществе. С другой стороны, я не исключаю, что Тэлботт дал понять Путину, быть может вскользь, что в Америке близятся выборы нового президента. И если все ведущие кандидаты склоняются к созданию системы противоракетной обороны, то, в отличие от демократов Гора и Брэдли, республиканец Буш-младший не только ускорит этот процесс, но и не продолжит борьбу за ратификацию США важного договора о всестороннем запрете на ядерные испытания. Но ужесточение американской политики в отношении России произойдет не сейчас, а после выборов, если их выиграет кандидат республиканец. Вместе с тем, по мнению американского эксперта, американская администрация в преддверии выборов вряд ли пойдет на компромиссы с Россией. Так что, в целом, можно заключить, что в 2000-м году - году выборов президентов двух стран, отношениям между США и Россией не суждено испытать былой теплоты.
|
|