|
|
[06-03-00]
Liberty Live -
Обстоятельства освобождения польских заложниц в Чечне
Станислав Филипчак, Варшава:
Две похищенные в августе прошлого года в Дагестане польские ученые -Зофия Фишер-Малановская и Эва Мархвиньска-Вырвал вернулись на родину. "Мы очень счастливы, что уже находимся на свободе и безопасности. Но у нас не хватает сил, чтобы радоваться", - сказала профессор Фишер-Малановская. По официальным данным, польки были освобождены в результате операции, согласованной и проведенной Главным управлением по борьбе с организованной преступностью Российского МВД, а также чеченскими партизанами, подчиненными вице-президенту Чечни Вахе Арсанову. Неизвестно только, какое убедительное предложение партизаны Арсанова передали братьям Ахмадовым, которые задерживали обеих полек. Во всяком случае, они были освобождены в установленный день, и им даже показали дорогу, по которой надо было идти в сторону свободы. Чеченцы, которых польки встретили на этом пути, были именно партизанами Арсанова. Представительство Чечни в Польше заявило в связи с этим, что похищенных полек не освободили российские силы, а обе женщины, якобы, были свободными уже с декабря, а на прошлой неделе президент Аслан Масхадов поручил вице-президенту Арсанову передать их в руки российской стороны.
Али-Рамзан Ампукаев, который подписал это заявление, утверждает, что "польки были похищены
преступно-мафиозной структурой, выполняющей любое поручение спецслужб России не только на территории самой Чечни, но и на всем Северном Кавказе, а правительственные силы Чечни их освободили и передали российской стороне". Сами же польки о своем освобождении говорят так: "До 21 ноября мы были заложниками. Потом нас перевезли к Рамазану Ахмадову, который сказал, что он нас освободил. Он несколько раз повторял, что "мы свободны, но он нас не желает отпустить, поскольку в Грузии посольство не желает с ним связываться". 22 февраля Ахмадов сказал нам, что ему надо уходить в горы, а нас из-за нашего возраста он не может взять с собой, и мы можем делать все что угодно. Это было с районе Борзоя. Со стороны Грузии примерно в трех километрах от нас находились русские десантники, а с другой стороны федеральные войска были в 15 километрах от нас. Деревня находилась под сильным артобстрелом. Мы решились идти вправо. По дороге мы наткнулись на какую-то машину, в которой ехали двое молодых мужчин. Они отвезли нас в лес в землянку. 1 марта они же сказали, что в селе находятся три сотрудника российского МВД, которые нас ищут - они уже давно следили за нами, но всегда опаздывали на один шаг. Среди них был один мужчина, который 16 часов без отдыха и под обстрелом искал нас в горах, Потом мы уже вместе пробивались в Шатой, где были российские войска. Я скажу одно, - добавила Эва Мархвиньска. - Этим русским я очень благодарна. Благодаря ним впервые с момента похищения мы почувствовали себя уверенно, а надежду мы теряли не раз. Не знаю, можете ли вы себе представить, как выглядит война, в ходе которой применяют разные виды оружия. Мы были всюду там, где была самая сложная ситуация, потому что мы всегда были при штабе Ахмадовых. Иногда я говорила себе: "Уж ладно, раз надо умирать, так надо. Но почему в Чечне?! Больше я туда никогда не поеду".
Президент Польши Александр Квашневский, премьер-министр Ежи Бузек и министр иностранных дел Бронислав Геремек отправили российским властям письмо со словами благодарности. В нем высказывается надежда, что освобождение польских ученых положительно повлияет на развитие польско-российских отношений.
|
|