Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
30.11.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Война в Чечне
[04-01-02]

Спецоперации стали основной формой боевых действий в Чечне

Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют ведущий программы Радио Свобода "Кавказские хроники" Олег Кусов, беседовавший с сотрудником полномочного представительства Чеченской Республики при президенте России Эди Исаевым и членом правления Комитета солдатских матерей России Надеждой Авдеевой, а также корреспондент РС на Северном Кавказе Хасин Радуев.

Андрей Шарый:

В Курчалоевском районе Чечни российские войска продолжают проводить спецоперацию. Как утверждает командование федеральных сил, за пять минувших дней в Курчалоевском районе убито более 100 человек. Рассказывает обозреватель Радио Свобода Олег Кусов:

Олег Кусов:

Спецоперации стали основной формой боевых действий в Чечне. Локальные вооруженные стычки периодически возникают в различных селениях республики. Военные утверждают, что в ходе спецопераций, как правило, они уничтожают или задерживают бойцов чеченских отрядов. Жители чеченских селений рассказывают о многочисленных жертвах во время спецопераций со стороны мирных людей. Если придерживаться точки зрения военных, то приходится сделать вывод, что бойцы сопротивления до сих пор скрываются почти во всех чеченских населенных пунктах. Это означает, что контртеррористическая операция провалилась окончательно, поскольку российские военные, уничтожив в течение двух лет десятки тысяч людей, даже не смогли вытеснить противника в горы, и фактически у них нет способа справиться с противником. Если к истине ближе мирные жители, то военные продолжают в Чечне операцию в основном против них. О спецоперации в Курчалоевском районе Чечни рассказывает наш корреспондент на Северном Кавказе Хасин Радуев:

Хасин Радуев:

Полностью блокированы населенные пункты Курчалой, Гельдаген и Цоцин-Юрт. К ним подтянуто большое количество бронетехники. Сплошные обыски и проверки проходят в Цоцин-Юрте. В этом селе запрещено всякое передвижение людей и транспорта. Республиканское телевидение со ссылкой на военных сообщает, что в Цоцин-Юрте убито более 30 человек, которые считаются участниками вооруженных формирований. За все время проведения спецоперации из этого населенного пункта вышли несколько женщин. Они рассказывают, что убиты, по меньшей мере, пятеро жителей. Все они - молодые люди до 25 лет, в том числе и служитель сельской мечети. Сведений о количестве задержанных пока нет, хотя, по словам очевидцев, через проверку прошли десятки человек. Каких-либо боевых столкновений пока в Цацан-Юрте не было. Изредка раздается автоматная стрельба, на улицах села много военной техники и солдат. В райцентре Курчалой и в Гелдагене идут так называемые "адресные зачистки". Все дороги, ведущие в эти населенные пункты, тоже перекрыты.

Олег Кусов:

Бесчинства на территории Чечни продолжаются уже более двух лет, с первых дней боевой операции. Все это время военные относятся к мирным чеченцам враждебно, в свою очередь, мирные жители чаще бандитами называют военных, а не бойцов сопротивления. Это происходит несмотря на частые убийства чеченцев, сотрудничающих с федеральными силами. Гораздо страшнее для чеченцев так называемые "зачистки". От подобного произвола чеченцев не в состоянии защитить гражданская власть. Сотрудники чеченской администрации утверждают, что положить конец бесчинствам возможно только после передачи основных функций местным властным структурам. Рассказывает сотрудник полномочного представительства Чеченской Республики при президенте России Эди Исаев:

Эди Исаев:

Не знаю, кому это нужно, или кто-то этому способствует, но отдельные воинские формирования в Чечне позволяют себе такие дикие вещи, даже озвучить иногда просто неприятно. Вот, буквально недавно в Аргуне проходили так называемые "коллектные зачистки". Что получилось - был обстрел из дальнобойного оружия, погибло около 50 человек... Пока вот такие будут действия - мир в Чечне нескоро наступит. Мы всегда противопоставляем себе мирных жителей, они видят такую вакханалию, грабеж, здесь злорадствуют, называют контрактники, они появляются у нас на три месяца, потом нагло заявляют: "Да мне веди ты хоть Хаттаба - я приехал заработать деньги"... МВД Чеченской Республики надо воссоздать.

Олег Кусов:

Однако, сегодня военные в Чечне по-прежнему чувствуют свою безнаказанность. Продолжает сотрудник полномочного представительства Чеченской Республики при президенте России Эди Исаев:

Эди Исаев:

Прокурор республики Чернов - его специально созданная бригада занимается выявлением фактов этих неправомерных действий. Это грабеж, это убийства...Но на сегодняшний день из всех фактов неправомерных действий военных осуждено всего-навсего 11 человек. Ну, друзья, когда есть тысячи заявлений, жалобы в адрес прокуратуры, в адрес правозащитных организаций - меры не принимаются...

Олег Кусов:

Чеченские беженцы до сих пор не намерены возвращаться домой. Они остаются наиболее незащищенными персонажами войны, поскольку военные по прежнему действуют в отношении всех чеченцев по принципу: кто не с нами и кто не в наших рядах - тот против нас. В новогоднюю ночь на границе Ингушетии и Чечни антивоенную акцию протеста провели несколько активисток общероссийской общественной организации Комитет солдатских матерей России. Женщины пришли на приграничный блок-пост со свечами. Они стояли несколько часов, освещая себя тусклыми огоньками, потом они поехали в Грозный. Акцию протеста они посвятили годовщине новогоднего штурма Грозного, во время которого погибли тысячи солдат и мирных жителей. О своих впечатлениях рассказывает участница акции протеста, член правления организации Комитет солдатских матерей России Надежда Авдеева:

Надежда Авдеева:

Должно же когда-то все прекратиться. Ну, не должны же люди жить в таких условиях, как мы увидели - разрушенный весь город, раненый город. И среди этих разрушений елка огромная. Люди все-таки подходят и фотографируются, а рядом разрушенные дома, ни одного целого дома нет. Как люди выживают?! Это же должно когда-то прекратиться...

Олег Кусов:

Но и в эти дни в различных селах Чечни проходили спецоперации военных. Люди продолжают гибнуть, военные по-прежнему противятся мирным переговорам.


Другие материалы за ближайшие дни:


См. также:

  • Последние новости на тему "Чечня"
  • Программы, посвященные Событиям на Кавказе

  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены